|
|||
В течение 2005–2006 годов журнал «Вестник учебной и детской литературы» осуществлял информационную поддержку проекта «Информатизация системы образования» 1. Эта работа проводилась по договору с Национальным фондом подготовки кадров (НФПК). На страницах нескольких номеров мы рассказывали о направлениях и перспективах проекта. Информационно-аналитические материалы по этой теме, подготовленные журналистами «Вестника учебной и детской литературы», размещались также в «Учительской газете» и газете «Первое сентября». Более подробный материал по этой теме можно найти в литературе, список которой прилагается ниже. __________________ Новый проект информатизации образования в отличие от предшествовавших федеральных программ 2 ориентирован в первую очередь не на поставки «железа», а на широкое внедрение информационных и коммуникационных технологий во все сферы образования: учебный и воспитательный процесс, подготовку и повышение квалификации педагогов, административную и методическую деятельность. Очевидно, что новый проект информатизации образования способен сильно повлиять не только на рынок цифровых образовательных ресурсов, но и на всю систему книгоиздания для средней школы. ___________________ Директор НФПК Елена Соболева так сформулировала главную идею проекта: «Мы должны создать такие условия, при которых только очень ленивый педагог не будет использовать информационные и коммуникационные технологии в своей работе» 3. ______________________ Создавать такие условия предполагается по трем направлениям. Первое направление: разработка учебных материалов нового поколения на цифровых носителях. На первом этапе проекта будет создано свыше 150 учебно-методических комплексов и более 75 тысяч цифровых информационных источников по всем основным предметам общеобразовательной школы. Второе направление: профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования. В 50 регионах страны будет проведено повышение квалификации более 400 тысяч педагогов, изменена практика подготовки студентов педвузов. Предполагается также развитие системы интернет-обучения и поддержка заочных школ. Третье направление: создание методической инфраструктуры информатизации школы. Уже существует система из 232 межшкольных методических центров (ММЦ) в семи пилотных регионах (Республика Карелия, Ставропольский, Красноярский и Хабаровский края, Калужская, Челябинская и Пермская области). В проекте примут участие свыше 6 тысяч школ этих регионов. Интересно, что именно первый компонент проекта – создание учебных материалов нового поколения на цифровых носителях – его руководители считают самым важным 4. ____________________ В рамках проекта ИСО предложена современная типология образовательных ресурсов и введены новые термины. Так, в нем принят новый термин «цифровые образовательные ресурсы» (ЦОР). Несмотря на то, что компьютерные технологии вошли в отечественное образование еще в середине 80-х годов прошлого века, до сих пор в этой сфере нет единой устоявшейся терминологии: говорят об «электронных учебных изданиях», «образовательных компакт-дисках», «учебном софте» и т.д. Между тем, определение «цифровые» – более точное, чем «электронные»: ведь к последним можно отнести также видео- и аудиозаписи, которые создаются и проигрываются не только с помощью электронных средств. Кроме того, этот термин соответствует общемировой тенденциии тотального перехода на цифровые технологии. Слово же «ресурсы» подчеркивает деятельностный характер образования. Именно в духе деятельностного подхода развивается передовая отечественная и зарубежная педагогическая мысль и, соответственно, выстраивается вся идеология проекта ИСО. В рамках проекта в данный момент разрабатываются три вида комплексных учебных материалов нового поколения, которые условно можно разделить на традиционные и инновационные. Цифровые приложения к существующим учебникам. Этот вид учебных материалов должен удовлетворить нынешние потребности школы. Использование цифровых приложений к учебникам позволяет увеличить наглядность, стимулировать учителя к применению новых образовательных технологий, повысить учебную самостоятельность школьников. Создание приложений к существующим учебникам не обеспечит резкого повышения качества образования, однако это позволяет привлечь достаточно большое количество педагогов и создать условия для дальнейшего развития электронного обучения. При разработке приложений к учебникам ставится задача обеспечить тесную связь между цифровыми и текстовыми материалами и возможность быстрого перехода со страницы книги к электронному ресурсу (в Пермском региональном институте педагогических информационных технологий, в частности, разработана технология использования в учебнике штрих-кода, отсылающего к соответствующему цифровому фрагменту). Уже разработаны цифровые наборы к наиболее востребованным в школе учебникам и учебно-методическим комплексам. Показательно, что во многих регионах уже сегодня вводят различные нормы обязательного использования учителями цифровых образовательных ресурсов в своей работе (например, не меньше пятидесяти в течение года). Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК). Этот вид представляет собой перспективные разработки, ориентированные не только на «сегодня», но и на «завтра» отечественного образования. Он позволяет отойти от существующих учебников и программ, даже проблематизировать существующие стандарты. По замыслу разработчиков, ИУМК должны быть ориентированы на изменение существующей образовательной практики, а именно на полную реализацию деятельностного подхода: ребенок не получает «свыше» некое готовое знание, а создает его в ходе самостоятельной учебной деятельности. ИУМК должен содержательно и методически обеспечивать изучение того или иного предмета, в него будут входить не только цифровые, но и «бумажные» учебные материалы: учебник, методическое пособие, книга для учителя и т.д. Предполагается, что такие материалы будут востребованы прежде всего творческими учителями, самостоятельно планирующими процесс обучения на основе стандарта по предмету и примерной (или авторской) программы. Информационные источники сложной структуры (ИИСС) – также перспективный вид учебных материалов. Этот инновационный ресурс в отличие от ИУМК обеспечивает не весь учебный предмет или курс, а небольшой его фрагмент, несколько тем или определенный вид деятельности учащихся в рамках изучения предмета. Это может быть специализированная энциклопедия по искусству или истории, определитель растений или животных, геоинформационная система, лента времени, виртуальная лаборатория, интерактивная таблица Менделеева, композиционный разбор картины, трехмерная модель памятника архитектуры, атлас звездного неба и т.д. Все созданные в рамках проекта ИСО ресурсы пройдут апробацию в российских школах. Уже создана разветвленная сеть апробационных площадок: в каждом из семи пилотных регионов проекта выбраны от шести до десяти школ, на базе которых будут проводиться испытания учебных материалов, вне регионов проекта выбрано еще 96 площадок. В числе последних – много участников экспериментальной апробации 2002–2005 гг., ряд школ Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска, Кемеровской и Белгородской областей. Апробационными площадками стали школы разных категорий: городские и сельские, «продвинутые» и простые общеобразовательные. При выборе площадок учитывалось их техническое оснащение, участие в различных программах по информатизации, внедрению в учебный процесс цифровых образовательных ресурсов. В полной мере процесс апробации разрабатываемых в проекте ИСО ресурсов будет запущен в сентябре 2006 и завершится летом 2008 года. Помимо новых учебных продуктов в рамках проекта ИСО создается общедоступная Единая национальная коллекция цифровых образовательных ресурсов. В нее войдут не только продукты, разрабатываемые в проекте, но и ресурсы, созданные в рамках прошлых госзаказов, лучшие электронные издания, существующие на рынке, качественные бесплатные материалы, размещенные в Интернете. Для коллекции будут закуплены графические, текстовые, музыкальные и видеообъекты, необходимые для изучения школьного курса по всем предметам. Это будут цифровые изображения произведений культуры, явлений природы, представителей растительного и животного мира, исторических событий, тексты учебников, художественных произведений, научных работ и архивных документов, интерактивные модели физических явлений и процессов, цифровые копии научно-популярных и художественных фильмов и так далее. С каждым цифровым образовательным ресурсом будет связана карточка описания, дающая информацию о том, при изучении каких предметов и тем его можно использовать, с какой целью (объяснение материала, контроль и оценка знаний учащихся и т.д.). Фактически идет речь о создании интерактивной версии образовательного стандарта, включающей подборки цифровых ресурсов по каждому его разделу с рекомендациями по их возможному использованию в учебном процессе. Коллекция адресована трем основным
группам пользователей: разработчикам учебных
материалов Модель государственной Национальной образовательной коллекции цифровых ресурсов в том виде, как она заложена в проекте ИСО, во многом уникальна. Наиболее близким для нас является опыт Австралии, где портал департамента образования содержит ссылки на довольно обширную коллекцию ресурсов. Там отработана схема пополнения собрания за счет разработок учителей, причем предусмотрена интересная процедура предварительной экспертизы таких разработок. В США часто аналогичные коллекции формируются вокруг университетов или департаментов образования отдельных штатов. В Польше есть частная коллекция, также постоянно пополняемая, но доступ к ней возможен только на платной основе. В России коллекция принципиально формируется как общедоступная. Литература В ожидании революции «снизу» : Информатизация школы как командный вид спорта // Первое сентября. – 2006. – № 19. Вместе с государством : Интервью с менеджером московского представительства «Microsoft» Романом Кузнецовым // Вестник учебной и детской литературы. – 2006. – № 3. Зачет для директора, или Операция «Ноутбук» // Учительская газета. – 2006. – № 14. Коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) за рубежом // Вестник учебной и детской литературы. – 2006. – № 3. Кондаков А. Информатизация школы должна получить содержательную поддержку / А. Кондаков // Вестник учебной и детской литературы. – 2006. – № 2. Критерии оценки цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и/или его фрагмента // Вестник учебной и детской литературы. – 2006. – № 3. Муранов А. Коллекция : Зачем нужно цифровое собрание учебных ресурсов / А. Муранов // Вестник учебной и детской литературы. – 2006. –№ 3. Норкин А. Командный подряд / А. Норкин // Первое сентября. – 2006. – № 3. Норкин А. Ресурс для творческого учителя : Через два года российские школы получат первые инновационные УМК / А. Норкин // Первое сентября. – 2005. – № 71. «Опыт адекватной оценки ИКТ-компетентности сформировался на олимпиадах по информатике – как российских, так и международных» : интервью с Мариной Цветковой // Первое сентября. – 2005. – № 55. Поляков С. В ожидании «цифрового бума» : Проект «Информатизация системы образования» открывает новые перспективы российского рынка электронного обучения / С. Поляков // Вестник учебной и детской литературы. – 2006. – № 2. Поляков С. Ресурсы для каждой школы : Обзор учебных материалов, разрабатываемых в Проекте ИСО / С. Поляков // Вестник учебной и детской литературы. – 2006. – № 2. Проект «Информатизация системы образования». – М. : Локус-Пресс, 2006. Семенов А. Предметники мира в Сети / А. Семенов // Первое сентября. – 2005. – № 63; № 71. Цыганков В. Гардероб полон, а надеть нечего : Что может дать отечественный и зарубежный опыт будущим авторам новых электронных УМК / В. Цыганков // Вестник учебной и детской литературы. – 2006. – № 2. Что такое ИУМК? // Вестник учебной и детской литературы. – 2006. – № 2. Что такое ЦОР? // Вестник учебной и детской литературы. – 2006. – № 2. Шалов В. Полевые испытания : Все ресурсы, разработанные в проекте ИСО, пройдут апробацию в школах / В. Шалов // Вестник учебной и детской литературы. – 2006. – № 3. Юрьева И. 13 кабинетов – счастливое число : Зачем шахтерскому городу межшкольный методический центр / И. Юрьева // Учительская газета. – 2006. – № 18. |