Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2006


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Картотека опыта

Мария Андреева, Марина Короткова

«Интеллигентным притвориться нельзя»

Материалы для беседы у книжной выставки к 100-летию Д.С.Лихачева

Уходя из жизни, человек продолжает жить, – он живет
в своих делах.

Д.С.Лихачев

В ноябре 2006 года исполняется 100 лет со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева.

Нынешний год объявлен в России Годом гуманитарных наук, культуры и образования – Годом академика Дмитрия Лихачева (Указом Президента РФ). В научных кругах пройдут традиционные Лихачевские чтения. Но масштаб личности этого ученого и человека выходит далеко за рамки научной академической среды. Крупнейший исследователь древнерусской литературы, истории искусства, поэтики, текстологии, действительный член Российской Академии наук, почетный член многих зарубежных академий, академик Лихачев пережил все, что пережила Россия в прошлом столетии.

Студентом был сослан в страшные Соловецкие лагеря, во время Великой Отечественной войны пережил блокаду и, несмотря ни на что, продолжал свои исследования в области древнерусской литературы. Начиная с 1985 года и вплоть до смерти в 1999 году, Д.С.Лихачев был самым авторитетным человеком в вопросах морали и нравственности, защиты культуры, уважаемым во всех слоях нашего общества. Всю жизнь работа была для него источником его душевной прочности. «Влияние его на нашу культуру и жизнь было и есть огромно, необходимо, бесценно», – написал о нем Виктор Астафьев.

Предлагаем материал для беседы у книжной выставки «Классик русской культуры» о жизни, научной работе и творчестве Д.С.Лихачева и некоторые формы работы по данной теме.

Годы детства и учений
(1906–1928)

Многим в своем воспитании я обязан школам, в которых учился.

Д.С.Лихачев

С XVIII века предки Д.С.Лихачева жили в Петербурге и владели золотошвейными мастерскими. Отец – инженер-электрик – и два его брата.

Дмитрий Сергеевич Лихачев родился 28 ноября 1906 года. Отец его в то время был главным управляющим почт и телеграфов Петербурга. Когда пришло время определиться с будущей профессией, юноша выбрал для себя гуманитарное образование.

Перед нами карта Санкт-Петербурга и окрестностей, отметим на ней места, связанные с детством и юностью Д.С.Лихачева.

Во-первых, это – частная гимназия Карла Ивановича Мая (1914), располагавшаяся по адресу – Петроградская сторона, 14-я линия Васильевского острова.

Во-вторых, – 190-я трудовая школа им. Лентовской (адрес – Петроградская сторона, Плуталовская ул.).

Летом семья жила на даче в Куоккале. Куоккала (с 1948 года Репино) – это небольшой дачный поселок
на побережье Финского залива в 42 км к северо-западу от Санкт-Петербурга. Дачи здесь были относительно дешевы и жила здесь преимущественно творческая интеллигенция. (Можно проиллюстрировать портретами И.Е.Репина, К.И.Чуковского, В.В.Маяковского, Л.Андреева, М.Горького и др.) Здесь в это время жили И.Е.Репин, К.И.Чуковский, В.В.Маяковский, в Куоккалу приезжали В.Э.Мейерхольд и др. известные деятели культуры и искусства. Для детей в Куоккале было раздолье: устраивались детские праздники, весело отмечались дни рождения, именины, ставились небольшие спектакли, устраивались танцы и фейерверки. Все взрослые с удовольствием веселились вместе с детьми:

Куоккала была царством детей. На пляже слышался гомон детских голосов. К морю уходили на целый день. По воскресеньям на пляже играл оркестр: это означало, что было благотворительное представление. Представления были и в куоккальском театре.

В дни рождения и именин детей обычно иллюминировали сад китайскими фонариками, обязательно жгли фейерверк; впрочем, Горький на своей даче зажигал не только фейерверки, но и просто костры без всякого повода.

Интересы детей, их развлечения господствовали. Взрослые с удовольствием принимали участие в детских играх. Дух озорства проявлялся в местном театре, где выступал иногда и Маяковский, читали Репин, Чуковский, мальчишки пели озорные песни про пупсика, «большую крокодилу»...

В этой обстановке расцветала озорная живопись, озорное сочинительство (пьес и стихов), по преимуществу для детей.

Д.С.Лихачев. Воспоминания.
(СПб, 1999).

И еще один очень важный адрес – Ленинградский университет (1923–1928). На карте города – Университетская набережная, д. 7. Здание Двенадцати коллегий, одно из старейших зданий Петербурга, построенное в 1722–1747 годах по проекту архитектора Д.Трезини.

ФОН – Факультет общественных наук (факультетский фольклор, по воспоминаниям Д.С.Лихачева, расшифровывал аббревиатуру как Факультет Ожидающих Невест).

Трудно перечислить все то, чему я научился и что я узнал в университете, – вспоминал Д.С.Лихачев, – Дело ведь не ограничивалось слушанием лекций и участием в занятиях. Бесконечные и очень свободные разговоры... Хождение на диспуты и лекции <...> где выступали Есенин, Чуковский, различные прозаики, актеры. Посещения Большого зала филармонии... Все это развивало, и во все эти места открывал доступ университет. Он учился на двух отделениях: романо-германском и славяно-русском (языкознание и литература). Университет окончил в 1928 году. Написал две дипломные работы: о переводах Шекспира в России конца XVIII – начала XIX вв. и о древнерусских повестях (о патриархе Никоне).

Соловки и Беломоро-Балтийский канал (1928–1932)

На карте – Соловецкий остров в Белом море. На территории этого острова в 1923–1939 годах был Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН) – тюрьма, главным образом, для политзаключенных. С 1967 года остров – музей--заповедник, а с 1991 года – возвращен Русской православной церкви.

В 20-е годы в Петрограде существовало множество кружков, которые посещала молодежь.

В 1927 году Д.С.Лихачев стал часто бывать в доме на Зверинецкой улице. Члены кружка, что здесь собирался, – восемь молодых людей – называли себя Космической Академией Наук (КАН). На одном из заседаний Дмитрий Лихачев выступил с докладом на тему о преимуществах старой орфографии. С установлением сталинской диктатуры над умами и душами, с 1928 года начались гонения на кружки интеллигенции,
на их встречи и беседы. Все «академики» Космической Академии Наук были арестованы ОГПУ. 8 февраля 1928 года пришли и за Дмитрием Лихачевым, нашли в доме белогвардейскую литературу, и его арестовали. Полгода провел он в камере-одиночке, но там сидело еще пять человек. Это было, пожалуй, самым тяжелым периодом в его жизни, как вспоминал впоследствии сам Д.С.Лихачев. Его «Беседы прошлых лет» повествуют об этом периоде в жизни будущего академика.

Чему я научился на Соловках? Прежде всего, я понял, что каждый человек – человек. <...> Интеллигенция в условиях Соловков не сдавалась. Она жила своей, часто скрытой от посторонних глаз жизнью, собираясь и обсуждая разные философские проблемы. <...> Заключенные поддерживали друг друга, помогали.

Д.С.Лихачев

Заметки о Соловках в 1928–31 гг.

На Соловках Д.С.Лихачев просидел четыре с половиной года, потом был отправлен на Беломоро-Балтийский канал. Все это время он занимался археологией, изучал криминалистику, записывал биографии беспризорников, составлял картотеку воровского языка. Вернулся Д.С.Лихачев в Ленинград из заключения в 1932 году. А в 1935 году вышла книга «Черты первобытной примитивизации воровской речи». Потом – «Обычаи воровской игры в карты».

В Ленинграде Д.С.Лихачев работал литературным редактором в Соцэкгизе, корректором в типографии «Коминтерн», ученым-корректором в издательстве Академии Наук. В 1937 году он перешел в Пушкинский дом.

Война. Блокадный Ленинград. 1941–1945 годы

Накануне – 11 июня 1941 года – Лихачев защитил кандидатскую диссертацию «Новгородские летописные своды XII века». Началась Великая Отечественная Война. На призывном пункте Д.Лихачев получил бронь по состоянию здоровья (язвенные кровотечения после Соловков), но находился в осажденном Ленинграде. Вместе с археологом Тихоновой он написал книгу «Оборона древнерусских городов». В тоненькой книжечке была 101 страница, но вскоре после издания, авторы стали получать на нее отклики с передовой, с фронта под Ленинградом. Все свои блокадные записки, которые он вел в годы войны, Д.С.Лихачев отдал А.Адамовичу и Д.Гранину, когда те работали над «Блокадной книгой».

После войны, в 1947 году, защитил докторскую диссертацию по истории русского летописания «Очерки об истории литературных форм летописания XI–XVI веков».

Д.С.Лихачев вспоминал, что древнерусской литературой и древнерусским искусством он начал заниматься с 1923 года, еще в университете, «с чувством жалости и печали».

Я хотел удержать в памяти [уходящую] Россию, <...> собрать ее изображения, показать их друзьям, рассказать о величии мученической жизни. Мои книги – это, в сущности, поминальные записочки, ...всех не упомнишь, когда пишешь их – записываешь наиболее дорогие имена, и такие находились для меня прежде всего в Древней Руси.

Д.С.Лихачев.
Беседы прежних лет

Знать все то лучшее, что создано русским народом, – создано в неимоверно тяжелых условиях, – уметь понимать произведения древнего искусства, уважать их и любить – не только обязанность всякого человека, но и великое счастье. Знание истории своего народа, памятников его культуры <...> позволяет по-новому увидеть и оценить современность. Знание прошлого – это понимание современности. Современность – это итог прошлого.

Д.С.Лихачев. Из вступительной статьи к книге «Культура Древней Руси» (Л., 1967)

ИРЛИ – Институт русской
литературы (Пушкинский дом) Академии наук.

Он был основан по решению Академии наук в 1905 году (15 декабря).

Имя Пушкинского Дома
Академии Наук!
Звук понятный и знакомый,
Не пустой для сердца звук!

– писал А.Блок.

На карте Петербурга – Васильевский остров, набережная адмирала Макарова. Белокаменное здание
с круглой башней, по проекту архитектора И.Ф.Лукина, было построено в 1832 году. На фронтоне медные фигуры Нептуна, Меркурия, Цереры – древнегреческих богов моря, торговли и плодородия. Здесь ранее располагалась таможня.

Д.С.Лихачев почти 60 лет работал в Пушкинском доме, кабинет № 203 (с 1937 года). За это время вышли его работы, посвященные древнерусской литературе, – более 500 исследований. Среди них перевод «Слова о полку Игореве», «Человек в литературе древней Руси», «Заметки
о русском», «Земля родная», «Русская культура» и др.

Общественная деятельность. Признание

Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьезно что-то значительное.

Д.С.Лихачев

В течение ряда лет академик Д.С.Лихачев был Председателем Российского фонда культуры. Дважды лауреат Государственной премии. Герой Социалистического труда.

Восемь национальных академий и столько же университетов (среди них Оксфордский, Эдинбургский) удостоили его своими почетными званиями.

30 сентября 1998 года был награжден орденом апостола Андрея Первозванного.

Первый Почетный гражданин Санкт-Петербурга (1993).

Имя Лихачева присвоено малой планете № 2877 (1984).

Д.С.Лихачев занимался защитой памятников культуры. Ему мы обязаны сохранением: Невского проспекта, Екатерининского парка в Пушкино, парка в Павловске, Земляного вала вокруг Новгорода, сотен церквей и храмов с их фресками и иконами.

В течение нескольких лет Д.С.Лихачев дружил со школьным литературно-краеведческим кружком «Дым Отечества». Его организовала учитель литературы школы № 90 Алла Ивановна Корнеева. В клубе собралась целая библиотека книг, подаренных ребятам Дмитрием Сергеевичем, с его посвящениями и рисунками. Ребята, участники клуба, решили изучать старославянский язык, чтобы читать древние книги в подлиннике. Д.С.Лихачев помогал им в этом начинании.

Как ученый он стал совестью народа, лидером общественности, ему верили, его уважали. Он был Человеком с большой буквы. За всю свою жизнь Д.С.Лихачев ничего
не сделал против совести, он мечтал об обществе добра и согласия между людьми. Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества, – писал он.

Д.С.Лихачев оставил несколько книг-размышлений о жизни, о добре, о прекрасном: «Беседы прежних лет», «Заметки и наблюдения», «Раздумья», «Воспоминания», «Письма
о добром и прекрасном».

Дмитрий Сергеевич Лихачев скончался 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге.

Духовное завещание Д.С.Лихачева

Как духовное завещание звучат его строки из книги «Раздумье».

Десять заповедей человечности:

1. Не убий и не начинай войны.

2. Не помысли народ свой врагом других народов.

3. Не укради и не присваивай труда брата своего.

4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.

5. Уважай мысли и чувства братьев своих.

6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.

7. Чти природу как матерь свою и помощницу.

8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.

9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.

10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

К его 90-летию были написаны стихи.

Вы, как всегда, глядитесь лордом,
Про вас сказали: «Соль земли»..!
От Соловков и до Оксфорда
Пути тернистые легли.
Вы в жизни видели немало,
Когда свобода шла вразнос.
В названьи Беломорканала
Для Вас не пачка папирос.
Вам дни голодные знакомы,
И дом Большой, и дни разлук,
И имя Пушкинского дома
Академии наук
Вас ржа эпохи не задела,
С ума блокада не свела,
Вы знали: слово – это дело,
Творя высокие дела.

Книги, чтение и библиотеки
в жизни Д.С.Лихачева

1. Его книжная полка. Он любил читать и перечитывать: «Войну и мир» Л.Н.Толстого, книги М.А.Булгакова, В.Г.Распутина, стихи Е.А.Баратынского (особенно «Пироскаф»), Г.Р.Державина, В.А.Жуковского, Б.Л.Пастернака, О.Э.Мандельштама и др. Из детского чтения особенно ему запомнился сборник «На суше и на море».

2. Библиотеки. Д.С.Лихачев:

Библиотеки важнее всего в культуре... Сегодня личные библиотеки в очень многих домах. Свою библиотеку не надо делать слишком большой, не надо заполнять ее книгами “одноразового чтения”. Дома должны быть книги повторного чтения, классики (и притом любимые), а больше всего справочники, словари, библиография.

Письма о добром и прекрасном. Письмо 23-е –
«О личных библиотеках»

3. Чтение.

Основной <...> способ своего интеллектуального развития – чтение. Чтение не должно быть случайным.

Письмо 22-е – «Любите читать!»

Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. Именно они дают человеку правильный и эстетичный кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость.

Письмо 26-е «Учитесь учиться»

Библиография

Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / Д. С. Лихачев. – М. : Дет. лит., 1989. – 238 с.

Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. Беседы прежних лет / Д. С. Лихачев // Школьная роман-газета. – 1997. – № 3 (15). – С. 3–40, 57–96.

Лихачев Д. С. Интеллигентным притвориться нельзя / Д. С. Лихачев // 15 встреч в Останкине. – М. : Политиздат, 1989. – С. 144–171.

Лихачев Д. С. Раздумья / Д. С. Лихачев ; сост. и общ. ред. Г. А. Дубровской. – М. : Дет. лит., 1991.

Лихачев Д. С. Беседы прошлых лет / Д. С. Лихачев // Наше наследие. – 1993. – № 26–27.

Лихачев Д. С. Экология – проблема нравственная / Д. С. Лихачев // Наше наследие. – 1991. – № 1. –
С. 3–4, 7.

Лихачев Д. С. Три основы европейской культуры и русский исторический опыт / Д. С. Лихачев // Наше наследие. – 1991. – № 6. – С. 15–24.

Лихачев Д. С. Что век грядущий нам готовит... Диалоги / Д. С. Лихачев, Н. Г. Самвелян // Круг чтения. 1990 : Календарь. – М. : Политиздат, 1989. – С. 14, 28, 42, 56, 70, 84, 98, 112, 126, 140, 154, 168.

Слово о полку Игореве / пер. Д. С. Лихачева // «Слово о полку Игореве» в изложении для школьников с приложением лучших сочинений. – М. : Современный литератор, 2003. – С. 3–28.

Лихачев Д. С. Золотое слово русской литературы / Д. С. Лихачев // Слово о полку Игореве. – М. : Дет. лит., 1972. – С. 5–38. – (Школьная библиотека).

Лихачев Д. С. Бессмертное произведение древней русской литературы // «Слово о полку Игореве» в иллюстрациях и документах / Д. С. Лихачев ; сост. О. А. Панин ; под ред. Д. С. Лихачева. – Л. : Учпедгиз, 1958. – С. 3–14.

Лихачев Д. С. Культура Руси XII века, времени создания «Слова о полку Игореве». Летописная повесть о походе князя Игоря // Злато слово. Век XII / Д. С. Лихачев ; сост. Н. С. Борисова. – М. : Мол. гвардия, 1986. – С. 233–268.

Лихачев Д. С. Вступительные статьи // Культура древней Руси / Д. С. Лихачев ; сост. Э. С. Смирнова ; под ред. Д. С. Лихачева. – Л. : Просвещение, 1967. – С. 5–6, 9–21, 85–96, 145–156, 209–220.

Михельсон Т. Первая русская летопись // Рассказы начальной русской летописи / Т. Михельсон, Д. Лихачев. – М.: Дет. лит., 1966. – С. 5–24. – (Школьная библиотека).

Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» как художественное целое / Д. С. Лихачев // Альманах библиофила. Вып. 21. Слово о полку Игореве – 800 лет. – М. : Книга, 1986. – С. 268–292.

Шеваров Д. «Давайте будем людьми счастливыми...» : Дмитрий Лихачев // Д. Г. Шеваров. Освещенные солнцем : Добрые лица XX века. – М. : Московский учебник, 2004. – С. 180–184.

Шеваров Д. «Давайте будем людьми счастливыми...». Дмитрий Лихачев // Библиотека в школе. – 2006. – № 7. – С. 38–40.

Духовное завещание Лихачева // Библиотека. – 2000. – № 9. – С. 14–16.

Пижурина Н. Последний луч Серебряного века : К столетию со дня рождения Дмитрия Лихачева // Учительская газета. – 2006. – № 11–12. – С. 21.

VI Международные лихачевские научные чтения. 26–27 мая 2006 года. Приглашение // Учительская газета. – 2006. – № 14. – С. 29.

Год Лихачева // Книжное обозрение. – 2006. – № 7. – С. 1.

Программа года Лихачева // Книжное обозрение. – 2006. – № 8. – С. 1.

Добринская Л. Б. Рассказы из Пушкинского Дома : эссе / Л. Б. Добринская. – Л. : Дет. лит., 1983. – 175 с.

Синдаловский Н. А. Петербург : Путеводитель / Н. А. Синдаловский. – СПб. : Норинт, 2002. – 400 с.

Карта Санкт-Петербурга – в любом издании.

Вы знали: слово – это дело,
творя высокие дела

Предлагаем провести с читателями.

1. Неделя открытых добрых дел. ...Эта тема для размышлений и для небольшого эссе. Действие происходит в неизвестное время. Люди открывают для себя счастье доброты...

Д.С.Лихачев

Какие у вас будут добрые дела? Подумайте и напишите.

2. Уроки Дмитрия Сергеевича Лихачева. В жизни надо иметь служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

Д.С.Лихачев

Это тоже может быть небольшое эссе. Прочитайте «Письма о добром и прекрасном». Напишите свои впечатления.

3. Диспут или подиум-дискуссия. Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивает свои убеждения. В слоге сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и <...> самоуважение.

Д.С.Лихачев

Вопросы для обсуждения:

  • Современны ли сегодня такие личности, как Лихачев?

  • Каковы, на ваш взгляд, важнейшие постулаты, которым обязан следовать современный молодой человек?

  • Что значит быть интеллигентом?

  • О каком человеке можно сказать, что он внутренне красив?

Организовать диспут или подиум-дискуссию вам помогут:

Громова О. В поисках толерантности : Подиум-дискуссия как форма внеклассной работы / О. Громова // Библиотека в школе – Первое сентября. – 2004. – № 20. – С. 19–23.

Щуркова Н. Е. Классное руководство : Игровые методики / Н. Е. Щуркова. – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 224 с.

Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н. Е. Щуркова и др. – М., 1994. – 112 с.

4. Нравственные вершины человека. О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет. Д.С.Лихачев

Человеческие качества, идеалы, его нравственные вершины. В «Письмах о добром и прекрасном» названы положительные и отрицательные черты человеческого характера. Например:

  • доброта, совесть, память, благожелательность...

  • зависть, жадность, карьеризм...

Попробуйте средствами графики изобразить эти понятия. (Графика – искусство изображения предметов контурными линиями и штрихами, без красок; начертание письменных или печатных знаков, букв).

Какие известные вам литературные герои олицетворяют эти понятия? Приведите примеры.

 

Мысль в подарок

Даже в случаях тупиковых, когда все глухо, когда вас не слышат, – будьте добры высказывать свое мнение. Не отмалчивайтесь, выступайте. Я заставлю себя выступать, чтобы прозвучал хоть один голос. Пусть люди знают, что кто-то протестует, что не все смирились. Каждый человек должен заявлять свою позицию. Не можете публично, – хотя бы друзьям, хотя бы семье.

Дмитрий Лихачев