Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2006


НАШИ АССОЦИАЦИИ

Крым

Джеральд Р. Браун

«Модель решения проблем» как средство развития информационной грамотности: комплексный подход

Джеральд Р. Браун
консультант по библиотечному и информационному обслуживанию в школе, почетный посланник Международной ассоциации школьных библиотек Виннипег, Канада

Доклад, представленный на международной конференции «Крым–2005»

  • То, как школа использует свою библиотеку, показывает, что в ней понимают под образованием.

  • Не говорите мне о своих убеждениях, – покажите, что вы делаете, и я скажу, каковы ваши приоритеты.

  • Школьная библиотека – это просто место. Работа школьной библиотеки – это то, что делает ее необходимой для учебного процесса в целом.

 

Что такое
информационная грамотность?

Информационная грамотность – это технология учебы. Она складывается из умения человека:

  • осознать личную потребность в информации для решения той или иной проблемы;

  • выработать стратегию поиска, ставя значимые вопросы;

  • найти информацию по данной теме;

  • отсортировать, организовать, проанализировать найденную информацию и оценить ее релевантность;

  • оценить качество, точность, авторитетность и надежность информации;

  • сформировать собственную реакцию на нее;

  • представить аудитории (или самому себе) свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы;

  • оценить эффективность проделанной работы по следующим критериям: изученный материал, приобретенные навыки и решение поставленной задачи;

  • доказать, что полученные знания оказали влияние на личные позиции и поведение;

  • осознать, что модель решения проблем применительно к задачам развития информационной грамотности можно распространить на все сферы жизни человека. Это инструмент для превращения индивидуума в активного члена общества, которое строится на знаниях.

В понятие информационной грамотности входят: умение пользоваться различными носителями информации (печатными, цифровыми и другими), понимать, формировать и размещать информацию, успешно применять эффективные методы нахождения информации, оформлять и публиковать текстовые и мультимедийные материалы, осваивать новые технологии.

Что такое обучение
информационной грамотности?
Как оно выглядит?

Учителя применяют в школе как основной метод обучения технологию «единая модель решения проблем». (У нас это чаще всего называют исследовательскими методами обучения. – Ред.).

Учащиеся пользуются той или иной составляющей модели решения проблем при выполнении любых заданий. В эту модель входят:

  • определение проблемы;

  • оценка имеющихся ресурсов;

  • анализ /осознание/синтез найденной информации,

  • демонстрация изменений в знаниях/позиции/поведении в отношении данной темы.

Задания планируются с целью развития навыков критического мышления.

Учащимся предлагается активно формулировать ключевые вопросы по теме их поиска.

Предполагается, что для получения необходимой информации учащиеся пользуются материалами на различных носителях.

Учащиеся имеют возможность использовать разные варианты представления результатов своего решения проблемы.

При оценке задания учитываются как содержание, так и процесс получения результата.

Вырабатываются специальные обозначения степени сложности проектов (например, А, B, С). Они помогают учащимся понять, какой уровень подготовки нужен для успешного выполнения данного проекта.

Рекомендуемые стратегии
организации обучения

(Информационная грамотность – обязательный элемент в преподавании любого предмета. Отсюда и возникли эти рекомендации. – Ред.)

  • Желательно, чтобы директор поручил работникам школы изучить различные модели решения проблем и сформировать такую, какой могли бы пользоваться все классы.

  • Учителям предлагается в ходе совместного планирования работы использовать модель решения проблем как один из основных шагов в этом процессе.

  • В качестве справочного (опорного) материала используются специально построенные схемы, отображающие алгоритм решения проблем.

  • Унифицированный язык модели зачастую используется для того, чтобы помочь учащимся прояснить свои мысли и называть выполняемые действия.

  • Учителя демонстрируют друг другу примеры работы учащихся.

  • Лучше организовывать небольшие проекты с гарантированным успехом, а не масштабные и сложные мероприятия, в которых можно завязнуть из-за слишком больших трудностей в организации.

  • Работникам школы предлагается делиться успехами друг с другом, обмениваться опытом.

Как оценивать
результаты обучения
информационной грамотности

(вопросы, на которые должен отвечать ваш директор)

  • Используется ли в школе единая модель решения проблем?

  • Проводятся ли тренировочные занятия, помогающие учителям осваивать эту модель?

  • Поощряет ли директор использование этой модели в процессе оценки работы совместно с учителями (на семинарах, педсоветах)?

  • Умеют ли учащиеся четко называть последовательные этапы модели?

  • Вошло ли у учеников в привычку, начиная новый проект, прибегать к модели решения проблем?

  • Хранятся ли в школе образцы работ учащихся, основанных на этом подходе?

Во многих школах внедрение модели решения проблем – один из способов реализации программ формирования информационной грамотности через школьную библиотеку. На представленной далее схеме сравниваются обучение через получение знаний и обучение через исследование. Эти два педагогических принципа можно весьма успешно комбинировать.

На этапе планирования чрезвычайно важно учесть работу по решению проблем. При определении содержания такого урока, а также планируемых процессов/умений необходима совместная работа учителя и библиотекаря.

Далее мы рассмотрим признаки фундаментальных вопросов, которые ставят учителя и/или ученики, а также дадим образец этапов одной из моделей решения проблем. Затем определим те навыки, которые необходимо сформировать, чтобы учащиеся могли справиться с заданием. Для того чтобы ученики приобрели эти умения, они должны стать неотъемлемой частью учебного процесса на всех уровнях обучения (см. схему на с. 9).

Образец модели решения проблем

Восемь умений, которые должны приобрести ученики в ходе обучения по данной модели:

1. Определение

  • определять тему/предмет исследования;

  • определять и понимать целевую аудиторию презентации;

  • выбирать соответствующую форму для готового продукта;

  • выявлять ключевые слова;

  • планировать стратегию поиска;

  • определять круг и тип ресурсов, в которых можно найти информацию.

2. Исследование

  • находить ресурсы, соответствующие выбранной теме;

  • находить информацию, соответствующую теме;

  • проводить опросы, участвовать в исследовательских выездах (экскурсии, практика), вести другие внешние исследования.

3. Отбор

Сюда входит умение:

  • выбирать релевантную (соответствующую запросу) информацию;

  • определять степень сложности источников (слишком простые, слишком сложные или в самый раз);

  • фиксировать нужную информацию путем записей или с помощью наглядных форм (схемы, графики, эскизы);

  • определять этапы процесса;

  • подбирать подходящие ссылки.

4. Организация

  • сортировать информацию;

  • различать факты, мнения и вымысел;

  • проверять источники на тенденциозность;

  • располагать информацию в логическом порядке;

  • использовать наглядные формы для сравнения или противопоставления информации.

5. Создание

  • · переосмысливать полученную информацию и излагать ее своими словами;

  • · пересматривать и редактировать информацию (самостоятельно или с товарищами);

  • · грамотно оформлять работу.

6. Представление

  • · готовиться к активной презентации итогов работы;

  • · излагать информацию перед целевой аудиторией;

  • · отображать информацию в формате, соответствующем аудитории;

  • · правильно устанавливать и использовать технику.

7. Оценивание

  • · воспринимать обратную связь от других учеников;

  • · после оценки работы учителем самостоятельно оценивать собственные результаты;

  • · размышлять над тем, насколько хорошо получилось;

  • · определять, приобрел ли новые умения;

  • · размышлять, что можно будет сделать лучше в следующий раз.

8. Применение

  • · анализировать обратную связь и оценки;

  • · использовать данные обратной связи и оценки для следующей работы или задания;

  • · использовать приобретенные знания в самых разных новых ситуациях;

  • · определять, в каких других предметах можно будет теперь применять эти навыки;

  • · ввести данный продукт в портфель личных достижений (портфолио).

Что дает молодым людям школьная библиотека
(Схема Барбары Стриплинг)

Признаки фундаментальных вопросов

· На них не существует однозначного правильного ответа.

Пример: Отражает ли искусство культуру или формирует ее?

· Они поднимают другие принципиальные вопросы, нередко выходящие за предметные рамки.

Пример: Верно ли, что в природе выживают только сильнейшие?

· Они затрагивают философские или теоретические основы той или иной дисциплины.

Пример: Неизбежно ли для истории быть тенденциозной?

· Они повторяются снова и снова, и их могут обдумывать и первоклассники и студенты.

Пример: Что делает великую книгу великой?

· Они формулируются так, чтобы вызвать и поддержать в учениках интерес.

Пример: Обязательно ли полезная пища должна быть невкусной?

 

Подробности:
какие умения, когда и как?

Здесь предлагается развернутый план, в котором мы более подробно опишем умения, полученные учеником в результате работы над исследовательским проектом. На каждом из этапов ученик:

1. Определение

  • · формулирует свою информационную потребность;

  • · создает понятийную сеть, отображающую идеи проекта;

  • · подбирает синонимы (ключевые слова) к темам поиска;

  • · вырабатывает план изучения проблемы;

  • · формирует стратегию поиска;

  • · находит в словарях значения слов,

  • · понимает дефиниции, даваемые в словарях;

  • · понимает структуру книги;

  • · пользуется карточным или электронным каталогом для поиска информации;

  • · успешно пользуется в работе энциклопедиями: колонтитулами, указателями, ключевыми словами, перекрестными ссылками);

  • · умеет участвовать в мозговом штурме и сообщать свои мысли окружающим;

  • · продумывает методы рационального расходования времени, чтобы уложиться в срок;

  • · думает об аудитории, для которой предназначается готовый продукт.

2. Исследование

  • · способен собрать информацию во время опроса или экскурсии;

  • · знает основные правила работы с компьютером (в лаборатории или в библиотеке);

  • · бегло просматривает материалы, чтобы определить форму презентации и найти конкретную информацию по изучаемому вопросу;

  • · вырабатывает соответствующую методику опроса, чтобы уточнять, что требуется для решения (исследования) данной проблемы;

  • · пользуется базовой технической терминологией, относящейся к компьютерам (монитор, клавиатура, мышь, центральный процессор, диск и др.);

  • · использует компьютер для поиска в Интернете;

  • · умеет пользоваться справочными источниками;

  • · пользуется предметными рубриками при поиске;

  • · умеет внимательно слушать, чтобы находить ответы на вопросы;

  • · понимает, для чего служат разные части книги;

  • · умеет пользоваться картой, атласом, глобусом;

  • · пользуется другими библиотеками, вне стен школы;

  • · умеет пользоваться указателями, соответствующими своему возрасту;

  • · понимает, как организованы материалы в библиотеке;

  • · пользуется уже имеющимися знаниями при мозговом штурме и группировке идей.

3. Отбор

  • · оценивает надежность источника информации;

  • · выбирает ресурсы, соответствующие его возрасту и способностям;

  • · различает мнения, факты и вымысел;

  • · отбирает и использует соответствующие средства графической организации материала;

  • · умеет работать с аудиовизуальной и компьютерной техникой, понимает, что такое авторское право, и соблюдает его требования;

  • · не уходит от темы;

  • · сознает ценность художественной литературы по конкретным темам, например, исторических романов;

  • · понимает словарные дефиниции;

  • · бегло просматривает материалы, чтобы найти и оценить информацию;

  • · умеет считывать информацию в «визуальном формате»;

  • · способен строить прогнозы на основании имеющихся данных;

  • · составляет библиографию, соответствующую своему возрасту;

  • · соотносит, сравнивает и оценивает информацию.

4. Организация

  • · способен успешно работать в группе;

  • · выполняет указания, как письменные, так и устные;

  • · умеет перефразировать информацию устно или письменно;

  • · распознает причинно-следственные связи между фактами;

  • · сравнивает информацию из разных источников (противоположные точки зрения, достоверность);

  • · определяет последовательность событий;

  • · умеет обобщить информацию: изложить по пунктам, в виде резюме, конспекта;

  • · правильно отбирает и использует цитаты;

  • · отбирает и использует соответствующие графические средства организации информации;

  • · умеет делать предварительные выводы;

  • · умеет пользоваться основными операциями программы Windows при обработке текстов и печати;

  • · умеет интерпретировать информацию на картах, графиках и схемах;

  • · участвует в мозговом штурме, устанавливая взаимосвязи между идеями и имеющимися знаниями;

  • · уважает права и мнения других;

  • · вырабатывает способность верить в собственные точку зрения и суждения;

  • · выборочно вырезает и вставляет информацию из электронного источника, когда бывает необходимо сделать электронную ссылку или закладку.

5. Создание

  • · Правильно работает с аудиовизуальным оборудованием;

  • · создает материалы, соответствующие целевой аудитории;

  • · представляет имеющуюся информацию и выводы в аудиовизуальной и электронной формах;

  • · составляет библиографию, соответствующую возрасту и способностям;

  • · понимает и соблюдает авторское право;

  • · правильно пользуется подстрочными примечаниями;

  • · готовит материал для презентации и придает ему окончательную форму;

  • · создает или использует схемы, графики для сравнения или противопоставления информации;

  • · понимает, что иногда приходится делать другой вывод в свете новой информации;

  • · понимает, что проблема может иметь альтернативные решения;

  • · делает логические умозаключения;

  • · делает обобщения;

  • · создает презентации, демонстрирующие синтез информации;

  • · выявляет неподтвержденные высказывания.

6. Презентация

  • · Не отходит от темы во время выступления;

  • · понимает и соблюдает закон об авторских правах;

  • · правильно использует цитаты и подстрочные примечания;

  • · понимает важность эмоциональности презентации;

  • · представляет обобщенную информацию по пунктам;

  • · пользуется во время презентации медиаформатами;

  • · благодарит всех за личные и/или коллективные достижения.

7. Оценивание

На данном этапе ученик:

  • · оценивает продукт и процесс самостоятельно или с товарищами, с учителем и библиотекарем;

  • · уважает права и мнения других;

  • · при оценивании понимает, что проблема может иметь разные решения;

  • · благодарит за личные и групповые достижения,

  • · вырабатывает веру в собственное суждение и точку зрения;

  • · определяет, что в следующий раз нужно сделать по-другому;

  • · определяет области дальнейшего изучения.

8. Применение/Передача

  • · применяет приобретенные знания, представления в иной ситуации;

  • · делится успехами с товарищами;

  • · уважает права и мнения других;

  • · показывает другому, как делать что-то новое, чему научился сам (взаимообучение).

Данный перечень не задумывался как исчерпывающий. Это лишь примерный набор тех навыков, которые учителя и библиотекари должны выработать у учеников с тем, чтобы модель решения проблем позволяла им формировать информационно-грамотных учащихся.

Резюме

В работе школьного библиотекаря важно подчеркивать его педагогическую квалификацию и опыт, которые помогают и учителям, и учащимся решать общеобразовательные задачи.

Сотрудничество между учителем и библиотекарем имеет основополагающее значение для максимального использования материальных и людских ресурсов библиотеки.

От библиотекарей в школе ожидают, что они будут примером и наставниками в процессе формирования информационной грамотности.

Ученики с воодушевлением воспринимают такой тип обучения, когда понимают, что учителя и библиотекари готовы принимать разные ответы и решения проблем.

Если вы любите решать трудные задачи, подобная перспектива вас воодушевит.

Перевод Эрика Азгальдова