Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2006


ЭКОЛОТ

Что мы можем сделать (и делаем!) для того, чтобы ребенок почувствовал себя частью природы, да еще получил от этого удовольствие и пользу? Мы предлагаем ему хорошую книгу, ведем на прогулку в парк или в лес, вместе смотрим интересный (и полезный) фильм, затеваем «природоведческие» игры и так далее. Но есть еще один способ…

 

Среда обитания

Нина Колоскова

В природе все танцуют

Побыть цыпленком или павлином

Название материала позаимствовано у Людмилы Федоровны Майстровой. Так называется одна из ее статей, посвященных экологической хореографии.

Людмила Федоровна – кандидат педагогических наук, методист по хореографии, руководитель хореографического коллектива «Провинциалочка» (Московская обл.) и автор интегрированной программы «Экотанцпластика».

Разработанная Л.Ф.Майстровой методика несомненно представляет интерес для библиотекарей, работающих с детьми. Она позволит придать нашим мероприятиям новую, более подвижную (в прямом смысле слова) форму, сделает занятия для читателей (особенно младшего возраста) более привлекательными и полезными. Вот что пишет автор программы:

Если понаблюдать за окружающим миром, то трудно не согласиться с тем, что он находится в непрерывном эстетическом движении, движении танца. «Танцевать» умеют все, будь то пичужка, зверушка, деревце, взрослый человек или поистине уникальное явление природы – ребенок. Микрокосм ребенка вмещает огромный мир. Этот мир невозможно «удержать» в детском сознании. И ребенок ищет пути для «освобождения»: в звуковом, изобразительном, пластическом и т.д. отображении реальности. Также, по мнению автора программы, экотанцпластика – это еще и …забота об укреплении и развитии физического здоровья ребенка, воспитании духовно-нравственной сферы, сохранении его самобытности. В хореографии заложен большой потенциал, позитивно воздействующий на всестороннее гармоническое развитие ребенка.

Фото автора

Воспитанницы школы на занятии

Итак, речь пойдет об экологической хореографии или …экологическом массовом танце, который представляется как несложный художественный образец, освоение которого возможно без всякой хореографической подготовки, другими словами – это танец для всех.

Ребенок, тонко чувствующий природу, ведомый музыкой, может очень точно пластически подражать животным, «вдыхать» в образ эмоциональное содержание. Кроме того, экологическая хореография способствует расширению кругозора и углублению знаний о природе. Поскольку привлекаются такие формы работы как экскурсии на природу, беседы, чтение книг, рассказывание, просмотр видеоматериалов и т.д. Все это способствует воспитанию культуры отношения ребенка к природе. Научная осведомленность маленькой личности имеет практическое применение в процессе подготовки и проведения эколого-хореографических открытых уроков.

Конечно же, программу полностью (она рассчитана на четыре года обучения) нам с вами без помощи профессиональных хореографов не осилить. Но отдельные моменты вполне можно использовать.

На идею реализации программы одна из школ – № 354 г. Москвы – и откликнулась. В эксперимент включены младшие школьники. Мне довелось присутствовать на одном из занятий, где детям предстояло перевоплотиться и ощутить себя бабочками и цветами, лягушатами и мышатами, «скрутиться» неторопливой улиткой, стать тонким-тонким и ровным-ровным ростком или горошиной из раскрывшегося созрелого стручка. А на других занятиях у них есть прекрасная возможность побыть …цыплятами, стройными березками, «промокнуть» под дождем, стать снежинками. Или создать на сцене красочный образ павлина: эта величавая птица, мерно передвигаясь, появляется на сцене. Головку и туловище ее изображает одна исполнительница, хвост – это двенадцать человек, одетых в соответствующие костюмы. Вся красота павлина – в его хвосте, который он то раскрывает, как очаровывающий веер, то закрывает, не желая радовать окружающих. Танцовщицы показывают, как павлин поворачивается то одним боком, то другим, величественно продвигаясь по сцене и сохраняя свое достоинство. Паузы, которые «держит» павлин, демонстрируя свой прелестный хвост, завораживают зрителя. А сами исполнители, вживаясь в образ величавой птицы, будто вступают в диалог с человеком, демонстрируя перед ним и гордую красоту природы, и ее доверчивость, беззащитность.

Так …дети могут обратиться к образам реального мира, наблюдать, общаться и пытаться претворить в танцевальном творчестве бесчисленное множество мотивов, навеваемых природой... Умудренные, они естественно и неповторимо будут воспевать идею красоты и добра.

В качестве небольшого «методического приложения» предлагается пластический этюд, который является компонентом эколого-хореографической программы.

Этюд «Кошечка»

Перед исполнением этюда детям предлагается понаблюдать за поведением, пластикой кошки. Важно создать эмоциональное отношение к животному.

Первое упражнение в этюде – «Позови кошечку». Ребенок представляет себе кошку, которую он должен позвать. Обычно дети сопровождают это привычными жестами и звуками. Далее их воображение продолжает рисовать кошечку, и они изображают общение с ней: поглаживают, кормят, укладывают спать. Нежное отношение к животному выражается в плавных, мягких движениях ребенка, его мимике. Проигрываемая забота о животном осуществляется очень трогательно, чувственно.

Далее задача усложняется: ребенку предстоит воспроизвести движения кошечки: как она спит, потягивается, умывается, играет… Как правило, дети хорошо усваивают эти движения и потом повторяют их на уроке, когда преподаватель предлагает ребенку перевоплотиться в кошечку.

Если ребенок не до конца понял задание или не сумел передать своеобразие животного, то ему помогает обсуждение проделанных детьми движений.

Со временем домашнее задание усложняется – школьникам предлагается обратить внимание на характер животного, настроение, на особенности его поведения. И впоследствии дети, кроме пластического изображения животного, представляют его эмоциональный образ: кошечка больна, расстроена, весела. Развивается наблюдательность ребенка. В беседе с преподавателем на вопрос: «Чем же полезна кошечка в доме?» – дети отвечают, что она является доктором в доме, встречает всех с любовью и заботой, что когда возвращаешься с работы или из школы и видишь бегущую навстречу кошечку, поднимается настроение.

В процессе этюда сюжетная линия развивается, и в конце детям задается ситуация в динамике: «Кошечка спит, просыпается, потягивается, умывается, кушает, играет». Все это сопровождается подобранным музыкальным материалом, который подсказывает ребенку последующие его действия.

Этим этюдом хореограф решает свою профессиональную задачу развития у ребенка чуткого восприятия музыки и умения определить ее характер. Одновременно развивается экологическая культура младшего школьника. Ценятся именно индивидуальные наблюдения ребенка, его неповторимость и оригинальность. Каждый этюд продиктован личным опытом, характером, личностными особенностями ребенка.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Дух спорта». Посетив интернет проект компании «Дух спорта», располагающийся по адресу www.sportsp.ru, Вы найдете удобный сервис, который позволит быстро найти подходящего тренера, преподающего латиноамериканские танцы в Москве. Если Вы не желаете тратить время на выбор нужного преподавателя самостоятельно, то Вы можете оставить онлайн-заявку на поиск тренера, и работники компании «Дух спорта» в самые быстрые сроки подберут нужных специалистов.

Более подробно о программе можно прочитать:

Майстрова Л. Ф. Воспитание культуры отношения к природе у младших школьников средствами хореографии / Л. Ф. Майстрова // Социокультурные аспекты воспитания в современном мире : сборник материалов IX конференции молодых ученых. – М. : ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. – С. 35–38.

Цветкова И. В. Представьте, что вы – красивый цветок / И. В. Цветкова, Л. Ф. Майстрова // Экологическое образование. – 2002. – № 3. – С. 51–55.

Также все упомянутые материалы можно найти на сайтах в Интернете:

http://ecohoreograf.narod.ru/zipliata.doc

http://mosecoobr.narod.ru/ik2006/maystrova.doc