Календарь круглых дат
Мария Порядина
...И небесное царствие
Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева и ее
произведения
Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева
(Скобцова; урожд. Пиленко), 8 (20) декабря 1891 –
31 марта 1945
Сборник стихотворений «Руфь», 1916
Очерк «Встречи с Блоком», 1936
…Мне дали множество имен,
Связали путь земным обличьем,
Но он сияющим величьем
Безмерных далей ослеплен.
И здесь, средь путников одна,
Я о путях не вопрошаю:
Широкая дорога к раю
Средь звезд зеленых мне видна.
Из сборника «Руфь»
Того, что она пережила, хватило бы на
три жизни. А началось все, конечно, в детстве. У
Лизаньки Пиленко был тогда старый друг.
Девочка жила с отцом и матерью в Анапе
(хотя родилась в Риге), но почти каждый год семья
ездила в Петербург, в гости к бабушке, бывшей
фрейлине, сохранившей придворные привычки и
связи. Старинный приятель, запросто бывавший у
нее, с первого взгляда отметил пятилетнюю Лизу и
долго, серьезно беседовал с ней – как со
взрослой. Так и повелось: Когда я приезжала в
Петербург, бабушка в тот же день писала […]:
«Любезнейший Константин Петрович. Приехала
Лизанька!» А на следующее утро он появлялся с
книгами и игрушками, улыбался ласково,
расспрашивал о моем, рассказывал о себе.
Через много лет Елизавета вспомнит его
слова: Милый мой друг Лизанька! Истина в любви,
конечно. Но многие думают, что истина в любви к
дальнему. Любовь к дальнему – не любовь. Если бы
каждый любил своего ближнего, настоящего
ближнего, находящегося действительно около него,
то любовь к дальнему не была бы нужна. Так и в
делах: дальние и большие дела – не дела вовсе. А
настоящие дела – ближние, малые, незаметные.
Подвиг всегда незаметен. Подвиг не в позе, а в
самопожертвовании, в скромности...
Добрейший старик, с которым Лиза
разговаривала и даже переписывалась, был
К.П. Победоносцев – тот самый, который, по
беспощадному определению Блока, «над Россией
простер совиные крыла». С Блоком Лизавета тоже
дружила, попозже.
Летом 1906 года умер Лизин отец. Она
мгновенно (как ей казалось) повзрослела и впала в
самое мрачное отчаяние. И мысль простая в
голове: эта смерть никому не нужна. Она
несправедлива. Значит, нет справедливости. А если
нет справедливости, то нет и справедливого Бога.
Если же нет справедливого Бога, то значит, и
вообще Бога нет.
Такой атеисткой Лиза переехала с матерью в
Петербург, училась в престижных гимназиях
Таганцева и Стоюниной, потом поступила на Высшие
женские курсы (историко-филологический
факультет, философское отделение). Подруги тех
лет вспоминают Лизавету – «талантливую на все
руки, бурливую, как вино».
Тогда она впервые увидела Блока,
услышала его стихи и бросилась к нему, чтобы
получить ответ на все свои вопросы – о Боге, о
судьбе, о России…
Поэт сам не знал ответов.
…Сколько ни говорите о
печальном,
Сколько ни размышляйте о концах и началах,
Все же я смею думать,
Что вам только пятнадцать лет.
И потому я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Который любит землю и небо
Больше, чем рифмованные и нерифмованные
Речи о земле и небе.
Первый муж Лизаветы,
Дмитрий Кузьмин-Караваев, был из
петербургской семьи, друг поэтов, декадент по
самому своему существу, но социал-демократ,
большевик. Он как раз любил «рифмованные речи»,
так что супруги проводили вечера (точнее – ночи)
то у Вячеслава Иванова, в знаменитой «Башне», то в
«Бродячей собаке», то на заседаниях «Цеха
поэтов»… Здесь велись бесконечные разговоры и
споры о смысле бытия, о Боге и народе, о путях
России… Позднее Елизавета Юрьевна вспоминала об
этих годах беззлобно, однако не без иронии: «…Мы
не успели еще со всеми поздороваться, а уже
Мережковский кричит моему мужу: “С кем вы – с
Христом или с антихристом?!” И спор
продолжается».
Все эти витийства казались Лизавете
«ненастоящими», ненужными. Ей казалось, что
Петербург умирает от отсутствия подлинности,
от отсутствия возможности говорить просто и жить
просто. В утомительном бездействии шли дни;
разногласий с мужем становилось все больше, и
супруги разошлись. Впрочем, Елизавета
Кузьмина-Караваева выпустила в 12-м году первую
книгу стихов «Скифские черепки», вполне
акмеистическую.
С весны 13-го года, после окончательного
разрыва с мужем, Елизавета живет то «дома», в
Анапе, то в Москве, то опять в Петербурге, опять
встречается с Блоком, опять ищет правду в
разговорах… И наконец приходит к своему
пониманию того, что есть долг и путь человека.
Жить днями, править ремесло
Размеренных и вечных будней…
О путь земной, что многотрудней,
Чем твой закон, твое число?
Сборник стихотворений «Руфь», стихи в
котором оказались отчасти «программными»,
отчасти пророческими, вышел в 1916 году. Вскоре
Елизавета Юрьевна вступила в партию эсеров
(тогда казалось, что их программа выражает чаяния
народа, крестьян), уехала на юг и занялась
общественной деятельностью, причем начала с
того, что безвозмездно передала свое имение под
Анапой казакам ближайшей станицы.
Пусть яркий полог звезд высок,
Пусть мы без пищи и без крова, –
Лишь бы душа была готова,
Когда придет последний срок.
Жизнь в поэзии и разговорах кончилась
– началась «политика», головокружительная и
опасная. В феврале 1918-го Елизавета Юрьевна была
товарищем (по-современному – заместителем)
городского головы Анапы. Когда же голова подал в
отставку, Кузьмину-Караваеву единогласно
избрали главой управы. Тем временем
организовались советы, власть в городе стала
большевистской, управу ликвидировали, а ее
членов «переквалифицировали», так что Кузьмина
волей-неволей оказалась комиссаром по народному
образованию и здравоохранению. Потом пришли
деникинцы и арестовали всех большевиков,
подвернувшихся под руку. Елизавете Юрьевне
грозил расстрел «за комиссарство», но тогда еще
стыдились убивать без суда. Данила Скобцов,
глава кубанской Краевой Рады, организовал
Кузьминой умелую адвокатскую защиту;
общественность тоже подняла голос, и Елизавета
Юрьевна отделалась «каталажкой».
Вскоре она вышла замуж за Скобцова, а
через некоторое время пришлось уезжать из
России.
К 24-му году Скобцовы осели в Париже.
Здесь Елизавета Юрьевна написала роман «Равнина
русская: Хроника наших дней», повесть «Клим
Семёнович Барынькин», ряд очерков (в их числе
«Друг моего детства» – о Победоносцеве). Кроме
того, она выпустила два сборника житий святых (1927)
и серию монографий о русских религиозных
философах (1929), публиковала статьи в христианских
журналах «Путь» и «Новый град», состояла
секретарем Религиозно-философской академии,
которую возглавлял Николай Бердяев.
Еще нечёток в небе знак,
Пророчество вещает глухо, –
Брат, верь: язык Святого Духа
Огнем прорежет вечный мрак.
В эти годы бывшая «декадентская
поэтесса» и «комиссарша» выбирала свою третью
жизнь. В отрочестве пережившая богоборчество, в
молодости чудом спасенная от неминуемой гибели,
она была по-особому религиозна. Поиски Бога были
для нее поисками «дела». Елизавета Юрьевна
по-прежнему искренне желала приносить пользу,
кому-то помогать, что-то устраивать (именно это
Бердяев позже назвал «социальными мотивами в ее
религиозности»).
Недолго ждать, уж близок час:
Взметает ветер пыль с дороги;
Мы все полны святой тревоги,
И вестники идут средь нас.
В 1932 году Елизавета Юрьевна приняла
постриг и стала монахиней. Отныне имя ее Мария (в
память преподобной Марии Египетской), а новая
жизнь – служение и самопожертвование.
Но монашество Марии было необычным –
мирским, не богосозерцательным, а деятельным.
Личное благочестие, подвиг аскезы в четырех
стенах тихой обители – этот путь, хоть и после
долгих размышлений, мать Мария отвергла. Ею было
создано братство «Православное дело», буквально
исполнявшее евангельский тезис о «помощи
ближнему». Члены братства помогали эмигрантам
найти хлеб и работу, организовывали
благотворительные столовые, приюты для детей и
бездомных, пансионы для престарелых… Кроме того,
монахиня Мария продолжала писать душеполезные
статьи и очерки (в их числе «Встречи с Блоком»).
Началась война, Париж был оккупирован
гитлеровцами. Братья и сестры «Православного
дела» доставали документы для людей,
преследуемых нацистами, помогали их детям уехать
в провинцию, подальше от фашистов, кормили
голодных, одевали замерзших, утешали
отчаявшихся. Монахиня Мария не «спасала души» –
она спасала людей. Таким было ее Сопротивление –
«она была настоящей резистанткой», вспоминали
выжившие.
Когда гестаповцы пришли за Марией,
дома была ее мать. Один, умевший говорить
по-русски, накричал на нее: «Вы дурно воспитали
вашу дочь, она только жидам помогает!» В ответ
старушка напомнила евангельское «несть эллин, ни
иудей» и добавила: «Если бы вы попали в какую
беду, она и вам помогла бы». Мать Мария улыбнулась
и сказала: «Пожалуй».
В Равенсбрюке, накануне Пасхи
1945 года, прекратились дни подвижницы Марии.
Говорят, что она добровольно отправилась в
газовую печь вместо одной из своих сокамерниц.
Пусть это и легенда, – но ведь они не
сочиняются просто так, без повода, без духовного
обоснования. Высокая сказка о положении живота
за други своя могла родиться только как ответ на
ежедневный подвиг «ближних, малых, незаметных
дел».
Земная жизнь монахини Марии
закончилась, но житие продолжается. Пожалуй, для
таких и ради таких, как она, существует Царствие
Небесное, и усомниться в этом не позволено даже
атеисту. |