Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2006

Развитие информационной грамотности учащихся

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Педагогический универсистет «Первое сентября»

Библиотечное дело

Ольга Громова

Развитие информационной грамотности учащихся
в школьной и детской библиотеке

План лекций по курсу

№ газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Общие понятия и содержание обучения информационной грамотности. Обзор основных российских работ по теме и заявленных в них подходов к развитию ИГ. Различные подходы к содержанию обучения (информационная культура, информационная грамотность, культура чтения и их составляющие). Терминология курса

18

Лекция 2. Общая методика группового и индивидуального обучения применительно к данному направлению. Принципы организации занятий при регулярном ведении курса ИГ (элективный курс, факультатив). Принципы работы с читателем при индивидуальных консультациях, методика организации индивидуальных консультаций

19

Лекция 3. Основные этапы работы с информацией. Общие подходы к поиску информации. Основные этапы работы с информацией. Построение курса развития ИГ для школьников.Kонтрольная работа № 1

20

Лекция 4. Формулировка запроса, поиск и локализация информации. Формулировка и уточнение запроса как первый этап работы с информацией. Выработка алгоритма поиска и его корректировка. Принципы локализации информации. Методика организации занятий и разработки заданий по выработке алгоритма поиска и локализации информации

21

Лекция 5. Kачественная оценка информации. Общие подходы к оценке качества информации. Выработка частных критериев оценки и отбора полученной информации в соответствии с целями и задачами работы. Kонтрольная работа № 2

22

Лекция 6. Обработка и интерпретация информации. Приемы и формы свертывания и развертывания информации. Их выбор в соответствии с целями и задачами работы. Принципы построения заданий на свертывание и развертывание информации

23

Лекция 7. Работа с отобранной информацией. Сортировка и компоновка материала. Выбор формы презентации полученных результатов. Общие правила презентации.

24

Лекция 8. Возможные принципы оценки навыков работы с информацией. Понятие освоения учеником основ ИГ. Цели и принципы оценки библиотекарем (учителем) работы читателя (ученика) с информацией. Принципы и приемы самооценки учащегося. Итоговая работа

 

Лекция 6. Обработка и интерпретация информации
Приемы и формы свертывания и развертывания информации. Их выбор в соответствии с целями и задачами работы. Принципы построения заданий на свертывание и развертывание информации

Основные задачи

Наша сегодняшняя лекция посвящена этапу работы, следующему за оценкой полученной информации. Если все полученные материалы прошли качественную оценку, значит, отобраны только те, которые устраивают исследователя по всем параметрам. Теперь посмотрим, каким образом ученик может ее обработать, и каковы задачи библиотекаря или педагога на этом этапе его работы.

До сих пор мы в основном говорили о технологических процессах работы с информацией. Мы и сегодня будем о них говорить. Но начнем – с конца. С вопроса: для чего все это?

Ученик в процессе обучения должен не только получить какие-то знания, но и научиться внятно их демонстрировать. Главная задача обучения через работу с источниками, в отличие от работы с одним учебником, – выработка учеником собственной позиции, мнения и выводов [1].

Иногда мнения и выводы могут противоречить общепринятым. Это не значит, что работа сделана плохо, неправильно. Бывает, что взятая для исследования проблема имеет несколько решений, или информация содержит разные, порой противоречивые взгляды на событие, из которых ученик выбирает как основной вариант наиболее близкий ему.

Бывает и так, что ученик сделал неверный вывод из-за нарушения в логике рассуждений при обработке информации. Это тоже скорее плюс, чем минус. Умный руководитель проекта не снизит оценку за работу, а предложит ряд вопросов – либо на консультациях по данному проекту, чтобы у ребенка было время задуматься и самому все же прийти к правильным выводам, либо как тему для продолжения исследования в дальнейшем. Во втором случае можно сознательно позволить ученику вынести на презентацию работу с выводами, которые кажутся вам ошибочными (например, если он путает причины и следствия), но непременно устроить в классе обсуждение презентации. Опыт показывает, что дети при обсуждении легко видят подобные ошибки в рассуждениях. Наша задача – научить их вникать в суть выступления товарища, правильно задавать вопросы, и, соответственно, адекватно реагировать на такие вопросы, а не искать заранее «безопасный» путь, выдавая только «правильные» мысли. Для нашей школьной практики такой путь не очень характерен. А в канадских и европейских школах это не просто распространенная практика, но и обязательный признак информационной культуры человека. Джеральд Браун, канадский библиотекарь и педагог, много лет занимающийся вопросами развития информационной грамотности у школьников, отмечает как обязательные черты информационно грамотного ученика следующие:

· [ученик] понимает, что проблема может иметь разные решения;

· формирует собственное суждение (точку зрения);

· вырабатывает в себе веру в собственное суждение (!);

· уважает права и мнения других [1].

В первой лекции мы рассматривали определение понятия «информационная грамотность», данное международной ассоциацией школьных библиотек. Вспомним: в него входит умение интерпретировать информацию. Иными словами, человека нельзя считать информационно грамотным, если он умеет собрать и даже скомпилировать информацию, но не умеет делать самостоятельные выводы.

Итак, с основными задачами мы разобрались. Перейдем к технологическим вопросам: чему библиотекари и учителя должны научить учеников на этапе работы с отобранной информацией?

Свертывание информации

Большую часть приемов свертывания информации ученики так или иначе в своей жизни уже встречали. Они не всегда знают, что как называется и как это сделать, но уже наверняка видели аннотации в книге или рекомендательном списке, встречали схемы и графики.

Наша задача – привести все эти отрывочные знания в их головах в некую систему и помочь им выработать навыки свертывания информации, выбирая оптимальные формы для данного материала и задач работы.

Наиболее часто встречающиеся формы свертывания информации можно разделить на текстовые и графические. Традиционно они дополняют друг друга, но могут использоваться и самостоятельно.

Текстовые формы свертывания информации:

  • аннотация;

  • обзор;

  • план, план-конспект;

  • тезисы;

  • конспект;

  • реферат;

  • дайджест;

  • резюме.

Аннотации различают, как правило, двух видов: справочные и рекомендательные. И те, и другие имеют основной целью дать краткое представление о книге, статье, содержании диска.

Справочная аннотация в самом сжатом виде характеризует издание, не оценивая его, раскрывает его основные черты (тип издания, отличия от аналогичных изданий по теме, новизна или традиционность подхода и др.) и идеи, называет читательский адрес и возможные варианты использования.

При создании рекомендательных аннотаций в них не только дается краткая информация об издании и рекомендации по использованию (тип издания или жанр произведения, читательский адрес, новизна или повторность издания), но и используются приемы, привлекающие читателя к его содержанию, вызывающие желание прочитать. В рекомендательных аннотациях для школьников часто применяются занимательные вопросы, цитаты, прием неоконченного рассказа.

При обучении информационной грамотности важно не только учить ребят пользоваться аннотациями, но и вырабатывать навык их написания. Если использование готовых аннотаций – это первое знакомство с изданием, то создание аннотации возможно лишь тогда, когда книга или статья уже прочитана, диск просмотрен. Полезно силами ребят выработать на занятии некие правила написания аннотаций разного характера и, оформив их в виде плаката, повесить в библиотеке. А потом предложить им, поглядывая на этот план и выбирая для себя наиболее подходящие приемы, написать интересную рекомендательную аннотацию.

Конечно, лучше всего предлагать ребятам работу по созданию аннотаций не как проверку усвоения знаний (это вы держите в голове мысль о проверке), а как необходимую помощь библиотекарю или как соревнование на самую привлекательную аннотацию. Только когда они почувствуют практическую направленность и нужность аннотации, тогда по-настоящему научатся их писать. Это замечание можно отнести в принципе к любому учебному заданию, но в работе над написанием аннотации оно особенно актуально. Дети далеко не всегда понимают, зачем их учат писать аннотации, когда на это есть издатели, библиотекари. Попробуйте объявить конкурс на лучшую аннотацию к рассказу, который в этой группе читали все, чтобы привлечь тех, кто еще его не читал. Вы получите много ярких, хорошо сделанных аннотаций.

Именно аннотация может лучше всего показать преподавателю, насколько хорошо ученик ориентируется в книге, насколько понял ее суть.

Обзор. Этот вид вторичных документов содержит сжатое изложение основного содержания ряда документов, объединенных одним или несколькими общими признаками (темой, носителем, временем выпуска, автором и др.).

Умение создавать обзоры особенно полезно старшеклассникам, которые чаще пишут доклады, рефераты, чем ученики среднего звена. Обзор материалов по теме доклада – нередко является обязательной частью такой работы. Особенно важно учить созданию обзоров учеников классов и школ с углубленным изучением некоторых дисциплин, где обучение нацелено на научно-исследовательскую деятельность учащихся.

План, план-конспект. Это систематизированный перечень разделов, подразделов, пунктов и подпунктов, который характеризует структуру текста. Как уточняет Н.И Гендина [2], план представляет собой информационную модель рассматриваемой темы. Любой план имеет довольно жесткую иерархическую структуру, обязательными элементами которой являются введение и заключение.

План-конспект после каждого пункта (подпункта) содержит одно или несколько назывных предложений, раскрывающих основные идеи данного пункта (подпункта).

Эта форма свертывания информации чаще всего встречается ученикам в школьной практике. Обычно она связана с подготовкой к сочинению по литературе или предлагается учителями как форма работы с текстом на новую тему по географии, истории, физике и т.д. Но если с сочинением все более-менее ясно, то далеко не всегда ребятам понятно, зачем их заставляют писать планы к уже готовому тексту (параграфу, статье).

Сколько раз мы видели, что на уроке ученикам предлагается написать план параграфа или статьи для дополнительного чтения, а потом от него требуют пересказать содержание без обращения к этой записи. При таком подходе составление плана действительно наполовину теряет смысл. На самом же деле именно план или план-конспект, самостоятельно написанный, а потом используемый в устном выступлении, – лучшее средство для развития речи и выработки навыков публичных выступлений.

Тезисы. В уже упомянутой книге Н.И.Гендиной тезисы характеризуются как «научный документ, содержащий основные положения доклада или сообщения, подготовленный для научной конференции, симпозиума, семинара» [2]. Однако, тезисы могут готовиться не только для конференций. Умение составлять тезисы своего выступления или, наоборот, прочитанной статьи, может быть очень полезно старшеклассникам, чтобы «уложить в голове» сложные материалы, изобилующие логическими построениями и выводами. Мы не будем рассматривать здесь правила создания тезисов – они неоднократно описаны в литературе по научной организации труда.

Конспект. Эта форма записи чаще всего выглядит как краткий, но связный пересказ содержания изучаемого текста. Он может содержать и элементы плана, и выписки, и цитаты, и тезисы. При обязательной краткости, конспект, в отличие от тезисов, содержит не только основные положения и выводы, но и ход рассуждений автора, доказательства, примеры. Конспекты подразделяют на плановые, текстуальные, свободные, тематические. Все эти формы также описаны в литературе, так что не будем подробно их рассматривать.

Реферат мы встречаем в школьной практике в одном виде, а в общебиблиотечной – в другом. Суть данной формы одна – представление в сжатом виде содержания источника с изложением основных фактических сведений и выводов. Разница заключается в том, с какой степенью подробности это сделано и рассмотрен ли один источник или несколько.

В библиографической практике реферат, как правило, создается по одному источнику и служит для того, чтобы читатель мог оценить, нужно ли ему обращаться к данному источнику. Так построены реферативные журналы, освещающие новые научные публикации по какой-либо отрасли, по этому же принципу пишутся авторефераты диссертаций. Знание этой формы вторичных документов, на наш взгляд, нужно только старшеклассникам, причем только тем, кто в дальнейшем собирается пользоваться научными материалами.

Цели учебного реферата несколько иные. Он создается в идеале по нескольким источникам, рассматривающим одну проблему. Задача ученика не только скомпилировать или изложить своими словами имеющиеся в источниках сведения, взгляды на проблему, но и сделать некий свой обобщающий вывод. Это один из продуктов, который ученик представляет в результате самостоятельной работы над темой.

Рефераты оформляются по определенным правилам, а учебные – должны сопровождаться списком использованной литературы, правильно оформленными ссылками и цитатами.

Можно создавать рефераты, пользуясь только планом исследования темы и общими правилами построения таких работ, а можно, особенно в библиографической практике, пользоваться методикой формализованного реферирования, описанной в работах специалистов КемГАКИ (Н.И.Гендиной и др.). Данная методика хорошо описана в книге «Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях» [2]. Это не очень простая, но весьма полезная технология с точки зрения организации мышления и создания хорошо структурированного реферата. Надо ли учить ей именно ваших школьников – решать вам. Все зависит от требований и целей конкретной школы.

Дайджест. В словарях это слово имеет обычно настолько общее определение, что разобраться, чем же данная форма свертывания информации отличается от других, довольно трудно. На самом деле, все не так уж сложно. Дайджест, в отличие от реферата или конспекта, содержит не переложение (пересказ) материала в той или иной форме, а сокращенное изложение авторского текста. Он фактически просто составляется из цитат, отобранных и сгруппированных таким образом, чтобы дать представление о содержании текста. Вот почему возможно создание дайджестов по художественным произведениям. (Выходят даже специальные издания, в которых они собраны, знаменитый «Ридерз дайджест», например). Литературные дайджесты легко и с интересом читаются. Но вряд ли кого-то привлечет изложение детектива в виде реферата или конспекта. Эти формы не ставят целью сохранить стиль авторского изложения, передать его эмоциональность или особенности изложения материала, тогда как в дайджесте это удается. Дайджесты по научным публикациям зачастую сопровождаются указанием номера страницы после каждой цитаты, чтобы облегчить читателю дальнейшую работу с первоисточником, если таковая понадобится.

Интересно, что некоторые специалисты относят дайджест к вторичным документам, поскольку это в любом случае обработка источника, пусть даже состоящая целиком из авторского текста, а другие считают его просто особой формой публикации первоисточника.

Резюме. Данная форма чаще всего встречается как заключительная часть научного текста или часть справочного аппарата издания, кратко излагающая суть работы и/или выводы из нее. Резюме используется также как форма изложения сути материала на иностранном языке, если не переводится основной текст.

Писать резюме как заключительную часть научной работы – очень полезное умение, которому важно учить школьников. Им нередко трудно в нескольких фразах изложить суть своей работы, несмотря на то, что написать длинный обстоятельный текст или построить большую презентацию ученик смог. Написание резюме, во-первых, помогает еще раз уточнить основные положения и выводы работы (именно здесь можно увидеть нарушение в их логике), а во-вторых, (в заключение презентации работы, например) обращает внимание аудитории, которой работа представлена, на самое важное в ней.

Графические формы свертывания информации:

  • схема (кластерная, подчинительная и другие);

  • график;

  • диаграмма;

  • таблица;

  • карта, план.

Схемы. Существует такое великое множество разных видов схем, что рассмотреть в одной лекции все варианты невозможно. Традиционно они делятся на два больших класса: структурные схемы и схемы, отражающие процесс. Мы не будем углубляться в классификацию и рассматривать очень сложные виды схем, например, химические. Поговорим только о тех, которые чаще всего встречаются в учебной и конференционной практике.

Кластер. Мы уже встречались с этой схемой организации информации (см. лекцию 4). Она удобна как для выявления и структурирования имеющихся знаний по теме, так и для постановки вопросов, требующих выяснения. Особенность схемы-кластера в том, что она показывает различные равнозначные направления и связи, и в то же время может развивать каждую ветвь по принципу подчинения.

Схема подчинения (рис. 1). Этот вид графического отображения взаимосвязей показывает иерархическую структуру чего-либо (структуру штата школы или библиотеки, структуру научной дисциплины по принципу «от общего – к частному» и др.).

При использовании такой схемы часто возникает одна ошибка: в иерархическую схему ученики (да и взрослые иногда!) пытаются уложить систему взаимосвязей разных структур, на самом деле не подчиняющихся друг другу. Соблазн сделать такую вещь возникает еще и оттого, что в стандартном наборе слайдов в PowerPoint есть только иерархическая схема, а другие виды схем приходится строить самим, что не очень просто. Важно приучить ребят очень четко отличать иерархическую схему от схемы взаимодействия. И это следующий вид графического свертывания информации, о котором мы будем говорить.

Схема взаимодействия (рис. 2). Она отличается от предыдущей тем, что выстраивает не иерархические, а партнерские взаимосвязи равных по уровню звеньев. Чаще всего на таких схемах стрелки направлены, например, от блока А к блоку Б и обратно, или от каждого из блоков – к С. Схемы взаимодействия строить сложнее, чем иерархические, так как легко сделать логическую ошибку или пропустить какое-то звено, из-за чего нарушается все построение. Но если схема выстроена верно, она очень наглядно представляет все взаимосвязи. Часто данная схема сочетается с предыдущей, что помогает увидеть связи (процессы) во всем их многообразии. Если взаимосвязи в рассматриваемом вопросе не только партнерские, но и иерархические, лучше предложить ученикам сначала построить две разных схемы, а потом свести их в одну, которая и будет использоваться как окончательная. По ходу этой работы информация в голове у школьника уложится лучше, и у него потом не возникнет проблем с чтением сложной схемы при презентации итогов исследования.

Кольцевая схема. Название данной схемы говорит само за себя. Она строится стрелками по кольцу от блока к блоку и отражает, как правило, замкнутый цикл чего-либо. Примеры таких схем можно увидеть во многих школьных учебниках: круговорот воды в природе, экосистема леса и т. п.

Циклическая схема. Она, в отличие от кольцевой, представляет явления или процессы, повторяющиеся
с некоторой регулярностью, но на самом деле не являющиеся замкнутыми. (Например, цикл развития бабочки или лягушки). Такая схема чаще всего линейна и заканчивается многоточием. Например: икринка – головастик – головастик с лапками и хвостиком – лягушка – икринка – головастик – … Циклическая схема может быть вписана в линейную же временнуRю или пространственную шкалу (например, распределение солнечного света от Северного полюса – к Южному). Есть более сложные циклические схемы, применяемые в точных и естественных науках, но мы не будем рассматривать их в рамках нашего курса, ибо это уже вопросы специальные.

Графики. Главное отличие графиков от схем в том, что они показывают относительные изменения одного показателя, в зависимости от каких-то условий, а не устойчивые связи.

Создание графиков из имеющихся сведений не такой уж сложный процесс. Но умение их сравнивать, особенно если несколько графиков вкладываются в одну систему координат – это показатель хорошего уровня информационной грамотности. Самый простой пример подобного графика – наблюдение за температурой воздуха, например, за три зимних месяца. Это работа для 3–4 класса.

Однажды дети, разбиравшие в классе отличие схем от графиков (7 класс; правда, математическая школа), задали учительнице вопрос: а как же графики движения поездов или дежурства по классу? Ведь они просто в виде таблицы, и, потом, какие там изменения? Учительница не растерялась и попросила ребят попробовать, разбившись на группы, самим ответить на этот вопрос.

Вывели следующее: во-первых, слово «график» может быть в данном случае от слова «графить», то есть расчерчивать, делить на графы, клеточки; во-вторых, в расписании дежурств каждый день меняется дежурный, то есть изменения происходят регулярно. Одна группа попыталась построить классический график в системе координат: по вертикали – дни месяца, по горизонтали – фамилии. Получился график с точками, лежащими на одной прямой, расположенной по диагонали между осями. Прямая прерывалась регулярно через каждые 6 точек (выходной). С графиком движения поездов в такой форме, конечно, не справились, но решили, что по идее и его возможно построить. Учительница преподавала математику, но класс, на мой взгляд, показал высокий уровень общей информационной грамотности.

Диаграммы, как правило, используются в тех случаях, когда нужно сравнить абсолютные показатели на данный момент или в данных условиях.

Таблица. Эта форма хороша тогда, когда нужно свести ряд данных для сравнения или противопоставления по разным параметрам. Здесь тоже чаще всего речь идет об абсолютных, а не изменяющихся показателях. Таблицы хороши не только при работе с количественными (и вообще – измеримыми) показателями, но тогда, когда нужно представить себе общую картину происходящего по фактам, событиям и т.п.

Мы уже приводили в пример хронологическую таблицу по биографии Пушкина и историческим событиям того времени. Еще один яркий пример использования таблицы мне довелось видеть в докладе учеников 10 класса по восстанию декабристов. Таблица представляла сравнительную характеристику основных позиций из декларируемых лидерами движения целей и положений проектов конституции Северного и Южного обществ. Можно было спорить о том, насколько достоверно и по каким источникам были сформулированы декларации целей (они собирались в основном по воспоминаниям и фрагментам протоколов допросов, какие удалось найти), но для целей такого сравнения таблица была формой идеальной.

Карты и планы. Введение этих наглядных материалов в перечень графических форм свертывания информации вызывает удивление (лично для меня – необъяснимое) даже в профессиональной аудитории. На самом деле пользование картой или планом – это тоже пользование свернутой информацией. Ведь даже для описания плана перестановки мебели в комнате, чтобы объяснить, где что стоит, и куда будет передвинуто, нам понадобится не одна страница. А на самом простом плане комнаты мы увидим и старый, и новый варианты расстановки. Умение ходить по городу с картой включается во многих европейских школах в перечень обязательных навыков, которым надо учить детей. (Многие ли из нас, попав в незнакомый город, первым делом пойдут искать местную карту или хотя бы туристскую схему?)

Информационно-грамотному ученику умение читать географическую карту помогает даже на экзаменах по предметам, напрямую не связанных с географией. Например, обозначения природных ресурсов и ландшафта на карте помогут восстановить в памяти экономические особенности того или иного региона, а сравнение политических карт Европы восьмидесятых годов ХХ века и современной помогут вспомнить все политические процессы последнего двадцатилетия.

Конечно, рисовать самим географическую карту, как способ сжать информацию о регионе, по меньшей мере, непродуктивно. Но уметь при необходимости начертить простейший план местности или помещения – необходимо.

В работе с графическим свертыванием информации важно не только научить школьников «упаковывать» полученные сведения в те или другие графические формы, но и понимать сферу применения каждой и выбирать оптимальную для данной работы.

Скажем, можно отразить в диаграмме динамику прироста населения в стране за пятилетку. Но если ученик захочет проследить показатели, из которых она складывается (рождаемость, смертность, миграция), то одной диаграммы ему не хватит. И нагляднее построить несколько разных графиков, вложив их в одну систему координат, чем рисовать несколько отдельных диаграмм. Можно, конечно, построить таблицу по динамике прироста населения, но в наглядности она явно проиграет по сравнению с диаграммой, а читать таблицу труднее.

Развертывание информации

О процессе развертывания информации в нашей школе почти не говорят или, во всяком случае, говорят значительно реже, чем о свертывании. Если последнему так или иначе учат в курсах развития ИГ или на уроках по той или иной дисциплине (когда учитель заинтересован в том, чтобы его ученики умели хотя бы конспектировать, составлять планы и рефераты), то приемам и навыкам развертывания информации не обучают специально почти никогда. Исключение составляет только некоторая работа с планом или конспектом, по которому ученику разрешают выступить с устным сообщением. В принципе, выступление с опорой на план и есть одна из форм развертывания информации. Но не только этому надо учить наших детей, а порой и взрослых.

Умение развертывать информацию заключается в том, что человек способен по краткой (свернутой) форме – конспекту, схеме, таблице – создать или восстановить полное содержание источника, передав его своими словами, но точно по существу. В это умение входит еще и способность делать самостоятельные выводы в том случае, если таковые не содержатся в краткой записи, и обобщать материал, полученный из нескольких вторичных документов. (Например, обзор новых исследований в какой-то узкой области, сделанный
по реферативным журналам, где материалы источников дополняют друг друга, позволит представить общую картину результатов исследований).

Практика показывает, что умение наших школьников «читать» схемы, таблицы, графики (а порой даже и просто конспекты) ниже всякой критики. И, значит, планируя курс развития ИГ, следует учитывать специальные виды работы на развертывание информации.

Попробуем составить примерный перечень умений по развертыванию информации, которые должен демонстрировать информационно грамотный школьник, хотя бы к окончанию школы:

  • устный или письменный (сочинение, эссе) рассказ по плану;

  • пользование тезисами и опорными конспектами (в том числе на слайдах компьютерной презентации) при устном выступлении;

  • создание связного текста по данным, содержащимся в таблице, графике, диаграмме;

  • перевод информации, содержащейся в схеме, из графической в вербальную форму (устно или письменно);

  • создание правильно структурированного перечня вопросов (данных) по схеме-кластеру, где каждая ветвь доведена хотя бы до двух уровней;

  • устное изложение материала по компьютерной презентации, в которой использованы тезисы и графические материалы разных видов.

Перечень не исчерпывающий, но вполне достаточный, чтобы задуматься, чему же из этого реально учат на школьных уроках, а что останется на долю библиотекаря или педагога, развивающего информационную грамотность.

Несколько слов о заданиях

Как уже не раз говорилось в нашем курсе, самые эффективные задания – направленные не на воспроизведение, а на решение реальной проблемы, в ходе которого и понадобится использовать все те знания и навыки, которые мы хотим закрепить.

Чем интереснее и неожиданнее тема или формулировка проблемы, тем с большей охотой ребята за нее берутся.

Если вы заинтересованы не только в развитии ИГ, но и в привлечении своих учеников к чтению, то возьмите любимых, или, наоборот, неизвестных им еще книжных героев либо сюжеты книг для составления заданий по свертыванию и развертыванию информации. Заодно, разобравшись с заданием, порекомендуете интересную книжку.

Вот некоторые примеры таких заданий.

Для занятия читательского клуба. Берем волшебную сказку, которую дети еще не читали. Заранее изображаем сюжет в виде, например, схемы взаимосвязей (друзья героя, враги героя и действия каждого, направленные к герою или от него). Потом предлагаем детям составить сказку по данной схеме. Обсуждаем все варианты, вырабатываем общий в соответствии с поправками и дополнениями или рассматриваем по отдельности вариант каждой группы. Теперь читаем сказку. Обсуждаем, чей вариант оказался наиболее близким к тексту.