Подробности
Наталья Збаровская
Электронная викторина как средство
формирования информационной культуры
Во многих учебных учреждениях успешно
реализуются разнообразные электронные проекты
на уроках информатики самими учащимися и
учителями. Однако эти проекты направлены на
освоение и использование конкретных программных
продуктов, формирование навыков работы в
условиях информационных технологий и не
учитывают потребности школьных библиотек и
необходимость формирования не технической, а
гуманитарной информационной культуры. Тем не
менее существует возможность самостоятельной
работы школьных библиотекарей над
мультимедийными проектами. Такими проектами
могут стать виртуальная библиотечная выставка и
литературная викторина.
Электронная викторина может
быть создана в формате «PowerPoint» – электронной
презентации. В настоящее время этот формат
используется преимущественно для подготовки и
проведения публичного выступления: лекции,
доклада, сообщения. Возможности, предоставляемые
данной программой, позволяют создавать
электронные выставки литературы, где первый
слайд представляет всю совокупность
экспонируемых изданий, а все последующие –
отдельные издания и/или авторов.
Особенности представления информации
в электронном виде, в том числе динамических
изображений, и возможность работы в диалоговом
режиме диктуют определенные требования к
учебным материалам в электронном формате.
При выборе варианта размещения данных
на экране необходимо определить объем и формат
представляемой информации, разработать проект
размещения информации и оценить эффективность
представленной информации.
Существует определенный набор
условий, обеспечивающих зрительный комфорт
пользователя при работе с информацией в
электронном виде:
– яркость объекта должна лежать в
разумных пределах;
– контрастность изображения
относительно фона необходимо выбирать с учетом
размеров объекта: чем меньше его размер, тем выше
должна быть контрастность;
– наибольшую чувствительность глаз
имеет к излучению желто-зеленого цвета,
наименьшую – к фиолетовому и красному;
– размер символа должен быть
согласован с остротой зрения человека: он также
влияет и на скорость и правильность восприятия
информации;
– все поле зрения можно разбить на
три зоны: центрального зрения, где наиболее четко
различаются детали; ясного видения, где можно
опознать объект без мелких деталей; периферию,
где предметы обнаруживаются, но не распознаются;
– зрительное ощущение нарастает и
спадает на протяжении 0,5 секунды.
Зрительный ряд слайд-лекций и викторин
представлен иллюстративным материалом
(обложками книг, разворотами, иллюстрациями,
картами, фотографиями и т.п.). Текст,
сопровождающий и раскрывающий зрительный ряд,
состоит из цитат, аннотаций, биографических
справок и пр.
Специалисты предлагают определенные
рекомендации по размещению текстовой информации
на экране. Эти рекомендации предусматривают
размещение подсказок и справочных сообщений в
верхней части экрана и использование различных
эффектов для выделения элементов или фрагментов
текста.
Опыт работы по созданию электронных
материалов в программе «PowerPoint» позволяет
предложить некоторые рекомендации по
анимационному оформлению текстов:
– При использовании в текстовых
фрагментах анимационных эффектов необходимо
учитывать, что электронная библиотечная
выставка может быть реализована в двух режимах:
режиме произвольной демонстрации и
демонстрации, регулируемой пользователем. Эти
режимы предполагают различное время просмотра.
– Целесообразнее использовать
анимационные эффекты применительно к тексту
целиком или большим его фрагментам. Появление
текста по принципу «пишущей машинки» – по буквам
– замедляет время просмотра и, если текст
достаточно большой, утомляет зрение.
При использовании традиционных
(статических) рисунков и фотографий важно
правильно выбрать масштаб изображения и удачно
использовать цветовую палитру. При этом если
графическое изображение представляется на
экране вместе с текстом, то рекомендуется
оставлять 1/2 экрана пустым; размер деталей должен
соответствовать разрешающей способности экрана
и остроте человеческого зрения.
Электронное представление информации
предполагает аккуратное обращение с цветовой
гаммой. При выборе цвета специалисты (В.Н.Агеев,
А.А.Гречихин и др.) рекомендуют руководствоваться
следующими принципами:
– Красный и синий цвета более всего
привлекают внимание, однако синий цвет
малопригоден для окраски мелких графических
объектов, требующих максимальной четкости
изображения. Для этих целей используются цвета
желто-зеленый, желтый и оранжевый, а синий цвет
применяют для акцентирующей подложки под
выделяемые графические элементы.
– Целесообразно использовать
цветовой, а не световой (яркостный) контраст.
– Темно-фиолетовый, темно-зеленый,
лимонно-желтый, желто-зеленый и бледно-розовый
оттенки и сочетания вызывают негативные реакции,
и ими следует пользоваться очень осторожно
Техника работы
с викториной для учащихся
Викторина реализована в формате
программы Microsoft PowerPoint и сохранена в форме
веб-страницы. Предполагает индивидуальную
работу учащегося.
Обратите внимание: викторина
«работает», т.е. отмечает верные и неверные
ответы, а также ведет подсчет баллов только в
режиме просмотра слайдов! В связи с этим перед
началом работы необходимо перейти в
соответствующий режим.
Викторина может быть дополнена или
изменена. В помощь создателю других викторин
предлагаем блок-схему вошедшей в пособие
викторины.
Обратите внимание: количество слайдов
с вариантами ответов постоянно увеличивается! В
связи с этим данная викторина предполагает
только два варианта ответов.
Некоторые из слайдов с вариантами
ответов и суммой баллов повторяются. Поэтому
прежде чем разрабатывать викторину, нарисуйте
блок-схему. Это избавит вас от лишней работы и
позволит не запутаться
в гиперссылках.
Такая викторина разработана и
включена в методико-практическое электронное
пособие Н.В.Збаровской для библиотекарей по
курсу «Информационная культура личности».
Блок-схема викторины
|