Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2006


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 10 (41) · Вкладка в «БШ» № 23 (179) · 1–15 декабря 2006 года
Газета-вкладка для методистов

Подробности

Наталья Збаровская

Электронная викторина как средство формирования информационной культуры

Во многих учебных учреждениях успешно реализуются разнообразные электронные проекты на уроках информатики самими учащимися и учителями. Однако эти проекты направлены на освоение и использование конкретных программных продуктов, формирование навыков работы в условиях информационных технологий и не учитывают потребности школьных библиотек и необходимость формирования не технической, а гуманитарной информационной культуры. Тем не менее существует возможность самостоятельной работы школьных библиотекарей над мультимедийными проектами. Такими проектами могут стать виртуальная библиотечная выставка и литературная викторина.

Электронная викторина может быть создана в формате «PowerPoint» – электронной презентации. В настоящее время этот формат используется преимущественно для подготовки и проведения публичного выступления: лекции, доклада, сообщения. Возможности, предоставляемые данной программой, позволяют создавать электронные выставки литературы, где первый слайд представляет всю совокупность экспонируемых изданий, а все последующие – отдельные издания и/или авторов.

Особенности представления информации в электронном виде, в том числе динамических изображений, и возможность работы в диалоговом режиме диктуют определенные требования к учебным материалам в электронном формате.

При выборе варианта размещения данных на экране необходимо определить объем и формат представляемой информации, разработать проект размещения информации и оценить эффективность представленной информации.

Существует определенный набор условий, обеспечивающих зрительный комфорт пользователя при работе с информацией в электронном виде:

– яркость объекта должна лежать в разумных пределах;

– контрастность изображения относительно фона необходимо выбирать с учетом размеров объекта: чем меньше его размер, тем выше должна быть контрастность;

– наибольшую чувствительность глаз имеет к излучению желто-зеленого цвета, наименьшую – к фиолетовому и красному;

– размер символа должен быть согласован с остротой зрения человека: он также влияет и на скорость и правильность восприятия информации;

– все поле зрения можно разбить на три зоны: центрального зрения, где наиболее четко различаются детали; ясного видения, где можно опознать объект без мелких деталей; периферию, где предметы обнаруживаются, но не распознаются;

– зрительное ощущение нарастает и спадает на протяжении 0,5 секунды.

Зрительный ряд слайд-лекций и викторин представлен иллюстративным материалом (обложками книг, разворотами, иллюстрациями, картами, фотографиями и т.п.). Текст, сопровождающий и раскрывающий зрительный ряд, состоит из цитат, аннотаций, биографических справок и пр.

Специалисты предлагают определенные рекомендации по размещению текстовой информации на экране. Эти рекомендации предусматривают размещение подсказок и справочных сообщений в верхней части экрана и использование различных эффектов для выделения элементов или фрагментов текста.

Опыт работы по созданию электронных материалов в программе «PowerPoint» позволяет предложить некоторые рекомендации по анимационному оформлению текстов:

– При использовании в текстовых фрагментах анимационных эффектов необходимо учитывать, что электронная библиотечная выставка может быть реализована в двух режимах: режиме произвольной демонстрации и демонстрации, регулируемой пользователем. Эти режимы предполагают различное время просмотра.

– Целесообразнее использовать анимационные эффекты применительно к тексту целиком или большим его фрагментам. Появление текста по принципу «пишущей машинки» – по буквам – замедляет время просмотра и, если текст достаточно большой, утомляет зрение.

При использовании традиционных (статических) рисунков и фотографий важно правильно выбрать масштаб изображения и удачно использовать цветовую палитру. При этом если графическое изображение представляется на экране вместе с текстом, то рекомендуется оставлять 1/2 экрана пустым; размер деталей должен соответствовать разрешающей способности экрана и остроте человеческого зрения.

Электронное представление информации предполагает аккуратное обращение с цветовой гаммой. При выборе цвета специалисты (В.Н.Агеев, А.А.Гречихин и др.) рекомендуют руководствоваться следующими принципами:

– Красный и синий цвета более всего привлекают внимание, однако синий цвет малопригоден для окраски мелких графических объектов, требующих максимальной четкости изображения. Для этих целей используются цвета желто-зеленый, желтый и оранжевый, а синий цвет применяют для акцентирующей подложки под выделяемые графические элементы.

– Целесообразно использовать цветовой, а не световой (яркостный) контраст.

– Темно-фиолетовый, темно-зеленый, лимонно-желтый, желто-зеленый и бледно-розовый оттенки и сочетания вызывают негативные реакции, и ими следует пользоваться очень осторожно

Техника работы
с викториной для учащихся

Викторина реализована в формате программы Microsoft PowerPoint и сохранена в форме веб-страницы. Предполагает индивидуальную работу учащегося.

Обратите внимание: викторина «работает», т.е. отмечает верные и неверные ответы, а также ведет подсчет баллов только в режиме просмотра слайдов! В связи с этим перед началом работы необходимо перейти в соответствующий режим.

Викторина может быть дополнена или изменена. В помощь создателю других викторин предлагаем блок-схему вошедшей в пособие викторины.

Обратите внимание: количество слайдов с вариантами ответов постоянно увеличивается! В связи с этим данная викторина предполагает только два варианта ответов.

Некоторые из слайдов с вариантами ответов и суммой баллов повторяются. Поэтому прежде чем разрабатывать викторину, нарисуйте блок-схему. Это избавит вас от лишней работы и позволит не запутаться
в гиперссылках.

Такая викторина разработана и включена в методико-практическое электронное пособие Н.В.Збаровской для библиотекарей по курсу «Информационная культура личности».

Блок-схема викторины