Подробности
Ирина Тихонова
Чтение и новые технологии
От информационной грамотности – к
читательской культуре
Выступление на XI конференции РБА в Екатеринбурге
Инфоцентр «Чтение и новые технологии»,
филиал международной ассоциации чтения,
открылся в ноябре 2004 г. на средства гранта
фестиваля «БиблиОбраз». В феврале 2005 г. нами был
получен статус городской экспериментальной
площадки по теме: «Педагогическая адаптация
новых информационных технологий».
Главной задачей экспериментальной
модели инфоцентра стало создание особой
информационно-образовательной среды,
интегрированной в глобальные сети. В ней
учащиеся могут подбирать и интерпретировать
информацию, компьютерные программы,
интернет-технологии под свои индивидуальные
образовательные потребности.
Информационно-образовательная среда
складывается из:
креативных цифровых технологий;
открытого доступа к мировым
информационным ресурсам;
сетевых образовательных проектов;
психологического равенства позиций
персонала и пользователей;
разновозрастных самообучающихся
проектных групп школьников с правом реального
самоуправления.
Гипотеза исследования: целостное
информационно-образовательное пространство ОУ с
центром притяжения – инфоцентр «Чтение и новые
технологии» – позволит объединить развивающие,
воспитательные и исследовательские задачи,
обеспечив развитие и реформирование всего ОУ.
Проектируя модель инфоцентра, мы
использовали экспериментальные разработки
специалистов по эффективному чтению и развитию
информационных технологий, а также авторскую
программу г-жи Л.Буш «Ready to read – ready to learn», которая,
на мой взгляд, оптимально сочетает библиотечные
и педагогические подходы.
Формула читательской компетентности,
которую выводит г-жа Л.Буш – «От чтения – к
академической, функциональной и информационной
грамотности». Мы же предлагаем другой проектный
ход – развитие читательской культуры,
академической и функциональной грамотности на
основе информационных умений и навыков,
отталкиваясь от базового уровня информационной
культуры.
Заказ на такую модель образования
сформулировали сами учащиеся-подростки.
Интернет, мобильный телефон – активно
входят в жизнь школы.
И не учитывать это – все равно, что предлагать
ребятам компас в то время, когда они располагают
спутниковой GPS-навигацией.
А инструментом реализации
экспериментальной модели стала технология
мультимедиа-проектирования. При таком подходе
учащийся рассматривается не только как читатель
и потребитель информации, но и как создатель
собственных оригинальных текстов –
гипермедиасочинений. Разрабатывая собственные
мультимедиа-проекты на базе цифровой
видеостудии, дети учатся строить текст,
использовать оригинальные
изобразительно-выразительные средства,
отталкиваясь от социально значимых и других тем.
Перерабатывая информацию через себя, дети
создают собственную картину мира в расчете
на отклик у будущего адресата. Через
мультимедиапроекты дети учатся предъявлять свое
собственное,
а не заемное содержание.
В ходе экспериментальной деятельности
нами достигнуты следующие промежуточные
результаты:
создана организационно-методическая
структура: инфоцентр «Чтение и новые технологии»
– генератор идей и технологий для учащихся,
педагогов и родителей;
спроектирована альтернативная
модель образования, основанная на обучении
человека через его экспериментальную
деятельность;
начата апробация программ по
эффективному чтению для педагогов и учащихся на
основе информационно-коммуникационных
технологий;
создана система исследовательских
проектов учащихся на основе
информационно-коммуникационных технологий;
универсальный электронный учебник,
программа «Геометрия для чайников»;
политклуб «Лидер»;
цифровая видеостудия;
рекламное агентство «Март XV»;
студия двухмерной графики.
Библиотека должна стать
экспериментальной площадкой для развития новых
форм устного чтения, рассказа, публичного
выступления, творческого письма с
использованием цифровых и аудио-визуальных
технологий.
И экспериментировать имеет смысл на
стыке книжной и мультимедиа культуры. Важно
распознать новые тенденции, почувствовать
зарождающиеся формы и заставить это работать. |