Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2006


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 10 (41) · Вкладка в «БШ» № 23 (179) · 1–15 декабря 2006 года
Газета-вкладка для методистов

Подробности

Ирина Тихонова

Чтение и новые технологии

От информационной грамотности – к читательской культуре
Выступление на XI конференции РБА в Екатеринбурге

Инфоцентр «Чтение и новые технологии», филиал международной ассоциации чтения, открылся в ноябре 2004 г. на средства гранта фестиваля «БиблиОбраз». В феврале 2005 г. нами был получен статус городской экспериментальной площадки по теме: «Педагогическая адаптация новых информационных технологий».

Главной задачей экспериментальной модели инфоцентра стало создание особой информационно-образовательной среды, интегрированной в глобальные сети. В ней учащиеся могут подбирать и интерпретировать информацию, компьютерные программы, интернет-технологии под свои индивидуальные образовательные потребности.

Информационно-образовательная среда складывается из:

  • креативных цифровых технологий;

  • открытого доступа к мировым информационным ресурсам;

  • сетевых образовательных проектов;

  • психологического равенства позиций персонала и пользователей;

  • разновозрастных самообучающихся проектных групп школьников с правом реального самоуправления.

Гипотеза исследования: целостное информационно-образовательное пространство ОУ с центром притяжения – инфоцентр «Чтение и новые технологии» – позволит объединить развивающие, воспитательные и исследовательские задачи, обеспечив развитие и реформирование всего ОУ.

Проектируя модель инфоцентра, мы использовали экспериментальные разработки специалистов по эффективному чтению и развитию информационных технологий, а также авторскую программу г-жи Л.Буш «Ready to read – ready to learn», которая, на мой взгляд, оптимально сочетает библиотечные и педагогические подходы.

Формула читательской компетентности, которую выводит г-жа Л.Буш – «От чтения – к академической, функциональной и информационной грамотности». Мы же предлагаем другой проектный ход – развитие читательской культуры, академической и функциональной грамотности на основе информационных умений и навыков, отталкиваясь от базового уровня информационной культуры.

Заказ на такую модель образования сформулировали сами учащиеся-подростки.

Интернет, мобильный телефон – активно входят в жизнь школы.
И не учитывать это – все равно, что предлагать ребятам компас в то время, когда они располагают спутниковой GPS-навигацией.

А инструментом реализации экспериментальной модели стала технология мультимедиа-проектирования. При таком подходе учащийся рассматривается не только как читатель и потребитель информации, но и как создатель собственных оригинальных текстов – гипермедиасочинений. Разрабатывая собственные мультимедиа-проекты на базе цифровой видеостудии, дети учатся строить текст, использовать оригинальные изобразительно-выразительные средства, отталкиваясь от социально значимых и других тем. Перерабатывая информацию через себя, дети создают собственную картину мира в расчете
на отклик у будущего адресата. Через мультимедиапроекты дети учатся предъявлять свое собственное,
а не заемное содержание.

В ходе экспериментальной деятельности нами достигнуты следующие промежуточные результаты:

  • создана организационно-методическая структура: инфоцентр «Чтение и новые технологии» – генератор идей и технологий для учащихся, педагогов и родителей;

  • спроектирована альтернативная модель образования, основанная на обучении человека через его экспериментальную деятельность;

  • начата апробация программ по эффективному чтению для педагогов и учащихся на основе информационно-коммуникационных технологий;

  • создана система исследовательских проектов учащихся на основе информационно-коммуникационных технологий;

  • универсальный электронный учебник, программа «Геометрия для чайников»;

  • политклуб «Лидер»;

  • цифровая видеостудия;

  • рекламное агентство «Март XV»;

  • студия двухмерной графики.

Библиотека должна стать экспериментальной площадкой для развития новых форм устного чтения, рассказа, публичного выступления, творческого письма с использованием цифровых и аудио-визуальных технологий.

И экспериментировать имеет смысл на стыке книжной и мультимедиа культуры. Важно распознать новые тенденции, почувствовать зарождающиеся формы и заставить это работать.