Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2006


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 10 (41) · Вкладка в «БШ» № 23 (179) · 1–15 декабря 2006 года
Газета-вкладка для методистов

Нелишнее знание

Ольга Козлова

Осознанное мастерство

Дайджест

Пособие адресовано библиотечным работникам, желающим приобрести или повысить свою технологическую квалификацию. Ученые отмечают, что технологизация, как универсальная основа благополучия любой отрасли, повышает культуру труда, превращает интуитивное, эмпирическое творчество в точную науку, благодаря унификации рутинных операций высвобождает время … для открытия и освоения новых территорий профессиональной деятельности.

Пилко И. С. Технологические процессы в библиотечной работе : Учебно-методическое пособие / И. С. Пилко. – М. : ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2005. – 176 с.

Оказывается, в переводе с греческого «технология» дословно – знание о мастерстве, умении.

Автор констатирует, что в современной (расширительной) трактовке «технология» может быть определена как целесообразная практическая деятельность – совокупность ресурсов, средств, приемов их использования и способов организации деятельности, обеспечивающих исполнителю воспроизводство определенных продуктов и услуг или достижение иных значимых результатов с заранее заданными параметрами. В прагматическом (прикладном) значении технологическая модель играет роль стандарта– эталона деятельности и ее результата.

В пособии последовательно показано, что функционирование библиотеки как технологической системы находит выражение в ее производственных процессах, каждый из которых завершается подготовкой информационного продукта или предоставлением услуги. Библиотечный производственный процесс, в свою очередь, делится на технологические процессы и операции. Библиотечный технологический процесс – составная, относительно самостоятельная часть производственного процесса – обеспечивает производство промежуточных продуктов деятельности. Библиотечная технологическая операция – составная часть технологического процесса – характеризуется однородностью действий конкретного исполнителя и, за редким исключением, – единством места действия и обеспечивающих средств.

Автор показывает, что формирование ресурсного потенциала библиотеки, необходимого и достаточного для ее эффективного функционирования, – важная прагматическая задача, требующая обширных профессиональных знаний (документоведческих, технических, технологических, маркетинговых и др.), умения оценить конъюнктуру рынка информационных ресурсов и средств, практических снабженческих навыков. Реализация библиотекой ее миссии, освоение нового ассортимента информационных продуктов и услуг требуют надежного обеспечения библиотечной технологии всеми видами ресурсов и средств, обоснованной стратегии развития формирования и развития ресурсной базы библиотеки. Профессиональная компетентность современного библиотекаря предполагает знание видового разнообразия, ассортимента и рынка ресурсов и средств библиотечного производства.

В пособии дается классификация и характеристика библиотечной технологии как объекта регламентации. Документы, содержащие информацию, необходимую и достаточную для производства информационных продуктов и услуг требуемого ассортимента именуются регламентирующими. Существуют виды регламентов:

  • организационно-распорядительные документы,

  • научно-методические документы,

  • нормативные документы,

  • технологические документы.

Главная проблема библиотечной технологии в плане ее нормативно-методического обеспечения – создание комплексов регламентирующих документов, отражающих ее основные компоненты (методы и процессы, продукты и услуги, ресурсы и средства). Требуется подготовка научнообоснованных, унифицированных требований к различным видам библиотечных регламентов.

Интересной представляется в 9 главе пособия оценка эффективности библиотечной технологии. Библиотека как социальный институт призвана обеспечивать эффективное использование накопленных обществом документных ресурсов путем предоставления потребителям разнообразного ассортимента информационных продуктов и услуг в оптимальные для пользователя сроки и желаемого качества. При оценке эффективности деятельности библиотеки принято различать:

  • социальную эффективность – уровень достижения библиотекой поставленных целей с учетом потребностей пользователей,

  • экономическую эффективность – уровень затрат всех видов ресурсов на производство и предоставление пользователям информационных продуктов и услуг.

Пособие содержит обширные списки литературы к каждой главе, отчего его ценность для методистов существенно увеличивается.