Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2006

Развитие информационной грамотности учащихся

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Педагогический универсистет «Первое сентября»

Библиотечное дело

Ольга Громова

Развитие информационной грамотности учащихся
в школьной и детской библиотеке

План лекций по курсу

№ газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Общие понятия и содержание обучения информационной грамотности. Обзор основных российских работ по теме и заявленных в них подходов к развитию ИГ. Различные подходы к содержанию обучения (информационная культура, информационная грамотность, культура чтения и их составляющие). Терминология курса

18

Лекция 2. Общая методика группового и индивидуального обучения применительно к данному направлению. Принципы организации занятий при регулярном ведении курса ИГ (элективный курс, факультатив). Принципы работы с читателем при индивидуальных консультациях, методика организации индивидуальных консультаций

19

Лекция 3. Основные этапы работы с информацией. Общие подходы к поиску информации. Основные этапы работы с информацией. Построение курса развития ИГ для школьников.Kонтрольная работа № 1

20

Лекция 4. Формулировка запроса, поиск и локализация информации. Формулировка и уточнение запроса как первый этап работы с информацией. Выработка алгоритма поиска и его корректировка. Принципы локализации информации. Методика организации занятий и разработки заданий по выработке алгоритма поиска и локализации информации

21

Лекция 5. Kачественная оценка информации. Общие подходы к оценке качества информации. Выработка частных критериев оценки и отбора полученной информации в соответствии с целями и задачами работы. Kонтрольная работа № 2

22

Лекция 6. Обработка и интерпретация информации. Приемы и формы свертывания и развертывания информации. Их выбор в соответствии с целями и задачами работы. Принципы построения заданий на свертывание и развертывание информации

23

Лекция 7. Работа с отобранной информацией. Сортировка и компоновка материала. Выбор формы презентации полученных результатов. Общие правила презентации.

24

Лекция 8. Возможные принципы оценки навыков работы с информацией. Понятие освоения учеником основ ИГ. Цели и принципы оценки библиотекарем (учителем) работы читателя (ученика) с информацией. Принципы и приемы самооценки учащегося. Итоговая работа

 

Лекция 7. Работа с отобранной информацией
Сортировка и компоновка материала. Выбор формы презентации полученных результатов. Общие правила презентации

Сортировка и компоновка материала
Уточнение понятий и общие вопросы

По логике вещей кажется, что проблемы сортировки и компоновки материала надо бы рассматривать после выбора формы презентации (а мы с вами помним, что, в идеале, форму презентации хорошо бы представлять себе и раньше). Но, как уже не раз было в нашем курсе, все же делаем по-другому. Почему?

Нередко четкое видение того, как именно лучше представлять собранный материал и сложившиеся выводы, формируется (или меняется) по ходу накопления информации и представлений ученика о том, как ее можно структурировать. Это зависит не только от содержательной части, но и от возможности найти или создать иллюстративный материал, от формы и возможностей преобразования последнего. (Одно дело – наличие компьютера, сканера и принтера, и совсем другое – если есть только картинки в альбоме.) Кроме того, существуют некоторые правила сортировки информации и выстраивания последовательности ее подачи, которые почти не меняются в зависимости от формы презентации (за исключением уж самых нестандартных – вроде спектакля, журналистской статьи или поэмы).

Сортировка и компоновка материала – основа успешной презентации работы, в какой бы форме ученик ни представлял итоги исследования.

В данном курсе под сортировкой информации понимается распределение всего набранного материала, в каком бы виде он ни был представлен, по неким логическим блокам, выделенным внутри изучаемой темы.

Компоновка представляет собой следующий этап: последовательное выстраивание выделенных блоков информации в соответствии с планом изложения материала в предполагаемой презентации и, если это необходимо, продумывание «связок» между ними.

Общие проблемы, возникающие на данном этапе работы с информацией.

Итак, завершены поиск, оценка и отбор материалов по теме, и ученику порой кажется, что осталось просто свести воедино отобранное – и все, работа готова. И вот тут неожиданно начинаются трудности (если, конечно, и ученик, и учитель не удовлетворяются формальной «отпиской» в виде простейшего реферата, который никто не будет читать).

Наиболее типичными из этих трудностей бывают следующие.

Первая. Слишком много материала. Хочется столько всего изложить, что доклад становится необъятным. Ни о какой компьютерной презентации или просто хорошем устном выступлении речь уже не идет (объем пугает, время не позволит, например, на конференции или на уроке), и автор предпочитает быстро-быстро прочесть весь готовый текст или сдать реферат в письменном виде, поскольку это в данном случае – пути наименьшего сопротивления. «Бороться» с большим объемом материала школьнику гораздо труднее, чем с его недостаточностью.

Вторая. Материал слишком разнородный по глубине освещения вопроса или по форме представления. Например, очень трудно в исследовании по истории пугачевского бунта объединить теорию возникновения крестьянских войн с частностями типа личных черт Пугачева или описанием одной конкретной битвы. (Конечно, в идеале, это разграничение должно быть сделано на этапе уточнения запроса, но практика показывает, что проблема все равно возникает). Или, собирая материал о политической истории народов Дагестана и ее влиянии на развитие региона, ученица очень хотела вставить в серьезную презентацию со схемами и картами информацию о костюмах разных народов, но и сама не понимала, как это объединить.

Третья. Слишком мало материала. Это не обязательно значит, что ученик плохо поработал. Может быть, местные условия (сельская школа, например) или тема – важная, но мало исследованная, привели к такому результату.

Четвертая. Проблема последовательности изложения. Она чаще возникает тогда, когда перед учеником стоит нестандартная задача. То есть, вместо изложения причин и хода одного восстания, нужно провести, например, сравнительный анализ нескольких крестьянских войн в России. В данном случае не подходит простое последовательное изложение причин и событий, и наш школьник, привыкший к построению учебных параграфов и рефератов, теряется.

Первую и вторую проблемы можно решить на этапе сортировки материала. Третью и четвертую чаще приходится решать уже после сортировки – при помощи компоновки и выбора формы презентации.

Сортировка материалов

Для того, чтобы не запутаться в собранной информации, – особенно если тема объемная, материала много и он разнороден, – необходимо рассортировать все имеющиеся сведения, иллюстрации, документы, отобрать цитаты, которые, как правило, на предыдущих этапах подбираются «с запасом».

Условно говоря, все собранное надо разложить по разным полочкам: все про это – на одну, про то – на другую, а вот про это – на третью, независимо от вида, в котором представлена информация (текст, иллюстрация, музыкальный фрагмент, предмет), и носителя. Для этого всю тему нужно разбить на некие логические части (блоки), по которым и распределять материал.

На этапе сортировки еще не так важно, в каком порядке расположены эти блоки в рабочей записи ученика. (Однако, если в итоге должна получиться письменная работа, содержащая вступление и заключение, то на этапе сортировки материала полезно предусмотреть, какая информация может быть использована именно в этих частях.)

Технологически это можно делать по-разному: пронумеровать блоки и в соответствии с ними тот же номер присваивать каждому фрагменту текста, картинке и т.д.; или, если весь материал в компьютере, просто переставлять местами фрагменты под написанную заранее тему каждого блока. Вариантов может быть множество. Вопрос обычно возникает не по технологии разметки, а по самому процессу сортировки. Часто ученики не знают, как справиться с полученным объемом информации, как подступиться к ее сортировке.

Проще всего – снова взяться за схемы. В одном случае это может быть кластер, в другом – более сложные варианты схем. Все зависит от темы и от подготовленности ученика. Например, для сортировки материала по теме «Красная книга животных России» кластер может получиться таким, как на схеме.

Теперь можно каждый фрагмент из конспектов, каждую имеющуюся цитату, схему, картинку пронумеровать в соответствии с номером блока и пункта в нем. Иногда прямо в схеме рядом с каждым пунктом делаются пометки об имеющемся материале (цитата со с.2, илл. из альбома, фото и т.д.). Сразу станет видно, в каком блоке нет иллюстраций (это может быть важным, например, для компьютерной презентации), где переизбыток цитат, а в каком – отсутствует материал, или его так мало, что нет смысла выделять в самостоятельный блок. В последнем случае имеющиеся крохи информации можно использовать «к слову» в ходе доклада, не акцентируя внимание на данном вопросе, или дать в качестве примера, либо вовсе убрать из презентации этот блок.

В случае, когда ученик «тонет» в объеме информации, можно посоветовать ему на данном этапе не только делить материал по блокам, но и отмечать сразу: какой фрагмент войдет в презентацию как основной, а что стоит использовать лишь для примера или упоминания одной фразой.

Глядя на такую схему легче продумывать и компоновку блоков.

Работая с кластером (или более строгой иерархической схемой) можно решить и проблему разнородности материала: сразу оценивать каждый фрагмент информации по степени важности, и, соответственно, использовать как основной или дополнительный.

В приведенном выше примере с работой по истории народов Дагестана ученица растерялась, не понимая, как вставить материал о костюмах, которым очень увлеклась, хотя работу писала о другом. Составляя кластер, она разделила материал по народам, населяющим Дагестан, а общие вопросы, посвященные всем нациям и целиком Дагестану, выделила в отдельный блок. Оказалось, что есть не только очень много информации по каждому народу, но и изображение костюмов каждого народа. Вот тогда-то и возникла идея делать компьютерную презентацию, в которой, во-первых, можно максимально сжать информацию, представляя ее на слайдах, а во-вторых, в каждый слайд, где речь идет о каком-то народе, вставлять фигурки в костюмах в качестве «сопровождающих лиц». Костюмы она по совету преподавателя никак не комментировала (исследование костюма оставила на следующий проект), но их вид давал слушателям-зрителям представление о разнообразии и общности культур.

Ту же самую работу по сортировке полученного материала можно делать при помощи развернутого плана, но практика показывает, что с ним легче работать старшеклассникам: план более строг по структуре и, в отличие от кластера, требует выстраивания иерархии вопросов сразу. Кластер же можно рисовать в любом порядке – как вспоминается (формулируется) тот или иной блок – и нумеровать блоки (ветви) в произвольном порядке.

Бывает, что именно на стадии сортировки ученик, собиравшийся писать реферат, понимает, что у него много выразительного наглядного материала, который жалко «топить» в тексте реферата. И тогда возникает, например, идея делать компьютерную презентацию для устного доклада. Или планируемая компьютерная презентация вдруг превращается в огромную стенгазету либо учебный плакат, которые вывешиваются для всеобщего обозрения в кабинете. (В одной шведской школе мне довелось видеть плакат на ватмане формата А1, рассказывающий в подробностях о причинах и самой гибели «Титаника». Три семиклассника, которые его создали, первоначально собирались просто делать доклад в классе.)

Компоновка материалов

После того, как весь полученный материал рассортирован по логическим частям, к нужным блокам условно «прикреплены» все имеющиеся иллюстрации, схемы, звуковое сопровождение или даже просто предметы, которые понадобятся на представлении итогов работы, начинается компоновка материала.

Здесь могут быть два варианта организации этого процесса.

Первый. Компоновка материала следует за логикой развития исследуемой темы, даже если форма будущей презентации еще не ясна.

План такой компоновки строится очень просто. Получившиеся при построении кластера гроздья просто заново нумеруются, теперь уже в логике изложения материала, а внутри каждого блока нумеруются в нужном порядке все составляющие его фрагменты, включая иллюстрации и музыку.

После этого уже совсем легко выстроить презентацию как в традиционной для наших школьников форме – доклад или реферат, – так и в не совсем обычной, вроде учебного видеофильма или наглядного пособия для кабинета.

Если школьники на предыдущем этапе сразу работали с развернутым планом, тогда два этапа практически сливаются в один.

Уже приведенный выше пример с анализом крестьянских войн требует явно не последовательного изложения материала. Здесь придется учить школьника видеть несколько вариантов компоновки и выбирать тот, который кажется ему логичнее или ближе по способу его восприятия. Можно идти от общего (например, теории возникновения крестьянских войн) – к частному (подтверждению положений теории примерами из трех крестьянских войн), а можно – наоборот: расписать по одной схеме причины, ход и итоги трех войн и вывести закономерности. Отсюда и возникнет форма презентации: можно свести материал в сравнительную таблицу (одну или несколько), можно написать целый трактат, а можно даже сделать учебный фильм, если техника позволяет. В зависимости от выбранной формы компоновки материала и будет выбираться форма презентации.

Второй вариант работы над компоновкой материала диктуется целевой аудиторией и выбранной формой презентации.

Здесь главное – помочь ученику сформулировать для себя вопросы, которые помогут найти логику изложения. Например:

· Для кого я это делаю? (Ответы «для учителя» или «на оценку» не обсуждаются, поскольку не ради этого мы с вами учим детей работе с информацией).

· Будут ли понятны идеи и выводы моей работы, если я стану просто последовательно излагать полученную информацию?

· Может быть, стоит начать «от обратного» – с выводов, чтобы потом доказывать каждый, или это будет неудобно (неубедительно)?

· Нет ли в различных блоках моей темы информации, повторяющейся по сути, – может быть, стоит ее объединить?

· Какова цель моей презентации? (Рассказать о проведенном исследовании; показать, какой технологией презентации я владею; заинтересовать слушателей темой; сделать так, чтобы они сами получали новые знания или делали выводы; что-то другое).

· В какой форме презентации я смогу лучше достичь цели?

· В какой форме мне самому интереснее представить свое исследование?

Однажды шестиклассники, осваивающие PowerPoint, по просьбе библиотекаря готовили для малышей презентацию по правилам пользования библиотекой. Задача была поставлена так: сделать не только правильно, но и интересно, чтобы все запомнилось. Ребята решили излагать материал «наоборот», потому что «раз смешно, значит – интересно». Поэтому презентация начиналась со слов: «Библиотека – это такое место, где можно громко разговаривать, тихо бегать, говорить вполголоса или шепотом, тихо читать, играть в прятки между стеллажами, брать книги домой на время, брать книги навсегда». И сразу же предлагалось найти правильные варианты. Точные ответы позволяли двигаться дальше. На следующем слайде предлагались как верные, так и самые невероятные варианты пользования библиотечными книгами. И так далее – по всем пунктам, в результате прохождения которых на предпоследнем слайде возникали постепенно все правила пользования библиотекой, якобы только что выработанные первоклассниками. Последний слайд содержал поздравление первоклассникам по поводу того, что они теперь имеют право записаться в библиотеку и следовать выработанным «собственными силами» правилам.

Приведенные примеры показывают, как можно на этапе компоновки решить проблему последовательности изложения материала. Но у нас осталась еще проблема малого количества материала.

Как уже говорилось, не всегда это зависит от ученика. Тем не менее, если по имеющейся информации ученик может сделать выводы и показать проделанную работу, то можно считать объем достаточным. Не стоит настаивать, чтобы ребенок «поискал еще» или искусственно раздувать объем за счет «приблизительно подходящего» материала. Важнее помочь ему выбрать такую форму презентации, чтобы ни одна его находка, ни один штрих или цитата не прошли незамеченными. Очень трудно в ситуации недостаточности материала писать реферат и вообще представлять материал в текстовом виде. В этом случае гораздо представительнее выглядят такие формы как компьютерная презентация, видеоролик, где ученик может комментировать каждое положение работы.

На этапе компоновки материала именно в этом случае очень важны связки между разными тематическими блоками и вопросы, как часть презентации. На это стоит обратить особое внимание. При компоновке такого материала хорошо начинать с формулировки задачи, которая была поставлена в исследовании, и того, какую информацию по каким аспектам проблемы планировалось найти.

Чтобы ученик чувствовал себя уверенно с малым количеством полученной информации, важно привести его к мысли, что не надо пытаться завуалировать недостаток материала. Наоборот. Его нужно «обыгрывать». Например, построить презентацию в виде слайдов с проблемными вопросами, на которые ученик искал ответы в ходе изучения темы. За каждым вопросом будет следовать изложение полученной информации и рассказ о том, с какими трудностями столкнулся при поиске ответов на данный вопрос, что хотел найти и не нашел. К выводам в такой работе очень полезно присоединять некий план возможного дальнейшего исследования темы (что бы он хотел уточнить или узнать, если бы была возможность). Опытный выступающий (старшеклассник, например) может обращаться к аудитории с вопросом, известно ли им еще что-то по данному аспекту проблемы.

Выбор формы презентации полученных результатов

Неоднократно в нашей лекции говорилось о том, что данная задача может занимать и другое место в последовательности этапов работы с информацией. Тем не менее, вне зависимости от ее места в этом ряду, можно предложить некоторые общие правила, которые помогут выбрать форму презентации.

Какие они бывают? Начнем с того, что разделим формы презентации на основные группы. Они могут быть следующими:

  • Текстовые: устные и письменные;

  • Наглядные: видео, компьютерные, художественно-графические;

  • Звуковые: передачи для школьной радиостудии, звуковые книги;

  • Смешанные – в том числе шоу разного рода с устными выступлениями, музыкой, театрализацией.

Текстовые презентации – это те, основу которых составляет текст, излагаемый в письменном или устном виде, а иллюстрации, графики и др. играют только вспомогательную роль. Данная группа включает:

  • доклады;

  • рефераты;

  • доклады с опорой на тезисы, сделанные в виде компьютерной презентации;

  • сообщения;

· реальные экскурсии, где в роли экскурсоводов выступают ученики, готовившие материал по теме (в реальной экскурсии дело гида – подготовить текст, экспонаты существуют независимо от него, поэтому мы относим реальные экскурсии, в отличие от виртуальных, к чисто текстовым формам).

Наглядные формы. Они сами по себе тоже могут быть основой презентации, если именно изображение играет ключевую роль. В тех же случаях, когда иллюстрации (в любой форме) составляют только ее вспомогательную часть, то о них можно говорить, скорее, лишь как о формах свертывания некоторой части информации. Поэтому поговорим только о чисто наглядных формах.

Одну из них мы уже приводили в пример: плакат о гибели «Титаника». Внешний вид корабля, вид надводной и подводной части айсберга, карта с маршрутом корабля и возможного дрейфа айсбергов (откуда и как они попали в те воды, где он плыл?), внутренний вид и схема разлома судна – все это рисунки. Был там, конечно, и текст, но только как комментарий к изображению.

Итак, наглядные формы:

  • стенгазеты и плакаты;

  • так называемые стендовые доклады – их содержание представляют не в устном рассказе, а на стенде в виде схем, таблиц, фотографий и т.д.;

  • дизайнерские и другие творческие проекты: например, эскизы оформления библиотечного фонда и книжных выставок, выставки рисунков, фотографий;

  • компьютерные презентации, содержащие не тезисы доклада или опорные схемы, а основную информацию, представленную в виде таблиц, схем, картинок и.т.п. (яркие примеры – уже упомянутая презентация по правилам пользования библиотекой и слайд-фильм, сделанный шестиклассниками, о процессе образования вулканов);

  • видеоролики по социальным или учебным темам;

  • книжки-картинки.

Звуковые презентации – форма, которая часто упускается из виду. А между тем, она весьма эффективна с точки зрения освоения материала и развития навыков создания точного и выразительного текста, поскольку в данном случае у школьника нет никаких дополнительных средств.

Звуковые презентации чаще всего бывают в форме интервью или репортажа для радиостудии, а также музыкальных записей (как итог, например, проектов по МХК или музыке) или звуковых книг с записями хорошего исполнения чтецом литературных произведений.

Когда-то школьные радиостудии были весьма популярны. Сейчас мода прошла, но там, где традиция школьных радиопередач осталась, педагоги отмечают высокий уровень интереса школьников к ним (и к созданию, и к слушанию) и явное повышение речевой культуры авторов и ведущих передач.

Попробуем представить себе, какие ученические исследования могут быть представлены в виде радиопередачи. Первое, что придет в голову большинству,– краеведческие разыскания. Да, безусловно. И школьное радио – лучший способ рассказать всем что-то интересное из истории края. (Слушать тоже будет интересно большинству). Перспектива подготовки радиопередачи по итогам исследования не только добавит стимула в подготовке работы, но и заставит четко структурировать и компоновать материал, ясно и сжато формулировать мысли, осваивать навыки создания сценария и режиссуры радиопередач.

Добавим сюда еще социальные проекты, отражающие местные актуальные проблемы. А ведь они требуют и информационно-грамотного исследования и особенно яркого и четкого освещения в передаче. Это уже серьезная школа будущего журналиста. (Но социальными проектами могут заниматься не только старшие: в 2003 году «БШ» рассказывала о том, как третьеклассники писали письмо директору школы, и что из этого вышло1).

______________________
1 Малинина Е. …И добились изменений сами : О критической грамотности, детской площадке и классном руководстве / Е.Малинина // Библиотека в школе. – 2003. – № 06, 16–31 марта. – С. 21–22.

Звуковые книги. Это дело настолько же новое, насколько и хорошо забытое старое. Причем тут информационная грамотность, ведь главное здесь – хорошо читать? А кто сказал, что читать надо целиком и готовые произведения? Например, однажды в школе были сделаны две замечательные работы: одна – по письмам Л.Бетховена, другая – по письмам и стихам А.Пушкина и А.Мицкевича и воспоминаниям о них. И то и другое – потребовало от ребят серьезнейшей исследовательской работы. И как жаль было, что у школы на тот момент не оказалось никаких технических средств. Могли бы получиться замечательные записи, которые бы еще долго служили не одному поколению учеников и учителей. Сейчас, когда у детей так много проблем с техникой чтения, выпуск специально подготовленных (в рамках учебного проекта других ребят) звуковых книг облегчил бы многим жизнь. А что же эта работа даст тому, кто ее делает? Даже если планируется всего только читать вслух фрагменты из «Войны и мира» (полный текст – около 80 часов звучания), то для того, чтобы скомпоновать такую композицию, нужно прочитать весь роман, четко понять его структуру, выделить важнейшие главы, фрагменты, разбить на куски для единовременного прочтения, может быть, подобрать музыку. Это ли не исследовательская работа, требующая применения всех навыков работы с информацией?

Смешанные формы презентации, в том числе шоу разного рода с устными выступлениями, музыкой, театрализацией.

Очень соблазнительно вовлечь детей именно в такой процесс. И библиотекари, и классные руководители так любят все эти формы, что готовы считать исследовательским проектом простую инсценировку сказки. Вот тут важно все-таки четко развести презентацию результатов некоей исследовательской работы и просто демонстрацию достижений и талантов (в данном случае – успехов на поприще театра или шоу). Однако даже подготовка театрального спектакля может стать исследовательской работой. О таком опыте «БШ» писала в 2005 году2. Если дело обстоит именно так, и ваш спектакль станет результатом изучения чего-то нового, итогом сбора и освоения информации по какому-то вопросу, связанному с театром, кино, шоу, то эта форма – для вас. Но именно в такого рода презентациях наиболее ясно видно, чему на самом деле научились дети в сфере работы с информацией. Серьезная подготовка такой презентации потребует мобилизации всех сил. Если это станет итогом работы, например, целой четверти, то овчинка, конечно, стоит выделки, но если вы хотите подготовить эффектную презентацию небольшого по объему и времени исследования, вряд ли результат будет равноценен затраченным силам. Особенно, если говорить о результате отложенном, то есть о том, что на самом деле будут знать (понимать, уметь) ваши питомцы спустя, скажем, пару месяцев.

______________________
2 Бражников А. Колобок по-гречески : Из театрально-педагогических рецептов / А. Бражников. – Библиотека в школе. – 2005. – № 10, 16–31 мая. – С. 19–22, 27–28.

Как пример итога долгосрочного изучения истории в двух шестых классах – театрализованная игра в древних греков в течение всего дня действительно многое показала. Это была очень сложная работа: роли дети почти не учили, а должны были действовать по обстановке, но в духе эпохи. Там происходил и форум, и суд, и представление трагедии и много чего еще. Главное в увлечении такими масштабными формами – не забыть, зачем все это, что в результате дети научились делать сами.

Как выбрать форму презентации? Здесь очень важно напомнить ученикам, что лучшая форма уточнения любого запроса (а выбор формы презентации – тоже запрос) – вопросы к себе.

Например, такие.

  • Настолько ли я хороший докладчик, чтобы моим одноклассникам было интересно меня слушать? Стоит ли просто читать доклад вслух?

  • Компьютерная презентация предполагает, что я буду свободно говорить, имея перед глазами только слайд, где нет полного текста. Я говорю хорошо и уверенно?

  • Кому я буду представлять свою работу? Учителю (одному)? Одноклассникам? Тем, кто младше меня? А может быть, это смешанная аудитория?

  • Где и когда будет происходить презентация? (Например, на школьной научной конференции или общем празднике).

  • Что интереснее и нужнее тем, для кого я это делаю: видеть иллюстрации и слушать, читать статью, играть в обучающую игру, потрогать все руками, увидеть смоделированный процесс?

  • Какими технологиями презентации материалов я владею? (Умею ли я снимать на видео и монтировать ролики? Владею ли я компьютерными технологиями? Хорошо ли я рисую? А может быть, я лучше рассказываю, чем показываю?)

  • Буду ли я осваивать новую для меня технологию?

  • Достаточно ли технических возможностей, чтобы сделать именно так, как я хочу?

  • В какой форме наиболее выигрышно будут смотреться иллюстрации и другие сопроводительные материалы?

Мотивация, как известно, чрезвычайно важна для успешного выполнения любой работы. Именно форма презентации может во многом сама по себе стать мотивацией для учеников. Важно, чтобы им была интересна не только тема, но и форма презентации, а также сам процесс ее подготовки и/или конечная цель. Примером такой удачно выбранной формы может служить слайд-презентация по правилам пользования библиотекой. Ребята знали, что, во-первых, делают работу, которая очень нужна для настоящей «взрослой» деятельности, во-вторых, чувствовали себя большими (ведь они-то все эти правила давно знают и вот – уже малышей учат), а в-третьих, придуманный игровой ход добавил азарта в работе.

Вообще свобода выбора формы представления результатов любого, даже самого простого исследования, дает ученику ощущение большей уверенности в себе. А это, в конечном счете, – залог успешного обучения чему бы то ни было. Не всем ученикам одинаково хорошо дается письменное изложение материала или, наоборот, устное выступление. Это не значит, что они хуже работают с информацией – просто надо дать им возможность представить свою работу не тем способом, который нам, взрослым, проще проверить и удобнее оценить, а тем, в котором им наиболее комфортно.