Библиотечное дело
Ирина Дейнеко
Формирование информационной культуры
Что еще почитать
1. Ананьева Л. Читаем книжки от
форзаца до сноски: Урок в 5-м классе / Л. Ананьева //
Библиотека в школе. – 2002. – № 4 (64), 16–28 февраля. –
С. 11. – (На рецензию).
Библиотечный урок для
пятиклассников «Элементы книги» – по детским и
взрослым книгам Корнея Чуковского.
2. Антипова В. А вдруг в этом что-то
есть? : Размышления перед единственным уроком :
Программа библиотечно-библиографических уроков
«Основы информационной культуры» / В. Антипова //
Библиотека в школе. – 2001. – № 6, 16–31 марта. – С. 6.
3. Баркова И. Координация работы
детских и школьных библиотек по воспитанию
информационной культуры личности / И. Баркова //
Школьная библиотека. – 2001. – № 7. – С. 5–6.
4. Бединская Е. основы
информационной культуры школьника: Программа
для учащихся 5–6 кл. / Е. Бединская // Школьная
библиотека. – 2002. – № 3. – C. 3–10.
5. Библиотечные уроки обычные и
необычные : Комплект из трех книжек // Библиотека
в школе. – 2002. – № 16 (76), 16–31 августа. – С. 1–24. –
(Книжка в газете).
Библиотечные уроки, традиционные и
необычные, можно провести в любой школе. Разделы:
«Человек и книга»; «Уроки информационной
грамотности»; «Часы чтения и игр».
6. Бирюкова Л. П. Программа
«Библиотечно-библиографические и
информационные знания младшим школьникам» : 1–4
кл. / Л. П. Бирюкова // Школьная библиотека. – 2003. –
№ 1. – С. 55–57.
7. Болвина С. В. Основы
информационной культуры в школе искусств / С. В.
Болвина // Школьная библиотека. – 2006. – № 2. – С.
72–74.
Библиотекарь-библиограф детской
школы искусств предлагает опыт работы по
организации занятий для учащихся 1–3 классов в
рамках курса «Основы информационной
грамотности». В статье представлена программа
курса, разработанная для учащихся конкретной
школы с учетом ее традиций и особенностей.
8. Бочарова О. В. Обучение с
увлечением / О. В. Бочарова // Библиотечное дело –
XXI век : научно-практический сборник; прил. к журн.
«Библиотековедение». – М., 2002. – С. 183–192.
В статье представлен опыт работы
специалистов Удмуртской Республиканской
библиотеки для детей и юношества по организации
системы занятий по формированию информационной
культуры читателей различных возрастных
категорий. Автор предлагает вниманию коллег
несколько элементов библиотечно-информационной
среды своей библиотеки.
9. Власова Е. Библиотечные каталоги :
биб. урок «Алфавитный каталог. Карточка
алфавитного каталога : (2 кл.) / Е. Власова //
Школьная библиотека. – 2001. – № 7. – С. 40–43.
10. Власова Е. Проектная форма урока
: проект «Библиотека гимназии XXI века» / Е. Власова
// Школьная библиотека. – 2001. – № 8. – С. 42–45.
11. Гендина Н. Дидактические основы
формирования информационной культуры / Н.
Гендина // Школьная библиотека. – 2002. – № 1. – С.
24–27.
12. Гендина Н. И. Опыт формирования
информационной культуры личности в библиотеках
и ОУ / Н. И. Гендина // Школьная библиотека. – 2002. –
№ 10. – C. 24–31.
13. Гендина Н. Формирование
информационной культуры / Н. Гендина // Школьная
библиотека. – 2001. – № 6. – С. 3–6.
14. Гендина Н. И. Формирование
информационной культуры личности в библиотеках
и ОУ / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А.
Стародубова. – 2-е изд., перераб. – М. : Школьная
библиотека, 2003. – 280 с. : ил. – (Профессиональная
библиотека школьного библиотекаря. Серия 1. Вып.
1–2).
15. Гендина Н. Формирование
информационной культуры школьников : Программа и
результаты исследования / Н. И. Гендина // Школьная
библиотека. – 2000. – № 5. – С. 27–31.
16. Голубева Е. Информационная
культура школьников / Е. Голубева // Библиотека. –
2005. – № 10. – С. 44–49.
Особенно важную роль сегодня
приобретает подкрепление знаний, полученных
школьниками на уроках по формированию
информационной культуры, самостоятельной
работой с различными источниками информации.
Организация такой практики должна стать
результатом объединенных усилий школы и
библиотеки. Эффективнее всего, как показывает
опыт, работа по совместным программам. Об этом –
статья главного библиотекаря Российской
государственной детской библиотеки.
17. Дас Л. «Нашел!..» : Поиски и находки
нидерландских «барсуков» : Развитие навыков
информационной грамотности в школьной
библиотеке / Л. Дас ; пер. с англ. Е. Чернявского //
Библиотека в школе. – 2000. – № 8 (32). – С. 2–3.
О методике развития информационной
грамотности и интереса к чтению у учащихся
средних школ, разработанной нидерландской
службой школьных библиотек.
18. Дидактические и методические
основы разработки учебных программ по
формированию и повышению уровня информационной
культуры различных читательских групп школьных
библиотек // Краткий справочник школьного
библиотекаря. – СПб. : Профессия, 2001. – C. 337–343.
19. Заир-Бек С. И. Развитие
критического мышления на уроке : Пособие для
учителя / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – М. :
Просвещение, 2004. – 175 с., ил.
В книге описаны оригинальные
методики, конкретные разработки уроков,
планирование учебного процесса, диагностика
результатов. Представленная в книге современная
педагогическая технология поможет ученику
ориентироваться в обилии поступающей
информации, а учителю – реализовать свой
творческий потенциал.
20. Збаровская Н. Проблемы
информационной грамотности : Обзор профес.
печати США / Н. Збаровская // Школьная библиотека.
– 2001. – № 8. – C. 22–25.
21. Как найти дорожки от Азбуки до
Японской классики : [О воспитании информационной
культуры у детей] // Мир библиографии. – 2001. – № 6.
– C. 43–45.
22. Кантур Т. Веселый поезд :
Двенадцать лет с библиотечными уроками / Т.
Кантур // Библиотека в школе. – 2003. – № 24 (108), 16–31
декабря. – С. 14–18. – (Работа с читателями. Курс
молодого бойца).
Цикл библиотечных уроков для
учащихся 1–7-х классов.
23. Караваева Е. А. Из опыта ведения
курса «Информационная культура личности» / Е. А.
Караваева // Школьная библиотека. – 2005. – № 8. – C.
40–46.
Планирование спецкурса для учащихся
5, 6, 7 классов. Планирование включает занятия по
теории, занятия-практикумы, уроки творчества,
тесты и итоговые мероприятия.
24. Караваева Е. А. Из опыта ведения
курса «Информационная культура личности» / Е. А.
Караваева // Школьная библиотека. – 2006. – № 1. – C.
18–24.
В статье предлагается один из уроков
для учащихся 7-х классов.
25. Кононова И. Г. Информационная
культура юной личности : Взгляд психолога / И. Г.
Кононова // Через библиотеки – к будущему : Сб.
материалов по формированию детско-юношеской
информационной политики (по материалам
конференции Программы ЮНЕСКО «Информация для
всех»). – М. : Школьная библиотека, 2004. – C. 139–143.
26. Коренькова Т. Г. – В библиотеки
за информационной культурой / Т. Г. Коренькова, С.
В. Олефир // Школьная библиотека. – 2000. – № 1. – C.
52–54.
27. Коряковцева Н. А. Техники
информационно-библиотечной работы :
Учебно-практическое пособие / Н. А. Коряковцева;
предисл. и науч. ред. В. А. Фокеева. – М. : Либерея,
2004. – 136 с. – (Серия «Библиотекарь и время»).
Пособие посвящено рассмотрению
понятий «информация», «культура», «техники
информационно-библиотечной работы», а также
основных аспектов информационной культуры.
Дается представление об информационной среде
библиотеки и некоторых теоретических подходах к
ее анализу, рассматриваются механизмы поиска
документа в информационной среде. Пособие
содержит словарь используемых понятий,
приложения и список рекомендуемой литературы.
28. Крук Н. Формирование
информационной культуры школьников как
неотъемлемая составная часть учебной
деятельности / Н. Крук // Школьная библиотека. –
2001. – № 8. – C. 16.
Программа уроков по ББЗ +
тематические планы курсов.
29. Маски-подсказки : Методический
карнавал типичных ошибок и ярких находок в
библиотечных уроках // Библиотека в школе. – 2002. –
№ 24 (85), 16–31 декабря. – С. 21–24. – (Я иду на урок).
Разработка библиотечного урока, а
рядом рецензия. В этом номере: Викторина по книге
А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»;
«Книга – твой друг и советчик»; «Новогодний
калейдоскоп»; «Справочная литература».
30. Маски-подсказки : Методический
карнавал типичных ошибок и ярких находок в
библиотечных уроках [Продолжение] // Библиотека в
школе – 2003. – № 01 (85), 1–15 января. – С. 24–27. – (Я иду
на урок).
Разработка библиотечного урока, а
рядом рецензия. В этом номере: «Информационный
поиск литературы для реферата»; «Игра –
путешествие по произведениям К.И. Чуковского»;
«Справочная литература для детей младшего
школьного возраста».
31. Минкина В. А. Формирование
информационной культуры личности : Роль
библиографа / В. А. Минкина, В. В. Брежнева // Мир
библиографии. – 1998. – № 4. – C. 21–23.
32. Михалевич Т. Как рождаются и
воплощаются идеи / Т. Михалевич // Библиотека в
школе. – 2004. – № 1 (109), 1 – 15 января. – С. 12. –
(Библиотечное дело. Картотека опыта).
Старшеклассники на уроках
технологии «библиотечное дело» создают буклеты
и серии рекламных закладок «Как обращаться с
книгой» в качестве практического пособия для
читателей.
33. Мяэотс О. Информационная
грамотность как предмет школьной программы / О.
Мяэотс // Библиотека в школе. – 2001. – № 7, 1–15
апреля. – С. 4.
Об информационной грамотности как о
важнейшем навыке современного человека.
Организация информационного пространства в
школе.
34. Мяэотс О. От бутона – к цветку : Как
стать информационно-грамотным и получить знания
/ О. Мяэотс // Библиотека в школе – 2002. – № 23 (83), 1–15
декабря. – С. 8–9. – (Библиотечное дело).
Тема информационной грамотности,
обучения пользователей работе с информационными
источниками была одной из самых популярных на
Конференции ИФЛА 2002 года. Опыт Норвегии.
35. Мяэотс О. Н. Уроки информационной
грамотности в школе : Методические рекомендации /
О.Н. Мяэотс. – М. : ООО «Чистые пруды», 2005. – 32 с. :
ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия
«Библиотека в школе»).
Это одно из первых в нашей стране
методических пособий по развитию у школьников
информационной грамотности, разработанное на
основе зарубежных методик в приложении к
российской школе. В брошюре вы найдете
методические приемы для всех этапов обучения и
варианты заданий.
36. Плюснина С. Подготовка
старшеклассников к самообразовательной работе
после окончания школы : (Библ. урок для старшекл.) /
С. Плюснина // Школьная библиотека. – 2001. – № 7. –
с. 33 – 39.
37. Коготков Д. Я. Повышение
информационной культуры работников библиотеки и
читателей / Д. Я. Коготков // Коготков Д. Я.
Библиографическая деятельность библиотеки:
организация, управление, технология : Учебник. –
СПб. : Профессия, 2004. – с. 245–263.
В данном разделе учебника
рассматриваются общие вопросы формирования
информационной культуры библиотекаря и
читателя, прописывается необходимый объем
библиографических знаний и навыков, необходимых
для различных групп читателей, предлагаются
некоторые формы и методы библиографического
обучения читателей.
38. Полевина Е. В. Методика работы с
иллюстрацией и литературными текстами в
процессе библиотечных занятий с читателями –
подростками / Е. В. Полевина // Школьная
библиотека. – 2004. – № 5. – С. 43–52.
39. Полякова Т. Формирование
информационной культуры учащихся в ОУ г.
Санкт-Петербурга / Т. Полякова // Школьная
библиотека. – 2002. – № 3. – с. 11–14.
40. Реброва Е. Первая ниточка нашей
паутинки : Сегодня мы в Казани / Е. Реброва //
Библиотека в школе. – 2000. – № 12 (36). – С. 3. –
(Загляните на сайт).
Где найти новые источники материалов
для уроков; как помочь библиотекарям и учителям в
поиске новых педагогических форм?
41. Рудакова Н. Путешествие в страну
каталогов : Библиотечный урок для 6-го класса / Н.
Рудакова // Школьная библиотека. – 2000. – № 4. – с.
31–33.
42. Скоробогатова И. Д.
Информационная культура : неумеющие пусть
научатся / И. Д. Скоробогатова // Молодые в
библиотечном деле. – 2004. – № 5–6 (май–июнь). – с.
141–144.
Об опыте организации курса «Основы
информационной культуры для студентов в научной
библиотеке Омского государственного
технического университета. Об издательской
деятельности научной библиотеки по развитию
информационной культуры читателей (буклеты,
проспекты, закладки и т.д.)
43. Старовойтова О. Диалог с детьми и
подростками в современном информационном
пространстве / О. Старовойтова // Школьная
библиотека. – 2001. – № 2. – с. 30–32. –
(Информационная культура личности).
44. Стародубова Г. Библиотечное
занятие: операционное описание технологического
процесса, его подготовки и проведения / Г.
Стародубова, Л. Савкина // Школьная библиотека. –
2002. – № 1. – с. 28–29.
45. Стародубова Г. Информина :
Сценарий зачетного занятия по курсу «Основы
информационной культуры» / Г. Стародубова //
Школьная библиотека. – 2002. – № 1. – с. 29–37.
46. Степанова Т. Тысяча мудрецов под
одной крышей / Т. Степанова // Библиотека. – 2002 – №
6. – с. 47–48.
Игра-путешествие – форма экскурсии
по библиотеке.
47. Сукиасян Э. Р. Организация знаний в
структуре информационной культуры личности / Э.
Р. Сукиасян // Школьная библиотека. – 2006 – № 1. – с.
7–11.
Один из самых авторитетных
библиотековедов нашего времени, разработчик ББК,
предлагает поразмышлять над архиважной
проблемой организации знаний.
48. Тестовые задания для определения
информационной культуры читателя // Школьная
библиотека. – 2002. – № 6. – с. 5–6.
49. Формирование информационной
культуры // Справочник библиотекаря. – СПб. :
Профессия, 2001. – с. 178–184.
50. Чеснокова Т. Библиотечные уроки:
из опыта / Т. Чеснокова, Е. Попова // Школьная
библиотека. – 2002. – № 8. – с. 24–25.
Библиотечный урок «Вспомнить все!» (7
кл., итоговый по СБА).
51. Чулкина Г. Опять уроки? / Г. Чулкина
// Библиотека в школе. – 2000. – № 6 (30). – с. 15.
Рекомендации и примерная программа
библиотечных уроков в начальной школе.
52. Чулкина Г. Опять урок! : Программа
«Библиотечно-библиографические и
информационные знания – школьникам» (5–8 классы)
/ Г. Чулкина // Библиотека в школе. – 2000. – № 11 (35). –
с. 17–20.
Рекомендации и примерная программа
библиотечных уроков для 5–8 классов.
53. Школа, где процветает грамотность
= School where Literacy Thrives : Сб. статей / Сост. Н. Н.
Сметанникова. – М. : Школьная библиотека, 2005. – 112
с.
В данном сборнике предлагаются
интересные техники и технологии по воспитанию у
учащихся культуры чтения и информационной
культуры. |