Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2006


БЕЗ РАСПИСАНИЯ

wpe27A.jpg (882 bytes) Библиография

Людмила Сухова

Заметки на полях

По страницам газет Издательского дома «Первое сентября» за октябрь 2006 года

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Диас Паскуаль Н. И. Инсценированная сказка «Значение насекомых» / Н. И. Диас Паскуаль // Биология. – 2006. – № 20. – С. 20–21. – (Биология малышам).

Малыхина М. Здравствуй, осень золотая! / М. Малыхина // Здоровье детей. – 2006. – № 19. – С. 47–48. – (Игровая площадка).

Подвижные игры: «Рыболовы», «Стаи рыбок», «Пауки» и др.

Малыхина М. Когда на улице дождь / М. Малыхина // Здоровье детей. – 2006. – № 20. – С. 47–48. – (Игровая площадка).

Подвижные игры «Булава», «Пятнашки на веревочке», «Мяч в линии».

Манеров С. Потерялся в городе : Практическое занятие с детьми младшего школьного возраста / С. Манеров, Р. Радеева, Е. Кац // Здоровье детей. – 2006. – № 19. – С. 30–31. – (Технология).

Тема занятия: «Социальная безопасность»; действия ребенка, если он потерялся в городе.

Мутик М. А. «Мусорный» паук : Кукольный театр / М. А. Мутик // Биология. – 2006. – № 20. – С. 20–21. – (Биология малышам).

Новикова Л. Что слово, звук пустой? : Тренинговое занятие для учащихся старших классов / Л. Новикова // Школьный психолог. – 2006. – № 19. – С. 10–11. – (Наши дети).

Цель занятия: показать участникам тренинга значимость звучащей речи; подвести к мысли о том, что слово – не «звук пустой»; показать взаимосвязь психических процессов и речи.

Раимжанова Г. Конкурс «Веселые старты» : Спортивная эстафета «Мы идем в поход» / Г. Раимжанова // Спорт в школе. – 2006. – № 20. – С. 9–10. – (Методика. Внеклассное мероприятие).

Самойлова И. «Путь к вершине» : Игра-соревнование для учащихся 1-го класса / И. Самойлова // Школьный психолог. – 2006. – № 20. – С. 46–47. – (Игротека).

Среди задач игры: содействовать осознанию ребенком существующих норм и правил поведения в школе при взаимодействии с другими людьми.

Скуднова Л. Г. Д.И.Менделеев и искусство / Л. Г. Скуднова // Химия. – 2006. – № 20. – С. 42–46. – (В помощь молодому учителю).

Урок-экскурсия.

Толстых И. «Веселый мяч» : Урок физической культуры для 1–2-х классов / И. Толстых // Спорт в школе. – 2006. – № 19. – С. 29–32. – (Методика. Урок).

Харитонова О. В гостях у Сказки : Сценарий внеклассного мероприятия / О. Харитонова // Литература. – 2006. – № 19. – С. 5–8. – (Практика).

Игра построена на материале сказок и сказочных повестей русских и зарубежных писателей XIX–XX вв.

Хаустова Д. А. В те дни, когда в садах Лицея... : Внеклассное занятие, посвященное 195-летию со дня открытия Царскосельского лицея / Д. А. Хаустова // Русский язык. – 2006. – № 19. – С. 19–21. – (Учение с увлечением).

Заочная экскурсия в Царскосельский лицей.

Чаурина Р. «Что за совершенство, эти силуэты!» : Урок-рассказ о Елизавете Меркурьевне Бём / Р. Чаурина // Искусство. – 2006. – № 19. – С. 22–23. – (Урок МХК).

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Брязгунов И. Непоседы-живчики / И. Брязгунов // Здоровье детей. – 2006. – № 19. – С. 8–10. – (Медкабинет).

Что такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью? Как проверить, страдает ли ребенок СДВГ?

Калина О. «Будешь плохо учиться – перестану давать деньги...» : Это не способ воспитания, а способ ухода от проблем / О. Калина // Первое сентября. – 2006. – № 19. – С. 19. – (Детный мир. Открытый диалог).

Консультация психолога.

Леонова Л. Смех и слезы : Как избежать переутомления детей при занятиях на компьютере / Л. Леонова // Здоровье детей. – 2006. – № 19. – С. 17–19. – (Взгляд физиолога).

Николаева М. В доме появилась чужая вещь : Как помочь сыну или дочери исправить то, что совершено / М. Николаева // Первое сентября. – 2006. – № 20. – С. 19. – (Детный мир. Психология детского поступка).

Хоменко И. Правила карманных расходов : Экономическое воспитание ребенка должно строиться на принципах воспитания вообще / И. Хоменко // Первое сентября. – 2006. – № 19. – С. 19. – (Детный мир. Открытый диалог).

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Арсланьян В. Задатки или «плохая» наследственность? : Надо ли «бороться»? / В. Арсланьян // Математика. – 2006. – № 19. – С. 14–16. – (Страничка психолога).

Каковы причины школьной неуспеваемости и проблем в поведении детей? Часто учителя или родители пытаются объяснить причину всех школьных проблем то «плохой» генетикой, то недостатками воспитания. Верно ли это?

Белинская Е. «Я такой же, как все» : Проект работы с детьми младшего школьного возраста / Е. Белинская, А. Сушенцов // Школьный психолог. – 2006. – № 19. – С. 15–16 ; № 20. – С. 8–10. – (Метод в теории и на практике).

Цель проекта: осознание детьми проблемы людей с ограниченными возможностями и нахождение путей адаптации таких людей в социуме.

Савенков А. География школьной парты / А. Савенков // Начальная школа. – 2006. – № 20. – С. 31–38. – (В союзе с психологией).

Все ли равно ученику, за какой партой сидеть? Влияет ли место ученика в классе на его активность на занятиях; на его учебную успешность; на место в социальной иерархии класса; на его удовлетворенность школой и учением?

ПОДРОСТОК

Иваницкая Е. В поисках эмоционального равновесия : Главная причина его утраты у подростков, как показывают исследования, – нарушенные отношения с родителями / Е. Иваницкая // Первое сентября. – 2006. – № 20. – С. 18. – (Детный мир. Территория риска).

Ненюкова О. Больной или хулиган? / О. Ненюкова // Спорт в школе. – 2006. – № 19. – С. 33–35. – (В фокусе внимания. Советы психолога).

Статья посвящена депрессии – тяжелому психическому недугу, которым, к сожалению, очень часто страдают именно подростки.

Полозов А. Феномен футбольных фанатов в России / А. Полозов // Спорт в школе. – 2006. – № 20. – С. 36–39. – (В фокусе внимания).

Ростова Л. В моменты острой тоски : Чтобы исправить настроение, иногда бывает достаточно выслушать подростка или сделать вместе с ним несколько простых упражнений / Л. Ростова // Первое сентября. – 2006. – № 20. – С. 18. – (Детный мир. Территория риска).

ПРОБЛЕМА

Калина О. Насилие в семье : Чтобы справиться с агрессией родителей, ребенок сам начинает разрушать. Либо окружающий мир, либо свой внутренний / О. Калина // Первое сентября. – 2006. – № 19. – С. 18. – (Детный мир. Территория риска).

Панкова Т. Меня дома бьют... : Что делать учителю, когда он слышит такое признание от своего ученика / Т. Панкова // Первое сентября. – 2006. – № 19. – С. 18. – (Детный мир. Территория риска).

Решетникова О. Зависимость от компьютера / О. Решетникова // Школьный психолог. – 2006. – № 19. – С. 31–32. – (Репортаж).

Игровая или компьютерная зависимость рассматривается психологами и психиатрами как одна из форм аддиктивного поведения.

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Барканов С. Фестиваль «Первое свободное время» / С. Барканов // Здоровье детей. – 2006. – № 20. – С. 41. – (Вне урока).

Как занять школьников в свободное время? Как приобщить их к интересным делам, чтобы дети не только нашли себя, но и сохранили здоровье – душевное, нравственное, физическое, духовное?

Белинская Е. Кладоискатели / Е. Белинская // Школьный психолог. – 2006. – № 19. – С. 46–47. – (Игротека).

Игра проводится с педагогическим коллективом в начале учебного года и позволяет настроить коллектив на совместную деятельность, обучает приемам эффективной работы в команде. Она помогает улучшить атмосферу в коллективе, снять напряженность, эмоциональную скованность.

Высоцкий В. Сотрудничество против конкуренции : Модель соорганизации образовательных учреждений, ориентированных на повышение качества образования детей от 3 до 17 лет в области физической культуры. – 2006. – № 20. – С. 30–34. – (Методика. Дополнительное образование).

Давиденко Н. Освоение времени : Роль ориентировки во времени в школьном обучении / Н. Давиденко // Школьный психолог. – 2006. – № 20. – С. 15–16. – (Наши дети).

Одним из важных условий успешности учебной деятельности является правильная ориентировка в текущем времени.

Кротов В. Сказка и притча : Мир сказки как педагогическое пространство / В. Кротов // Школьный психолог. – 2006. – № 19. – С. 20–25. – (Книга в газете).

Сказка, как и игра, – это будущее педагогики. Педагогики свободной, личностной, творческой. Педагогики, выдвигающей на первый план проблемы философского, этического, психологического характера и уже на их основе решающей задачи преподавания знаний.

Леонтьева О. Предметная неделя по необычному сценарию : Попробуем вовлечь в общую работу всех учеников школы / О. Леонтьева // Первое сентября. – 2006. – № 19. – С. 13. – (Школьное дело. Образовательные технологии).

Меркулов Ф. Учитель и ребенок: диалог отношений : Как остаться для учеников одновременно и человеком, естественным, открытым, искренним, и педагогом – с определенными обязанностями, ролевыми условностями? / Ф. Меркулов // Первое сентября. – 2006. – № 20. – С. 13. – (Школьное дело. Тайники профессии).

Монина Г. Учебные задания для непосед : Они помогут гиперактивному ребенку включиться в работу на уроке / Г. Монина // Первое сентября. – 2006. – № 20. – С. 12. – (Школьное дело. Педагогика поддержки).

Несколько упражнений из комплекса, специально разработанного для детей с СДВГ.

Соколов Д. Аналитическая сказкотерапия : Уровни анализа сказок / Д. Соколов // Школьный психолог. – 2006. – № 19. – С. 26–30. – (Книга в газете).

Тамбовкина Т. Маленькие жалобщики, ябеды и доносчики / Т. Тамбовкина // Начальная школа. – 2006. – № 19. – С. 40–45. – (Педагогика в лицах).

Автор предлагает обсудить проблему жалобщиков и ябед, которые встречаются в каждом классе.

Хант К. Любопытство вылечило кошку / К. Хант ; пер. Ю. Мифаевой // Управление школой. – 2006. – № 19. – С. 16–17. – (Коллеги).

Несколько лет назад К.Хант организовал мастер-класс «Как разбудить любопытство детей на уроках»?

Приведенное же может быть интересно как учителям, так и всем людям, которым важно уметь работать с аудиторией.

ИМЕНА

Берштейн А. Императрица с республиканской душой : 210 лет назад умерла Екатерина II / А. Берштейн // История. – 2006. – № 20. – С. 20–22. – (Прямая речь).

Почему Екатерина II вошла в историю как Великая? По каким критериям судят о власти, что помнят, что прощают, за какие заслуги ценят?

Берштейн А. Предать или умереть? : Шестьдесят лет назад казнен генерал А.А.Власов / А. Берштейн // История. – 2006. – № 19. – С. 24–25. – (Прямая речь).

Как рассказывать подросткам о генерале А.А.Власове.

Крюкова Н. С. В знак признания заслуг великого русского химика Д.И.Менделеева : Из воспоминаний Глена Сиборга / Н. С. Крюкова // Химия. – 2006. – № 19. – С. 44. – (О чем не пишут в учебниках).

Павлов Д. М. Стрелял ли поэт? : К 165-й годовщине трагической гибели М.Ю.Лермонтова / Д. М. Павлов // История. – 2006. – № 19. – С. 6–13. – (Мастерская историка).

Рене Декарт // Математика. – 2006. – № 20. – С. 24. – (На стенд. Легенды истории математики).

Шетников А. Похвальное слово Пифагору / А. Шетников // Математика. – 2006. – № 19. – С. 21–22. – (История математики).

ЧАС ЧТЕНИЯ

Чичерюкин-Мейнгардт В. Для зла нет срока давности / В. Чичерюкин-Мейнгардт // История. – 2006. – № 20. – С. 6–8. – (Книгочей).

О книге «Красный террор в годы Гражданской войны : По материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков».

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

Медкова Е. Веласкес / Е. Медкова // Искусство. – 2006. – № 19. – С. 8–9. – (Арт-галерея).