Здравствуйте!
В последние месяцы количество
мероприятий, посвященных детскому чтению,
накрыло Москву подобно девятому валу с картины
Айвазовского. Инициаторами выступают отнюдь не
только библиотеки и педагогические сообщества
всех рангов, но и наши «смежники» – издатели,
книгопродавцы, а также некие пиар-компании.
Приглашенные эксперты плавно перетекают с
одного мероприятия на другое. Однако почему-то
количество не переходит в качество.
Сколько прозвучало глубоких мыслей,
сколько высказано реальных предложений, сколько
выплеснуто боли – родительской, издательской,
учительской. И все говорят абсолютно умные вещи.
Тем тяжелее слышать жесткие социологические
выкладки центра Левады, проводившего
исследование реального чтения москвичей. Не тех
11%, которые пользуются какой-либо библиотекой
(публичной, учебной, хоть какой-нибудь!), а
мегаполиса в целом. Родитель читает ребенку 15
минут, нет-нет, не в день – в неделю! А
замечательное издательство «Самокат» не в
состоянии продать выпущенный ими мировой
педагогический бестселлер Даниэля Пеннака «Как
роман» тиражом каких-то семь тысяч.
И никто не может объяснить, почему
школьная программа по литературе построена
хронологически, и архаичные произведения
древнерусской литературы изучаются в 7 классе!
Зачем? Вызвать устойчивое неприятие? А
издательские итоги литературной премии
«Заветная мечта»? Организаторы ожидали, что
издательства выстроятся в очередь публиковать
произведения победителей и финалистов. Ничего
подобного – рискнули только три издательства –
«Время» да «Самокат» с «Нарнией». По одной книге!
А перекосы в комплектовании школьной библиотеки
(сужу по тем, в которых бываю, – московским)?
годами не поступают книги современных авторов,
зато можно встретить узкопрофильные многотомные
издания по истории психологии, или подарочные
издания многотомной православной энциклопедии,
которые пришли, словно коты в мешке, через
централизованное комплектование. И это не
подарки благодетелей, на эти явно лишние в
школьной библиотеке книги потрачены и без того
скромные средства библиотеки.
И как последняя капля – мрачная
реплика Эдуарда Успенского: «Пока первый канал
телевидения в праймтайм не начнет делать
остроумную, стильную передачу для родителей о
детском чтении, которую на следующий день
захочется обсудить с друзьями и коллегами, все
наши прекраснодушные разговоры о детском чтении
– сотрясание воздуха».
– Что же из этого следует?
– Следует жить...
И, согласно мудрому совету Юрия
Левитанского, – продолжать шить те самые сарафаны
и легкие платья из ситца, ежедневно приходя в
свою библиотеку, и в тысячу первый раз задавать
читателю вопрос:
– Ну-с, а что мы возьмем почитать
сегодня?
Татьяна Рудишина |