Маленький совет
Лидия Дементьева
Цветные закладки
|
Лидия Викторовна
Дементьева
зав. библиотекой школы № 28,
п. Богородское Сергиево-Посадский район,
Московская область |
Листаю свой библиотечный дневник:
учебники, экскурсия в библиотеку, новые читатели,
выставки, библиотечные уроки, беседы, установка
нового компьютера, библиотечная программа.
«Говорящие закладки» – с их появлением жизнь в
библиотеке заметно оживилась. Как все-таки
здорово, что Т.Рудишина написала статью
«Помогите читателю!» (см. № 22 за 2005 год). Этот
номер с закладкой на 6, 7 страницах целый год
всегда где-то рядом, под рукой.
Прочитав «10 способов помочь читателю
найти свою книгу», я подумала: это то, что мне
сейчас очень нужно. Сами способы помощи
действительно просты, но, как пишет Т.Рудишина,
«это выстраданная и выверенная простота».
Я решила начать с «говорящих
закладок».
Из обычного картона вырезала полоски,
наклеила на них цветные прямоугольники –
получились закладки оранжевые, синие и т.д.
Напечатала на компьютере обращение к читателям
следующего содержания: «Внимание, читатель! В
библиотеке появились “говорящие закладки”.
Когда сдаешь книгу, выбери закладку и верни книгу
с закладкой.
Закладки:
– оранжевые (у Т.Рудишиной
«красные», у меня не оказалось такой цветной
бумаги) – для книг, которые нравятся
(прямоугольник цветной бумаги, как на закладке);
– синие – не нравятся;
– желтые – книга не произвела на вас
особого впечатления;
– черные – вы не смогли дочитать книгу
до конца;
– зеленые – вы рекомендуете прочитать
книгу другим».
Закладки положила в импровизированную
вазу, рядом выставила обращение на подставке –
все на абонементе – и стала ждать своих
читателей. Было интересно, заметят ли, захотят ли
участвовать.
И вот здесь мне очень повезло, потому
что первыми пришли читатели 3-го класса – дети
внимательные, шустрые, хорошие помощники в
ремонте книг, да еще накануне в их классе прошло
родительское собрание на тему «Чтение детей».
Надеюсь, что разговор в семьях о книгах и чтении
был.
Младшие школьники – люди серьезные.
Они внимательно прочитали мое обращение,
задумались, а потом выбрали закладки. Один
ребенок сказал: «Я не хочу выбирать черную
закладку. Книгу дочитаю, потом верну». 5+!
Реакция старшеклассников: «Если мы
будем в этом участвовать, Вам придется
приготовить много закладок черного цвета».
Понимаю – если учесть, что они читают только
программный материал. Но вот пришла ученица 10-го
класса. В книге Д.Рубиной «Когда же пойдет снег?»
она оставила закладки оранжевого и зеленого
цвета.
Есть надежда!
Так вот и получилось, что мои читатели
включились в игру.
Такая оценка прочитанных книг –
своего рода анкетирование. Я решила это
использовать. В папке 5 листов – по количеству
закладок. Как только появляется книга с
закладкой, оценкой читателя, я переношу на
соответствующий листок фамилию автора, название
книги и дальше отмечаю количество читателей,
давших такую же оценку.
Рейтинги книг нашей библиотеки
обязательно буду использовать в следующем году.
Это и для профессионального роста хорошо.
Перечитаю, сделаю необходимые записи – в первую
очередь для книг, которые читает большинство
детей.
Не все книги с закладками сразу же
возвращаются на полку: на самом видном месте
стоит ящичек «эти книги уже прочитаны
читателями». Здесь книги с закладками для тех,
кто торопится, кто хочет учесть при выборе и
чужое мнение о книге.
Вот так – в игре – и пролетели учебные
четверти. В конце года обязательно сфотографирую
своих читателей с их любимой книгой, чтобы
«поднять социальный статус чтения».
Из списка понравившихся книг:
М.Энде. Бесконечная история.
Г.Остер. Вредные советы.
В.Медведев. Баранкин, будь человеком.
И.Пивоварова. Рассказы Люси Синицыной,
ученицы третьего класса.
А.Линдгрен. Карлсон опять шалит.
А.Толстой. Золотой ключик или
Приключения Буратино.
М.Москвина. Моя собака любит джаз.
Э.Успенский. Дядя Федор, пес и кот.
Э.Кестнер. Кнопка и Антон. |