В одном переплете
Всему свой год, свой месяц, даже час
Любимая книга детства
Этот разговор может получиться экспромтом, а
может быть подготовлен (три–четыре выступающих
заранее готовят свои выступления). Он может
произойти в библиотеке или где-то в другом месте,
в гостях например. И каждому присутствующему
будет что сказать, независимо от того, как
сложилась дальнейшая судьба (в том числе и
читательская) у человека. У каждого была своя
любимая книга детства.
КАК светлели лица пожилых людей, когда
их спрашивали, какую книгу они любили в детстве. С
каким удовольствием они вспоминали свои походы в
библиотеку и подаренные им книги. Пытались
восстановить в памяти фамилию автора той самой,
заветной, которая потом, когда росли собственные
дети и внуки, так больше и не попалась.
Вечер «Любимые книги нашего детства»
проходил в одном из старых районов Москвы, в
«Гайдаровке», где ежемесячно собирается
мемориально-краеведческое общество «Моя
Плющиха»1. Люди, которые сюда
приходят, родились в 1937–1940 годах, учились, кто –
в мужской, 31-й школе, кто в женской – 34-й. И,
конечно же, читали. Правда, не в нашей библиотеке,
которая в то время еще не носила имени Аркадия
Гайдара, а была городской детской библиотекой № 5
и располагалась в особняке на Таганке, на улице с
характерным названием – Большая
коммунистическая.
Вот Илья Витальевич Чусов, не выпуская
из рук «Маугли» с Ватагинскими рисунками,
рассказывает об этой единственной уцелевшей
книге из большой библиотеки репрессированной
семьи революционеров Оболенских.
А вот извлекается еще одна семейная
реликвия – журналы «ЧИЖ» и «ЕЖ» – в них начинала
художник-иллюстратор детских книг Елена
Васильевна Сафонова. Она была соавтором (в
детской книжке художник полноправный соавтор
писателя) Чуковского и Житкова в том самом
знаменитом ленинградском Детгизе. А в
послевоенные годы Елена Васильевна растила
племянника – Илью Сафонова, который и
организовал нашу «Плющиху».
Первые книжки входили в жизнь этих
детей вместе с трудно выговариваемым словом
«эвакуация». Семью Людмилы Николаевны Зубаревой,
как и многих москвичей, принял Свердловск. Ее
первой книгой да к тому же с цветными
иллюстрациями стала «Сказы» Павла Бажова.
У брата и сестры Татьяны Михайловны и
Сергея Михайловича Бархиных (ныне известных
театральных художников) дома была великолепная
библиотека. Имелся даже свой собственный
экслибрис. Бархины вспоминали лето на Николиной
горе под знаком бабочек Сергея Тимофеевича
Аксакова. Не обошлось и без комических эпизодов:
Татьяна Михайловна поделилась
«литературно-гастрономическими
воспоминаниями», как смачно под «Гаргантюа и
Пантагрюэля» уплетались копченые гузки, а Сергей
Михайлович поддразнивал «девочек», интересуясь,
в каком классе они приобщились к чтению
Мопассана, которого родители предусмотрительно
прятали во втором ряду книжного шкафа.
Провожу мини-опрос среди взрослых:
какая сказка Андерсена им нравилась в детстве?
Нонконформист Сергей Юрьевич Нейман, хитро
подмигивая, – «Новое платье короля»;
сентиментальный романтик Валерий Владимирович
Меньшов называет «Стойкий оловянный солдатик». Я
не удивляюсь этим ответам. Детские книжные
пристрастия непременно отразятся в характере
взрослого человека. Обаятельная, нежная Наталья
Сергеевна Смирнова ставит на выставку изящные
книжечки начала ХХ века. Тут «Серебряные коньки»,
«Маленький лорд Фаунтлерой», Диккенс. Я слушаю
эту немолодую красивую женщину, а сама вижу
девочку Наташу, которая смотрит на мир широко
распахнутыми, слегка удивленными глазами.
Марина Сергеевна Сазонова вспоминает,
как в пионерском лагере после отбоя одна девочка,
словно Шехерезада, пересказывала книгу, глава за
главой. И все время предупреждала, что об этих
ночных историях никто не должен знать: книга под
запретом. Кончилась лагерная смена, рассказ
прервался на самом интересном месте. И лишь
спустя годы Марина узнала, что это были
«Двенадцать стульев».
Москва. Идет 1943 год. Мама Марии
Александровны Реформатской работает в музее
Маяковского. В музей заходят работники органов с
Лубянки, что расположена по соседству, с
неожиданным вопросом, есть ли в фонде книги
Чарской. Лидия Чарская, давно заклейменная
педагогами новой формации и списанная во всех
библиотеках, уж никак не могла оказаться в фонде
музея агитатора, горлана, главаря.
«Интересующие вас книги есть у меня, я дам их
вам», – неожиданно предложила научный работник
музея. Воронок подъезжает к дому, где живут
Реформатские. Соседи в страхе и недоумении:
обычно люди в погонах уводили из дома, а тут все
не по правилам. Томик Чарской отдается работнику
органов, тот бесконечно любезен: «Чем мы вам
обязаны?» «Вышел фотоальбом “Оборона Москвы”.
Мы не уезжали в эвакуацию, рыли окопы, дежурили на
крышах. Тираж невелик. Мне хотелось бы получить
этот альбом». На следующий же день просьба была
исполнена. Альбом «Оборона Москвы» был отдан в
семейную библиотеку Реформатских, а Чарская
перекочевала в домашнюю библиотеку Светланы
Алилуевой.
Выступления участников вечера
перемежаются декламацией стихотворений о
детской книге и детском чтении и фрагментов из
отчетов нашей библиотеки за 46–50-е годы. Именно в
эти годы наши плющихинцы были читателями детских
библиотек. Посещали, в основном, библиотеку имени
Крупской на Пречистенке и библиотеку «Памяти 1905
года» на Красной Пресне. Каково было мое
удивление, когда на выставке из архивов детской
библиотеки № 24 «Памяти 1905 года» я обнаружила в
альбоме стихи одного из плющихинцев! 55 лет хранит
библиотека альбомы с творческими работами
послевоенного поколения читателей.
Жажда чтения и состояние постоянного
книжного голода сделали из некоторых – когда-то
юных читателей – страстных библиофилов.
Грустную ноту в общий удивительно радостный тон
разговора внес Евгений Константинович Исаев: «Не
за горами день, когда я скажу “прощай” книгам из
моей домашней библиотеки. Это будет тяжелое
расставание с моими верными собеседниками».
И рассказал нам, как в путешествия по
России и за рубеж непременно берет с собой книги,
связанные с городом, куда отправляется. В Вологду
– стихи Николая Рубцова, в Елабугу – томик
Марины Цветаевой, в Веймар – Гёте, в Прагу –
Милана Кундеру, чтобы в каком-либо «казенном»
месте – на почте или в библиотеке, в
муниципалитете или на вокзале (где как сложится)
– поставить печать с названием этого города, а
потом открыть ее и перечитать. Об этом чтении с
особым чувством он написал стихотворение:
Я, прочитавший Данте Алигьери,
четырнадцатилетней жизни труд,
не где-нибудь, на родине поэта,
среди дерев тосканских и кустов,
среди домов с побитой черепицей
и стенами, увитыми плющом,
среди людей, не знающих покоя,
среди намеков, междометий, фраз,
летящих с улицы скороговоркой,
вдохнул в себя незнамый аромат,
смутивший ум и озаривший сердце,
а было мне куда как много лет,
я лишний раз, довольный, убедился –
всему свой год, свой месяц, даже час.
Каждая книга – маленькая семейная
история. Трагическая, комическая, героическая. И
таких историй могло бы хватить не на один вечер!
________________
1 О Плющихинских встречах
читайте, пожалуйста: Рудишина Т. Сны о Плющихе //
БШ. – 2005. – № 20. – С. 32–34. |