Размышления
Дина Кедрова
Формат
|
Дина Бонифатьевна Кедрова
закончила факультет психологии МГУ,
работает в области педагогики и медицины,
Москва |
Неожиданно оказалось, что мы живем
в стране, название которой «Формат»… А может,
что-то случилось с планетой? Была планета Земля, а
стала – Формат, на которой живут этакие
форматяне.
Форматом сейчас исчисляется все – от
размера чистого листа до стихотворения, которое
будет на нем написано; от песни до любви.
Что-то, видно, и в моих мозгах
переформатировалось, и мне захотелось
поговорить о форматах. (Правда, думать и говорить
о них как будто неинтересно – ими, или с ними,
интересно манипулировать).
Само это слово на ощупь жесткое и
холодное, и гладкое – как металлический куб, а
еще отчетливое и недвусмысленное – как чек в
кассе. Современный формат жизни таков, что в него
трудно вписаться, точнее, вместиться, например, художественной
литературе. Прямо как прокрустово ложе…
(Думаю, что великие мастера никогда не
вписывались в форматы своих эпох. Но, может быть,
благодаря этому и развивалась культура?)
Литература существовала и развивалась
не одно тысячелетие (по сравнению с возрастом
компьютеров или телевизоров), и ценность ее
просчитать невозможно. Книги несут в себе жизни
их создателей – писателей, поэтов, драматургов.
Их боль и радость, любовь и отчаянье, страсти – их
мир; их откровенность и незащищенность перед
миллионами читателей; и, конечно же, их любовь,
уважение и трепет к слову, к образу, из слов
сотканному.
Небезызвестно, что художественная
литература трансформировалась за последние
…надцать лет. Она превратилась в комиксы, в
телесериалы, в «краткое изложение» (попробуйте
сравнить «жизнь» и «краткое изложение жизни»),
еще во что-то странное и мало имеющее отношение к литературе.
Человеку же, посмотревшему по ТВ «Мастера и
Маргариту» или прочитавшего в кратком изложении
«Войну и мир», может показаться, что эти романы он
вроде бы и прочитал (вот ведь век виртуалистов!).
Мне бы хотелось взглянуть на встречу,
которая происходит между читателем (зрителем,
слушателем) и автором (авторами) художественных
произведений (книг) или их модификаций. Взглянуть
– и сравнить, во-первых, восприятия образов – то,
что «приходит» к человеку из художественного
произведения, и, во-вторых, то, что происходит с
ним в это время. Инициатором этих встреч
становится читатель (слушатель, зритель), – когда
он уже умеет читать самостоятельно. А до той
поры…
Когда не было ни телевизоров, ни радио,
ни проигрывателей, ни магнитофонов, то маленькие
дети узнавали о мире от родных или от нянек.
Грамотные им книжки читали, неграмотные – сказки
рассказывали, да песни пели, потешки там всякие.
Иногда кого-то водили в театр. Дети слышали
голоса рассказывающих, видели их лица, и все они
вместе существовали в одном реальном времени. С
появлением граммофона, радио, кинематографа –
началось «виртуальное» сосуществование (когда
«подтянулись» ТВ, телефон, компьютер, видео
и т.д., оно стало увеличиваться, распространяясь
все больше и больше). На пленку (цифру) записывают
все: голос, взгляд, движение, мимику и т. д. И
встреча происходит с этой записью. Слушатель
(зритель) сопереживает людям «на пленке», и у него
возникает иллюзия реального соучастия.
Пассивного, созерцательного, но соучастия. При
чтении же книги такой иллюзии не возникает. Мне
кажется, что в книге есть тайна оживающего слова
(как тайна оживающей мелодии, записанной нотными
знаками)…
Итак…
Я открываю книгу. Чаще человек
читает сидя, – чтобы от текста не отвлекали ни
затекающая нога, ни сквозняк, ни чувство
усталости в спине. Правда, когда книга
«захватывает», не обращаешь внимания ни на что –
все внимание к происходящему на страницах, и
только пальцы успевают их переворачивать. А
работа активная идет: процесс чтения – сложный.
Необходима слаженная работа различных
психических процессов: восприятия (графического,
фонетического, смыслового), внимания
(зрительного), воображения, мышления, памяти.
Активно включается эмоциональная сфера.
И вот я встречаюсь с человеком – с
одним, другим, с толпой (бррр – не люблю). Иногда
оказываюсь в открытом море, порой под палящим
солнцем, бывает и в вонючем болоте, а случается на
лестничной клетке, где цветут гортензии и пахнет
чистотой. Я вижу, чаще не очень отчетливо,
лица, дома, скалы, вижу, как несутся всадники,
как летят птицы, слышу смех Инезильи и чувствую,
как от этого смеха напрягаются мускулы Дона
Гуана… А запахи… Это не кинематограф, это
художественная литература, но я все вижу, слышу и
чувствую. И все, что мной увидено, услышано,
почувствовано – уникально, потому что мое
воображение соткано из нитей моего опыта, моих
переживаний, моих встреч. Это мой единственный
образ. И только будучи гением возможно его
выразить с помощью красок, звуков или
кинематографа. Но и созданные гениями образы не
имели абсолютного соответствия с образами
задуманными. Конечно, в детстве ни о чем таком не
думается. Потом понимаешь, какой родник был с
живой водой, а какой – с мертвой.
Книжки с картинками люблю с
детства. (Рассматривание по сравнению с
чтением намного легче». Наиболее активно
участвует зрение (внимание, восприятие), эмоции,
память, мышление, (воображение тоже, но в меньшей
степени, нежели при чтении). Положение тела
зависит от того, где находится иллюстрация
(книга, выставочный зал или папка с рисунками.)
Сама, конечно же, предпочитала смотреть картинки.
Ну а читать... либо кто-нибудь читал, либо
рассказывал, – слушать было куда интереснее и
проще. Читать – лениво, да и телевизор тоже был.
Но об этом чуть позже, сейчас – об иллюстрации.
Иллюстрация – это прежде всего то, что увидел
художник, это то, на чем онсконцентрировал свое
внимание – наиболее значимые для него
(художника) эпизоды, его отношение к героям и
происходящим событиям. Понятно, что зрительный
ряд, который создает иллюстрация, оказывает
влияние на читателя, но с другой стороны, они
могут отчасти заполнить его (читателя)
исторические, этнографические, географические и
другие пробелы.
Книги, иллюстрации существуют
давным-давно. Интересно, что это одна из нитей,
которая связывает нас с нашими предками. Кстати,
в бабушкином детстве основным средством
передвижения были лошади, а если ехать далеко –
поезд с настоящим паровозом во главе; а когда
мама была маленькой, по городу уже ездили машины,
а в кухне было радио, хотя она помнила и конки, а
на конных подводах их отправляли в эвакуацию. У
многих моих сверстников не было в детстве
телефонов, телевизоров, магнитофонов. А
сегодняшним детям и представить это трудно. А
вдруг они станут героями, мечтающими о четвертой
телевизионной стене из «451° по Фаренгейту» Рея
Брэдбери, или из его же рассказа «Вельд»?
За ХХ век – по крайней мере в городе –
изменился мир, который мы видим, и мир, который
слышим. Природа уступила место бетону и асфальту,
архитектура упростилась, и уже совсем не
соотносится ни с человеком, ни сама с собой, а из
всех цветов предпочтение отдает серому; вместо
красоты – блеск (побольше иллюминации,
пожалуйста!), вместо гармонии – комфорт.
Городские звуки – все больше технические, и все
больше от машин – шум, ему вторит
электронно-металлическая музыка – бум, бум.
Трудно было представить лет пятьдесят
назад дома, в которых есть телевизор. Наверно, так
же трудно, как сейчас представить дом, в котором
телевизора нет (их можно заносить в Красную
Книгу). Вероятно, большинство детей начинают
взаимодействовать с ТВ еще до того, как начинают
говорить. Поэтому давайте и мы обратимся к одному
из «языков», на котором говорит с нами о
художественной литературе современная
цивилизация – к языку кино и телефильмов.
Фильм-фильм-фильм! Человек сидит
в зале кинотеатра на месте, ему предложенном –
оно может быть удобным или нет – в течение 1,5–4
часов. Экран освещен, все остальное погружено во
тьму. Концентрируются слух и зрение.
Литературный герой «оживает», он
двигается! И зритель сопереживает ему. Смеется,
плачет, пугается. Фильм заканчивается, человек
встает и идет к выходу.
А вот телезрителю (почему-то чаще всего
встреча с художественной литературой, точнее с
ее модификацией, происходит именно здесь) не надо
ни страницы переворачивать, ни даже особо
сосредотачиваться. И если ему станет скучно, не
нужно ни вставать и выходить из зрительного зала,
стараясь в темноте не споткнуться, ни закрывать
книгу: достаточно только нажать кнопку – и тебя
уже изо всех сил развлекают на соседнем канале.
При этом физически человек остается
пассивен. А внимание? Так же, как и в кинотеатре,
включены зрение и слух, но меньшее изображение и
объекты, окружающие телевизор, а с ними и все
происходящее рядом с телезрителем (звуки,
движения и все такое) – ослабляют внимание.
Как же происходит эта встреча с
экранной (зазеркальной) литературой?
Я смотрю и слушаю: вижу и слышу, как
выглядят герои, как они переживают, как
двигаются, каким голосом они говорят, я
встречаюсь… стоп! Встреча-то происходит с
актером, а не с героем! И какой бы ни был
выдающийся актер, все же это его, актера,
внешность, его голос, его способ выражать эмоции.
И, значит, образ героя, который останется в памяти
зрителя-соучастника, если он не был знаком с
героем по книге, будет определяться вкусом,
способностями, тонкостью режиссера, актеров,
художников, спонсоров и другого киношного люда, а
со-участнику остается только со-переживать
всем вышеперечисленным. А если у них дурной вкус?
А если они люди циничные или озлобленные?.. По
моему мнению телевидение – это наиболее слабый
формат (а могут ли они вообще быть слабыми или
сильными?), так как менее всего побуждает
человека к поиску, анализу, осмыслению, развитию,
чем формат книги.
О том, какое влияние оказывает
телевидение на развитие личности, тема
отдельного разговора, и мне здесь, увы, есть, чем
поделиться.
Комиксы и «краткое изложение
литературного произведения» стоят отдельными
форматами. По-моему, эти форматы деформируют и
дискредитируют художественную литературу,
варварски разрушая мировые культурные ценности.
Не буду сегодня рассматривать
театральные постановки литературных
произведений, поскольку театр остается
достаточно элитарным и малодоступным местом.
Можно только отметить, что в театре происходит
действо, где зритель становится его реальным
соучастником. Есть еще радио…
Мы ничего не сказали о компьютерных
модификациях (компьютерных книгах и играх), и еще
очень о многом. Все форматы используемы, но
только с разной интенсивностью. Не хочется
«обвинять» ни один их них: в каждом есть своя
неповторимость и значимость, но необходимо
переформатирование!.. Извините, кажется, я
запуталась в терминологии. Постараюсь вернуться
с компьютерного языка на человеческий.
Итак, встреча с литературным
произведением может состояться непосредственно
– через книгу, или опосредовано – через театр,
через теле-, кино-, радио-, компьютеро-, комиксо-,
переложения, в которых может меняться, а иногда и
искажаться содержание, а, следовательно, и
культурная, духовная значимость произведения.
И несколько слов непосредственно о формате
книги. 10 серий посмотреть намного легче, чем
прочитать 4 огромных тома – это же пугает! Но
прочитать книгу объемом не более 100 страниц уже
более реально. А что! Почему бы не провести в
школе, в двух параллельных классах, следующий
эксперимент: в одном классе дать сборники в 300–400
страниц, в другом – те же произведения, изданные
«меньшим форматом». И если сбудется
предположение о том, что последний более читаем,
может это поможет хотя бы части детей разглядеть
ту драгоценную жемчужину, коей является мировая
художественная литература, взять ее, и бережно
оберегать потом от грязи и пыли? |