Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №2/2007


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Картотека опыта

Татьяна Пантюхова

В поисках формулы профессионального успеха

Навигатор и «скорая помощь»

Татьяна Владимировна Пантюхова
руководитель справочно-информационного центра медико-экологического лицея № 28
г. Нижний Новгород

Вот мы и живем в информационном обществе. Еще вчера казалось, что нас информационный бум не коснется – так, отсидимся в сторонке. Не удалось.

Открываем любую рекламную газету и оказываемся в мире новых профессий. Интересно, что делает супервайзер или логистик, а какие обязанности у бренд-менеджера или мерчендайзера, а чем занимается специалист по трейд-маркетингу?

Итак, очевидно, что новые жизненные реалии диктуют новые профориентационные вызовы:

– становление и развитие новых профессий, о которых ранее мы не имели представления, а стало быть, – новые специальности лишены корней в отечественной профессиональной культуре;

– смена стереотипов в понимании профессионализма и профессиональной компетенции.

Программа модернизации образования смещает профориентационные акценты в сторону саморазвития и самосовершенствования обучающихся, в простраивании ими индивидуального познавательного маршрута.

Готовы ли образовательные учреждения работать в современных жизненных реалиях? И какова роль библиотеки в профориентационной деятельности школы?

На наш взгляд, миссия библиотеки сегодня?– стать навигатором, а в каких-то случаях – «скорой помощью» в реализации профильной политики образовательного учреждения.

Несомненно, что такие функции школьной библиотеки как образовательная, информационная, социализующая (передача опыта), инкультурная (погружение в культуру) предусматривают традиционное и инновационное направления в деятельности библиотеки.

К традиционным направлениям можно отнести такие формы работы:

– выставки книг о профессиях;

– дни информации;

– создание базы данных учебных заведений;

– организация каталогов профориентационных сайтов;

– информационная поддержка классных часов;

– проведение интеграционных занятий совместно с социально-психологической службой образовательного учреждения и т.д.

К инновационному направлению, по нашему мнению, можно отнести создание пресс-центра на базе библиотеки:

– издание корпоративной газеты образовательного учреждения;

– выпуск методических пособий и рекомендаций;

– разработка и издание малых рекламных издательских форм.

Попробуем разобраться и обобщить уже накопленный опыт работы по профориентационному направлению на примере справочно-информационного центра МОУ лицея № 28 г. Н.Новгорода.

Лицей № 28 был открыт с целью создания вариативной образовательной среды, обеспечивающей благоприятные условия для обучения и развития учащихся, в соответствии с интересами и способностями.

Обучение в лицее осуществляется на повышенном уровне трудности при обязательной реализации государственных образовательных стандартов.

Содержание образования здесь ориентировано на формирование личности с разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей и сложившихся интересов.

Администрация, педагогический коллектив и сотрудники библиотеки пришли к пониманию, что личностная ориентация обучающихся обеспечивается содержанием и организацией в лицее учебно-воспитательного процесса при поддержке школьной библиотеки. И значит, инновационные преобразования в лицее должны затронуть и модернизировать школьную библиотеку.

Так, в 1997 году на базе школьной библиотеки был создан справочно-информационный центр (СИЦ), в котором выделились такие секторы:

– библиотека;

– медиатека;

– пресс-центр;

– сектор связи с общественностью и фандрайзинга.

Пресс-центр

С этого же года в лицее выходит ежемесячная газета «Медико-экологический листок». Основным содержательным вектором газеты является продвижение идей культуры здоровья и профессиональной культуры, а также познавательное и информационное сопровождение профессий, востребованных в естественно-научной области и медицине.

Издание газеты осуществляется в рамках социального проекта «Школьная пресса как средство информационной социализации». Участники проекта, а значит, и авторы газетных материалов, – учащиеся, педагоги, родители. Но, важно заметить, что «центр управления» находится в справочно-информационном центре (библиотеке) и аккумулирует интеллектуальные, информационные, образовательные, технические ресурсы лицейского сообщества.

Таким образом, издание газеты способствует включению всех системных элементов библиотеки:

– фонд – подбор материала для создания статьи; реклама новых книг;

– пользователи – привлечение читателей в ряды авторов;

– сотрудники – креативная команда взрослой редакции газеты;

– материально-техническая база – использование печатной, копировальной, компьютерной техники и т.д.

Из вышесказанного следует, что редакция газеты, во-первых, находится на территории школьной библиотеки, во-вторых, издательскую политику формирует она же, исходя из ресурсных возможностей как библиотеки, так и других социокультурных институтов: вузов, музеев, массовых и научных библиотек, общественных организаций.

Издательская политика – это наполняемость газеты содержательными, графическими, фотографическими материалами. Поскольку в данной статье мы говорим о поддержке профориентации, то уместно перечислить рубрики в «Медико-экологическом листке», которые отражают проблемы профессионального самоопределения:

• Разрешите задать вопрос (беседа с учеными).

• Страницы истории медицины (о профессии врача и медицине).

• Проффолио (информация о новых профессиях, советы психолога, тесты).

• Новости путешественника (об экскурсиях на предприятия и в организации города).

• Тема номера: Экология.

• Не опоздай спасти здоровье!

• Специальные выпуски, посвященные:

– профессии врача и Нижегородской государст­венной медицинской академии;

– истории и современному состоянию медицины Нижнего Новгорода.

Также хотим обратить ваше внимание на то, что все материалы можно структурировать по содержательным аспектам:

1. Пример известной личности и ее продвижение к профессиональному успеху. Например, академик Б.А. Королев – известный российский хирург, который создал нижегородскую школу кардиохирургии.

2. Опыт родителей (анализ родительского опыта в выборе профессии).

3. Семейные династии (обобщение профессионального опыта династии).

4. Социальные практики и экологические экспедиции (личностное восприятие профессии через приобретение опыта на медицинской и экологической практике).

5. Моя будущая профессия (почему я выбрал конкретную профессию, что повлияло на мой выбор, как я себя вижу в будущем, плюсы и минусы выбранной профессии).

По формам деятельности:

1. Интервьюирование известной личности.

2. Обобщение работ известной личности, написание на основе печатных источников эссе «Формула профессионального успеха».

3. Публикация опыта работы в проектной технологии.

4. Социологический опрос лицейского сообщества, например: «Мы хотим быть врачами, а вы?», «А экологов вот столько!» «А я пойду учиться…».

5. Фоторепортажи с практики в больнице, химической лаборатории и т. д.

6. Новостные заметки о классных часах, психологических тренингах, посвященных профориентации.

Особо хочется отметить такое направление в деятельности газеты как публикация ученических исследований и изысканий в режиме проектной технологии. Газета не только оказывает информационную поддержку образовательным и познавательным проектам, но является инициатором в запуске проекта. На наш взгляд, интересны следующие проекты: «Страсть. Наваждение. Мечта. Дело» (приложение 1), «От профессии к профессии» (приложение 2).

Тем самым, «закручивая» проект, корпоративная газета, и, следовательно, библиотека, выходит на уровень предоставления образовательных услуг, а именно: учит: определять проблему; ставить цели; решать задачи; прогнозировать результат; достигать результата; распределять время; рефлексировать.

Плюсы и минусы

В любой работе всегда есть подводные течения или трудности. Наши трудности заключаются в том, что авторы – не гуманитарии, и многие материалы клишированные и шаблонные. Это мы понимаем и стараемся исправиться. Проблема письменной речи преследует преподавателей словесников и посредством газеты они тоже борются со «штампами», но пока победа на стороне официоза и канцелярии. Но именно газета будоражит тихую жизнь лицейского сообщества и не дает покоя учителям-предметникам – стимулирует их придумывать творческие задания, чтобы их ученики прославились в газете, да и они сами тоже. Очень часто видишь полосы газеты, приложенными к отчетам кафедр и методических объединений.

Но несмотря на все недостатки, газету любят, ждут, разбирают в один день, и – большой показатель – она не обнаруживается взглядом на территории лицея.

«Плюс на Минус = Любовь» – это формула искреннего отношения лицеистов к газете.

В заключение, перечислим образовательные и информационные эффекты, которые можно наблюдать при организации издания газеты на базе школьной библиотеки:

– наращивание ресурсной базы;

– создание оригинальных цифровых коллекций;

– приобретение компетенций в области издательского дела и организации труда;

– профессиональное просвещение школьного сообщества и социума;

– участие в конкурсах;

– наглядное наполнение годовых отчетов;

– трансляция опыта работы;

– создание и поддержка бренда лицея и продвижения его на рынок образовательных услуг;

– коллективно-творческое дело: связывание служб и предметных объединений образовательного учреждения общей целью;

– повышение имиджа профессии библиотекаря в современных условиях и необходимости работы школьной библиотеки в новом инновационном режиме.

Подводя итог, мы можем утверждать, что на примере одного направления – профориентационного – можно изменить деятельность не только школьной библиотеки, но всего образовательного учреждения.

Но самое главное – мы получаем уникальную возможность «выпрыгнуть» из рутины и «забраться» на волну творчества, получая радость, и конечно, «дивиденды» от своей профессиональной деятельности.

Миссия библиотеки сегодня –
стать навигатором,
а в каких-то случаях –
скорой помощью
в реализации профильной политики.

Приложение 1

Проект

«Страсть. Наваждение. Мечта. Дело»

Цель: Создание портретной галереи и электронной энциклопедии ученых-химиков в кабинете химии.

Задачи:

– сбор материала об ученых-химиках;

– обработка материала и оформление проекта;

– оформление портретов ученых-химиков;

– презентация творческих работ и открытие портретной галереи;

– организация экскурсий по портретной галерее;

– создание электронного образовательного информационного продукта «Страсть. Наваждение. Мечта. Дело».

Ход работы:

1. Необходимо подобрать материал об ученом-химике (использовать печатные и электронные источники).

2. Прочитать отобранный материал.

3. Написать и оформить творческую работу. Написание работы заключается в структурировании материала по блокам. Содержание блоков:

– Общая биография (приводятся основные даты жизни и деятельности с кратким пояснением).

– По дороге в химию (детство и школьные годы будущего ученого).

– Почему химия? (Студенческие годы и обоснование выбора профессии.)

– Так поднимаются к звездам (основные открытия с иллюстрациями и схемами, как были совершены эти открытия, кто еще в научном сообществе работал над этой же темой).

– Гений с характером (какие черты характера воспитал в себе ученый для достижения цели или они были заложены в нем родителями).

– Знания в наследство ( ученики и научная школа, созданная ученым).

– Химические тылы (семья).

– Открытие, сделавшее мир умнее (внедрение открытия в человеческую деятельность).

– «…Я помню, каким он человеком был» (воспоминания современников об ученом. Привести иллюстрированный список книг, в которых написаны воспоминания об ученом. Иллюстрированный список – это обложка и библиографическое описание книги. Выписать из книги одно самое яркое, понравившееся воспоминание, характеризующее ученого, которое могло бы быть эпиграфом к жизни ученого).

– Не наукой единой (курьезные случаи из жизни ученого).

– Мысль в подарок (3–5 афоризмов ученого выписать).

– Проверь себя и своих друзей (составить викторину по жизни и деятельности ученого).

– Признание в любви науке химии (эссе о своем отношении к химии).

Требования к оформлению:

– Титульный лист (на титульном листе размещается портрет ученого).

– Последующие листы оформляются так: каждый раздел начинается с новой страницы. Заголовок раздела: шрифт 16, основной текст: шрифт 14.

– Последняя страница: Литература (где указываются все источники, которые вы использовали, а также интернет-ресурсы).

Листы оформляются в отдельные файлы, а затем в папку с прозрачной обложкой и перфорацией.

Приложение 2

Проект

«От профессии к профессии»

Проблема: Кем быть? (8–9-й класс) Правильно ли я выбрал будущую профессию? (10–11-й класс).

Цель: Сделать самостоятельный выбор будущей профессии.

Задачи:

– познакомиться с профессиями родителей;

– общаться с родителями на профориентационную тему;

– узнать об истории возникновения профессий;

– осознать необходимость профессионального роста;

– создать банк данных родительских профессий;

– познакомиться с профессиональными тре­бованиями в реалиях постиндустриального общества;

– публикация лучших работ в корпоративной газете «МЭЛ».

Методы:

– интервью,

– опрос,

– беседа,

– поиск и обработка информации,

– анализ информации,

– обобщение информации,

– предоставление информации.

Ресурсы:

–вербальные (люди),

– печатные (книги, периодические издания),

– электронные (энциклопедии на CD и DVD),

– интернет.

Алгоритм выполнения:

Фото-блок

Сфотографировать родителей на рабочем месте.

Профориентационный блок

1. Почему родители выбрали свою профессию?

2. Кто повлиял на выбор?

3. Были ли в школе уроки профориентации?

4. Даты профессионального становления и роста.

5. Первые дни на работе? (Ощущения.)

6. В чем заключаются функциональные обязанности и должностные инструкции?

7. Хватает ли знаний, полученных в вузе?

8. Что значит самоопределение?

9. Что значит непрерывное образование?

10. Если бы сейчас была возможность поменять профессию, какую бы выбрали?

11. Почему нельзя заниматься нелюбимым делом?

12. Хорошо ли быть трудоголиком?

13. Издержки профессионализма.

14. Любимый профессиональный анекдот.

15. Составить еще 2–3 вопроса самостоятельно.

Историко-литературный блок

1. История возникновения и становления профессии.

2. Отношение к профессии. (Эссе.)

3. Есть ли будущее у профессии и какое? (Эссе.)

Требования к оформлению:

1. Титульный лист с фотографией родителей.

2. Основная часть: каждый лист оформляется в файл, затем в папку-скоросшиватель с прозрачной обложкой и перфорацией посередине. Шрифт: заголовки 16, текст 14, интервал полуторный.

3. Литература (список использованных книг).

4. Приложение (диск с электронной версией проекта).