Картотека опыта
Ирина Тихонова
Выход наверх
Элективные курсы и профильные классы в
информационнном центре «Чтение и новые
технологии»
|
Ирина Аркадьевна
Тихонова
зав. библиотекой
гимназии № 94, руководитель проекта «Чтение и
новые технологии», сопредседатель Ассоциации
школьных библиотек
г. Екатеринбурга |
|
«БиблиОбраз-2003» и его роль в жизни
школьного библиотекаря – это особая глава нашей
биографии. Вся деятельность школьного
библиотекаря, финалиста фестиваля «БиблиОбраз»
разделилась на две части – до него и после.
Представьте, что ваша библиотека была самым
слабым звеном в школе – ни книг, ни техники, ни
читателей. И вот на вас сваливается почти
миллионный грант, и тогда все вокруг начинает
крутиться, жить своей жизнью и как магнитом
притягивать людей, успех и неприятности. А дальше
– сложный путь подъема, не на лифте, а пешком на
верхний этаж, построенного тобой же здания и одно
голимое1 желание не
упасть, не оступиться, удержаться. Обновленная
библиотека становится генератором идей, точкой
отсчета для инновационной деятельности
педколлектива, мозговым центром; реформа
гимназии выстраивается вокруг библиотеки.
Когда ты в центре настоящих событий, к
тебе притягиваются настоящие личности. Так
сложился опыт продуктивного сотрудничества с
Беллой Михайловной Гринберг, учителем
литературы нашей гимназии. Проектируя модель
инфоцентра, мы использовали региональные
разработки специалистов по эффективному чтению
и развитию информационных технологий (например,
Д.И.Архаровой), а также авторскую программу г-жи
Л.Буш “Ready to read – ready to learn”, которая, на мой
взгляд, оптимально сочетает библиотечные и
педагогические подходы. Ввели эти программы в
курс библиотечного дела в 9–11 классах, а затем
совместно с Беллой Михайловной создали серию
авторских читательских дневников. Все это
определило профиль библиотеки нашей гимназии.
К 2005 году предмет «Библиотечное дело»
стал популярным среди гимназистов, они сами
создавали креативные исследовательские и
творческие проекты. По положению об экзаменах
учащийся может выбрать какой-либо предмет
базисного учебного плана объемом не менее 70
часов для сдачи на выпускном экзамене. Почти все
учащиеся 11-Б класса выбрали предмет
«Библиотечное дело» для экзамена в форме
проекта. Вот некоторые темы проектов:
– Организация школьной цифровой
видеостудии;
– Библиотечно-библиографическое
ориентирование в школьной библиотеке;
– Типология читателя по НЛП2;
– Фирменный стиль библиотеки как
способ продвижения на рынке образовательных
услуг.
Экзамен проходил в форме открытой
защиты, присутствовали гости: профессор А.М.
Лобок, декан филфака УрГУ В.А. Гудов, родители и
учащиеся. Защита прошла более чем успешно.
Двадцать проектов получили оценку «отлично».
В 2006 году гимназия подтвердила свой
гуманитарный статус, и нам с Беллой Михайловной
администрация предложила организовать
профильное обучение в старших классах. Летом 2006
года был проведен городской набор учащихся в 9-й
класс, мы дали рекламу по местному ТВ, в которую
вошли кадры из фильма «Новая школа: стандарт 5
звезд», снятого старшеклассниками. Пришли
творческие целеустремленные ребята, и на базе
инфоцентра открылся предпрофильный 9-й класс –
гуманитарно-креативных технологий.
Предпрофильная подготовка реализуется через
элективные курсы «Библиотечное дело»,
«Зарубежная литература», «Открытая книга» (по
авторским читательским дневникам) и новый
предмет «Формула творчества» (система развития
творческих способностей, информационной
грамотности и поисковых навыков учащихся),
разработанный мною.
Элективные курсы входят в школьный
компонент матрицы базисного учебного плана, и
для них не существует образовательных
стандартов. Вариативность и краткосрочность
являются их особенностью. Элективные курсы
обязательно должны содержать предметный или
оригинальный материал, выходящий за рамки
школьной программы. Вариативность курсов
предполагает, что в предпрофильной подготовке
ученик 9-го класса должен попробовать свои силы в
разных курсах. Элективные курсы в профильном
обучении (10-11 кл.) являются обязательными для
посещения и имеют цель углубления профильного
курса с целью освоения предмета на уровне,
необходимом для сдачи экзамена в вуз.
Защита проекта
«Библиотечно-библиографическое ориентирование»
Сегодня уже два класса, 9-й и 10-й,
составляют кафедру гуманитарно-креативных
технологий. Через это направление реализуется
гимназический профиль обучения.
Статус экспериментальной площадки дал
возможность поиска новых форм: устного чтения,
публичного выступления, творческого письма с
использованием цифровых и аудиовизуальных
технологий, а еще – ни с чем не сравнимое чувство
внутренней свободы, которое стоит дорого, а
сохраняется плохо. Теперь мы внутри процесса.
Экспериментировать имеет смысл на стыке книжной
и мультимедиа культуры?– именно там зарождаются
читательские предпочтения нового поколения
читателей; важно распознать новые тенденции,
почувствовать зарождающиеся формы и заставить
это работать.
Но это уже задача на будущее.
«Библиотечное дело»
Основное содержание курса
Тема 1. История книги и библиотеки. (2
часа)
Письменность и книжное дело на Руси в IX
– XV вв. Дохристианская письменность. Создание
славянской азбуки Кириллом и Мефодием.
Распространение грамотности в раннефеодальной
Руси. Первые монастырские библиотеки. Переводная
греческая литература. Памятники оригинальной
древнерусской литературы (“Слово о полку
Игореве”, “Поучение Владимира Мономаха” и др.)
Распространение книгопечатания на Руси.
Тема 2. История библиотечного дела за
рубежом. (2 часа)
Зарождение библиотек в государствах
древнейших цивилизаций. Библиотеки Шумера.
Знаменитые библиотеки Древней Греции
(Александрийская и Пергамская). Распространение
книг в Древнем Риме. Библиотеки зарубежных стран
на современном этапе.
Тема 3. Библиотековедение как
общественная наука. (2 часа)
Возникновение и основные этапы
формирования библиотековедения. Предмет и
структура библиотековедения. Терминология и
стандартизация в библиотековедении. Взаимосвязь
библиотековедения с социологией, психологией,
педагогикой. Взаимодействие библиотековедения с
книговедением и библиографией.
Библиотековедение и информатика. Библиотека и
личность. Библиотека и общество.
Тема 4. Техника интеллектуального
труда. (6 часов)
Методы самостоятельной работы с
источниками информации. Особенности анализа
художественной, научно-популярной, учебной,
справочной литературы. Методы работы с
критической литературой. Основные виды
творческой деятельности школьников. Составление
плана. Виды плана (простой и сложный).
Конспектирование. Виды конспектов (текстуальный,
свободный, смешанный). Тезисы. Библиографическое
оформление цитат и выписок. Список
использованной литературы. Оформление реферата,
доклада. Исследовательский проект.
Использование новых информационных технологий в
творческой деятельности школьников. Цифровая
презентация выступления.
Тема 5. Основы теории
библиографической информации. (6 часов)
Библиографическая информация как
посредник в системе документальных
коммуникаций. Документ. Потребитель информации.
Документальные коммуникации. Система
документальных коммуникаций. Информационные
барьеры в системе документальных коммуникаций
как движущая сила ее развития.
Формы существования
библиографической информации.
Библиографическая запись. Библиографическое
сообщение. Библиографическое пособие, формы,
жанры, типы, виды библиографических пособий.
Тема 6. Библиографическая услуга в
режиме “запрос-ответ”. (6 часов)
Типы разовых библиографических
запросов: тематический,
адресно-библиографический, уточняющий.
Фактографический запрос. Технология
библиографического разыскания: прием запроса,
определение круга последовательности просмотра
источников, поиск, отбор, группировка материала и
оформление справки. Структура ответов в процессе
реализации справочно-библиографической услуги:
справка, библиографическая консультация, отказ.
Тема 7. Справочно-библиографический
аппарат школьной библиотеки (7 часов)
Составление библиографического
описания – максимальное отражение формальных
признаков документов, исходная деятельность для
ведения каталогов, картотек, создания
библиографических пособий.
Государственные стандарты,
регламентирующие составление
библиографического описания. Общие правила
описания.
Основные положения
библиографического описания книги.
Библиографическое описание однотомного издания.
Особенности составления библиографического
описания газеты, журнала, ежегодника,
продолжающегося издания. Составление
библиографического описания на учебник,
учебно-методическое пособие. Основные положения
библиографического описания многотомного
издания. Библиографическое описание
картографического издания и аудиовизуальных
материалов.
Тема 8. Характеристика основных
классификационных систем. (3 часа)
Библиотечно-библиографическая
классификация – основная классификационная
система библиотечной сети страны. Отраслевой
принцип классификации наук как основа ББК. ББК
как логической план систематического каталога и
систематической расстановки фонда. ББК для
детских и школьных библиотек.
Тема 9. Систематизация документов. (4
часа)
Систематизация – отражение
содержательных признаков документов, основа
индексирования. Методический и справочный
аппарат систематизатора. Общая методика
систематизации документов. Редактирование
классификационного решения. Основные правила
классификации. Систематизация
справочно-библиографических пособий, справочных
изданий и журналов.
Тема 10. Система каталогов школьной
библиотеки. (2 часа)
Характеристики системы каталогов
школьной библиотеки в зависимости от
классификационных признаков документов:
алфавитный каталог (формальные признаки
документов), систематический каталог
(содержательные признаки документов).
Специфические функции каталогов
школьной библиотеки: информационно-поисковая,
педагогическая, обучающая, интегративная.
Обеспечение связи в системе каталогов:
библиографическая запись, общая система
классификации, единая система информации о
каталогах.
Тема 11. Систематический каталог. (2
часа)
Назначение систематического каталога.
Правила и особенности алфавитной расстановки
карточек. Текущие процессы ведения
систематического каталога. Организация и
ведение алфавитно-предметного указателя (АПУ).
Тема 12. Алфавитный каталог. (2 часа)
Назначение, основные функции
алфавитного каталога. Принципы построения
алфавитного каталога. Описание, включаемое в
каталог: основные описания, вспомогательные
описания. Правила расстановки карточек.
Расстановка карточек на произведения одного или
нескольких авторов.
Тема 13. Справочно-библиографический
аппарат школьной библиотеки. (5 часов)
Понятие о СБА как
информационно-поисковой системе. Структура СБА.
Система каталогов и картотек. Место тематических
карточек в структуре СБА. Оптимальный круг
актуальных библиографических источников
отраслевого содержания в справочном фонде
школьной библиотеке. Характеристика других
справочных изданий и библиографических пособий.
Тема 14. Библиотечная психология.
Проблема типологии читателей (5 часов)
Формирование современной
библиотечной психологии как необходимого
обоснования библиотечного обслуживания.
Комплекс дисциплин библиопсихологии. Проблема
типологии читателей как одна из основных проблем
библиопсихологии. Типология пользователей
школьной библиотеки с учетом потребностей.
Типология читателей по НЛП.
Требования к уровню подготовки
учащихся
В результате изучения данного курса
учащиеся должны
знать:
основы
библиотечно-библиографических знаний;
возможности использования
информационных технологий в образовательной
деятельности (электронный каталог, Интернет,
базы данных);
понимать:
уметь:
самостоятельно находить и
семантически обрабатывать тексты;
планировать и проектировать
исследовательскую деятельность;
оперировать навыками
интеллектуальной культуры;
владеть:
информационной грамотностью;
мотивацией к образованию и
самообразованию;
системой критического осмысления
информации и использования ее для принятия
решений.
Учебно-методическое обеспечение
1. Андреев О. Учитесь быстро читать /
О. Андреев, Л. Хромов. М., Просвещение, 1991.
2. Шира Дж. Введение в
библиотековедение / Дж. Шира. – М. : Высшая школа,
1983.
3. World Wide Web – стратегия эффективного поиска :
Справочник для библиотек / Сост. И. С. Галеева, А. Г.
Беглик и др. – СПб. : РГБ, 2001. – 207 с.
«Формула Творчества»
Тематическое планирование курса
1. Взрослость и
зрелость: их соотношение и особенности
достижения |
2 ч |
2. Изучение
зрелого человека – важная задача науки |
2 ч |
3.
Взаимодействие индивидного, личностного и
субъектно-деятельностного развития взрослого
человека |
2 ч |
4. О связи
развития и саморазвития человека с его
деятельностью и отношениями |
2 ч |
5. О событиях в
жизни человека и человеке как событии |
2 ч |
6. Общее и
особенное в субъективном пространстве мира и
факторах, которые их определяют |
2 ч |
7. Общее и
особенное в личностном акме и факторах, которые
его определяют |
2 ч |
8. О личности по
названию и личности по сути |
2 ч |
9. О субъектном
акме человека и факторах, которые его определяют |
2 ч |
10. Социальные
макрофакторы, помогающие или мешающие
достижению акме человеком |
2 ч |
11. О роли
социальной микросреды в достижении человеком
вершины в своем развитии |
2 ч |
12.
Психологические характеристики, помогающие
человеку достигать акме, и роль фактора
саморазвития в их формировании |
2 ч |
13.
Индивидуальность человека и его акме |
2 ч |
14. О
воздействии характеристик «Я» человека на
достижение им акме |
2 ч |
15. Внутренний
мир человека как один из факторов достижения им
вершины в своем развитии |
2 ч |
16. О
содержательном наполнении понятия «карьера» и
ее вариантах |
2 ч |
17. Акме и
популярность |
2 ч |
18. Акмеология и
педагогика |
2 ч |
19. О коррекции
развития, способствующей достижению акме |
2 ч |
20. О
перспективах использования идей А.Маслоу при
решении некоторых проблем акмеологии |
2 ч |
21. Способны ли
мы творить в «период окаменелости»? |
2 ч |
22. Возраст и
достижения в шахматах |
2 ч |
23. Что может
дать науке изучение биографий великих людей? |
2 ч |
24. Имеет ли
творчество возрастной рубеж? |
2 ч |
25. Этапы жизни
и творчество |
2 ч |
26. Возраст и
качество достижений |
2 ч |
27. Спад
продуктивности в среднем возрасте |
2 ч |
28.
Продолжительность жизни творческих работников |
2 ч |
29. Вторая
кульминация: микродинамика творческого процесса |
2 ч |
30. Творчество в
последние годы жизни |
2 ч |
31. Уводит ли
общественная работа от творческой деятельности? |
2 ч |
32.
Антиконформность как качество, сопутствующее
творчеству |
2 ч |
33. Широта
интересов как предпосылка успешного творческого
труда |
2 ч |
34. Принципы
образного мышления |
2 ч |
35. Алгоритмы
мышления профессионалов |
2 ч |
36. Судьба как
выбор и творчество |
2 ч |
Итого: 72 часа
Учебно-методическое обеспечение для
учителя и учащихся
Бодалев А. А. Как становятся великими
или выдающимися? / А. А. Бодалев, Л. А. Рудкевич. – М.
: Издательство Института психотерапии, 2003. – 288 с.
Вагин И. Умейте мыслить гениально /
И. Вагин. – СПб. : Питер, 2004. – 224 с.
__________________
1 Голимый прил.
1. Не имеющий каких-л. примесей, добавлений;
неразбавленный, чистый. 2. Достигший предела;
полный, совершенный. (Ефремова Т. Ф.
Новый словарь русского языка.
Толково-словообразовательный. – М.: «Русский
язык», 2000.)
2 О
технологии НЛП читайте: Гриндер М. Как изменить
школьный конвейер. М. : Просвещение, 1976. |