|
|||
Современная детская библиотека – это открытый мир, функционально ориентированный на живые и меняющиеся потребности ребенка. В представлении читателей библиотека становится информационным, культурным и образовательным центром. Благодаря новым технологиям увеличиваются информационные возможности библиотеки, укрепляется взаимодействие с различными организациями и ведомствами. В библиотеках создаются новые структуры, специализируются и расширяются запросы читателей. Так, создав первый в России информационно-правовой центр (ИПЦ) для детей и подростков, мы задумались – что в таком центре должно быть? И чем он должен отличаться от взрослых ИПЦ? Нам помогли читатели, составив рейтинг молодежных проблем. Правильно выбрать свой жизненный путь, подготовиться и поступить в учебное заведение?– одна из главных задач подростка. Каждый из нас сталкивается с необходимостью принять свое решение, сделать свой выбор. От правильности некоторых решений зависит очень многое… Так в 2000 году родилась новая традиция в библиотеке – в апреле мы готовимся к встрече с выпускниками. Для этого специально комплектуются фонды, готовятся выставки, создаются списки рекомендательной библиографии, собираются информационные листки приемных комиссий ВУЗов, приглашаются специалисты: социологи, психологи, юристы, государственные чиновники, издатели. Обоюдный интерес к партнерскому взаимодействию и необходимость четкого распределения обязанностей потребовали использования различных форм управления. Неслучайно все большее значение приобретает проектное управление. Одним из таких примеров является проект «Абитуриент-класс». Вопросами профориентационной работы библиотека занималась всегда, но именно благодаря этому проекту удалось объединить и направить усилия многих городских организаций и структур для максимального и полного удовлетворения потребностей читателей в потоке специализированной информации. Основу проекта составили:
Работая по этой программе, ребята не просто получают определенные правовые знания, но и соотносят их с социальной практикой, учатся быть гражданами своей страны.
Программа ОИК развивает умение самостоятельно осуществлять поиск информации, учит оценивать полноту и достоверность информации, формирует потребность моделирования собственного информационного поведения.
Разработка проекта предусматривала многостороннюю работу с учетом специалистов разных ведомств, библиотека стала Центром систематизации материалов и местом его реального воплощения. С 2003 года «Абитуриент-класс» стал проходить в двух форматах: реальном и виртуальном. Форма виртуального «Абитуриент-класса»?– электронная конференция, которая ежегодно публикуется на сайте библиотеки: www.pushkinlib.spb.ru Основным компонентом виртуального обслуживания читателей является свободный доступ к информации. Все большее развитие получают активные формы интернет-общения: форумы, гостевые книги, виртуальные справки, электронные конференции. Страничка сайта http://www.pushkinlib.spb.ru Сегодня, рассматривая электронную конференцию, прежде всего стоит определить, что нужно понимать под этим термином. Однозначного определения мы не нашли. Есть несколько мнений на этот счет: 1.Создание динамических гипертекстовых страниц. 2. Способ общения многих пользователей одновременно. 3. Постоянный обмен информацией, идеями и новостями между участниками. Не оспаривая правоту каждого из этих суждений, мы рассматриваем «электронную конференцию» как комплекс использования телекоммуникационных форм: представления электронных коллекций по определенной теме, возможности диалога и обсуждения, видеоконференций и радиотрансляций. Основная цель данного ресурса – помочь старшекласснику самостоятельно сделать выбор, подготовиться к экзаменам, обсудить проблемы, защитить свои права. Мы готовим и проводим электронные конференции только на основе наработанного реального опыта и при наличии эксклюзивных материалов, как собственных, так и созданных в результате партнерского взаимодействия. Это, с нашей точки зрения, возможность максимального раскрытия информационных ресурсов и постоянного получения обратной информации с помощью активизации форума, виртуальной справки, электронной почты. Кроме этого, электронная конференция впервые дает возможность пользоваться услугами библиотеки любому старшекласснику, независимо от места его проживания и времени суток. Виртуальный «Абитуриент-класс» представлен несколькими разделами: 1. Ваш вопрос специалисту. 2. Правовая база данных. 3. Информация о ЕГЭ. 4. Электронные ресурсы о ВУЗах Санкт-Петербурга и России. 5. Как получить образование за рубежом. 6. Готовьтесь к экзаменам в нашей библиотеке. В подготовке материалов разделов участвуют специалисты ЦГДБ им. А.С. Пушкина, наши постоянные партнеры (Комитет по науке и высшей школе, Комитет по образованию, ассоциация учителей «Гражданин XXI века», общественные и коммерческие правовые организации), используются открытые электронные ресурсы библиотек. Ежегодно представленные материалы анализируются: проводятся опросы старшеклассников и – появляются новые обучающие программы, рубрики, темы. В этом учебном году впервые стартует программа «Обучения старшеклассников работе в профессиональных БД: библиотечных, электронных библиотек, правовых системах», а электронная конференция пополнится алгоритмом поиска. Рассматривается вопрос виртуального обучения. Появится возможность общения на форуме с популярными, авторитетными личностями. И первый гость «Абитуриента» – заслуженный деятель искусств РФ, известный режиссер, актер Владимир Александрович Грамматиков. Будут шире представлены электронные каталоги, полнотекстовые БД, благодаря сотрудничеству с Ассоциацией Региональных Библиотечных Консорциумов (АРБИКОН). Совместная работа с библиотеками ведущих питерских вузов, расширит возможности виртуальной справки, позволит познакомиться с ресурсами научных библиотек. Электронная среда прочно завоевала свое место в библиотеке, доказала комфортность и практичность поиска, дала возможность индивидуальной целенаправленной работы. Нам очень хочется надеяться, что эта работа поможет старшеклассникам отыскать и использовать представленную информацию, получить знания, выбрать свой путь, свою дорогу. |