Картотека опыта
Евгения Архипова
Чем сможем – поможем...
А что у вас?
Любое образование, тем более,
профильное предполагает «выход» на определенную
профессиональную деятельность. Не только
школьники, но, нередко, даже выпускники
профессиональных учебных заведений (как высших,
так и средних) не знают, какие перспективы дает им
получаемое образование, с какими трудностями они
столкнутся при выборе конкретной профессии,
каков реальный уровень оплаты труда в избранной
ими сфере деятельности и сможет ли их работа по
специальности решить их житейские и бытовые
проблемы.
Ориентирование в мире профессий
невозможно без определенного объема знаний о
профессиях. Что мы можем здесь предложить нашему
читателю для того, чтобы помочь ему разобраться в
своих интересах, наклонностях и возможностях,
получить информацию о «рынке» и рейтинге
современных профессий и «профессиональных»
потребностях своего региона? Информации такой
явно недостаточно.
В крупных библиотеках (в основном, в
юношеских) созданы и работают отделы
профориентации. А что может предложить своему
читателю обычная школьная или детская
библиотека? Помнится, в каждой библиотеке
обязательно располагалась книжная выставка по
профориентации: «Мир профессий», «Я выбираю
профессию», «Работа у нас такая» и т.д. У вас тоже
есть такая выставка? А что на ней представлено?
Новая литература практически
отсутствует. И на данный момент многие выставки
можно назвать скорее дезинформационными: на них
представлена безнадежно устаревшая литература
по профессиям. Давайте посмотрим, каким
профессиям были посвящены книги прошлых лет:
обувщик, трикотажник, статистик, пекарь,
хлопкопрядильщица, водолаз, ткачиха, судовой
электромеханик, повар, углеобогатитель,
пожарный, станочник, прессовщик, мукомол, путеец,
учитель, полярник, медработник, строитель. Все
больше – рабочие профессии.
А вот сегодняшний «рынок профессий»:
web-дизайнер, программист, рекрутер (он же «эйчар»),
неофициальный автор, финансовый кредитный
аналитик, дизайнер, PR-менеджер, финансовый
брокер, хед-хантер и др. По ряду исследований,
самыми нужными профессионалами в настоящее
время являются: программист, бухгалтер,
инженер-технолог, секретарь-референт со знанием
иностранных языков, дизайнер, менеджер по
продажам, менеджер по рекламе, менеджер офиса,
юрист, логистик, водитель-экспедитор, продавец. В
ближайшие годы будут востребованы: юридические и
экономические специалисты, специалисты в
области компьютерных технологий, логистики,
специалисты в области маркетинга и PR, инженеры по
теле- коммуникационному оборудованию,
химики-пищевики и инженеры-строители.
Устарели, соответственно, и наши
тематические картотеки. Их необходимо
«реанимировать» посредством введения разделов и
рубрик «Новые профессии».
Изменившееся время требует новых форм
библиотечной работы в вопросах информирования о
современных профессиях.
Некоторые библиотеки идут по пути
создания собственными силами пособий «малых
форм». Так, например, детская библиотека № 96 (ЦБС
«Юго-запад» г. Москвы) предлагает ребятам серии
буклетов. Их разработкой занимается психолог
библиотеки Вера Анатольевна Лазарева. «Выбирай
профессию правильно» – материалы этой серии, как
правило, содержат тесты, помогающие ребенку
разобраться в себе самом: определить свои
наклонности, интересы и предпочтения и соотнести
их со своими возможностями и реалиями окружающей
действительности. Например, тест: «Я предпочту».
Серия «Профориентация» состоит из ряда
профессиограмм: «Врач», «Инженер», «Актер»,
«Журналист» и др. Все они построены по единой
схеме:
– Доминирующие виды деятельности.
– Качества, обеспечивающие успешность
выполнения профессиональной деятельности
(профессионально-важные качества) – способности,
личностные качества, интересы и склонности.
– Качества, препятствующие
эффективности профессиональной деятельности.
– Области применения
профессиональных знаний.
– История профессии.
– Учебные заведения, обучающие данной
профессии.
Многие библиотеки, например,
Республиканская библиотека для детей и
юношества г. Ижевска, ведут «Календарь
профессий». Эта форма работы позволяет нашим
коллегам приурочить не только книжные выставки,
но и другие профориентационные мероприятия к
профессиональным праздникам. Такой календарь,
разработанный на год вперед, позволяет им
сориентироваться в профессиональной
потребности региона и готовить мероприятия с
учетом экономического профиля города, района.
«Профессиональный» взгляд
В этот список вошли книги и материалы
из периодических изданий, вышедшие в 2000 – 2006 гг.
Список подготовлен на основе фонда Центральной
городской детской библиотеки им. А.П. Гайдара г.
Москвы.
Книги:
Пиль А. Пожарные / А. Пиль; Пер. А. А.
Косарев. – М. : Астрель : АСТ, 2001. – 40 с. : цв. ил. –
(Все обо всем). – Указ. : с. 40.
Почепцов Г. Г. Профессия :
имиджмейкер / Г. Г. Почепцов. – 2-е изд., исправ. и
доп. – СПб. : Алетейя, 2001. – 256 с.
Шалаева Г. П. Большая книга
профессий для самых маленьких / Г. П. Шалаева. – М.
: Эксмо : Слово, 2005. – 239 с. : цв. ил.
Шалаева Г. П. Кем мне стать? :
Большая книга профессий / Г. П. Шалаева. – М. :
Эксмо : Слово, 2004. – 191 с. : цв. ил.
Шалаева Г. П. Хочу стать врачом :
Малыш выбирает профессию / Г. П. Шалаева ; худож. Н.
Новичихина, В. Долгова. – М. : Эксмо : Слово, 2003.?– 63
с. : цв.ил.
Выбор профессии. Доп. том / Ред. А.
Ростоцкая, О. Носкова, В. Белоусова. – М. : Аванта+,
2003. – 427 с. : цв. ил. – (Энциклопедия для детей).
Статьи из периодических изданий:
В библиотеку – за профессией: служба
профконсультации в Российской государственной
юношеской библиотеке // Крылья. – 2006.– № 1–2. – C. 9.
Дыгало В. А. Морские профессии / В. А.
Дыгало // Лазурь. – 2001.– №1. – С. 12–13 : ил.
Клёпа выбирает профессию : Фермер //
Клёпа. – 2001. – № 4 (67). – [Весь номер].
Клёпа выбирает профессию : Инженер
// Клёпа. – 2001.– № 5 (68). – [Весь номер].
Клёпа выбирает профессию :
Дизайнер // Клёпа. – 2001.– № 6 (69). – [Весь номер].
Клёпа выбирает профессию : Эколог //
Клёпа. – 2001.– № 7 (70). – [Весь номер].
Клёпа выбирает профессию : Педагог
// Клёпа. – 2001.– № 8 (71). – [Весь номер].
Клёпа выбирает профессию :
Спасатель // Клёпа. – 2001.– №9 (72). – [Весь номер].
Клёпа выбирает профессию :
Биолог // Клёпа. – 2001.– № 10 (73). – [Весь номер].
Клёпа выбирает профессию : Юрист //
Клёпа. – 2001.– № 12 (75). – [Весь номер]
Нелюдима В. Моя профессия –
кинолог / В. Нелюдима // Детская роман-газета. – 2001.
– № 4. – С. 38–41 : ил.
Печникова М. Профессии – вокруг
света / М. Печникова // Лазурь. – 2001.– № 4. – С. 24–25 :
ил.
Печникова М. Профессия – психолог /
М. Печникова // Лазурь. – 2001.– № 9. – С. 26–27.
Прошина Л. Не ошибись, выбирая пути
/ Л. Прошина // Смена. – 2001. – № 10. – С. 254–257.
Проведем мероприятие
Воробьева Е. Е. Город Мастеров :
Познавательная программа для детей младшего
школьного возраста / Е. Е. Воробьева // Книжки,
нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2005. – №
4. – C. 48–55 : ил. – Библиогр. : с. 55.
Емельянова Л. Угадай профессию / Л.
Емельянова // Читаем, учимся, играем. – 2006. – № 1. –
С. 73–76 : ил. – Библиогр. в конце ст.
Ихянова Т. Все профессии нужны, все
профессии важны : Урок по ознакомлению с
окружающим миром. 2-й класс / Т. Ихянова //
Начальная школа – Первое сентября. – 2005.– № 5,
1–15 марта. – С. 13–15.
Каркачева Н. [Все профессии важны]:
Классный час / Н. Каркачева // Начальная школа –
Первое сентября. – 2005.– № 5, 1–15 марта. – С. 16–18.
Коровина И. А. Любимые книги читая,
профессии мы выбираем : Литературно-творческое
занятие для детей 6–10 лет / И. А. Коровина // Книжки,
нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2005.– №
4. – С. 11–17 : ил.
Шаврина М. Все работы хороши –
выбирай на вкус : Ход праздника / М. Шаврина //
Начальная школа – Первое сентября. – 2005.– № 5,
1–15 март. – С. 19–26.
Эколог – профессия будущего :
Материал для беседы // Читаем, учимся, играем. –
2003. – № 8. – С. 77–78 : ил.
Книги увлеченных*
Колмогоров А. Н. Математика –
наука и профессия / А. Н. Колмогоров; Сост. Г. А.
Гальперин. – М. : Наука, 1988. – 288 с. – (Б-чка
«Квант»).
Никулин Ю. В. Почти серьезно... / Ю. В.
Никулин ; ил. Ю. Никулина. – М. : Пресса, 1992. – 576 с. :
ил.
Углов Ф. Г. Сердце хирурга :
Автобиографическая повесть / Ф. Г. Углов; рис. и
оформл. О. Бионтовской. – 3-е изд., доп. – Л. : Дет.
лит., 1987. – 270 с. : ил.
Эфрос А. В. Профессия: режиссер / А.
В. Эфрос. – М. : Искусство, 1979. – 367 с.
Юрий Левитан: 50 лет у микрофона / Сост. В. М.
Возчиков. – М. : Искусство, 1987. – 199 с. : ил.
___________________
* Книги о себе в профессии, написанные
профессионалами и яркими, увлеченными
личностями, могут составить «золотую полку» книг
«Профессия в судьбе» и стать лучшей агитацией за
ту или иную профессию. |