Редактор Ольга Козлова
Вопросы и консультации по адресу <olwik2004@mail.ru>
Подробности
Ирина Дейнеко
Группа сопровождения
Промежуточные результаты работы группы по
информационному сопровождению эксперимента по
ППП и ПО
Два года назад шесть образовательных
учреждений города Лесосибирска вошли в
федеральный эксперимент по предпрофильной
подготовке и профильному обучению
старшеклассников. В городе был разработан проект
по данному направлению. Для реализации проекта
была организована муниципальная команда,
состоящая из нескольких временных проектных
групп. Перед каждой группой были поставлены
определенные цели и задачи.
Цель работы нашей группы: информационное
сопровождение эксперимента по ППП и ПО в г.
Лесосибирске.
Состав группы: координатор –
И.В.Дейнеко (руководитель ИМЦ).
Члены группы – программист УО,
специалисты РЦ, завучи и педагоги ОУ. Всего 10
человек.
Задачи:
массовое и индивидуальное
информирование участников экспериментальной
деятельности;
формирование
методико-библиографического массива документов
по проблеме эксперимента;
создание и тиражирование
информационных продуктов в помощь организации
эксперимента;
организация работы с СМИ;
аналитическая деятельность в рамках
эксперимента.
Результаты
1. Составлен перспективный план работы
группы.
2. Проведено 4 рабочих заседания группы
по следующим вопросам: планирование работы
группы; обсуждение структуры и содержания
городского банка данных по профилям и курсам;
разработка структуры информационной брошюры
«Дорога в будущее»; анализ промежуточных итогов
работы группы и экспертиза информационных
продуктов.
3. Сформирована электронная папка
«Предпрофильная подготовка», в которой
собираются все документы по эксперименту в
городе и опыт работы на территориях страны.
4. Систематически ведется работа с
интернет-ресурсами по сбору информации по
эксперименту, полученная информация доводится
до специалистов ГорОО и руководителей групп.
5. Организована презентация городского
проекта по эксперименту информационных
продуктов на городском методическом совете,
городском координационном совете и августовской
конференции.
6. Растиражирована электронная
программа «ИУП» (индивидуальный учебный план).
7. Организована работа кольцевой
выставки «Организация и содержание ППП и ПО».
8. В результате совместной работы
группы были созданы информационные продукты:
городской банк данных профилей и
курсов в ОУ города;
городской библиографический сайт
«Учебно-методическое сопровождение
эксперимента»;
информационный бюллетень «Дорога в
будущее».
9. Информация об организации
эксперимента в городе публикуется на страницах
местных газет, озвучивается на радио и
телевидении.
10. Объявлен городской конкурс
методических разработок и программ по
эксперименту. Разработано Положение о конкурсе.
11. Формируется полнотекстовый фонд
элективных курсов.
12. На заседаниях ГМО проводятся
информационные обзоры и дайджесты
методико-библиографических материалов в помощь
организации обучения старшеклассников в рамках
эксперимента.
13. Налажен дистанционный обмен
информацией с ОУ по проблемам ППП и ПО.
Схема (формула) работы группы по
продвижению информации потребителям:
Запрос
(потребность) |
—> |
Поиск
информации |
—> |
Обработка
информации |
—> |
Свертывание
информации |
—> |
Доведение
информации
до потребителя |
Механизм достижения цели
и задач:
работа по общему городскому
плану-графику;
наличие понимания и принятия проекта
на уровне города и ОУ;
организация групповой работы,
консолидация совместных усилий участников
эксперимента;
техническое обеспечение
эксперимента;
использование в деятельности новых
ИКТ;
рефлексия деятельности;
анализ промежуточных результатов.
Ресурсы, используемые для
реализации деятельности в группе:
документальные (использование
нормативно-правовой базы, созданной в результате
начального этапа эксперимента,
методико-библиографические документы по теме
эксперимента, электронные материалы и
интернет-ресурсы);
кадровые (в работе группы
принимают участие специалисты, чья деятельность
на уровне ОУ и города связана с информационным
сопровождением эксперимента. Это –
учителя-предметники, учителя информатики,
программисты, завучи, специалисты городских ИМЦ
и РЦ. Все они владеют ИКТ, это позволяет успешно
реализовывать задачи проектной группы.);
материально-технические
(компьютерная техника, наличие электронной почты
и выхода в Интернет во всех ОУ города,
множительная и копировальная техника,
программное обеспечение, наличие в ОУ кабинетов
ИТ, информационных и ресурсных центров).
Проблемы, возникшие в результате
экспериментальной деятельности.
В городе отсутствует единая
информационная сеть.
Пока еще слабы информационные связи
между ОУ города.
Часть ОУ не готова к сетевому
взаимодействию.
Отсутствует курсовая подготовка
педагогов-участников эксперимента, как на
федеральном, так и на региональном уровнях.
Материально-техническое обеспечение
недостаточно для организации издательского дела
и тиражирования документов на уровне ОУ и города.
В городе не установлен единый
информационный день.
Не налажен обмен опытом работы по
введению ППП и ПО с территориями края.
Существует проблема сбора членов
группы на совместные заседания.
Слабо проектируются результаты
работы группы на деятельность ОУ.
Часто созданные информационные
продукты остаются не востребованы участниками
эксперимента.
Низка информационная культура
пользователей-педагогов.
Пути решения проблем:
Формирование единой информационной
сети города.
Создание городского сайта отдела
образования с разделом «ППП и ПО».
Пополнение технического парка.
Открытие ММЦ в городе.
Развитие сетевого взаимодействия.
Изучение опыта работы территорий
края, развитие внутренних и внешних связей.
Презентационная и разъяснительная
работа в ОУ по использованию информационных
продуктов в экспериментальной деятельности.
Регулярное обновление городского
сайта и банка данных профилей и курсов по ППП и
ПО.
Организация работы группы в
дистанционном режиме.
Систематическое отслеживание
влияния результатов работы группы на
деятельность ОУ в рамках эксперимента.
Перспективы:
1. Выпуск аналитического сборника по
итогам деятельности городских проектных групп.
2. Городской конкурс методических
разработок и программ по ППП и ПО.
3. Выпуск методического сборника по
итогам конкурса.
4. Создание электронных дайджестов
«Интернет-ресурсы – предметнику».
5. Формирование полнотекстового фонда
элективных курсов.
Дайджест информационных продуктов по
ППП и ПО
Индивидуальный учебный план
(ИУП-Профиль)
Программа «ИУП-профиль» предназначена
для формирования учебных планов
старшеклассников (10–11-й классы). Она состоит из
двух частей.
1 часть содержит в себе
информацию о введении эксперимента в регионах
страны; базисный учебный план для среднего
(полного) общего образования; примерные учебные
планы по 13 профилям и описание интерфейса
программы. 2 часть – собственно сама
программа. Эта часть представляет пользователям
возможность оперативно и качественно
сформировать списки курсов в профильных классах
по типам, наименованиям и объемам часов; списки
учеников и сводный отчет по школе. В этой
же части дана подробная инструкция по заполнению
индивидуального учебного плана учащегося.
Данная программа окажет неоценимую помощь
завучу школы или куратору эксперимента по
организации ППП и ПО в ОУ.
Городской банк данных профилей и
курсов в ОУ
В сентябре 2004 года специалистами ИМЦ и
членами проектной группы был создан банк данных
«Элективные курсы, курсы по выбору и профили
образовательных учреждений». Он содержит в себе
информацию о структуре ППП и ПО муниципальной
образовательной сети г. Лесосибирска. В банке
представлена карта профилей в восьми
экспериментальных ОУ города и развернутое
информационное табло по курсам. Данное табло
включает в себя следующую информацию:
– перечень предметных, ориентационных
и элективных курсов по каждому ОУ;
– ФИО авторов курсов и учителей,
которые организуют и ведут курсы в ОУ;
– перечень специальностей, на которые
ориентированы курсы;
– предполагаемый список профилей на
старшей ступени обучения (10–11-й классы);
– полный контактный адрес ОУ и данные
о его руководителе.
Банк данных направлен в ОУ города, с
его содержанием ознакомлены все участники
эксперимента. Материалы банка помогут учащимся и
родителям ориентироваться в многообразии
профилей и курсов, руководителям и педагогам –
организовать сетевое взаимодействие на уровне
города. Предполагается обновление банка 2 раза в
год.
Городской библиографический сайт
«Учебно- методическое сопровождение
эксперимента»
Сайт представляет собой электронный
банк данных методико-библиографических
материалов, посвященных вопросам введения ППП и
ПО в ОУ страны. Данный продукт – результат
совместной работы специалистов ИМЦ и РЦ города.
Актуальность сайта обусловлена
несколькими факторами:
отсутствием текущих
библиографических банков по ППП и ПО;
необходимостью отбора материала по
теме и многоразового использования информации;
широким распространением данных
сайта, повышающим его доступность для различных
групп пользователей.
Сайт адресован руководителям ОУ,
педагогам, библиотекарям, а также тем, кто
интересуется проблемами предпрофильной
подготовки и профильного обучения.
Библиотеки ОУ могут использовать
данные сайта в процессе обслуживания своих
пользователей и для создания собственных
библиографических продуктов, а также для
комплектования своих фондов. Сайт содержит
библиографические записи статей на
периодические издания, книги, брошюры,
электронные издания и Интернет-ресурсы,
отражающие вопросы ППП и ПО. Материал сайта
систематизирован по 16 разделам, например:
нормативно-правовая база;
кадры;
финансово-экономическое обеспечение;
профессиональная ориентация в ППП;
информационное обеспечение
эксперимента;
итоговая аттестация;
портфолио;
полезные ссылки и т.д.
Временные рамки включенного в сайт
материала?– 2003–2004 годы. Издание предполагает
стать продолжающимся, его обновление будет
проводиться ежемесячно.
Кольцевая выставка «Организация и
содержание ППП и ПО»
На основе документов, представленных
на библиографическом сайте по ППП и ПО, в
информационно-методическом центре была
сформирована выставка-панорама
методико-библиографических материалов под
названием «Организация и содержание ППП и ПО».
Выставка была задумана как кольцевая. Схема ее
работы такова:
В каждом ОУ, указанном на схеме,
выставка работала по две недели. Доступ к ее
материалам имели все педагоги ОУ. Миссия
кольцевой выставки – максимальное приближение
документов по ППП и ПО к ее пользователям.
Основные разделы выставки:
«Нормативно-правовое сопровождение
эксперимента»;
«Профессиональная ориентация в ППП»;
«Психолого-педагогическое
сопровождение. Портфолио»;
«Организация ППП и ПО: теория и
практика»;
«Элективные курсы».
На выставке были представлены
следующие типы документов: периодические
издания, книги, брошюры, электронные издания,
интернет-ресурсы и неопубликованные документы.
Срок работы выставки в городе – август – ноябрь
2004 года. Эффективность ее организации и
функционирования отражена в таблице.
Информационный бюллетень «Дорога в
будущее»
Цель данного бюллетеня – дать
педагогам, учащимся и их родителям информацию о
том, как на территории нашего города организован
эксперимент по ППП и ПО. Задача учащихся и
родителей – выбрать тот профиль, курсы, может
быть, и школу, на которые они ориентированы.
Сборник подробно раскрывает замысел
организации проекта в городе, представляет
читателям карту-схему структурирования МОП для
организации ППП и информацию о
кураторах-руководителях проектных групп
эксперимента. На страницах бюллетеня широко и
полно представлены визитки ОУ, вошедших в
проектную деятельность. Содержание визиток
следующее:
полный адрес учреждения;
специфика и характеристика
образовательной программы;
количество учащихся;
услуги (платные, бесплатные);
кадровый потенциал;
материально-техническая база;
наличие связей с вузами и СПО;
условия зачисления в 10-й класс;
дни открытых дверей;
дни и часы приема посетителей;
информация о координаторе программы.
Сборник хорошо иллюстрирован, издан в
печатном и электронном варианте. Тиражирование
данного издания в необходимом количестве берет
на себя ОУ.
Педагогами города была проведена
экспертная оценка тех информационных услуг и
продуктов, которые появились в результате
деятельности нашей проектной группы.
Предлагалось оценить информационные
услуги и продукты, используя следующие критерии.
Актуальность: высокая; средняя;
низкая; отсутствует.
Новизна: не имеет аналогов;
имеется опыт; новизна отсутствует.
Социальная ориентированность:
на ученика; на педагога; на руководителя; на
систему образовательного учреждения или
структуру учреждения; на социум.
Практическая направленность:
исключительно высокая; значительная; невысокая;
неопределимая (в настоящее время); отсутствует.
Частота обращения (сколько раз
обращались к продукту или услуге).
Что получилось в результате этой оценки –
отражено в приложении.
Экспертная оценка информационных
услуг и продуктов по ППП
Наименование
услуги и продукта |
Актуальность |
Новизна |
Социальная
оринентация |
Практическая
направленность |
Частота
обращения |
Электронная
программа «ИУП» (индивидуальный учебный план) |
Высокая –
50 %
Отсутствует – 50 % |
Ранее не
было – 20 %
Имеется опыт –
30 %
Отсутствует – 50 % |
На учителя и
ученика |
Неопределима
в наст. время – 80 %
Значительная – 20 % |
Разовое –
100 % |
Кольцевая
выставка «Организация и содержание ППП и ПО» |
Высокая –
100 % |
Не имеет
аналогов – 85 %
Есть опыт – 15 % |
На
руководителей, учащихся и учителей |
Значительная
– 85 %
Исключительно высокая – 15 % |
Разовое –
15 %
Часто – 70 %
Не обращ. – 15 % |
Городской
банк данных профилей и курсов |
Высокая –
85 %
Средняя – 15 % |
Не имеет
аналогов – 50 %
Есть опыт – 50 % |
На всех
участников образовательного процесса |
Значительная
– 70 %
Высокая – 15 %
Сейчас неопредел. – 15 % |
Регулярно –
15 %
По мере необходимости – 70 %
Не обращ. – 15 % |
Городской
сайт «Учебно-методическое сопровождение» |
Высокая –
100 % |
Не имеет
аналогов – 85 %
Имеется опыт?– 15 % |
На педагогов |
Значительная
– 100 % |
Разовая –
50 %
По мере необходимости – 50 % |
|