Среда обитания
Нина Колоскова
Библиотекарь спешит на помощь
Школа полного дня № 354 г. Москвы имеет
физико-математический и биологический уклон.
Давно и серьезно там занимаются и проблемами
экологии. Директор школы Татьяна Константиновна
Родионова рассказала, что профилирование
образования здесь начинается уже на первом этапе
обучения, буквально с первого класса: вторая
половина дня отведена занятиям
естественно-научного направления. Уже на этом
этапе обучения каждый ребенок имеет свою
траекторию развития.
Как правило, уже к пятому классу дети
начинают осознавать себя. Одни – «технарями»,
другие проявляют склонность к
естественно-научным дисциплинам: биологии,
экологии, медицине. Здесь занятия ведутся по
индивидуальным планам развития. Вводится
спецкурс «Экология» (по два часа в неделю).
Для старших классов введено
мультипрофильное обучение. Экология преподается
отдельным предметом. Все предметы
естественно-научного цикла изучаются по
углубленной программе. К концу девятого класса
ребята уже, в основном, определяются полностью. А
если учащийся «не видит» себя ни в одном из
предложенных направлений, школа изыскивает
возможности предоставить ему дополнительное
образование на кафедрах соответствующих школ
или вузов на договорной основе.
О роли школьной библиотеки в
образовательном процессе у директора школы
Татьяны Константиновны сложившееся мнение:
библиотека – это информационный центр. Она
всегда должна быть доступной, максимально
современной и привлекательной для учащихся.
Сейчас Т.К.Родионова вынашивает планы создания
медиатеки. К своему библиотекарю – Елене
Александровне Бурбенцовой – у директора
отношение уважительное, ведь она – непременный
участник образовательного процесса. О ней и ее
библиотеке мы уже писали (Бурбенцова Е. А. И
расцвела библиотека / Е. А. Бурбенцова, Н. Е.
Колоскова. – Библиотека в школе. – 2004. – № 2. – С.
58–60). Но сегодня – разговор о другом. Роль
библиотеки, которой заведует Елена
Александровна, в обеспечении необходимой
информацией профильных классов переоценить
трудно. В настоящее время фонд (не считая
учебников) – около 23-х тысяч экземпляров, что
совсем неплохо для школьной библиотеки. Но
всяческие усилия по формированию книжного фонда
с учетом профиля образовательного процесса
предпринимаются и дальше. Источники
комплектования самые разные: книги приносят в
библиотеку учащиеся и их родители, дарят
издательства и организации.
По мере возможности формируется фонд
периодических изданий. В настоящее время
библиотека получает по подписке всего три
издания: газеты «Биология» и «Математика»
Издательского дома «Первое сентября» и журнал
«Биология в школе». С нового года прибавится
«География и экология в школе XXI века».
В начале учебного года Елена
Александровна знакомится с планами работ
биологической, экологической и других кафедр, с
темами научно-практических конференций. Все это
необходимо для дальнейшей работы.
Ведутся тематические картотеки:
«Экология и современность», «Биология». В
последней – разделы: «История науки», «Новости
науки», «Человек и его здоровье», «Дидактические
материалы», «Я иду на урок», «Копилка опыта»,
«Детские работы», «Олимпиады, викторины,
конкурсы».
Большое подспорье – многочисленные
тематические и предметные папки: «Животные»,
«Растения», «Эволюция органического мира»,
«Лес», «Вода», «Медицина», «Общая биология»,
«Математика», «Химия», «География»,
«Палеонтология», «Экология», «Человек»,
«Продукты питания человека», «Генетика, генная
инженерия, клонирование, ГМП», «Заповедники.
Ботанические сады», «Ученые биологи.
Биологические профессии».
К своим читателям и их запросам библиотекарь
Бурбенцова относится трепетно. Не раз я была
свидетелем, когда прибегает на перемене ученик, а
его ждет уже готовая подборка материалов. Не
всегда есть возможность удовлетворить
читательский запрос, используя фонд своей
библиотеки. Но и в этом случае ребенок не
остается один на один с возникшей проблемой.
Можно, конечно, отправить его в Центральную
детскую библиотеку № 61, с которой у школы давние
дружественные связи, в Центральную городскую
библиотеку им. Н.А.Некрасова, которая находится
совсем рядом, или в Центральную библиотеку № 112
им. А.С.Пушкина – она тоже недалеко. Но в школе
отказывать и отсылать ребенка на
самостоятельные поиски информации не принято:
Елена Александровна сама предпочитает подбирать
для читателей нужную литературу. Хотя, конечно, к
взрослой жизни библиотека детей готовит.
Ежегодно девятиклассников «посвящают» в
читатели Центральной городской библиотеки им.
Н.А.Некрасова, они получают «взрослый»
читательский билет и становятся ее
полноправными пользователями. Но, все равно,
предпочтение отдают своей библиотеке –
школьной. |