Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №2/2007


ЭКОЛОТ

Среда обитания

Нина Колоскова

Библиотекарь спешит на помощь

Школа полного дня № 354 г. Москвы имеет физико-математический и биологический уклон. Давно и серьезно там занимаются и проблемами экологии. Директор школы Татьяна Константиновна Родионова рассказала, что профилирование образования здесь начинается уже на первом этапе обучения, буквально с первого класса: вторая половина дня отведена занятиям естественно-научного направления. Уже на этом этапе обучения каждый ребенок имеет свою траекторию развития.

Как правило, уже к пятому классу дети начинают осознавать себя. Одни – «технарями», другие проявляют склонность к естественно-научным дисциплинам: биологии, экологии, медицине. Здесь занятия ведутся по индивидуальным планам развития. Вводится спецкурс «Экология» (по два часа в неделю).

Для старших классов введено мультипрофильное обучение. Экология преподается отдельным предметом. Все предметы естественно-научного цикла изучаются по углубленной программе. К концу девятого класса ребята уже, в основном, определяются полностью. А если учащийся «не видит» себя ни в одном из предложенных направлений, школа изыскивает возможности предоставить ему дополнительное образование на кафедрах соответствующих школ или вузов на договорной основе.

О роли школьной библиотеки в образовательном процессе у директора школы Татьяны Константиновны сложившееся мнение: библиотека – это информационный центр. Она всегда должна быть доступной, максимально современной и привлекательной для учащихся. Сейчас Т.К.Родионова вынашивает планы создания медиатеки. К своему библиотекарю – Елене Александровне Бурбенцовой – у директора отношение уважительное, ведь она – непременный участник образовательного процесса. О ней и ее библиотеке мы уже писали (Бурбенцова Е. А. И расцвела библиотека / Е. А. Бурбенцова, Н. Е. Колоскова. – Библиотека в школе. – 2004. – № 2. – С. 58–60). Но сегодня – разговор о другом. Роль библиотеки, которой заведует Елена Александровна, в обеспечении необходимой информацией профильных классов переоценить трудно. В настоящее время фонд (не считая учебников) – около 23-х тысяч экземпляров, что совсем неплохо для школьной библиотеки. Но всяческие усилия по формированию книжного фонда с учетом профиля образовательного процесса предпринимаются и дальше. Источники комплектования самые разные: книги приносят в библиотеку учащиеся и их родители, дарят издательства и организации.

По мере возможности формируется фонд периодических изданий. В настоящее время библиотека получает по подписке всего три издания: газеты «Биология» и «Математика» Издательского дома «Первое сентября» и журнал «Биология в школе». С нового года прибавится «География и экология в школе XXI века».

В начале учебного года Елена Александровна знакомится с планами работ биологической, экологической и других кафедр, с темами научно-практических конференций. Все это необходимо для дальнейшей работы.

Ведутся тематические картотеки: «Экология и современность», «Биология». В последней – разделы: «История науки», «Новости науки», «Человек и его здоровье», «Дидактические материалы», «Я иду на урок», «Копилка опыта», «Детские работы», «Олимпиады, викторины, конкурсы».

Большое подспорье – многочисленные тематические и предметные папки: «Животные», «Растения», «Эволюция органического мира», «Лес», «Вода», «Медицина», «Общая биология», «Математика», «Химия», «География», «Палеонтология», «Экология», «Человек», «Продукты питания человека», «Генетика, генная инженерия, клонирование, ГМП», «Заповедники. Ботанические сады», «Ученые биологи. Биологические профессии».

К своим читателям и их запросам библиотекарь Бурбенцова относится трепетно. Не раз я была свидетелем, когда прибегает на перемене ученик, а его ждет уже готовая подборка материалов. Не всегда есть возможность удовлетворить читательский запрос, используя фонд своей библиотеки. Но и в этом случае ребенок не остается один на один с возникшей проблемой. Можно, конечно, отправить его в Центральную детскую библиотеку № 61, с которой у школы давние дружественные связи, в Центральную городскую библиотеку им. Н.А.Некрасова, которая находится совсем рядом, или в Центральную библиотеку № 112 им. А.С.Пушкина – она тоже недалеко. Но в школе отказывать и отсылать ребенка на самостоятельные поиски информации не принято: Елена Александровна сама предпочитает подбирать для читателей нужную литературу. Хотя, конечно, к взрослой жизни библиотека детей готовит. Ежегодно девятиклассников «посвящают» в читатели Центральной городской библиотеки им. Н.А.Некрасова, они получают «взрослый» читательский билет и становятся ее полноправными пользователями. Но, все равно, предпочтение отдают своей библиотеке – школьной.