Библиография
Людмила Сухова
Этот многоликий профиль
По страницам наших газет за 2006 год
Общее направление
«Первое сентября»
Каменский А. Профилькина грамота :
Почему идея реформирования старшей школы пока не
выдерживает проверки на практике / А. Каменский.
– 2006. – № 4. – С. 7. – (Политика образования. Школа
и власть).
Кожурина Л. Электив: что за
термином? : Может ли сегодняшняя школа дать
ученику реальное право выбора / Л. Кожурина. – 2006.
– № 6. – С. 9. – (Школьное дело).
Логинова Н. Требуется тайный
советник : Красноярский опыт самоопределения
старшеклассников / Н. Логинова. – 2006. – № 2. – С. 8.
– (Школьное дело. Практикум).
Чтобы планы на будущее оказались
более или менее успешными, нужны умения, которые
не формируются в ходе одного классного часа или
психологического тренинга. Это многолетняя
педагогическая работа, особым образом
организованный учебный процесс, как, например, в
красноярской гимназии «Универс».
Печатникова Л. Профессии на вырост :
Учимся строить сценарии будущей жизни / Л.
Печатникова. – 2006. – № 2. – С. 8. – (Школьное дело.
Практикум).
Подростковый возраст – это не тот
период, когда происходит осознанный выбор
профессии. Поэтому работать надо на расширение
временной перспективы подростка. Подростку
трудно представить сценарий своей дальнейшей
жизни. И задача педагогов – научить детей думать
о возможных вариантах будущего, в частности,
профессионального. Для этого существует
множество интересных методик.
Родичев Н. Профориентация: новый
вектор : Тьюторство и консультирование вместо
диагностики / Н. Родичев. – 2006. – № 2. – С. 7–8. –
(Школьное дело).
Как, используя отведенные на
предпрофильную подготовку 100 часов, научить
школьника образовательному и профессиональному
выбору? И можно ли, исходя из привычных школьных
возможностей, создать условия для обретения
подростками первичного опыта выбора – не только
содержания образования, но и преподавателя,
темпа и способа учебной деятельности, спектра
используемых образовательных ресурсов?
Уварова Т. Образование по интересам:
Это целая наука! / Т. Уварова. – 2006. – № 6. – С. 10. –
(Школьное дело).
Из опыта работы краснодарской
гимназии № 87, которая является краевой
экспериментальной площадкой по теме «Механизм
проектирования и мониторинга элективных курсов
в профильном обучении старшеклассников».
Чистякова С. Что нужно знать об
элективных курсах : Комментарии специалиста / С.
Чистякова. – 2006. – № 6. – С. 10. – (Школьное дело).
На этой полосе в т.ч. представлены
материалы: «Виза на карте личного маршрута:
станет ли индивидуальная подготовка учащихся
реальностью?» «Когда своих ресурсов не хватает:
Центр интенсивных технологий образования
разрабатывает схемы сотрудничества школы и
учреждений среднего профессионального
образования».
«Управление школой»
Алейникова И. И физикам, и лирикам :
Реализация многопрофильного образования в
гимназии / И. Алейникова. – 2006. – № 10. – С. 2–4. –
(Опыт).
Гимназии представляют собой в
системе среднего образования аналоги
университетов в высшей школе. Они призваны дать
наиболее широкое, всестороннее образование,
обеспечивающее устойчивые знания и возможность
их постоянного расширения, высокую культуру
мышления и поведения, патриотизм и
гражданственность.
При этом гимназия не должна
игнорировать потребности семей в подготовке
выпускников к продолжению образования в вузах по
выбранному направлению. В гимназии № 1516 г. Москвы
уверены, что достижение целей и задач
современного общества в условиях
общеобразовательных учреждений может быть
продуктивным при многопрофильном гимназическом
образовании.
Алейникова И. Урок на «перекрестке» :
Выбирать оптимальное решение можно научиться / И.
Алейникова. – 2006. – № 12. – С. 14–15. – (Профильное
обучение).
В гимназии № 56 Санкт-Петербурга
комплексный подход к проблеме профильного
обучения включает в себя и действия психолога,
точнее – психолого-педагогической
медико-социальной команды.
Алейникова И. Правильный образ
мышления и добрые нравы : [по материалам беседы с
Т. Александровой, доцентом кафедры педагогики
психолого-педагогического факультета РГПУ им.
А.И.Герцена и научным руководителем
«Ломоносовской гимназии»] / И. Алейникова. – 2006. –
№ 12. – С. 16–17. – (Профильное обучение).
О шести
организационно-педагогических условиях, которые
дают возможность воспринимать гимназию как
полипрофильное, а не монопрофильное учреждение.
Алейникова И. Профиль с безупречной
репутацией : Интернет-школа не страдает
дефицитом кадров и идей / И. Алейникова. – 2006. – №
21. – С. 7–10. – (Профильное обучение).
Мы еще страшно далеки от того, чтобы
профильная школа стала массовой – не хватает
ресурсов. Но проблема их дефицита в собственной
школе решается интернет-обучением за ее
пределами. Эта база уже полностью готова к любому
количеству учеников и самому широкому спектру их
образовательных запросов.
Об интернет-школе «Просвещение.ru»
(совместный проект с НФПК «Обучение школьников с
использованием Интернета для решения задач
подготовки школьников на профильном уровне».
Алейникова И. Элективное море / И.
Алейникова. – 2006. – № 13. – С. 6–7. – (Профильное
обучение).
На одной только кафедре иностранных
языков не перечесть элективных курсов, не говоря
уже обо всей Второй санкт-петербургской
гимназии. Объяснение такому успешному решению
проблематичной для многих школ задачи по
созданию целого мира из разнообразных,
интересных и актуальных элективов, возможно,
кроется в словах представителя кафедры, учителя
Татьяны Павловой: «Когда обобщаешь информацию,
необходимую для элективного курса, и начинаешь
чувствовать систему, видеть логику, то курс
получает развитие».
Боровик М. Гимназия в условиях
профильного обучения / М. Боровик. – 2006. – № 17. –
С. 19–22. – (Профильное обучение).
На разных исторических поворотах в
развитии общества гимназическое образование в
России служило поводом для педагогической
полемики. Не стал исключением и XXI век. Признавая
существование гимназии как реальный факт
современной образовательной ситуации,
государство предпочитает умалчивать о
перспективах развития этого вида
образовательного учреждения...
О гимназии № 159 г.
Санкт-Петербурга. Приводится примерный учебный
план для 5–11-х классов гимназии.
Бочкарева И. Подготовка команды к
выходу из «колеи» : Управление процессом
введения профильного обучения / И. Бочкарева. –
2006. – № 21. – С. 11–16. – (Профильное обучение).
Опыт тех школ, которые не первый год
занимаются профильным обучением, давно уже
доказал: введение профильного обучения диктует
необходимость обновления структуры управления,
делегирования определенных управленческих
функций от администраторов к представителям
педагогического коллектива. Кроме того,
профильное обучение изменяет образовательную
среду школы, создавая новые возможности выбора. О
том, что требуется в этой ситуации от
управленческой команды, – данный материал.
Жулев В. Путь к свободе выбора :
[дискуссия по теме «Индивидуальные
образовательные траектории в образовательной
программе гимназии»] / В. Жулев. – 2006. – № 2. – С.
14–17. – (Опыт).
Кириллова С. «Уроки лучших
педагогов доступны для всех» : Ресурсный центр –
одна из моделей организации профильного
обучения в сельских школах / С. Кириллова. – 2006. –
№ 10. – С. 24–27. – (Профильное обучение).
Модель сетевого профильного
обучения старшеклассников несколько лет успешно
работает в режиме эксперимента в Андроновском
муниципальном районе Ставропольского края.
Корсакова Т. Выход на тьютора :
Муниципальная модель тьюторского сопровождения
учащихся в региональной системе предпрофильной
подготовки / Т. Корсакова. – 2006. – № 7. – С. 17–18. –
(Профильное обучение).
Кочкина М. Учебный процесс в виде
цилиндра : Система работы по индивидуальным
образовательным программам / М. Кочкина. – 2006. –
№ 8. – С. 16–19. – (Профильное обучение).
Универсальных рецептов для создания
элективных курсов – масса. Однако результативно
работают далеко не все.
Эта статья (зам. директора Центра
детского творчества № 3 г. Красноярска) может
заинтересовать директора, а, скорее, даже его
заместителя по научно-методической работе,
который вместе с педагогическим коллективом
выстраивает систему профильного обучения в
своей школе. В ней представлен вариант системы
работы учителя-предметника, осуществляющего
свою деятельность на основе технологии обучения
по индивидуальным образовательным программам,
которая может стать фундаментом, начальной
стадией для создания образовательной программы
или элективного курса.
Мартынцева Е.
Профиль-индивидуализация : Возможная структура
работы школы в рамках профильного образования /
Е. Мартынцева. – 2006. – № 11. – С. 16–19. – (Профильное
обучение).
Что может сделать средняя школа при
подготовке учащихся к будущей профессиональной
деятельности. Из опыта работы средней школы
№ 36 г. Талнах.
Петренко А. От пчеловодства до
железной дороги : Из опыта управления развитием
образовательного процесса, ориентированного на
профильное обучение в сельской школе / А.
Петренко. – 2006. – № 7. – С. 13–16. – (Профильное
обучение).
О реализации различных механизмов
реструктуризации основной и старшей ступени
сельской школы в Рязанской области.
Сартан Я. На тех, кто в море, учат уже
на школьной скамье / Я. Сартан. – 2006. – № 17. –
С. 15–17. – (Профильное обучение).
О Морском техническом лицее г.
Новороссийска. В приложении дан учебный план
лицея.
Сартан Я. «Образование – это
инвестиции» / Я. Сартан. – 2006. – № 10. – С. 28–30. –
(Профильное обучение).
О Лицее при Санкт-Петербургском
государственном университете телекоммуникаций
им. проф. М.А.Бонч-Бруевича (в частности, о работе
над моделью создания системы непрерывного
профильно-профессионального образования
«школа–вуз–работодатель»).
Степанова М. Как построить
профильную школу : Пособие для руководителей
общеобразовательных учреждений (серия
«Профильное обучение») : [рецензия на книгу] / М.
Степанова. – 2006. – № 17. – С. 39. – (Книжная полка).
Книга издана: СПб. : филиал изд-ва
«Просвещение», 2005.
Степанова М. Организация
педагогической диагностики в профильном
обучении : Учебно-методическое пособие для
учителей : [рецензия на книгу] / М. Степанова. –
2006. – № 7. – С. 38. – (Книжная полка).
Книга издана: СПб. : КАРО, 2005.
Тарасиков М. «Наша служба и опасна, и
трудна...» : Опыт совместной работы школы и вуза в
профориентации школьников (юридическое
направление в пенитенциарной сфере
деятельности) / М. Тарасиков. – 2006. – № 13. – С.
8–12. – (Профильное обучение).
Профессиональная ориентация в
системе профильного обучения занимает особое
место. Стратегия реализации профильного
обучения в школе должна обязательно иметь в виду
идею интеграции профильного обучения и
профессиональной подготовки школьников. В
Рязанской области постоянно ведется поиск новых
образовательных технологий в этом направлении.
Успешности перехода на предпрофильное и
профильное обучение во многом способствует
организация сетевого взаимодействия школ с
другими образовательными учреждениями
различной ведомственной принадлежности с целью
объединения своих ресурсов (интеллектуальных,
информационных, кадровых, материальных и т.д.).
Подобный опыт работы накоплен в Академии права и
управления Федеральной службы исполнения
наказаний (ФСИН), имеющей договоры о
сотрудничестве с тринадцатью школами Рязани.
В приложении даны практические
рекомендации к элективному курсу профильного
курса пенитенциарной направленности.
Южанина Н. Найти свой поток :
Технология предметно-поточной организации
предпрофильной дифференциации обучения / Н.
Южанина. – 2006. – № 12. – С. 6–13. – (Профильное
обучение).
В средней школе № 13 г. Ульяновска
несколько лет назад начали серьезную
экспериментальную работу по организации
предпрофильной дифференциации обучения в
основной школе. В результате на свет появилась
модель предметно-поточной организации
предпрофильной дифференциации обучения. Как
развивалась эта работа, что за шаги предпринимал
педагогический коллектив, какие схемы работы
возникли в процессе эксперимента – об этом
рассказывают коллеги с Волги (в т.ч. приведены:
циклограмма процедур создания условий для
предпрофильного самоопределения и
распределения учащихся по потокам; «цена» рангов
основных параметров диагностической методики
оценки учебных возможностей учащихся для
распределения по потокам; структурная схема
управления школой с предметно-поточной
организацией предпрофильной дифференциации
обучения).
Рисунок Нины Колосковой
«Школьный психолог»
Битянова М. Я выбираю профессию... в
первый раз / М. Битянова. – 2006. – № 2. – С. 29–30. –
(Литобзор).
Попробуем перечислить основные
составляющие того процесса, который определили
как «профориентацию в школьном возрасте», и
соотнести их с теми книжками, в которых об этом
написано.
Жижова О. Перспектива успеха :
Тренинговое занятие из элективного курса «Путь в
профессию, или В поисках призвания / О. Жижова. –
2006. – № 17. – С. 6–8. – (Конкурс. Номинация
«Психологическое сопровождение предпрофильной
подготовки и профильного обучения»).
Капитонова О. Выбери свой путь к
успеху / О. Капитонова, Е. Бурцева. – 2006. – № 15. – С.
4–6. – (Конкурс. Номинация «Психологическое
сопровождение предпрофильной подготовки и
профильного обучения»).
Описание проекта «Модель
психологического сопровождения предпрофильной
подготовки».
Программа тренинговых занятий «Я
в мире профессий».
Лепешева Е. Мой жизненный выбор :
Программа личностного и профессионального
самоопределения учащихся / Е. Лепешева. – 2006. – №
3. – С. 36–37. – (Мастерская).
Орлов В. Шаги к профессии :
Программа для учащихся 9-го класса / В. Орлов, Л.
Галецкая. – 2006. – № 13. – С. 6–10. – (Конкурс.
Номинация «Психологическое сопровождение
предпрофильной подготовки».
Осовская С. Город мастеров :
Ролевая игра для младших школьников / С. Осовская.
– 2006. – № 13. – С. 12–15. – (Конкурс. Номинация
«Психологическое сопровождение предпрофильной
подготовки и профильного обучения»).
Резанкина Г. Уроки выбора
профессии / Г. Резанкина. – 2006. – № 14. – С. 4–45. –
(Книга в газете).
Программа для 8-х и 9-х классов. План
занятий:
8-й класс
1. Самооценка и уровень притязаний. 2.
Чувства и эмоции. 3. Темперамент и профессия. 4.
Профессия и здоровье. 5. Интересы и склонности в
выборе профессии. 6. Формула профессии.
9-й класс
1. Стратегия выбора профессии. 2.
Способности, профессиональная пригодность. 3.
Ошибки в выборе профессии. 4. Современный рынок
труда. 5. Пути получения профессии. 6. Навыки
самопрезентации.
Филимонова Е. Зеленый занавес :
Бизнес-образование для школьников / Е.
Филимонова. – 2006. – № 20. – С. 11–13. – (Психолог у
доски).
Основные задачи проекта:
профессиональное самоопределение, формирование
и развитие личностных качеств, развитие навыков
общения, формирование умений и навыков,
необходимых для успешного ведения
профессиональной деятельности в сфере бизнеса.
Целобенок Г. Арт-коктейль : Сценарий
коллективного творческого дела учащихся
профильного 10-го класса / Г. Целобенюк – 2006. – № 5.
– С. 38–39. – (Личный опыт).
Цель: знакомство с современными
профессиями – менеджер, арт-менеджер, журналист,
рекламный агент, дизайнер, бухгалтер.
«Здоровье детей»
Кучма В. Как сохранить здоровье
детей в процессе обучения? / В. Кучма. – 2006. – № 1.
– С. 4–9. – (Аналитика).
От предшкольного образования – к
профильному обучению, что необходимо для
успешной реализации профильного обучения.
Мнение директора НИИ гигиены детей и подростков
РАМН.
«Спорт в школе»
Зыков В. Программа элективного курса
«Спортивно-прикладной туризм» : Межпредметный
элективный курс для учащихся 8–10-х классов / В.
Зыков. – 2006. – № 11. – С. 41–44. – (Фестиваль
педагогических идей).
Латыков И. Модели организации
профильного обучения / И. Латыков. – 2006. – № 6. – С.
3–6. – (Трибуна).
Предложенная ниже структура
позволяет выстроить единую систему общего
среднего образования в области физической
культуры, включающую в себя начальное, основное
общее, среднее (полное) общее и профильное
обучение, определить ориентиры на создание
условий для сохранения и укрепления здоровья
обучающихся, на увеличение объема времени,
отводимого на занятия физической культурой и
спортом. Прежде всего нужно определить модель
организации профильной школы, оптимальную для
условий данной школы или города.
Латыков И. Физическая культура в
профильном обучении / И. Латыков. – 2006. – № 17–24. –
(Курсы повышения квалификации. Педагогический
университет «Первое сентября»).
Лекция 1. Концептуальные основы
профильного обучения в области культуры. – № 17.
– С. 40–48.
Лекция 2. Структура и содержание
общего среднего образования в области
физической культуры в условиях профильного
обучения. – № 18. – С. 39–48.
Лекция 3. Особенности организации
предпрофильной подготовки учащихся основной
школы в условиях введения профильного обучения.
– № 19. – С. 40–48.
Лекция 4. Элективные курсы в системе
предпрофильной подготовки и профильного
обучения в области физической культуры. – № 20. –
С. 40–48.
Лекция 5. Методика преподавания
основ теории и методики физического воспитания и
спорта в 10–11-х классах на профильном уровне. – №
21. – С. 39–48.
Лекция 6. Проектирование профильных
школ в условиях профильного обучения. – № 22. – С.
42–48.
Лекция 7. Спортивно-педагогические
классы : планирование и организация профильного
обучения. – № 23. – С. 40–47.
Лекция 8. Программа развития средней
школы № 1916 г. Москвы по модели
физкультурно-педагогического лицея на 2005–2010 гг.
(из опыта работы школы, участвующей в
эксперименте по профильному обучению). – № 24. –
С. 39–47.
Физико-математический блок
«Математика»
Алимов Ш. А. Алгебра и начала анализа
: 10–11-е классы / Ш. А. Алимов и др. – 2006. – № 16. – С.
40–43. – (Профильная школа. Тематическое
планирование).
Атанасян Л. С. Тематическое
планирование учебного материала : Геометрия :
10–11-е классы. – 2006. – № 14. – С. 23–24. – (Летний
тематический номер «Профильное обучение»).
Башмаков М. Профили и уровни
обучения математике / М. Башмаков. – 2006. – № 14. –
С. 18–20. – (Летний тематический номер «Профильное
обучение»).
Болотов В. А. О примерных билетах
для сдачи экзамена по выбору выпускниками XI (XII)
классов общеобразовательных учреждений
Российской Федерации, осуществивших переход на
профильное обучение : Письмо Федеральной службы
по надзору в сфере образования и науки от 10.02.2006 г.
№ 01-66/07-01 / В. А. Болотов. – 2006. – № 7. – С. 1.
Примерные билеты по геометрии :
Приложение к письму Федеральной службы по
надзору в сфере образования и науки от 10.02.2006. –
2006. – № 7. – С. 2–9. – (Официальные документы.
Государственная (итоговая) аттестация).
В т.ч. профильный уровень.
Гушель Р. О попытках введения
профильной дифференциации в русской школе в XIX –
начале ХХ века / Р. Гушель. – 2006. – № 14. – С. 16–17. –
(Летний тематический номер «Профильное
обучение»).
Дворянинов С. От задач с параметром
– к понятию предела / С. Дворянинов. – 2006. – № 17. –
С. 7–8, 36. – (Методическая консультация.
Профильная школа).
Колмогоров А. Н. Алгебра и начала
анализа : 10–11-е классы / А. Н. Колмогоров и др. – 2006.
– № 16. – С. 44–47. – (Профильная школа.
Тематическое планирование»).
Мордкович А. Г. Алгебра и начала
анализа : 10-й класс : Примерное тематическое
планирование / А. Г. Мордкович. – 2006. – № 14. – С.
41–44. – (Летний тематический номер «Профильное
обучение»).
Мордкович А. Г. Алгебра и начала
анализа : 11-й класс / А. Г. Мордкович. – 2006. – № 14. –
С. 45–47. – (Летний тематический номер «Профильное
обучение»).
Никольский С. М. Алгебра и начала
анализа : 10-й класс / Примерное тематическое
планирование / С. М. Никольский и др. – 2006. – № 14. –
С. 28–34. – (Летний тематический номер «Профильное
обучение»).
Никольский С. М. Алгебра и начала
анализа : 11-й класс / Примерное тематическое
планирование / С. М. Никольский и др. – 2006. – № 14. –
С. 35. – (Летний тематический номер «Профильное
обучение»).
Потоскуев Е. Как учить
аргументировать решение стереометрических
задач / Е. Потоскуев. – 2006. – № 17. – С. 2–6. –
(Методическая консультация. Профильная школа).
Профильное обучение: вопросы и
ответы : [ответы на некоторые актуальные вопросы]
подготовили Л. Рослова, В. Бусев. – 2006. – № 14. – С.
2–8. – (Летний тематический номер «Профильное
обучение»).
В тематическом номере представлены в
т.ч.: основные документы; стандарт среднего
(полного) общего образования по математике
(базовый уровень, профильный уровень).
Смирнова И. Геометрия на профильном
уровне обучения / И. Смирнова, В. Смирнов. – 2006. –
№ 17–24. – (Лекторий. Педуниверситет «Первое
сентября»).
Лекция 1. Замечательные очки и линии
треугольника. – № 17. – С. 39–46.
Лекция 2. Многоугольники. – № 18. – С.
36–45.
Лекция 3. Кривые как геометрические
места точек. – № 19. – С. 39–46.
Лекция 4. Кривые как траектории
движения точек. – № 20. – С. 38–46.
Лекция 5. Аналитические задания
кривых на плоскости. – № 21. – С. 37–45.
Лекция 6. Многогранники. – № 22. – С.
38–46.
Лекция 7. Сечения пространственных
фигур. – № 23. – С. 37–46.
Лекция 8. Изображение
пространственных фигур. – № 24. – С. 38–47.
Шарыгин И. Ф. Геометрия : Примерное
тематическое планирование : 10-й класс / И. Ф.
Шарыгин. – 2006. – № 13. – С. 42–44. – (Летний
тематический номер «Тематические планирования и
контрольные работы»).
Варианты: для гуманитарного и
близких к нему профилей; для
естественно-научного профиля; для
физико-математического профиля.
Шарыгин И. Ф. Геометрия : Примерное
тематическое планирование : 11-й класс / И.
Ф.Шарыгин. – 2006. – № 13. – С. 45–48. – (Летний
тематический номер «Тематические планирования и
контрольные работы» / И. Ф. Шарыгин. – 2006. – № 13. –
С. 45–48. – (Летний тематический номер
«Тематические планирования и контрольные
работы»).
«Физика»
Абышева Н. А. Физика и искусство :
Программа элективного курса предпрофильной
подготовки (13 ч). 9-й класс / Н. А. Абышева. – 2006. – №
2. – С. 3–6. – (Спецвыпуск Липецкой области.
Начальная специализация).
Богданов К. Ю. Синтез наук – оружие
познания XXI века : Элективный курс, 10–11-й классы,
естественнонаучный профиль (136 ч, 2 ч/нед.) / К. Ю.
Богданов. – 2006. – № 1. – С. 31–36 ; № 7. – С. 31–36 ; № 11.
– С. 28–32 ; № 17. – С. 17–21. – (Встречи и конкурсы.
Марафон. – 2006. – Начальная специализация).
Зырянов И. А. Изобретательские
задачи : Педпрактика. 10-й класс / И. А. Зырянов. –
2006. – № 9. – С. 35–37. – (Приемы и находки).
Китайгородская Г. И. Как увидеть
время : Программа курса предпрофильной
подготовки, 14 ч. 9-й класс / Г. И. Китайгородская. –
2006. – № 18. – С. 4–6. – (Спецвыпуск Республики Коми.
Начальная специализация).
Орлов В. А. Методы решения
физических задач : Элективный курс. Идеи и
решения. 10–11-й класс / В. А. Орлов, Ю. А. Сауров. –
2006. – № 5. – С. 31–36. – (Методические рекомендации).
Орлов В. А. Примерная программа
среднего общего образования : Физика, 10–11-й
классы : Материалы для обсуждения. Профильный
уровень / В. А. Орлов и др. – 2006. – № 15. – С. 38–42. –
(Методические страницы).
Орлов В. А. Физика в профильной
школе : Преподавание в условиях введения
образовательных стандартов и ЕГЭ / В. А. Орлов. –
2006. – № 15. – С. 3–12. – (Встречи и конкурсы. Марафон.
– 2006. Методические страницы).
Симонян Р. Я. Занимательная
Вселенная : Элективный межпредметный курс :
Физика + Астрономия, 54 ч. 9-й класс / Р. Я. Симонян, А.
П. Попова. – 2006. – № 16. – С. 27–30. – (Спецвыпуск
Челябинской области. Начальная специализация).
Порошин О. В. Предпрофильная
подготовка в летнем научно-исследовательском
лагере / О. В. Порошин. – 2006. – № 9. – С. 31–32. –
(Дополнительное образование).
Экелекян В. Л. Относительность
движения : Методика решения задач. 10-й класс.
Профильный уровень / В. Л. Экелекян. – 2006. – № 1. –
С. 14. – (Спецвыпуск № 2 Юго-Западного округа г.
Москвы. Приемы и методы).
«Информатика»
Болотов В. А. О примерных билетах для
сдачи экзамена по выбору выпускниками XI (XII)
классов общеобразовательных учреждений
Российской Федерации, осуществивших переход на
профильное обучение : Извлечение из письма
Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки от 10.02.2006 г. № 01-66/07-01<...> / В.
А. Болотов. – 2006. – № 6. – С. 3. – (Экзамены).
Гейн А. Г. Кружок и/или факультатив,
и/или элективный курс / А. Г. Гейн. – 2006. – № 5. – С.
4. – (Мнения).
...Выстраивая целостную концепцию
общеобразовательной школы, нацеленную на
профильное обучение в заключительном звене,
следовало бы продумать (и предложить) систему
ориентиров для подготовки к профильной школе
через кружки и факультативы начального и
среднего звеньев образования. Но для этого надо
хорошо представлять себе профильную школу и
особенно систему элективных курсов.
Анализ существующего положения
дел.
Еремин Е. А. Примерные ответы на
профильные билеты / Е. А. Еремин, А. П. Шестаков. –
2006. – № 19. – С. 11–22 ; № 20. – С. 10–22 ; № 21. – С.
10–18 ; № 22. – С. 11–18. – (Профильная школа.
Экзамены).
Примерные билеты по информатике
для сдачи экзамена по выбору выпускниками XI (XII)
классов общеобразовательных учреждений
Российской Федерации. – 2006. – № 6. – С. 4–12. –
(Экзамены).
В т.ч. «Профильный уровень».
Примеры задач к билетам : Приложение
к комплекту билетов по информатике и ИКТ. – 2006. –
№ 6. – С. 13. – (Экзамены).
В т.ч. «Профильный уровень».
Естественно-научный блок
«Химия»
Александрова М. А. Элективный курс
«Электрохимия» для 10–11-х классов / М. А.
Алекандрова. – 2006. – № 13. – С. 19. – (Школа: время
реформ).
Аршанский Е. Я. Актуальные проблемы
методики обучения химии в школьном курсе : Лекция
2. Предпрофильная подготовка учащихся основной
школы по химии / Е. Я. Аршанский. – 2006. – № 18. – С.
4–11. – (Педагогический университет «Первое
сентября». Курсы повышения квалификации).
План лекции: предпрофильная
подготовка, ее сущность, цели и основные этапы;
предпрофильные элективные курсы по химии, их
функции и виды; методические рекомендации по
разработке авторских программ предпрофильных
элективных курсов по химии.
Аршанский Е. Я. Актуальные проблемы
методики обучения химии в школьном курсе : Лекция
3. Профильное обучение химии на старшей ступени
общего образования / Е. Я. Аршанский. – 2006. – № 19.
– С. 3–13. – (Педагогический университет «Первое
сентября»).
План лекции: профильное обучение, его
цели и специфика учебных курсов; цели обучения
химии и особенности конструирования содержания
школьного курса химии в условиях профильного
обучения; методы реализации вариативных
компонентов школьного курса химии в классах
разного профиля (биологический,
физико-математический и гуманитарный
компоненты).
Аршанский Е. Я. Обучение химии в
классах педагогического профиля : III.
Тематическое планирование уроков химии и
занятий элективного курса «Введение в методику
обучения химии» для классов педагогического
профиля / Е. Я. Аршанский. – 2006. – № 21. – С. 18–24. –
(Методический лекторий).
Боброва О. В. Моносахариды. Глюкоза
: Урок в профильном химико-биологическом 10-м
классе / О. В. Боброва. – 2006. – № 9. – С. 40–43. –
(Конкурс «Я иду на урок»).
Верстина Е. В. Питание и здоровье :
Программа элективного курса для предпрофильной
подготовки в 9-м классе / Е. В. Веретина, Г. В.
Нешетаева. – 2006. – № 22. – С. 22–24. – (Школа: время
реформ).
Гордеев А. С. Индивидуальная
программа по химии для учащихся 10-х классов / А. С.
Гордеев. – 2006. – № 12. – С. 20–21. – (Школа: время
реформ).
Ермаков Д. С. Разработка элективных
курсов по химии / Д. С. Ермаков, Ю. Д. Муравлянская,
Т. И. Рыбкина. – 2006. – № 11. – С. 23–26. – (Школа: время
реформ).
Журавлева Т. А. Решение расчетных и
экспериментальных задач, связанных с растворами
: Программа курса по выбору. 9-й класс / Т. А.
Журавлева. – 2006. – № 21. – С. 24–26. – (Школа: время
реформ).
Звягин А. С. Элективный курс «Химия
в нашей жизни» : Предпрофильная подготовка
учащихся 9-х классов / А. С. Звягин. – 2006. – № 18. – С.
19–21. – (Школа: время реформ).
Кудрявцева Ю. А. Элективный курс
«Качественный анализ» / Ю. А. Кудрявцева. – 2006. –
№ 10. – С. 48. – (Переписка с читателем).
Лучинская В. М. Химия и медицина :
Методическая разработка элективного курса для
10–11-х классов / В. М. Лучинская. – 2006. – № 8. – С.
42–43. – (Конкурс «Я иду на урок»).
Николаева М. В. Элективный курс
«Путешествие в мир фармакологии» / М. В.
Николаева. – 2006. – № 2. – С. 13–20. – (Из опыта
работы).
«Нужна ли нам профилизация школы?!»
: «Круглый стол» на Пятом Московском
педагогическом марафоне учебных предметов 23
марта 2006 г. – 2006 г. – № 17. – С. 1–8. – (Школа: время
реформ).
Савостина О. В. Химический
эксперимент : Элективный курс. 5–6-е классы / О. В.
Савостина. – 2006. – № 20. – С. 13–15. – (Школа: время
реформ).
Тимофеева Н. Л. Занимательная химия
: Программа элективного курса по химии. 9-й класс
(12 ч.) / Н. Л. Тимофеева. – 2006. – № 16. – С. 12–13. –
(Школа: время реформ : Занимательная химия).
Титова И. М. Об элективном курсе
«Химия, история, искусство» / И. М. Титова. – 2006. –
№ 17. – С. 19–24. – (Школа: время реформ).
Яковлева Н. М. Радиационная
экология : Программа элективного курса для 10–11-х
классов / Н. М. Яковлева. – 2006. – № 14. – С. 14–17. –
(Школа: время реформ).
«Биология»
Абрамова Т. В. Из опыта проведения
конкурса программ элективных курсов. / Т. В.
Абрамова, И. М. Никитина, Р. Я. Симонян. – 2006. – № 16.
– С. 7–11. – (Элективные курсы).
Антонюк Н. А. Земледелие XXI века :
Программа элективного курса / Н. А. Антонюк. – 2006.
– № 16. – С. 22–24. – (Элективные курсы).
Белашова О. В. Этология животных :
Программа элективного курса по биологии для
учащихся 7–8-х классов / О. В. Белашова. – 2006. – № 16.
– С. 39–40. – (Элективные курсы).
Бердникова П. Н. Основы медицины :
Элективный курс для учащихся 9–11-х классов / П. Н.
Бердникова. – 2006. – № 16. – С. 20–21. – (Элективные
курсы).
Борщ А. А. Цитология с основами
органической и биологической химии : Элективный
курс для 10–11-х классов / А. А. Борщ. – 2006. – № 16. –
С. 30–31. – (Элективные курсы).
Воронина Г. А. Элективные курсы :
Общие подходы к конструированию / Г. А. Воронина.
– 2006. – № 16. – С. 2–5. – (Элективные курсы).
В т.ч. программа элективного курса
для 9-х классов «Влияние факторов среды на
системы органов».
Егорова Л. Л. Структура программы
элективного курса / Л. Л. Егорова. – 2006. – № 16. – С.
5–6. – (Элективные курсы).
Кользенова Г. Ш. Клетки и ткани :
Программа элективного курса для учащихся 10–11-х
классов / Г. Ш. Кользенова. – 2006. – № 16. – С. 25–29. –
(Элективные курсы).
Коротина О. В. Основы лесоводства :
Элективный курс для учащихся 9-го класса / О. В.
Коротина. – 2006. – № 16. – С. 32–34. – (Элективный
курс).
Латынов И. К. Основы анатомии,
физиологии и гигиены физического воспитания :
Программа элективного курса для учащихся 10–11-х
классов физкультурно-педагогического профиля /
И. К. Латынов. – 2006. – № 16. – С. 34–38. – (Элективные
курсы).
Литвинов Ю. Н. Морфология и
физиология животных : Программа элективного
курса для профильной подготовки учащихся 10–11-х
классов агротехнологического профиля / Ю. Н.
Литвинов. – 2006. – № 16. – С. 16–18. – (Элективные
курсы).
Мокрушина Н. В. Основы генетики и
геномики человека : Программа элективного курса /
Н. В. Мокрушина. – 2006. – № 16. – С. 13–15. –
(Элективные курсы).
Филиппова Н. А. Искусство быть
здоровым : Программа интегрированного
элективного курса «Биология – валеология» / Н. А.
Филиппова. – 2006. – № 16. – С. 22–23. – (Копилка
опыта).
«География»
Груненко Е. А. Средства
предпрофильной подготовки для курса по выбору
«Природные ресурсы России и их роль в экономике
страны» / Е. А. Груненко. – 2006. – № 6. – С. 36–37. –
(Профильное обучение).
Миллер А. Л. Географическая речь :
Элективный курс / А. Л. Миллер. – 2006. – № 9. – С.
40–44. – (Профильное обучение).
Павлова И. В. География
международного туризма / И. В. Павлова. – 2006. – № 7.
– С. 41–42. – (Профильное обучение).
Плисецкий Е. А.
Экономико-статистический метод в курсе
коммерческой географии / Е. А. Плисецкий. – 2006. –
№ 4. – С. 33–37. – (Профильное обучение. Методика).
Сухинин С. А. География населения с
основами демографии : Программа курса (35 часов) /
С. А. Сухинин. – 2006. – № 1. – С. 37–42. – (Профильное
обучение).
Гуманитарный блок
«Литература»
Бельфер М. Несколько слов об
исследовательских работах школьников / М.
Бельфер. – 2006. – № 17. – С. 13–15. – (Я иду на урок).
Волков С. Чтобы не было скучно / С.
Волков. – 2006. – № 13. – С. 17–18. – (Практика. Школа в
школе).
Как организовать исследовательскую
работу учащихся.
Калганова Т. Учебное исследование по
литературе как вид работы / Т. Калганова. – 2006. –
№ 13. – С. 16–17. – (Практика. Школа в школе).
В Государственный образовательный
стандарт по литературе для старших (10–11-х)
классов гуманитарного профиля включена
учебно-исследовательская работа в качестве
обязательной.
Как организовать
исследовательскую работу.
Михина Е. Русская литература на
рубеже ХХ–XXI веков : Программа
предметно-ориентированного элективного курса
для учащихся 11-го класса / Е. Михина. – 2006. – № 6. –
С. 32–35. – (Я иду на урок).
Мотеюнайте И. Путем сравнительного
анализа / И. Мотеюнайте. – 2006. – № 3. – С. 34–36. –
(Перечитываем заново).
Эта работа может помочь учителю как
минимум в двух случаях. Во-первых, она удобна для
использования в рамках любого элективного курса,
связанного с анализом поэтического текста.
Во-вторых, материал актуален для подготовки
школьников к олимпиадам по литературе.
Нодель Ф. Кем быть, каким быть –
подскажет литература / Ф. Нодель. – 2006. – № 11. – С.
46–47. – (Трибуна).
...Главная задача литературы –
формирование личности учащегося, его
мировоззрения, нравственных устоев и вкусов. Но
разве не связан со всем этим его выбор будущей
профессии?
Овчинникова О. Романтизм и реализм в
идейно-художественном мире романа М.Ю.Лермонтова
«Герой нашего времени» / О. Овчинникова. – 2006. – №
13. – С. 19. – (Практика. Школа в школе).
Учебно-исследовательская работа
ученицы 10-го класса.
Рыдова Е. Основы журналистики :
Программа элективного курса для учащихся 9-го
класса / Е. Рыдова. – 2006. – № 12. – С. 18–21. – (Школа в
школе).
Рябова С. От классных сочинений – к
школьной газете : Опыт элективных курсов / С.
Рябова. – 2006. – № 1. – С. 12. – (Факультатив).
Элективные курсы: «Заметки и статьи в
школьную прессу : теория и практика» (7-й класс);
«Развитие культуры речи учащихся при подготовке
школьной газеты» (9-й класс).
Торопчина Л. Признаки антиутопии как
литературного жанра в произведениях ХХ века :
Размышления над исследовательскими работами
учащихся / Л. Торопчина. – 2006. – № 14. – С. 27–32. –
(Методика).
«История»
Алданов М. «Мягкотелый интеллигент»
Гельмут фон Мольтке / М. Алданов. – 2006. – № 14. – С.
4–19. – (Анфас и профиль. История ХХ века).
Материал к уроку в профильных
классах по теме «Поражение германских войск на
Марне».
Болтунова Е. «Признаюсь, я вовсе не
ожидал, что здешний двор так великолепен...» : О
церемониале русского двора XVIII в. / Е. Болтунова. –
2006. – № 16. – С. 6–17. – (Мастерская историка.
Отечественная история).
Дополнительный материал для
профильных классов по теме «Церемониал русского
двора как отражение реформ высшей
государственной власти в XVIII в.».
Вяземский Е. Можно ли научиться
любить родину? : Цели и задачи школьного
исторического образования – проблема осмыслена,
дискуссии продолжаются / Е. Вяземский. – 2006. – №
15. – С. 34–42. – (Уча учимся).
Цели и задачи исторического
образования в соответствии с федеральным
компонентом государственного образовательного
стандарта по истории (в т.ч. профильный уровень).
Малето Е. Он свет в историю вносил :
Современники о В.О.Ключевском / Е. Малето. – 2006. –
№ 13. – С. 16–25. – (Пыль веков).
Материал для подготовки уроков в
профильных классах по темам «Русская культура
второй половины XIX в.» и «Великие русские
историки XIX в.».
Сафаров М. Смело встала рядом с
императрицей : «Записки» Екатерины Дашковой как
исторический источник / М. Сафаров. – 2006. – № 5. –
С. 18–21. – (Мастерская историка).
Материал для подготовки уроков в
профильных классах по темам «Идеи эпохи
Просвещения в России» и «Основы вспомогательных
исторических дисциплин. Источниковедение».
Скворцов А. Трагедия или торжество
человечности?.. / А. Скворцов. – 2006. – № 20. – С. 9–19.
– (Гордиев узел. Отечественная история).
Материалы для подготовки уроков по
теме «Русско-японская война 1904–1905 гг.» в
профильной школе, а также при изучении курса
«Основы этики» на уроках обществознания.
Стрелова О. Демилитаризация судьбы :
Война как объект изучения в школьных курсах
Новейшей истории зарубежных стран / О. Стрелова.
– 2006. – № 14. – С. 24–39. – (Уча учимся. Педагогика и
история).
Методический материал в помощь
учителю, переходящему на профильное обучение и
ведение элективных курсов, связанных с военной
темой Новейшей истории зарубежных стран.
Хачатурян В. Три сценария будущего
мира / В. Хачатурян. – 2006. – № 18. – С. 6–15. –
(Гордиев узел. Всеобщая история).
Первая из серии статей, посвященных
трудным вопросам, включенным в курс всеобщей
истории профильной школы в соответствии с
Федеральным базисным учебным планом 2004 г., а
также в курс «Мир в ХХ веке».
«Искусство»
Субботина Ю. Методика погружения :
Элективный курс «Искусство в нашей жизни» / Ю.
Субботина. – 2006. – № 16. – С. 21. – (Нетрадиционный
урок).
Лингвистический блок
«Русский язык»
Павлова А. И. Что такое реферат и как
его написать : Элективный курс / А. И. Павлова. –
2006. – № 18. – С. 18–24. – (Методические разработки).
Торончина Л. В. Лингвистический
анализ текста : Программа элективного курса.
10–11-й классы ; Комплексный анализ
публицистического текста : Занятие элективного
курса / Л. В. Торончина. – 2006. – № 2. – С. 38–42. –
(Методические разработки).
«Английский язык»
Кузьменкова Ю. Б. Составление
программ и подбор учебного материала к
элективным курсам по английскому языку для
профильной школы / Ю. Б. Кузьменкова. – 2006. – № 17.
– С. 24. – (Курсы повышения квалификации).
Лекция 1. Особенности преподавания
английского языка на современном этапе в
контексте проблем отечественного образования. –
№ 17. – С. 21–28.
Лекция 2. Возможности планирования
занятий по иностранному языку. – № 18. – С. 21–28.
Лекция 3. Задачи изучения
английского языка на старшей ступени полной
средней школы. – № 19. – С. 21–30.
Лекция 4. Возможности составления
языковых и речевых модулей для
предметно-ориентированных курсов. – № 20. – С.
21–28.
Лекция 5. Подбор учебного материала
на основе модульного подхода. – № 21. – С. 22–30.
Лекция 6. Элективные курсы в
профильном обучении: задачи и перспективы. – № 22.
– с. 21–27.
Лекция 7. Этапы составления
программы элективного курса. – № 23. – С. 22–28.
Лекция 8. Оформление программ. – № 24.
– С. 21–27.
«Французский язык»
Козаренко О. М. Франция, которую я
люблю : Элективный курс. Рекомендации учителям по
использованию пособия / О. М. Козаренко. – 2006. – №
8. – С. 25–30. – (Профильное обучение). |