Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №3/2007


КОЛОНКА НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ

Здравствуйте!

На дворе стояла зимняя сессия. В вагон метро впорхнула стайка девочек-студенток. Одна из них, явно лидер компании, громко так, на весь вагон: «Представляете, я вхожу на кафедру и вижу сотню–другую брошюр. И понимаю, какое счастье, что эти методические пособия мне больше не надо читать!» Вагон притормаживает, студентки выпархивают. А я – в раздумье: чем вызвано такое неприятие жанра методических пособий?

Методист со стажем, я сама не раз прикладывала руку к составлению этих серовато-сизоватых книжек на скрепке, отпечатанных в условиях жесткой экономии всего: бумаги (поля сведены до минимума), типографской краски (бледный шрифт), кадров (понятие «корректор» исключено абсолютно).

Но только ли это? А содержание? Все до мелочей регламентировано, все объяснено. Даны все ответы. И даже то, что еще так недавно было такой нетривиальной выставкой или игрой, разложено по полочкам и стало каким-то пресным, очень посредственным.

Методичка коварна: ей подчас не хватает просто описания опыта или педагогических советов. Вот тут-то составитель вспоминает, что «в рифму – доходчивей». И начинает рифмовать все и вся, забывая, что это, на первый взгляд не очень сложное дело, не всегда удается даже таким мастерам литературного ремесла, как Андрей Усачев.

А еще в методичках любят использовать хорошую литературу как средство воспитания. Вам наверняка знакома формулировка «Нравственное [эстетическое, патриотическое, духовное, … – по желанию] воспитание средствами художественной литературы». Нет-нет, я очень хочу, чтобы дети были духовно богаты, нравственно здоровы, умели ценить прекрасное, хорошо учились, любили папу, маму, Родину и собаку Шарика. И прекрасно понимаю, что вовремя прочитанная книжка может очень даже этому помочь. И все же. Литература как самоцель, а не как средство!

К слову сказать, существует даже такой подход в ученом мире словесников от педагогики: детскую литературу максимально использовать в методических целях, как средство обучения. Помнится, в мое время мы все больше из Тургенева диктанты писали, а изложения из Фадеева. Вам хочется писать диктант по тексту из любимого произведения? Мне почему-то нет. Хотя сама, классе в четвертом, переписывала странички, из «Двадцати лет спустя» А. Дюма. Между прочим, когда у журнала «Детская литература» финансовые дела стали совсем плохи, главному редактору, ныне покойному Игорю Германовичу Нагаеву, настоятельно предлагали финансирование от образования, при условии, что журнал станет методическим. На это главный редактор не пошел, считая, что детская литература – это высокое искусство, а не средство воспитания и обучения.

Но что-то уж очень далеко завела меня случайно услышанная в метро фраза: «Какое счастье, что эти методические пособия мне больше не надо читать!»

Татьяна Рудишина