|
|||
ИНТЕНСИВНЫЙ поток посетителей с первого часа открытия Салона подтвердил, что время читать наступило и для многих петербуржцев. Особенно выделялись родители и самое своеобразное, сложное и перспективное явление на книжном рынке – дети. Их многочисленность была предопределена комплексом условий подготовки и проведения Салона: рекламный образ, значительный объем книжной продукции для детей и специальная детская программа мероприятий. Поток посетителей «из-за» и «ради» детей на выставке – значимый потенциал для развития инфраструктуры продвижения детской книги. Идея дирекции Салона предоставить детям «балконное» пространства оказалась эффективной. Над всеми стендами участников был устроен «Детский городок», где организаторами событий для детей-читателей стали ЦГДБ им. А.С.Пушкина, Петербургская секция Совета по детской книге России, Ленинградская областная детская библиотека, кафедра детской литературы СПбГУКИ, Ассоциация Детской Прессы. Здесь особенно ярко открывались ресурсы ребенка-читателя – как для его близких взрослых, так и для специалистов – писателей, издателей, книгораспространителей, библиотекарей. Стратегии выбора родителями,
бабушками и дедушками книг для покупки детям
отличаются замечательной тенденциозностью. В
основе родительских стратегий – образование
детей. Что естественно. Но! У стенда ЛОДБ
собрались родители, которые были озабочены
поиском книг для чтения неспешного, Книжная экспозиция на стенде представляла особую коллекцию книг – избранное и одобренное детьми и подростками в современном литературном потоке. Это стало возможным благодаря программам ЛОДБ «Книги Детства», «Близкая книга», развивающим сотрудничество с петербургскими и московскими издательствами. Стратегия областной детской библиотеки – обеспечение доступа детей и взрослых Ленинградской области к лучшей новейшей детской литературе?– открыла ресурсы читательской самоидентификации и для посетителей Салона. У книжной полки благополучно, с помощью комментариев детей и специалистов, разрешались конфликты: «Хочу только ужастики!», «Буду только про принцесс!». Возникал диалог, развивающий доверие детей и родителей, их способности поиска и выбора на рынке своей книги. На стенде было представлено специальное электронное издание ЛОДБ – «Волшебный день чтения». Уникальный ряд портретов любимых книжных героев, представленных детьми, яркие мгновения собственных чувств, переданных герою обычными школьниками. Электронная презентация, выполненная в особой технике, вызывала эмоциональный резонанс и вовлекала в пространство чтения. Так вырисовывался современный образ юного читающего человека – не только через ряд прочитанных книг, но и медийными средствами. Традиционно Ленинградская областная
детская библиотека представляет на своем стенде
итоги успешного сотрудничества с издательствами
«Азбука», «ДЕТГИЗ-Лицей», «Самокат», «Янтарный
сказ» Для сотрудников ЛОДБ, студентов кафедры детской литературы СПбГУКИ участие в книжных выставках-ярмарках – активное партнерство со специалистами, апробация новых идей. Сотрудничество с издательствами в процессе выставки особенно эффективно. ЛОДБ вместе с посетителями отбирает книги для экспресс-оценки, проводит конкурсы рекламы новых книг петербургских детских писателей, создавая читательский интерес к лучшим изданиям. За три ноябрьских дня в центре внимания были книги «Азбуки», «Самоката», издательства «Арка», ДЕТГИЗа. Накоплен интересный материал для продвижения изданий. Например, книга шведских авторов Дж. и Т.Висландеров и С.Нордквиста в переводе Б.Жарова и В.Роньшина «Мама МУ на качелях» (Изд-во «Азбука») завоевала популярность у малышей, которые делают первые шаги в самостоятельном чтении. Прекрасная сама по себе книга стихов М. Борисовой «Интереснее пешком» в оформлении Г.А.В.Трауготов (ДЕТГИЗ) продемонстрировала еще и высочайшее искусство книжной графики. Творческие конкурсы для детей, анкета для родителей, консультация психолога и детского писателя Е.Мурашовой, встречи с петербургскими поэтами С.Махотиным, А.Шевченко, визиты издателей, редакторов издательств создавали уникальную атмосферу, в которой возникала возможность самоидентификации в книжной и читательской среде и необыкновенного читательского поведения. Главная идея стенда ЛОДБ «Время и свобода читать» – представление реальности детского чтения, характеристика особенностей чтения и выбора детьми своей книги в потоке современного книгоиздания. Для профессионалов, для детей и ближайших к ним взрослых специалисты ЛОДБ предоставили условия выбора и оценки книги с учетом интересов ребенка, родительских замыслов, условий конкуренции на книжном рынке. Программа работы стенда ЛОДБ ставила своей целью наметить путь ребенка вместе с родителями к своей книге. За три дня у стенда ЛОДБ получили консультации около 4 тыс. детей и взрослых. (Мы занижаем общую цифру, не указывая число посещений без консультаций). Структура консультаций была предусмотрена содержанием и дизайнерским оформлением стенда. Стенд динамично подсказывал и взрослым, и детям идеи успешного чтения, подготавливал посетителей к поиску и выбору в условиях книжного рынка. Мы предлагали простой алгоритм: рассмотреть, что уже одобрено детьми и специалистами, открыть вместе с библиотекарем-педагогом особенности своего ребенка, сравнить качество содержания, иллюстраций и дизайна книги, проверить свой выбор участием в творческом конкурсе. В этом году на стенде была открыта служба для взрослых – «БИБЛИОняня» – с темами консультаций: «Современная библиотека – современному читателю», «Подросток – герой новейшей литературы», «Как компьютер и Интернет помогают детям в чтении». Творческая среда для ребенка, созданная с участием писателей С.Махотина и Е.Мурашовой, была открытым и пластичным пространством взаимодействия взрослых и детей для ориентации в книжном мире Салона. К достоинствам Салона следует отнести
деловую и культурную программу для специалистов
и посетителей, что способствовало развитию
партнерских связей. По инициативе ЛОДБ, в
партнерстве с кафедрой детской литературы
СПбГУКИ и ЦГДБ им. А.С.Пушкина состоялся круглый
стол «Наши дети хотят читать!» (Современные
стратегии отношения к детскому чтению).
Дискуссия с участием редакторов издательств,
исследователей детского чтения, писателей,
издателей, критиков, библиотекарей развернулась
вокруг важных аспектов проблемы статуса
детского социума в современной системе книжных и
читательских коммуникаций. Конспективно
обозначим «точки вызова», обнаруженные Традиционные и электронные ресурсы современной детской библиотеки, подобной ЛОДБ, открытые в инфраструктуре «Петербургского международного книжного салона», подтверждают статус детской библиотеки в системе поддержки детского чтения и продвижении лучшей детской книги. |