Картотека опыта
Алёна Маркова
Пока идет подсчет
Социологическое исследование:
местные наблюдения и некоторые выводы
Вопрос участвовать или нет в
социологическом исследовании «Читатель XXI века»
– даже не возникал. Конечно же, да! И это было
мнение и библиотеки, и администрации школы.
Прекрасная возможность узнать мнение молодежи о
массе проблем, начиная с читательских
предпочтений и завершая видами на будущее.
Интересно же! Главное – убедить участников
(учащиеся 9–11-х классов) заполнить огромную
анкету на 6 листах серьезно, «без дуракаваляния»
и, по возможности, честно, чтобы получился
объективный материал для дальнейшей работы –
анализа, обобщения, выводов. Но ждать подведения
итогов общероссийского исследования так долго. А
как хочется узнать, что же у нас делается. Потому
засела за собственные подсчеты. Времени
потребовалась уйма! Ведь еще и другая работа
есть. Но дело того стоило.
Конечно же, не все участники серьезно и
ответственно отнеслись к заполнению анкет. И все
же основные тенденции выявить и проследить
можно.
Итак, как и просили организаторы
исследования, представлюсь: школа – столичная,
специализируется на изучении иностранных
языков. Анкеты заполнили 143 учащихся 9, 10 и 11-х
классов в начале октября. Вопросы были очень
подробными и разнообразными (всего 60 вопросных
блоков с многочисленными вариантами ответов). На
заполнение в среднем требовалось 25–30 минут.
Должна отметить, что какой-то особой процентной
разницы в ответах девяти-, десяти- и
одиннадцатиклассников не было (за редким
исключением, о чем будет сказано особо).
Что же мы получили? Например, есть ли
свободное время у наших подростков? Оказалось,
что есть. Некоторые его даже «убить» не знают как.
Выяснилось: в это свободное от учебы время ребята
предпочитают в первую очередь общаться с
друзьями – 78 %. (Хотелось бы поточнее знать –
«вживую» или виртуально, к сожалению, такого
параметра в анкете не было). 64% желает общаться с
компьютером. Хорошо все же, что живое общение
перевешивает машинное. Правда, надолго ли? Кто
знает. Продолжим. 47% респондентов любят
заниматься спортом (замечу – и мальчики, и
девочки), 42% – смотреть TV (увы и ах! но от
телевизора подростку в современной жизни не
сбежать, не скрыться). И наконец-то! – 39%
предпочитают читать. «А все-таки она вертится»!
Они?– читают! Наша взяла! И процент не маленький.
И спасибо им, что книга оказалась на пятом, а не на
девятом или двадцать-последнем месте. Это
выяснили, пойдем дальше.
Анкетирование показало, что ребята
отдают предпочтение русской дореволюционной
(т.е. нашей классике) и западной литературе 20 века.
В жанровом отношении старшеклассники любят
читать фэнтези – 37% (кто бы сомневался, это и так
было ясно). На втором месте оказался
психологический роман – 30%, а 26% увлекаются
приключениями, что вполне понятно и закономерно.
На мой взгляд, в шестнадцатилетнем
возрасте несколько «выбивается» именно
психологический роман. А им стал в нашей школе –
«Преступление и наказание». Потому что уроки по
данному произведению прошли прекрасно, и в душу
ребятам запали. Вот 11-е классы и записали в
любимые именно эту серьезную, трудную и, как
оказалось, такую интересную книгу. Но для
«Преступления и наказания» я сделала исключение,
т.к. решила из списка «любимых литературных
произведений» удалить все программные. Это ведь
так просто и прямолинейно перечислить «Евгения
Онегина», «Бедную Лизу» наравне с другими
классиками. Интересно же знать, что творится за
их рамками. Как выяснили только что, в 11-м царит
Федор Михайлович. Помимо него ребята назвали
любимыми: Мураками, Д.Брауна, Зюскинда. Все
предсказуемо, современно, модно. Но. Произведения
этих авторов тоже можно отнести к
психологическому роману, просто Ф.М. значительно
крупнее.
Смотрим, что получилось в 10-х классах.
Здесь?– Лукьяненко с его многочисленными
«Дозорами», Борис Васильев (разные произведения),
«Дети Арбата», Акунин, Пелевин.
В 9-м классе школа опять-таки проявила
себя. Теперь внеклассным чтением. Чтобы ни
говорили о личности в истории, учитель в жизни
детей играет большую роль. Судите сами. В восьмом
классе на внеклассном чтении дети познакомились
с О.Уальдом («Портрет Дориана Грея») и
исторической драмой Г.Сенкевича «Камо грядеши».
Многих вы знаете, кто рискнет провести уроки по
данным произведениям? Обсудить вечные проблемы
– верность, честь, мужество независимо от
времени и эпохи? Да еще и предложить ребятам на
свой выбор инсценировать небольшой отрывок!
Естественно, такой урок и книги останутся в
памяти надолго. Вот и перечислили
девятиклассники сейчас среди любимых
произведений «прошлогодних» О.Уальда и «Камо
грядеши», а также «Мастера и Маргариту» (которых
будут изучать только в 11-м классе) и «Властелина
колец». На вопрос, что ребят побудило читать
именно эти произведения, они ответили так:
– книга «вызывает во мне
эмоциональный отклик» – 52%; «заставляет
задуматься над важными нравственными
проблемами» – 50% (дети отмечали по нескольку
позиций). Трудятся все-таки их души, трудятся.
Анкетирование выявило, что помимо
школьной программы, дети все-таки читают хотя бы
«время от времени, эпизодически» – 58%. Совсем не
читает 2,5% учащихся 9-х и 10-х классов. В 11-х таких не
оказалось совсем. А если посмотреть, что именно
они читают (позади был сентябрь), то это, конечно
же, школьная программа – вся, как в зеркале:
– 9-е классы: Радищев и Фонвизин;
– 10-е классы: Островский, Гончаров;
– 11-е классы: Бунин, Короленко, Куприн,
Горький. Здесь ни прибавить, ни убавить. Только
констатировать: «программу» ребята читают
практически все.
На вопрос «сколько книг Вы прочитали
за последний месяц» ответили так: от 1 до «много».
В среднем получилось 2,8 книги. Здесь были
забавные случаи. Например, ученик честно пишет,
что прочитал две книги. Анкета задает следующий
вопрос: какие именно? Ответ: Гончаров,
(подтверждаю: запятая) Обломов. Так я и не поняла,
это две книги или одна? Помимо программных
произведений ребята назвали:
– в 9-м классе – Ле Гуин, Пелевин,
Стивен Кинг;
– в 10-м классе – Фрейд, Саган, Терри
Пратчер, Макс Фрай, Сэлинджер;
– в 11-м классе – Джек Лондон, «Доктор
Живаго», Улицкая, Астафьев, Ефремов, Гришковец,
Санаев «Похороните меня за плинтусом».
Но интересы старшеклассников этими
авторами не ограничиваются. Были перечислены
следующие, уже прочитанные ими, книги:
«Бойцовский клуб», «Биография группы “Психея”»,
«Записки кота Шашлыка», «Профессиональный
оборотень», «Как выйти замуж за олигарха» – и
другие, не менее колоритные названия. Кстати, о
пособиях по замужеству. Исследование показало,
что 20% старшеклассниц увлекаются дамскими
романами. Любим мы, девочки, читать про любовь. И
как выяснилось, не только брошюры определенного
формата. Было приятно узнать, что читается
хорошая литература «про любовь», где есть слог,
стиль, напор чувств и эмоций: «Сага о Форсайтах»,
«Алые паруса», повести Франсуазы Саган, «Три
товарища» Ремарка, «Камо грядеши» и другие. Это
вам не «картонные» приключения куклы Барби в
бетонных степях «забугорья».
Здесь следует отметить, что наши дети,
оказывается, охотно обсуждают прочитанные книги
с друзьями. С нами же, учителями, говорят об этом
крайне редко и неохотно. Почему? Не знаю. Но есть о
чем подумать.
Идем по анкете дальше. Оказывается, что
около 80% семей наших учащихся не выписывает
периодику, хотя детки активно и с удовольствием
ее читают. Правда, выяснилось, что первенство
здесь держат глянцевые журналы. Такие, как
«Cosmopoliten», «Glamour», «Elle» и всякие прочие «Yesы». К
счастью, читают еще и «Гео», «Вокруг света»,
серьезные спортивные и компьютерные журналы,
газеты «МК» и «КП».
А вот теперь добрались и до библиотек.
Начнем, естественно, со школьной. Нашу посещает
значительно больше половины (60%) всех
старшеклассников. Думаю, для столичного региона
это неплохо: здесь и библиотеки, и книги – не
проблема. Возможности большие. Поэтому высокий
процент посещаемости выдать невозможно.
Школьная библиотека получила абсолютно все
оценки по 7-бальной системе. Для себя сразу
отметила, что «доступности» явно маловато, но это
объясняется просто: в библиотеке работает один
специалист, а он и заболеть может, и на совещания
его вызывают, да и просто урок может вести. Вот и
стоит библиотека закрытая. Спрашивать: «кто
виноват?» и «Что делать?» – пустое. Здесь я
столкнулась еще и с такой ситуацией. Во-первых,
именно те учащиеся, которые не посещают школьную
библиотеку, обязательно ее оценивали, и
библиотекаря тоже. Только у меня вопрос: а с какой
стати они это делали? Почему? Не ходишь в
библиотеку, не тебе, наверное, и судить о ней. Ведь
те, кто не посещает районную библиотеку, ее и не
оценивали. А школьную, значит, можно? Во-вторых, в
некоторых анкетах обнаружились оч-чень
своеобразные оценки работы школьного
библиотекаря. Баллы выставлялись в определенной
последовательности: один, семь, один, семь и так
до конца. И как к подобному относиться? То ли
респонденту сам процесс выставления баллов
понравился, то ли именно эти самые цифры
оказались дороги и любы – «один» и «семь»? Трудно
сказать. Но прецедент есть, и он необъясним.
Выяснилось также, что чем старше дети, тем выше
оценки выставлялись. Наиболее критично
настроенными в отношении библиотеки и
библиотекаря оказались девятиклассники. Но в
целом – ответы дают представление детей о
школьной библиотеке и об ее сотруднике. А со
стороны, как известно, виднее. И это заставляет о
многом задуматься. Есть, есть повод для
размышлений.
Помимо школьной, 54% старшеклассников в
среднем один-два раз в месяц посещают какую-то
еще одну библиотеку. Как правило, по
необходимости, и потому, что рядом с домом
(напрягаться не надо). 67% наших ребят интересуются
литературными новинками, самостоятельно
покупают книги. У подавляющего большинства есть
домашние библиотеки и собственные полки. Кстати,
вопрос об этой самой личной «полке» оказался
какой-то странно неконкретный и непонятный. Она
– только личная или все же домашняя, т.е.
семейная? Опять же данный вопрос расположился в
конце страницы, и у меня сложилось впечатление,
что дети просто не замечали его и пропускали, не
заполняли данную графу. Это, конечно, мелочи, но
они будут искажать общую картину, которая и в
больших масштабах складывается из подобных
мелочей.
Анкетирование еще раз подтвердило уже
известное. То, что наши дети не ограничиваются
только печатными источниками информации. 52%
старшеклассников читает электронные книги, 24%
постоянно обращаются к электронным библиотекам,
таким образом самостоятельно расширяя спектр
используемой информации. На вопрос «Откуда вы
получаете наиболее полезные и интересные
сведения» 65% ответили – из Интернета. Для
сравнения: из книг – 24% (все же неплохо), и только
11% – от учителей. Одним словом, Интернет – наш,
вернее, их главный друг и советник.
Все наши дети имеют дома компьютер (РС
– personal computer), у многих Интернет по выделенной
линии, они пользуются периферийными
устройствами и знают, что такое локальная сеть.
Они даже вспомнили и указали, что используют РС и
Интернет на уроках и во внеурочное время. Только
большинство из них почему-то затруднилось
ответить, какого уровня РС в школе: «Каким-то
компьютером [пользуюсь], не знаю каким». Одним
словом электронный «зверь» неизвестной породы.
Совершенно не удивили ответы, что
ребята пользуются РС каждый день и не по одному
часу, а если есть возможность, то более трех
часов, как минимум. С помощью компьютера ребята
слушают музыку (84%), готовят уроки (63%), играют в
компьютерные игры (46%). Здесь все просто и заранее
предсказуемо. Настораживают другие цифры. 15%
наших детей с помощью РС уходят от реальных
проблем (т.е. от своей собственной жизни), а 23%
просто «убивают» время (это в старших-то классах).
Интернет мои респонденты используют для того,
чтобы получить необходимую информацию (77%),
«скачать» музыку (76%), общаться (62%). Они ведут
также собственные on-line-дневники, создают музыку и
свои интернет-ресурсы. Но есть здесь тревожных
три процента, которые через Интернет вымещают
свою агрессию. Такие вот цифры и эмоции
получились.
Что касается планов на будущее, то 95%
учащихся 9–11-х классов собираются продолжить
свое образование. Только 3,5% ограничатся средним
специальным, остальные будут получать высшее
образование. 12,6% уже сейчас определили для себя
образовательную планку – кандидат и доктор наук.
И это неудивительно, т.к. 76% наших мам и 74% пап
имеют высшее образование, 12 человек из них имеют
ученые звания. 67% детей отнесли свои семьи к
среднеобеспеченным, т.е. имеющим возможность
вкладывать семейные средства в образование
своих детей.
Когда подошла к вопросу о жизненных
ценностях, то невольно вспомнила фильм «Доживем
до понедельника». И вот как распределились эти
ценности по значимости:
1 место – счастливая семейная жизнь –
72% (и у мальчиков, и у девочек),
2 место – достижение материального
благополучия (59%),
3 место – успешная профессиональная
деятельность (49%). Кроме того, 16% наших
респондентов назвали «воспитание детей» (и
мальчики, и девочки), 6% – известность и
популярность, 8% – успешную политическую
деятельность (и для юношей, и для девушек). Вот
такие жизненные ценности у поколения XXI века.
Таков портрет наших старшеклассников. Думаю,
данное социологическое исследование позволило
нам лучше узнать наших учеников. Позволило им
высказаться (без оглядки), нам – взглянуть на них
под каким-то иным ракурсом и заново
познакомиться с ними. Наши дети раскрылись
новыми гранями и откровениями.
Забавно, конечно, но я получила
удовольствие от работы в этом исследовании.
Обрабатывая анкеты, все время ловила себя на
мысли, что с нетерпением жду результатов: а что
там еще, какие цифры появятся дальше? Прямо-таки
детектив и приключение в рамках простого
анкетирования. А ведь не зря ждала. Открыла для
себя новый мир, ранее мне недоступный.
Данная статья не охватывает всех
результатов. Материал собран большой, его трудно
уместить в газетные рамки. Перед вами лишь
отдельные заметки, выборочные комментарии на
тему прошедшего социологического исследования.
Спросите: что дальше? Конечно же, работа,
размышления над итогами. Возможно, представление
и обсуждение их на педсовете. Скорее всего, будут
списки литературы для родителей и учителей «Это
читают наши дети», выставка книг «То, что читают
твои друзья». Одним словом: «Думайте сами,
решайте сами…». |