Татьяна Рудишина
Перекидной календарь
1. Знамя. – 2006.
В рубрике журнала «Родная речь» в
течение года шла дискуссия о современном
состоянии русского языка.
Эпштейн М. Русский язык в свете
творческой филологии / Михаил Эпштейн // Знамя. –
2006. – № 1. – С. 192–207. – (Родная речь).
Арапов М. Наш великий и могучий / Михаил
Арапов // Знамя. – 2006. – № 2. – С. 163–176. –
(Родная речь).
Милославский И. Русский язык как
культурная и интеллектуальная ценность и как
школьный предмет / Игорь Милославский // Знамя. –
2006. – № 3. – С. 151–164. – (Родная речь).
Гусейнов Г. Жесть / Гасан Гусейнов //
Знамя. – 2006. – № 4. – С. 173–178. – (Родная
речь).
Захарова М. Языковая игра как факт
современного этапа развития русского
литературного языка / Мария Захарова // Знамя. –
2006. – № 5. – С. 159–168. – (Родная речь).
Харченко В. Русский язык: бедность или
богатство / Вера Харченко // Знамя. – 2006. – № 6.
– С. 185–189. – (Родная речь).
Сироткин С. Разрушение норм ведет к
разрушению сознания / Сергей Сироткин. // Знамя. –
2006. – № 7. – С. 186–191. – (Резонанс).
Левонтина И. Шум словаря / Ирина
Левонтина // Знамя. – 2006. – № 8. – С. 197–207.
– (Родная речь).
Елистратов В. В трехмерном
пространстве русского языка / Владимир
Елистратов. // Знамя. – 2006. – № 9. – С.
186–192. – (Родная речь).
Зубова Л. Что может угрожать языку и
культуре? / Людмила Зубова // Знамя. – 2006. – №
10. – С. 185–191. – (Родная речь).
«Язык наш свободен…» / // Знамя. – 2006. – №
12. – С. 166–180. – (Родная речь).
На вопрос: «Считаете ли вы, что
писатель в сегодняшней ситуации может повлиять
на состояние русского языка, и ставите ли вы
такую задачу перед собой?» отвечают Максим
Амелин, Борис Екимов, Олег Ермаков, Виталий
Кальпиди, Светлана Кекова, Игорь Клех, Владислав
Отрошенко, Олег Павлов, Алексей Цветков.
Проинформировать словесников.
По телевизору мелькнул сюжет –
В.В.Путин предложил объявить 2007 год годом
русского языка. ?
2. Жуков В. «Я был
писателем-призраком…» / Владимир Жуков // Новый
мир. – 2006. – № 10. – С. 125–140. – (Времена и нравы)
О существовании «литературных
негров», как их называют у нас, или
писателей-призраков (ghost writers) – весьма
романтичное название аналогичного явления в США
– читатели догадываются, когда начинают считать,
сколько же романов автор умудряется написать за
год. Но количество – это не всегда показатель
использования труда безвестного поденщика.
Как делаются «шедевры» масскульта –
детективы, дамские романы, фэнтези. Приемы,
расценки.
Как вам такое изобретение анонимного
московского издательства? Его представитель,
Илья, приглашал на работу по совместительству
пишущих редакторов в возрасте 22 – 55 лет, с в/о и
опытом работы от пяти лет. В объявлении
говорилось, что за $ 400 «он должен написать 350 стр.
рукописи на заданную тему (прикладная тематика),
с соблюдением авторского права». Выходило, таким
образом, всего по $1 с небольшим за страницу! И
ведь формально такого автора с его «авторским
правом» могли все за те же деньги привлечь еще и к
редактированию.
Или еще одно объявление в Интернете, на
этот раз для тех, кто ищет работу:
Два современных российских
журналиста напишут о вас (или для вас) интересную
и увлекательную книгу, со стильным и
оригинальным сюжетом. Жанр, основные особенности
книги, ее главных героев и сюжетную линию
выбираете вы. (Вы можете ввести в качестве
персонажей ваших близких, друзей, знакомых,
врагов, известных политиков, спортсменов и т.д.)
Все авторские права на создаваемую книгу будут
принадлежать вам. Полная оплата производится
после написания книги и ее одобрения заказчиком.
Удивите всех! Сделайте себе и своим друзьям
шикарный подарок! Наши расценки доступны
практически каждому!
Дать почитать коллегам – любителям
подобной литературы или пожалеть?
3. Кучкина О. Мальчики + девочки =… :
Повесть / Ольга Кучкина // Дружба народов. – 2006. –
№ 9. – c. 61–96.
Впервые читала повесть в рукописи на
«Заветной мечте». Анонимно, автора не знала, но с
первого абзаца было понятно, что это мастер. Это
было одно из самых сильных произведений из тех,
что я читала в качестве члена экспертного совета.
Но рекомендовать эту повесть в финал конкурса я
не стала. Она о подростках, но не для подростков:
абсолютно безысходная, мрачная,
натуралистическая, талантливо написанная
история.
А эпиграфы-то из Чехова: «Мы увидим все
небо в алмазах». («Дядя Ваня») и «Добывать же себе
пропитание можно охотой и грабежами»
(«Мальчики»). В рукописи не было послесловия или я
не помню его...
Хоронили Вовку всем классом.
Уголовное дело открыли и закрыли. “В связи с
неустановлением лица, подлежащего привлечению в
качестве обвиняемого в совершении
преступления”. А в газете написали: “Жертва
нераскрытого хулиганского нападения”.
Когда в классе задали Чехова, я, не
отрываясь, проглотила “Рассказы и пьесы” и
долго плакала и никак, никак не могла перестать.
Хорошо, мамашка отсутствовала. Особенно
«Мальчики» и особенно «Дядя Ваня» что-то такое со
мной сделали. Вовки уже полгода не было на свете,
и я плакала за нас двоих, потому что он не дожил до
того, как мы стали проходить Чехова, и не прочел, и
никогда не прочтет. А там были и Чечевица, и Катя,
и Володя, и он узнал бы, что…
Не знаю, что бы он узнал.
Жизнь должна была сложиться иначе, и
вдруг в самом начале пошла по тупиковому пути –
слепой случай, чья-то карма, которую тебе
отрабатывать, испытание на прочность? Мальчики и
девочки дна, не по факту рождения. Это рядом или
все-таки?– некий параллельный мир?
Предложить коллегам почитать? Очень мрачно.
Дать старшеклассникам на обсуждение?
4. Елистратов В. О пользе идеализма в
образовании / Владимир Елистратов // Знамя. – 2006.
– № 12. – С. 159–165. – (Публицистика)
Полемические заметки о традициях
отечественного высшего гуманитарного
образования. Чего оно может лишиться в
результате «инноваций» и «модернизаций». В МГУ
студенты в шутку разделяют факультеты на
неестественные, естественные,
сверхъестественные и противоестественные.
Честно вопрошающие глаза студентов: зачем нам
этот странный учебный предмет?... Какой пьяный
кулибин придумал эту дикую форму контроля наших
знаний? Что за фантастическую марсианскую
специальность вы вписали нам в дипломы, о
учитель?
Что для гуманитария важнее –
прагматизм или идеализм? В чем заключается
Западная Демократическая Образовательная Мечта?
Прагматизм (в максимально широком смысле этого
слова) цвел пышным цветом вместе с Демократизмом
тогда, когда мир находился на стадии так
называемого индустриального развития.
Индустриальное общество – это общество
конвейера. Что такое «индустриальное
образование»? Это подготовка человека к работе
на конвейере. В том числе и гуманитарном. Тест –
элементарная проверка способности выполнять
стандартную низкоинтеллектуальную операцию.
«В современном («постиндустриальном»)
обществе конвейер отходит на второй план. В ХХI
веке все ключевые вопросы решает Яркая
Разносторонняя Личность. Человек с широким
кругозором, энциклопедически образованный, при
этом – гибкий, способный к быстрому
генерированию неординарных идей. Человек
творческий, а значит, с богатым воображением,
непременно – с гуманитарной жилкой. Обязательно
– владеющий речью, языком. Умеющий убеждать с
помощью образов. Современный мир – так
называемый мир неожиданных и глобальных вызовов.
Просчитать будущее совершенно невозможно, его
можно почувствовать и предчувствовать. Поэтому
без воображения, интуиции, «шестого чувства»,
«идеализма»… делать в ХХI веке нечего».
Это просто гимн гуманитарию
будущего. Предложить обсудить преподавателям
гуманитарных предметов, несмотря на то, что речь
идет о высшей школе. |