Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2007


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Взгляд

Маргарита Дворкина

Учредили, освятили, открыли

История библиотечного дела: методология и методика

О методологии (продолжение)

Окончание. Начало читайте, пожалуйста в № 3/2007

В этой связи необходимо подчеркнуть значимость учета социокультурного контекста событий, традиций, взглядов, мотивации, отношения субъектов (библиотекарей, читателей, представителей властных структур) к библиотечной деятельности, друг к другу. Вот почему так важно культурологическое, социологическое знание.

В 2005 г. на конференции по поводу 110-летия Национальной библиотеки Республики Адыгея возникла дискуссия, которую начала библиотекарь из Ростова, изучающая историю своего региона. Она отстаивала новые взгляды и, ссылаясь на Б.Ф.Володина, сказала, что надо говорить не история библиотечного дела, а история библиотек. Но Б.Ф.Володин, действительно одно время считая так, в своей книге «Всемирная история библиотек» уже рассматривал историю библиотек и историю библиотечного дела как синонимы.

Думаю, что понятие «история библиотечного дела» возникло в советские годы как противовес изучению историками дореволюционной России только истории отдельных библиотек. Исследователи, говоря об истории библиотечного дела, подчеркивали, что речь идет не только об истории отдельных библиотек, но об историческом процессе, касающемся библиотек в целом. Многие современные исторические концепции отрицают целостность исторического процесса, что связано с проявлениями постмодернизма в изучении истории (особенно эти взгляды активизировались в 1980–1990 гг.), у нас это еще часто связано с отрицанием марксизма. Но и сейчас существуют теоретики, которые отстаивают необходимость исследования целостности исторического процесса, закономерностей в нем, а не только рассмотрение локальных явлений и периодов. Например, А.П.Назаретян в книге «Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории» (2004), А.Н.Чумаков в работе «Метафизика глобализации: культурно-цивилизационный процесс» (2006). Действительно, с одной стороны, довольно трудно на значительном периоде проследить, продолжаются ли наметившиеся в прошлом изменения (т.е. увидеть целостность), с другой стороны, длительно сохраняющаяся тенденция в какой-то момент вдруг прерывается (и не ясно, продолжится ли она), и то, что осмысливалось как прогресс, требует новой трактовки. Например. Начиная с середины ХIХ в. в России четко прослеживается тенденция роста числа библиотек, несмотря на войны, революции и т.п. Но в 1990-х гг. заметно уменьшение числа библиотек: что это – регресс по этому параметру или временная приостановка процесса роста, который в будущем продолжится?

На упоминавшейся конференции одна из докладчиков сказала, что нужно изучать историю библиотечного дела только с позиции истории повседневности. Действительно, сейчас появилось немало книг, посвященных истории повседневности. Но с этой точки зрения исследуется только одна сторона истории. Наряду с этим подходом могут использоваться другие подходы: например, культурологический, синергетический.

На мой взгляд, при интерпретации исторических фактов можно пользоваться разными концепциями, позволяющими взглянуть с разных точек зрения.

Одновременно выявление новых фактов, событий может изменить их трактовку, сломать сложившуюся концепцию исторического развития.

Из архива ЦГДБ им. А.Гайдара, Москва

Интерпретация событий может меняться не только в связи с появлением новых концепций, но и потому, что со временем открываются новые следствия событий. Так, в годы внедрения централизации массовых библиотек в России (1970–1980) подчеркивалось ее значение для совершенствования управления библиотечным делом. Одновременно и позже централизация вызывала критику, связанную прежде всего с тем, что библиотеки не были достаточно материально-технически обеспечены (в том числе не телефонизированы), и поэтому централизация не давала ожидаемых результатов. Затем стало ясно, что вследствие централизации сложились крупные и наиболее технически оснащенные центральные библиотеки, которые позволили в тяжелые 1990-е годы сохранить библиотечную сеть Министерства культуры.

Среди дискуссионных методологических проблем истории библиотечного дела можно назвать вопрос о ее статусе: включается ли история библиотечного дела в библиотековедение или является самостоятельной дисциплиной; как связаны между собой история библиотековедения и история библиотечного дела. Так, К.И.Абрамов считал, что история библиотечного дела не входит в библиотековедение, что она самостоятельна, но связана с ним, а история библиотековедения входит в историю библиотечного дела. А.Н.Ванеев же считает, что история библиотековедения не входит в историю библиотечного дела, но входит в библиотековедение. Полагаю, что история библиотечного дела и история библиотековедения входят в библиотековедение, потому что изучают библиотеки и взгляды на них, но только с исторических позиций. История библиотековедения, в свою очередь, входит в историю библиотечного дела, т.к. рассматривает историю библиотековедческих идей, но может преподаваться и самостоятельно.

Большой проблемой является периодизация истории библиотечного дела. В советские времена она диктовалась периодизацией в общей исторической науке. Конечно, периодизацию общей истории, культуры нужно учитывать. Однако здесь могут быть несовпадения, поскольку на библиотечное дело влияют не только факторы общей истории, но и логика собственного развития библиотечного дела. Точно так же периодизация истории конкретной библиотеки может не совпадать с периодизацией истории библиотечного дела города, области, края. Например, в городе Москве в 1970-е гг. библиотечное дело развивалось довольно успешно, но в 1972 г. снесли старейшую библиотеку им. И.С.Тургенева, и на тот период ее история практически прекратилась (сейчас она возродилась).

Очень распространенным является деление истории на дореволюционную и послереволюционную. Думается, что не всегда такая периодизация оправдана. Многие явления, в том числе в области библиотечного дела, продолжались в первые послереволюционные годы. В частности, сохранялись еще некоторое время частные библиотеки, оставались прежние руководители в государственных библиотеках. Сохранились некоторые традиции, например, земской статистики и др. И только в 1920-х гг. начали происходить значительные изменения.

Об источниковедении

Для истории библиотечного дела большое значение имеет развитие его источниковедения, обоснование значимости источников.

Историческим источником является любой продукт человеческой деятельности: памятники материальной культуры, устное народное творчество, научные и художественные тексты и др. Особенно важны письменные источники: архивные материалы, газеты, адресные книги, календари памятных дат, статистические сборники, энциклопедии, книги и статьи по истории страны и региона, их культуры, образования, мемуары и другие. Для истории библиотечного дела в качестве источников могут служить названные выше общеисторические документы. При этом особое внимание следует обратить на законодательные акты, протоколы и стенограммы заседаний съездов, конференций, материалы конкурсов и т.п.

В качестве источников выступают и специфические продукты библиотечной деятельности: учетная и технологическая документация (инвентарные книги, листки читательского требования, формуляры читателей, листки сроков возврата и др.), уставная, плановая и контрольная документация (уставы, планы, ведомости зарплаты, отчеты), каталоги библиотек, библиотечные штампы и другие владельческие знаки на книгах; фотографии, библиотечная переписка. Как источники могут быть использованы кино-видеофильмы, радиопрограммы, записанные на кассету воспоминания библиотекарей и читателей, а также такие библиотечные предметы как счеты, чернильницы, ручки, халаты, каталожные ящички, пишущие и счетные машинки, старые компьютеры и т.п.

Анализируя происхождение, содержание источников, полноту отражения ими события, историк реконструирует это событие. Таким образом, история изучается опосредованно через источники. Но к последним нужно относиться критически, их нужно сопоставлять. Чем больше источников историку удалось привлечь и сопоставить, тем достовернее удается ему описать событие. Наиболее используемыми источниками в изучении истории библиотек в настоящее время являются книги, журналы, архивные материалы; мало применяются газетные публикации, владельческие знаки, технологическая документация, устная или живая история (запись на аудио- и видеокассеты воспоминаний библиотекарей), библиотечные предметы. Трудности в поиске архивных материалов, помимо проблем с их нахождением в архиве, чтением рукописи, во многих регионах связаны с тем, что в разное время район, область, город относились к разным административным единицам. Поэтому архивы, содержащие материалы о библиотеках, рассредоточены в разных местах, и здесь необходимы поездки.

Чтобы проанализировать источник, его нужно сохранить. Поэтому важно бережно относиться к предметам и продуктам библиотечной деятельности, не уничтожать их в ходе технологической перестройки, которая сейчас идет, а сохранять образцы в архиве библиотеки.

Из архива ЦГДБ им. А.Гайдара, Москва

В отношении хранения материалов. Часто библиотекари собирают документы, фотографии, но не датируют их. Это обычно документы недавнего времени. Библиотекари отлично помнят отраженное в них событие. Но они не задумываются о том, что впоследствии многое забудется. Обычно фотографии вклеиваются в альбом, где указывается дата события. Безусловно, альбомы позволяют собрать воедино фотографии, связанные с определенными событиями. Но фотографии эти по существу не сохраняются, они приклеены. Поэтому я предлагаю, создавая альбомы, одновременно второй экземпляр фотографий вкладывать в конверты, надписывать их и хранить как документы. Вообще предназначенные для хранения документы, предметы должны быть датированы, описаны (указано их назначение, принадлежность, откуда и когда получен, какое событие и за какие годы отражает, кто на фотографии представлен и т.п.).

О методике исследования

Научное исследование, в том числе историко-библиотечное, имеет свои законы, требует знания некоторых общих правил и личных качеств.

Научное исследование состоит из следующих основных этапов:

– определение проблемы, цели и предмета исследования;

– выдвижение гипотезы, т.е. научно обоснованного предположения (например, относительно продолжительности существования библиотеки), которое при проверке может оказаться истинным или ложным;

– поиск и получение эмпирических данных (выбор источников, проверка их достоверности, работа с ними, выявление информации, работа со ссылками, сопоставление данных разных источников;

– обработка данных (их группировка, анализ и др.);

– интерпретация полученной информации.

При интерпретации документов исследователь сталкивается с рядом типичных вопросов. Например, датировка создания библиотеки. Обычно имеется несколько дат: учреждения библиотеки, принятия устава, освящения, открытия для читателей. Эти даты часто разделяют десятилетия. Какую из них принять за основную? Думается, следует иметь в виду две даты: учреждения библиотеки и открытие её для читателей. Но нужно четко указывать: это дата учреждения, а это – открытия.

Когда интерпретируются факты, необходимо сопоставлять данные по разным источникам (ведь даже даты могут быть ошибочны). Приведу два примера. При написании статьи (О чем говорят юбилейные даты // Библиотековедение. – 2003. – № 6. – С. 101–103) я использовала, казалось бы, достоверный источник: «История Государственной ордена Ленина Библиотеки СССР им. В.И.Ленина за 100 лет» (1962), где была указана дата создания библиотеки, которая ныне называется Российская государственная библиотека (РГБ). Я была уверена, а потом в разговоре с одним сотрудником узнала, что он доказал неверность той даты и назвал свою статью, которую я не знала. Не будь этой случайности, я бы допустила ошибку.

Другой пример. В воспоминаниях я встретила яркие примеры приписок в профсоюзных библиотеках. Автор писала о 1960-х гг. Как явствует из библиотечной печати, приписки были связаны с отнесением библиотек к группам по оплате труда руководящих работников и специалистов, в основу которого были положены среднегодовое число читателей и среднегодовое же количество книговыдач. Выясняю: постановление по этому вопросу было принято 31 декабря 1976 г. (Руководящие материалы по библиотечному делу : Справочник. 1982. С. 79–84). До этого отнесение библиотек к группам по оплате труда осуществлялось по объему фондов. А в памяти автора воспоминаний, скорее всего, сместилось время: она должна была говорить не о 1960-х, а о 1970-х годах. К слову сказать, воспоминания следует проверять особенно тщательно.

Очень важно корректно проводить сравнения. Так, в одной библиотековедческой работе сравнивались расходы на душу населения на библиотечное обслуживание до революции, в 1928 г. и 1934 г. Но сравнение оказалось неверным, поскольку автор не указала курс рубля в каждый из периодов.

Если говорить о методах изучения истории библиотечного дела, то наряду с традиционными (анализ документов, статистические данные, опрос, анализ терминов и т.п.), следует использовать герменевтические методы, представляющие собой способы толкования текстов, их понимания; количественные и формальные методы, которые обеспечивают новые информационные технологии.

Сейчас начала формироваться даже особая дисциплина – историческая информатика, «способная в будущем внести существенные качественные изменения в организацию исторического знания, сделав его комплексным, позитивным и одновременно общественным в одних аспектах своего проявления, и гуманитарным – в других». Существует даже Международная ассоциация «History and Computing» и российская ассоциация «История и компьютер».

Электронные коммуникации, с одной стороны, предоставляют для историка новые источники информации (например, Интернет), в которых фиксируется как определенный срез современной истории, так и сведения о прошлом. Тем самым многократно увеличивается объем знаний. С другой стороны, электронные технологии упрощают фиксацию информации и ускоряют доступ к источникам, знаниям. Это позволяет вести весьма трудоемкие базы данных. Например, хронику событий библиотечной жизни (это делается во многих регионах). Фиксацию событий истории конкретной библиотеки, предполагающую учет разных, изменяющихся во времени параметров. Это – название библиотеки, ее учредители, местонахождение, структура, объем и состав (фонда, СПА, читателей, библиотекарей, услуг, технических средств и оборудования), технология комплектования, обработки документов, обслуживания, управления и др. Специальное программное обеспечение, разработанное, например, ГИВЦ для отдела мемориальной работы библиотеки-читальни им. И.С.Тургенева (Москва) по проекту автора данной статьи, позволяет это сделать.

Современные информационные технологии позволяют на новой основе вести сбор материала и его обработку. Осуществлять группировку материала и быстрый поиск по разным признакам. Строить таблицы и графики, отражающие динамику изменений количественных и качественных параметров деятельности библиотеки или их совокупности, проводить изучение чтения как повседневной жизни и др. На основе полученных в результате электронной обработки сведений легче осуществить анализ библиотечной деятельности за год, за определенный период, сделать выводы о характере и тенденциях развития. Новые информационные технологии позволяют проанализировать явления не только типичные, но и случайные, неповторяемые, неупорядоченные.

За счет электронных коммуникаций, в частности, Интернет, не только пополняется база источников исследований. Возникают новые явления библиотечной жизни, которые библиотечный историк должен зафиксировать и осмыслить, сравнить с традиционными явлениями (например, частные электронные библиотеки Мошкова и др., рассуждения непрофессионалов – держателей электронных библиотек о библиотечных вопросах, Национальная электронная библиотека). Надо уже сегодня фиксировать все факты нашей электронной истории, а то будет поздно.

История библиотечного дела продолжает развиваться. Необходимы и комплексные сравнительные исследования по истории библиотечного дела России и иностранных государств, и труды по отечественной истории библиотечного дела.

Необходимо развивать российские сравнительные историко-библиотечные исследования. Например, сопоставление библиотечной истории двух областей в определенные годы с учетом социокультурных особенностей, показ изменений истории библиотечного дела региона в контексте истории (в том числе библиотечной) страны.