Для пользы дела
Вера Дацик
Чайка из Питера
Вера
Васильевна Дацик
зав. библиотекой гимназии № 177,
г. Санкт-Петербург |
Предлагаем вашему вниманию
фрагменты огромной работы «Давай-ка, про чайку
почитай-ка», присланной нам из Петербурга, они
посвящены работе с книжной выставкой, с
читателями всех возрастов. Конечно, наша чайка
осталась в минувшем 2006 году. Однако опыт коллеги
можно использовать и при подготовке мероприятий,
посвященных Дню птиц (1 апреля) и птице 2007 года –
зимородку.
Летом в библиотеке была оформлена
книжная выставка «А ну, давай-ка, про чайку
почитай-ка», на которой представлена учебная,
научно-популярная, художественная литература о
птицах, относящихся к отряду «чайки». Оформляя
каждую новую выставку, хочется, чтобы она
привлекала читателей, «работала», а не пылилась.
При разработке книжной выставки важно не только,
чтобы она была яркой, красочной, но чтобы она
«говорила», будила активность и творчество
читателей.
Библиотекарям эта форма работы
известна как «устный журнал», но мои читатели
предпочитают рассказ по произведениям,
представленным на книжной выставке, называть
«говорящей» выставкой.
Чтобы выставка стала «говорящей», я
провожу чтения по системе РКМЧП (развития
критического мышления средствами чтения и
письма), используя стратегию «чтение с
остановками» (см. «Библиотека в школе», 2004, № 17).
«Критическое мышление» связано не
собственно с критикой, а направлено на умение
читателей аргументировать свою точку зрения.
Данная стратегия используется для пробуждения
интереса учащихся к чтению. В ее основе лежат
наблюдения за процессом чтения, развития навыков
критического мышления. Текст читается вслух, с
перерывами для дискуссий, пометок, вопросов.
Ребятам я читала следующие
произведения:
малышам 1–2-х классов – сказку В.
Бианки «Почему чайки белые»;
учащимся 3–4–5-х классов – рассказ С.
Сахарнова «Подбитая чайка»;
ребятам средней школы, учащимся 6–7–8-х
классов, – притча Иванны «Море чаек»;
старшеклассникам, учащимся 9–10–11-х классов, –
притча Р. Баха «Чайка по имени Джонатан
Ливингстон».
Все названные произведения, кроме
притчи Баха, детям читались вслух. Известно, что
чтение вслух – важнейшая вещь в воспитании
культуры чтения у детей.
Чтение сказки В.Бианки «Почему чайки
белые» началось с предложения слушателям
ответить на вопрос, который как бы звучит в
названии. Версии были разные:
«…такими их создала природа»;
«…белый цвет выражает чистоту. Чайки
– это морские птицы, а все моряки предпочитают
белый цвет»;
«…надо, чтобы они выделялись в море»;
«Каждый раз, когда чайки добывают себе
корм (рыбу), им приходится окунаться в воду, белые
они потому, что чистые»;
«…в морях есть айсберги, они белые и
чайки должны быть белыми, чтоб добычу не
испугать»;
«…белые потому, что едят белое мясо, то
есть – рыбу»;
«Чайки парят над водой, над водой часто
бывает туман, он белый и очищает чаек»…
В ходе чтения сказки слушателям
предлагалось ответить еще на один вопрос:
«Примут ли чайки птицу в свою стаю?». И опять
предположения ребят были прямо
противоположными:
«Нет, потому что эта птица не из их
семьи. У нее другие повадки…. Если бы чайки взяли
ее в свою семью, то она все равно не вписалась бы в
их коллектив», – высказали свое мнение одни
читатели. Это предположение они попытались
доказать, вспомнив сказку про Гадкого утенка. «Он
тоже, как и птица эта, был не похож на всех
остальных и был изгнан из стаи»;
«Да, примут. Все птицы должны помогать
друг другу в трудной ситуации, как это делают
люди. Без дружбы и согласия жить грустно и
скучно».
Третий вопрос звучал так: «Что делать
отвергнутой птичке?». Мнение всех слушателей
было единодушным: найти себе равных, иначе она
погибнет.
Трагичность положения маленькой
серенькой птички была сглажена концовкой автора
– птичка оказалось выдумкой спящего человека.
Малыши облегченно вздохнули.
Вот как проходило чтение рассказа
С.Сахарнова «Подбитая чайка». Вызов, это первая
фаза урока в технологии РКМЧП, я начала с загадки,
придуманной одним нашим учеником:
«Бело-серая тучка над водой летает,
Быстро и ловко рыбку в клюв хватает».
Ребята догадались, что это чайка. Они
рассказали, что эти крикливые птицы живут у воды,
не боятся человека, живут большими колониями, их
можно часто видеть не только у воды, но и на
помойках. Вспомнили также, что чайки – это
перелетные птицы и по их по полету можно
определять погоду…
После того, как слушатели, а это были
учащиеся начальной школы, показали неплохие
знания, им для чтения вслух был предложен рассказ
Святослава Сахарнова «Подбитая чайка». Но прежде
чем начать чтение рассказа, слушателям
предлагалось высказать собственные
предположения, почему чайка оказалась подбитой,
как это могло случиться, какова дальнейшая
участь раненой птицы.
Ребята высказали свои прогнозы:
а) чайку подбили из рогатки мальчишки
ради развлечения, но потом они же и спасли ее;
б) чайку ранил охотник и она погибает.
Рассказ я условно разделила на три
части: «Подранок», «Ловля раненой птицы», «Какой
она была?».
В начале предложила слушателям
ответить на вопросы:
Вопросы |
Ответы учащихся |
Чем отличаются чайки от
других птиц? |
Крикливым поведением |
Чем питаются чайки? |
Рыбой, червяками, насекомыми |
Приносят ли чайки пользу
человеку? |
Нет |
Приносят ли чайки вред
человеку? |
Да, мешают взлетать самолетам |
Кто может выступать в
качестве врага чаек? |
Человек, хищники на суше и на
море |
Подранок. О ком так говорят? |
О раненой птице |
Затем читаем вслух первую
часть рассказа до слов: «Чайка с перебитым
крылом?... С весны ходит. Приезжий один ранил. Как
человек или песец идут – она в воду. Косатка
плывет – она на берег. Лето выживет… А зимой?»
Ребятам было предложено высказать
свои предположения и ответить на вопросы:
Вопросы |
Ответы учащихся |
Может ли выжить подранок
зимой? |
Да, если ему поможет человек;
Нет, он погибнет от холода и голода;
Съедят хищники |
Как и чем подранку может
помочь человек? |
Сделать операцию; забрать
раненую птицу к себе домой |
Легко ли поймать подранка? |
Трудно, но возможно |
Вторая часть рассказа «Ловля
раненой птицы» начинается словами: «На другой
день мы отправились ловить чайку» и
заканчивается словами: «Не поймать ее нам… Разве
ты не видишь? Она лучше умрет, но не пойдет к нам в
руки».
Вопрос |
Ответы учащихся |
Умрет ли раненая птица? |
Нет, если ей поможет человек;
Да, она погибнет от холода и голода;
Ее съедят хищники |
Читаем третью часть.
Рассказ прочитан до конца. Слушатели
узнали, что подранок – одна из самых крупных чаек
– моевка. Но автор оставляет читателям самим
решить дальнейшую судьбу раненой чайки.
Большинство детей пришли к выводу, что
раненая чайка в суровом климате Крайнего севера
вряд ли выживет, так как с перебитым крылом она не
сможет улететь в теплые края, как ее сородичи,
когда замерзнет море, ей нечем будет питаться, а
на суше ее саму съедят. Человек ей тоже не сможет
помочь. Автор задал вопрос: «Что лучше для
птицы умереть или в руки человека пойти?». Ответ
на этот вопрос он сам же и дал: «Птицы любят
свободу и боятся людей, поэтому для них лучше
умереть». Раненая чайка обречена на смерть.
Читателям было очень жалко эту
красивую птицу, но даже они знают, что не все
сказки имеют хороший конец, а С. Сахарнов описал
случай из жизни.
Потом всем слушателям было предложено
проиллюстрировать услышанное, а под рисунком
записать главную мысль рассказа. Вот так
получился рекомендательный указатель
произведений «О чайке», иллюстрированный
ребятами. |