Редактор Ольга Викторовна
Козлова
Вопросы и консультации по адресу <olwik2004@mail.ru>
Лицо дня
Ольга Козлова
Что открыл семинар
|
Ольга Викторовна Козлова
редактор вкладки «Методический день», ст.
преподаватель МИОО,
Москва |
Методисты часто задают вопрос
«Сколько семинаров должен провести методист по
учебным фондам для школьных библиотекарей?».
Ответ: этого не знает никто. Нормативом в этом
вопросе выступают только два фактора:
активность, компетентность методиста и степень
его влияния на членов образовательного
сообщества в лице директоров школ и
библиотекарей.
Со всем этим у Татьяны Юрьевны Журиной
дело обстоит очень хорошо. Именно поэтому
Юго-Восточный округ Москвы в библиотечном плане
можно считать постоянной площадкой проведения
городских семинаров для библиотекарей –
слушателей Московского института открытого
образования. Отличительная черта методической
практики Татьяны Юрьевны, на мой взгляд, – это
умение вовремя поддержать любые, пусть даже
вначале весьма смутные желания заведующих
библиотеками по поводу семинара, конференции,
круглого стола. Поддержать, вдохновить,
направить семинар в нужное русло,
подкорректировать «на поворотах» и благополучно
оформить предстоящее мероприятие
пригласительными билетами, программами и
раздаточным материалом.
Последнее детище совместных усилий
методиста, директора школы № 899 Татьяны
Сергеевны Рожковой, педагогов и заведующей
библиотекой Любови Сергеевны Кузнецовой
семинар: «Москва – город библиотек». Замысел –
богатый: класс выбирает библиотеку для посещения
и полученную информацию или впечатление
творчески оформляет и с этим предстает перед
жюри конкурса. Практически были охвачены все
виды и типы библиотек Москвы: от крупной,
федерального значения, до соседней детской
районной библиотеки. Настоящая библиотечная
панорама. Отбирались самые интересные
презентации. Победители выступили перед
библиотекарями и методистами городского
семинара. Цифры, факты и возможности библиотек
Москвы удивили даже опытных библиотекарей.
Очевидно, что без информации в таких условиях не
останутся ни ученик, ни студент, ни ученый, ни
пенсионер с домохозяйкой.
По ходу семинара было видно, что такая
большая организационная работа под силу только
сплоченной педагогической команде. Директор
школы особо выделила вдохновителей и «рабочих
лошадок» этого интереснейшего проекта:
педагога-методиста Надежду Викторовну Федорову
и зам.директора по информационным технологиям
Татьяну Григорьевну Попову.
Тема не была бы логически завершена
без информации о жизни и деятельности мецената,
просветителя и книгоиздателя Флорентия
Федоровича Павленкова. Проект 6-го «Г» класса «Не
дать свече погаснуть!» (руководитель
И.М.Ларионова) проникновенно, я бы сказала,
трепетно, донес до слушателей жизнь этого
подвижника просветительства. Его «Наглядная
азбука для обучения и самообучения грамоте»
выдержала 22 издания, а за свою жизнь, оказывается,
он издал свыше 750 названий тиражом более 3,5 млн
экземпляров. Боролся за удешевление изданий без
ущерба для ее содержания. Знаменитый
«Энциклопедический словарь» предназначался для
народных учителей и пользовался долгие годы
невиданной популярностью. Главное дело его
писательской и издательской жизни – просвещение
народа через книгу. На его деньги открылись две
тысячи библиотек в России. Актуальность,
созвучность нашему времени рождает массу
раздумий.
Конечно, и сейчас, наверное, кто-либо из
издателей дозревает до осознания, что не только
деньги могут быть мерилом значимости для истории
и просветительства.
Старший научный сотрудник Российской
книжной палаты Мария Порядина проинформировала
участников семинара, что в 2007 году этому
национальному хранилищу исполнится 90 лет. В
работе палаты замечательно то, что она получает
по 16 экземпляров каждой новой печатной
продукции: 1 оставляет себе и 15 рассылает по
крупным библиотекам.
На семинаре загорелся было спор о
комплектовании художественно-познавательной
литературой, вернее, об отсутствии такового в
школьных библиотеках. Но опытной рукой методиста
по учебным фондам он был придушен в самом начале:
нечего зря негодовать и разрушать ткань
мастерски сплетенного семинара таким
бесперспективным в смысле решения бытовизмом.
Все денежные силы московского образования
брошены на закупку учебников, и школьная
библиотека должна быть учебная, ну еще немного
кой-чего по программе должно присутствовать, вот
и все. Вообще, нам показалось, что это тема нового
дискуссионного семинара. А это будет уже совсем
другая история.
Что же у нас в сухом остатке от
семинара в школе № 899?
С нами осталось хорошее чувство соприкасания с
живой, современной школой, творческими
педагогами, библиотекарем и директором школы и
милыми в своей старательности детьми.
У меня хлеб чистый, квас
кислый, ножик
острый, отрежем гладко, поедим сладко.
Русская народная пословица |
|