Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2007


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 02 (43) · Вкладка в «БШ» № 04 (184) · 16–28 февраля 2007 года
Газета-вкладка для методистов

Точка зрения

Татьяна Долгощёлова

Работа школьного библиотекаря с педагогами

Информационно-библиографическое обслуживание педагогов. Лекция-обзор

Твой ум уклончивый ведет тебя в обход,
Ища проторенных тропинок,
Но ты вступи с ним в поединок:
Дать радость может только взлет.

Э.Верхарн

Передается не сам опыт, а мысль, выведенная из опыта; используется его основная идея, причем в новых условиях, новыми средствами, на новом уровне.

К.Д.Ушинский

Татьяна Николаевна Долгощёлова директор Информационно-методического библиотечного центра Архангельского областного ИППК РО, г. Архангельск

По мнению исследователя в области коммуникации Шолтена, для выживания организации в современном мире фундаментальное значение имеют два фактора: быть хорошей и быть видимой.

Если с первым фактором более менее нам ясно, то второе дается нам с трудом. В данном случае излишняя скромность работает не на наш имидж.

Что вкладывает ученый в понятие «быть видимой»? Услуги библиотеки должны быть известны и видимы.

И от того, насколько грамотно мы с вами осуществляем коммуникационные процессы, зависит взаимосвязь внутри ОУ и взаимовыгодное взаимодействие вне школы.

Конечно, любая библиотека проводит определенную работу по формированию коммуникаций внутренней среды, то есть внутри школы. Но, согласитесь, работа с педагогическим коллективом школы в большинстве случаев «западает». Давайте вместе попробуем в этом вопросе разобраться.

Во-первых, разрешите напомнить, что школьные библиотеки начали целенаправленно комплектоваться педагогической литературой ШБ в соответствии с приказом Министерства просвещения от 1976 г. «О создании фонда научно-педагогической литературы» и данный приказ никто не отменял.

Во-вторых, загляните еще раз в «Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения» (2004).

В первом разделе («Общие положения») есть пункт № 3, где записано: «Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения» и продолжает данную мысль раздел 4 – «Организация деятельности библиотек», где в пункте 19 определена ответственность руководителя ОУ за систематичность и качество комплектования фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий.

В третьем разделе «Основные функции» вы тоже найдете немало ссылок на необходимость работы ШБ с педагогическими кадрами. Например:

– пункт 11 (а) – «для реализации основных задач библиотека… комплектует универсальный фонд», куда включается и педагогическая литература; аккумулирует фонд документов, создаваемых в ОУ (публикаций и работ педагогов);

– пункт 11 (б) – «осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников». Это означает, что библиотека:

1. Выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы.

2. Создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы ОУ.

3. Организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях.

4. Осуществляет текущее информирование.

5. Является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами.

Позвольте представить вам опыт организации информационной образовательной среды школьной библиотеки из библиотечной и педагогической периодики.

В идеале школьная библиотека должна стать координирующим центром в педагогическом коллективе, способным вести работу по непрерывному образованию читателей от детского возраста до последипломного образования.

Браже Т. Г. Школьный библиотекарь как андрагог / Т. Г. Браже // Шк. библиотека. – 2003. – № 2. – С. 17.

Знакомство с результатами анкетирования школьных библиотекарей г. Петербурга на тему «Осмысление деятельности школьного библиотекаря как андрагога». Выделено главное – какова роль ШБ в помощи учителю в его личностном и профессиональном росте и чего не хватает самому ШБ для выполнения данной роли. Можно сформулировать темы для профессиональной учебы ШБ.

Посудите сами, даже минимальное количество педагогов-пользователей не снимает с библиотекаря необходимости работать с ними с учетом принципов андрагогики, науки об образовании взрослых.

На вопрос: «почему?» педагоги отвечают так:

– информационная база библиотеки ОУ значительно шире домашних библиотек;

– не хватает денег и времени на поездки в другие библиотеки – так называемые бытовые причины.

В то же время библиотекари осознают, что знаний по данном вопросу у них явно не хватает и они хотели бы получать профессиональные консультации по ряду вопросов; в их числе:

– формы и методы работы с учителями;

– знакомство с новыми педагогическими технологиями и использование их в библиотечной деятельности;

– обзоры новой педагогической литературы;

– обмен опытом работы со взрослыми пользователями.

В работе с педагогами библиотекари должны учитывать право каждого:

– право на построение своего личного образовательного маршрута;

– на избирательность содержания и форм самообразования;

– на психологическую комфортность.

Умение удовлетворять различные запросы ставит перед библиотекарями задачу адаптации к многочисленным запросам, а это значит, что необходимо:

– знать свой фонд;

– знать возможности осуществления запросов вне своей библиотеки;

– уметь предлагать дополнительно несколько вариантов выполнения запроса.

В идеале школьная библиотека должна стать координирующим центром в педагогическом коллективе, способным вести работу по непрерывному образованию читателей, начиная с детского возраста и до последипломного образования.

Новокшонов Ю. Информированный учитель – образованный ученик : Педагогические технологии по выявлению и изучению информационных потребностей в системе образования / Ю. Новокшонов // Образование и рынок. – 1998. – № 2. – С. 52.

В материале представлены уровни деления потребителей по сферам их деятельности; методы изучения информационных потребностей и запросов читателей – педагогов: метод свободного диалога, блиц-тестирование, деловая игра, использование обратной связи (ИРИ, ДОР, ИО).

Основой любого информационного центра является фонд. Но в новых условиях уже недостаточно предлагать педагогам на выбор только то, что мы имеем. Требуется исходить из обратного: комплектовать свои фонды на основе глубокого выявления и изучения запросов и организовывать информационные услуги, исходя из потребностей пользователей.

Автор данной статьи предлагает опыт изучения информационных потребностей и запросов пользователей. И начинает с формулировки данных понятий.

Что такое «информационная потребность» (ИП). Это необходимость получения информации, соответствующей характеру работы. «Информационный запрос» (ИЗ) – записанный текст, выражающий некоторую информационную потребность.

Но ведь и потребители педагогической информации также весьма разнообразны, как и их информационные потребности. Поэтому целесообразно учитывать интересы групп пользователей, объединенных по тем или иным общим признакам.

Коллективные

Индивидуальные:

 

в сфере управления

 

в области пед. науки

 

в области пед. практики

Эта градация может быть более полной с учетом специфики деятельности, содержания работы, выполняемых функций.

Какими же методами можно изучать ИП? Для качественного изучения целесообразно использовать комплексный подход, т.к. возможно одновременно изучать не только текущие ИП и ИЗ, но и те, которые можно спрогнозировать на несколько лет вперед.

Это: метод свободного диалога; блиц-тестирование; деловая игра; обратная связь (ИРИ, ДОР, ИОУ).

Краткий сценарий деловой игры можно предложить использовать в методической учебе педагогического коллектива.

Галактионова Л. А. Библиографическое обеспечение педагогического творчества / Л. А. Галактионова // Библиография. – 2002. – № 5. – С. 19.

Активное информационное поведение учителя является современным профессиональным требованием и следствием изменений в информационной среде. Педагогические библиотеки должны взять на себя роль информационных центров по инновационным процессамв образовании. Причины ясны: методическое обеспечение новых курсов, программ сильно запаздывает.

Иванова Е. И посредник, и связующее звено / Е. Иванова // Библиотека в школе. – 2006. – № 6. – С. 4.

На сегодняшний день библиотекарь выступает в роли посредника между большим миром информации и потребностями образовательного процесса. Автор представляет опыт информационного наполнения учебных программ с помощью вовлечения ИТ в учебный процесс; проведение конкурса методических разработок.

Павлова Н. В. Роль библиотечно-информационного центра общеобразовательного учреждения в повышении информационной культуры педагога как основы его технологической компетентности : Информационная культура личности / Н. В. Павлова // Шк. библиотека. – 2003. – № 8. – С. 62.

Опыт работы БИЦ МОУ «Лицей» г. Камышлов Свердловской области:

– создание тематической картотеки для педагогов, организованной в соответствии с основными группами умений, актуальных для педагогов, предложенными профессором Е.И. Пассовым ( предметные, гностические, проектные, адаптационные, коммуникативные, мотивационные, контрольно-аналитические);

– создание тематико-типологической модели электронного каталога; включает рубрики, отражающие 5 основных линий содержания образования национально-регионального компонента ГОС;

– изменение функции библиотекаря-консультанта при составлении «Рабочей программы педагога по предмету», программного и учебно-методического обеспечения.

Маршева Н. Загадочный МПА – это просто и полезно / Н. Маршева // Библиотека в школе. – 2002. – № 2. – С. 4.

Из опыта создания МПА (методико-педагогического аппарата). МПА – это совокупность материалов, представляющих собой нетрадиционный фонд: рефераты, конспекты урока или классного часа, выступления на конференции или сценарий. Все это поможет организовать индивидуальное информирование пользователей.

Главная цель– систематизировать такие материалы и сделать их доступными в читальном зале. Почему в библиотеке?

– Здесь созданы условия для хранения бумажных носителей;

– ведение каталогов и картотек – компетенция библиотекаря;

– работа с МПА в читальном зале гарантирует бережное отношение к ним;

– материалы становятся доступными каждому.

Что дает это самой библиотеке?

– осуществление СБО педагогов;

– пропаганда педагогических знаний;

– увеличение количественных показателей работы библиотеки;

– доплата за дополнительную нагрузку.

Далее – более подробно о составляющих МПА и конкретной работе с ним.

Солтан Л. Г. Новые горизонты сельской библиотеки / Л. Г. Солтан // Школьная. библиотека. – 2004. – № 7. – С. 41.

Создание методического кабинета в школьной библиотеке; тематические картотеки.

Привычная для нас работа: составление библиографии по разным вопросам. Самый лучший вариант – воспользоваться наработками своих коллег, переориентировав на собственные возможности (сделать хотя бы галочки у имеющихся источников). Вот примеры готовых материалов.

Колоскова Н. Экологическое образование : Список публикаций из периодических изданий / Н. Колоскова // Библиотека в школе. – 2005. – № 6. – С. 36.

Сухова Л. Трудное слово «толерантность» : Выборочный список статей / Л. Сухова // Библиотека в школе. – 2004. – № 4. – С. 7.