Точка
зрения
Татьяна Долгощёлова
Работа школьного библиотекаря с
педагогами
Информационно-библиографическое обслуживание
педагогов. Лекция-обзор
Твой ум уклончивый ведет тебя в обход,
Ища проторенных тропинок,
Но ты вступи с ним в поединок:
Дать радость может только взлет.
Э.Верхарн
Передается не сам опыт, а мысль,
выведенная из опыта; используется его основная
идея, причем в новых условиях, новыми средствами,
на новом уровне.
К.Д.Ушинский
Татьяна Николаевна Долгощёлова
директор Информационно-методического
библиотечного центра Архангельского областного
ИППК РО, г. Архангельск |
По мнению исследователя в области
коммуникации Шолтена, для выживания организации
в современном мире фундаментальное значение
имеют два фактора: быть хорошей и быть видимой.
Если с первым фактором более менее нам
ясно, то второе дается нам с трудом. В данном
случае излишняя скромность работает не на наш
имидж.
Что вкладывает ученый в понятие «быть
видимой»? Услуги библиотеки должны быть известны
и видимы.
И от того, насколько грамотно мы с вами
осуществляем коммуникационные процессы, зависит
взаимосвязь внутри ОУ и взаимовыгодное
взаимодействие вне школы.
Конечно, любая библиотека проводит
определенную работу по формированию
коммуникаций внутренней среды, то есть внутри
школы. Но, согласитесь, работа с педагогическим
коллективом школы в большинстве случаев
«западает». Давайте вместе попробуем в этом
вопросе разобраться.
Во-первых, разрешите напомнить, что
школьные библиотеки начали целенаправленно
комплектоваться педагогической литературой ШБ в
соответствии с приказом Министерства
просвещения от 1976 г. «О создании фонда
научно-педагогической литературы» и данный
приказ никто не отменял.
Во-вторых, загляните еще раз в
«Примерное положение о библиотеке
общеобразовательного учреждения» (2004).
В первом разделе («Общие положения»)
есть пункт № 3, где записано: «Обеспеченность
библиотеки учебными, методическими и
справочными документами учитывается при
лицензировании общеобразовательного
учреждения» и продолжает данную мысль раздел
4 – «Организация деятельности библиотек», где
в пункте 19 определена ответственность
руководителя ОУ за систематичность и качество
комплектования фонда в соответствии с
федеральными перечнями учебников и
учебно-методических изданий.
В третьем разделе «Основные функции»
вы тоже найдете немало ссылок на необходимость
работы ШБ с педагогическими кадрами. Например:
– пункт 11 (а) – «для реализации
основных задач библиотека… комплектует
универсальный фонд», куда включается и
педагогическая литература; аккумулирует фонд
документов, создаваемых в ОУ (публикаций и работ
педагогов);
– пункт 11 (б) – «осуществляет
дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников». Это
означает, что библиотека:
1. Выявляет информационные потребности
и удовлетворяет запросы.
2. Создает банк педагогической
информации как основы единой информационной
службы ОУ.
3. Организует доступ к банку
педагогической информации на любых носителях.
4. Осуществляет текущее
информирование.
5. Является базой для проведения
практических занятий по работе с
информационными ресурсами.
Позвольте представить вам опыт
организации информационной образовательной
среды школьной библиотеки из библиотечной и
педагогической периодики.
В идеале
школьная библиотека должна стать координирующим
центром в педагогическом коллективе, способным
вести работу по непрерывному образованию
читателей от детского возраста до
последипломного образования. |
Браже Т. Г. Школьный
библиотекарь как андрагог / Т. Г. Браже // Шк.
библиотека. – 2003. – № 2. – С. 17.
Знакомство с результатами
анкетирования школьных библиотекарей г.
Петербурга на тему «Осмысление деятельности
школьного библиотекаря как андрагога». Выделено
главное – какова роль ШБ в помощи учителю в его
личностном и профессиональном росте и чего не
хватает самому ШБ для выполнения данной роли.
Можно сформулировать темы для профессиональной
учебы ШБ.
Посудите сами, даже минимальное
количество педагогов-пользователей не снимает с
библиотекаря необходимости работать с ними с
учетом принципов андрагогики, науки об
образовании взрослых.
На вопрос: «почему?» педагоги отвечают
так:
– информационная база библиотеки ОУ
значительно шире домашних библиотек;
– не хватает денег и времени на
поездки в другие библиотеки – так называемые
бытовые причины.
В то же время библиотекари осознают,
что знаний по данном вопросу у них явно не
хватает и они хотели бы получать
профессиональные консультации по ряду вопросов;
в их числе:
– формы и методы работы с учителями;
– знакомство с новыми педагогическими
технологиями и использование их в библиотечной
деятельности;
– обзоры новой педагогической
литературы;
– обмен опытом работы со взрослыми
пользователями.
В работе с педагогами библиотекари
должны учитывать право каждого:
– право на построение своего личного
образовательного маршрута;
– на избирательность содержания и
форм самообразования;
– на психологическую комфортность.
Умение удовлетворять различные
запросы ставит перед библиотекарями задачу
адаптации к многочисленным запросам, а это
значит, что необходимо:
– знать свой фонд;
– знать возможности осуществления
запросов вне своей библиотеки;
– уметь предлагать дополнительно
несколько вариантов выполнения запроса.
В идеале школьная библиотека должна
стать координирующим центром в педагогическом
коллективе, способным вести работу по
непрерывному образованию читателей, начиная с
детского возраста и до последипломного
образования.
Новокшонов Ю. Информированный
учитель – образованный ученик :
Педагогические технологии по выявлению и
изучению информационных потребностей в системе
образования / Ю. Новокшонов // Образование и рынок.
– 1998. – № 2. – С. 52.
В материале представлены уровни
деления потребителей по сферам их деятельности;
методы изучения информационных потребностей и
запросов читателей – педагогов: метод
свободного диалога, блиц-тестирование, деловая
игра, использование обратной связи (ИРИ, ДОР, ИО).
Основой любого информационного центра
является фонд. Но в новых условиях уже
недостаточно предлагать педагогам на выбор
только то, что мы имеем. Требуется исходить из
обратного: комплектовать свои фонды на основе
глубокого выявления и изучения запросов и
организовывать информационные услуги, исходя из
потребностей пользователей.
Автор данной статьи предлагает опыт
изучения информационных потребностей и запросов
пользователей. И начинает с формулировки данных
понятий.
Что такое «информационная
потребность» (ИП). Это необходимость получения
информации, соответствующей характеру работы.
«Информационный запрос» (ИЗ) – записанный
текст, выражающий некоторую информационную
потребность.
Но ведь и потребители педагогической
информации также весьма разнообразны, как и их
информационные потребности. Поэтому
целесообразно учитывать интересы групп
пользователей, объединенных по тем или иным
общим признакам.
Коллективные |
Индивидуальные: |
|
в сфере управления |
|
в области пед. науки |
|
в области пед. практики |
Эта градация может быть более
полной с учетом специфики деятельности,
содержания работы, выполняемых функций.
Какими же методами можно изучать ИП?
Для качественного изучения целесообразно
использовать комплексный подход, т.к. возможно
одновременно изучать не только текущие ИП и ИЗ,
но и те, которые можно спрогнозировать на
несколько лет вперед.
Это: метод свободного диалога;
блиц-тестирование; деловая игра; обратная связь
(ИРИ, ДОР, ИОУ).
Краткий сценарий деловой игры
можно предложить использовать в методической
учебе педагогического коллектива.
Галактионова Л. А.
Библиографическое обеспечение педагогического
творчества / Л. А. Галактионова // Библиография. –
2002. – № 5. – С. 19.
Активное информационное поведение
учителя является современным профессиональным
требованием и следствием изменений в
информационной среде. Педагогические библиотеки
должны взять на себя роль информационных центров
по инновационным процессамв образовании.
Причины ясны: методическое обеспечение новых
курсов, программ сильно запаздывает.
Иванова Е. И посредник, и
связующее звено / Е. Иванова // Библиотека в школе.
– 2006. – № 6. – С. 4.
На сегодняшний день библиотекарь
выступает в роли посредника между большим миром
информации и потребностями образовательного
процесса. Автор представляет опыт
информационного наполнения учебных программ с
помощью вовлечения ИТ в учебный процесс;
проведение конкурса методических разработок.
Павлова Н. В. Роль
библиотечно-информационного центра
общеобразовательного учреждения в повышении
информационной культуры педагога как основы его
технологической компетентности : Информационная
культура личности / Н. В. Павлова // Шк. библиотека.
– 2003. – № 8. – С. 62.
Опыт работы БИЦ МОУ «Лицей» г.
Камышлов Свердловской области:
– создание тематической
картотеки для педагогов, организованной в
соответствии с основными группами умений,
актуальных для педагогов, предложенными
профессором Е.И. Пассовым ( предметные,
гностические, проектные, адаптационные,
коммуникативные, мотивационные,
контрольно-аналитические);
– создание тематико-типологической
модели электронного каталога; включает рубрики,
отражающие 5 основных линий содержания
образования национально-регионального
компонента ГОС;
– изменение функции
библиотекаря-консультанта при составлении
«Рабочей программы педагога по предмету»,
программного и учебно-методического
обеспечения.
Маршева Н. Загадочный МПА – это
просто и полезно / Н. Маршева // Библиотека в школе.
– 2002. – № 2. – С. 4.
Из опыта создания МПА
(методико-педагогического аппарата). МПА – это
совокупность материалов, представляющих собой
нетрадиционный фонд: рефераты, конспекты урока
или классного часа, выступления на конференции
или сценарий. Все это поможет организовать
индивидуальное информирование пользователей.
Главная цель– систематизировать
такие материалы и сделать их доступными в
читальном зале. Почему в библиотеке?
– Здесь созданы условия для
хранения бумажных носителей;
– ведение каталогов и картотек –
компетенция библиотекаря;
– работа с МПА в читальном зале
гарантирует бережное отношение к ним;
– материалы становятся доступными
каждому.
Что дает это самой библиотеке?
– осуществление СБО педагогов;
– пропаганда педагогических знаний;
– увеличение количественных
показателей работы библиотеки;
– доплата за дополнительную
нагрузку.
Далее – более подробно о
составляющих МПА и конкретной работе с ним.
Солтан Л. Г. Новые горизонты сельской
библиотеки / Л. Г. Солтан // Школьная. библиотека. –
2004. – № 7. – С. 41.
Создание методического кабинета в
школьной библиотеке; тематические картотеки.
Привычная для нас работа: составление
библиографии по разным вопросам. Самый лучший
вариант – воспользоваться наработками своих
коллег, переориентировав на собственные
возможности (сделать хотя бы галочки у имеющихся
источников). Вот примеры готовых материалов.
Колоскова Н. Экологическое
образование : Список публикаций из периодических
изданий / Н. Колоскова // Библиотека в школе. – 2005.
– № 6. – С. 36.
Сухова Л. Трудное слово
«толерантность» : Выборочный список статей / Л.
Сухова // Библиотека в школе. – 2004. – № 4. – С. 7. |