Взгляд
Елена Баханская, Елена Макарова
Лишняя работа или реальная помощь?
О библиотечном активе в современной
школьной библиотеке
Библиотечная общественность в нашем,
теперь уже 21 веке – какая она? Нужна ли она
современным школьным библиотекам, таким разным,
живущим и выживающим в различных
территориальных, финансовых и других условиях?
Вопрос
Посудите сами, раньше все библиотеки в
обязательном порядке должны были создавать свой
библиотечный совет, отчитываться о его работе,
что-то планировать. В 90-е годы все это тихонечко,
как-то само собой сошло на нет. Но! Остались ведь
школы, которые по-прежнему создают свои
библиотечные советы, потому что привыкли, потому
что умеют это делать и у них есть навыки и
традиции подобной работы. Было бы очень здорово,
если бы коллеги рассказали о своем опыте на
страницах «БШ», поделились практическими
находками, а также проблемами, стоящими перед
ними.
Ведь в наших официальных документах
по-прежнему есть такие слова, как работа с
библиотечной общественностью, библиотечные
советы (см., например, материал В.Груниной
«Система – основа всего», «БШ». – 2003. –
№5 – С. 21 и С. 43). А из песни, как известно, слов
не выкинешь. Так как же спеть нашу библиотечную
«песнь» про нашу же общественность? Ведь вопросы,
как были, так и остались.
Нужен ли школьным библиотекам совет в
современных условиях, когда так развита
индивидуальность, когда каждый за себя?
Действенны ли существующие библиотечные советы?
Какую конкретную пользу они приносят школьным
библиотекам, какие проблемы с их помощью
решаются? В чем их реальная сила и действенность?
Что им мешает работать? Библиотечный совет в
современной школе – это благо или никчемный
балласт? А если все же существует жизненная
необходимость в подобной общественной
организации, то как приступить к ее созданию? Как
библиотеке привлечь на свою сторону помощников,
друзей, администрацию? Последний вопрос многих
особенно интересует.
Статья подготовлена при поддержке информационного портала «POREMONTU.ru». Если вы затеяли ремонт в своей квартире или офисе, то для успешного завершения его требуется усердие и знания в области ремонта. На сайте, расположенном по адресу www.PoRemontu.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать как правильно пользоваться пропиткой антисептиками, какое использовать освещение, мебель, покрытия и многое другое. Информационный портал «POREMONTU.ru» постоянно обновляется, поэтому вы всегда сможете найти новые и интересные статьи про ремонт.
Действительно важно знать,
как реально работают наши коллеги со своей
общественностью – детьми, учителями,
родителями. Как ищут (или «отлавливают»)
спонсоров и добровольцев. Как практически
ведется эта работа, такая невидимая окружающим,
обыденная и нужная.
Елена Макарова, зав. библиотекой
средней школы № 1302, Москва
От редакции. Хорошие вопросы без
ответов, как правило, не остаются. Подтверждение
тому – еще одно письмо, которое мы получили сразу
вслед за первым. Что это? Просто совпадение? Или
вопросы, поставленные Еленой Макаровой, как и
многие другие, действительно ищут тех, кто на них
ответит?
Ответ
Формирование библиотечного актива –
одна из задач библиотеки образовательного
учреждения. Это привлечение читателей (в т.ч.
учащихся и родительской общественности) к
управлению библиотекой, их участие в работе
совещательного органа – библиотечного совета и
актива читателей.
Библиотечный актив – это одна из
перспективных форм работы с читателями,
установление доверительного контакта с
ребенком. Кружковцы до окончания школы остаются
первыми помощниками и друзьями библиотеки.
Цель работы библиотечного актива –
пропаганда книги, развитие творческих
способностей ребенка.
Предлагаем
обсудить эту проблему всем школьно-библиотечным
миром на страницах «БШ», высказать собственное
мнение по этим вопросам, а также задать свои. И
попытаться ответить на поставленный вопрос –
нужны нам эти активы, или мы и так хорошо
справляемся?
|
В распоряжении библиотекаря
большой выбор средств и методов для достижения
этой цели. И в первую очередь наш главный
инструмент – книга.
Библиотекарь должен дать ребятам и
родителям понятие о библиотеке вообще и
библиотечной деятельности. Главное, чтобы дети
поняли, что библиотечная профессия многогранна и
требует серьезной подготовки.
Актив может выполнять самую
разнообразную работу: обрабатывать и
расставлять книги, проверять фонд,
организовывать книжные выставки, ухаживать за
цветами, работать с задолжниками, рекламировать
деятельность библиотеки, распространять
информационные листки со списком книг,
необходимых библиотеке, оформлять закладки.
В течение года активисты помогают
раздавать учебники по классам и следят за их
сохранностью, выпускают стенгазеты, участвуют в
работе «Книжкиной больницы», рекламируют
книжные новинки, помогают библиотекарю в
проведении библиотечных мероприятий.
Компьютеризация библиотек
образовательных учреждений увеличила нагрузку
на работника библиотеки и предъявила к нему
немалые требования. Ребята из библиотечного
актива могут оказать помощь в освоении приемов
работы с компьютером, с информацией, в наборе и
редактировании текстов.
По рекомендации библиотекаря ребята
из актива готовят обзоры книг. Дети зачастую
выделяют такие аспекты произведений, которые
остаются незамеченными взрослыми. После таких
обзоров интерес к чтению растет, заметно
увеличивается посещаемость библиотеки, а порой
на рекомендованные книги устанавливается
очередь, так как читательский спрос превосходит
возможности библиотеки.
Большую работу могут выполнять ребята,
проходящие летнюю практику на базе библиотеки.
Это ремонт книг и учебников, выявление
задолжников по классам, помощь в проведении
ремонта в библиотеке.
Вся работа
библиотечного актива проводится по плану работы,
составленному на год, а его собрания проходят 1–2
раза в месяц. Заведующая библиотекой подводит
итоги работы актива, анализируя проведенные
активистами обзоры новинок литературы,
обсуждения книг, викторины.
В результате совместной работы
устанавливается более тесный контакт с ребятами,
формируется отношение современных детей к
профессии библиотекаря. Они оценивают не только
профессиональные и деловые качества
библиотекаря, но и человеческие:
доброжелательность, тактичность, любовь к детям
и книгам.
Любовь к детям, творческий подход
позволяют создать в библиотеке творческую
атмосферу, окрашенную добром и искренностью, в
частности и потому, что активисты освобождают
библиотекаря от некоторых видов работ, у
библиотекаря появляется больше времени для
творчества.
Работа библиотечного актива не только
должна помочь в работе школьного библиотекаря,
но и позволит лучше понять современного
читателя-школьника, выявить его потребности,
узнать мнения по разным проблемам и вопросам.
Использование библиотечного актива
должно повысить эффективность деятельности
библиотеки, направленной на реализацию задач
эстетического, патриотического, духовного,
нравственного воспитания школьников, выполнения
воспитательной задачи школы.
Елена Баханская, методист ОМЦ окружного
управления образованием Северо-Западного округа
Москвы |