Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2007


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ

Библиография

Тамара Кардановская

Ваш методический фонд

Список брошюр – приложений к нашим газетам за 2005–2006 годы*

Общее направление (продолжение)

Здоровье детей

Общая редакция серии “Здоровье детей” Н.В.Семина.

Вайнер Э. Как сохранить здоровье учеников : Методические разработки для учителей / Эдуард Наумович Вайнер, Ирина Анатольевна Растворцева. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 2 (8)).

Образовательный процесс может ухудшить здоровье учащихся, однако профессионализм учителя позволяет снизить риск этого ухудшения. Анализ литературных источников, отечественной и зарубежной практики, а также собственный опыт позволяют авторам очертить основные проблемы, которые возникают перед педагогом, когда он хочет учить детей так, чтобы не ухудшить их здоровье.

Дети специальной медицинской группы : Примерная программа уроков физкультуры / И. С. Ганзен, Н. В. Кузнецова, Л. В. Жоглева и др. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 2).

В брошюре даны необходимые сведения о специальной и общей физической подготовке, а также комплексы упражнений для детей школьного возраста, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Жуйков Е. Давай посмотрим на мир : Образовательная программа по охране зрения / Евгений Викторович Жуйков. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 4).

В брошюре собраны интересные данные об эволюции зрения, строении человеческого глаза и мерах по предупреждению и лечению различных заболеваний. Руководство для социальных педагогов, педагогов-психологов, классных руководителей, воспитателей образовательных учреждений для проведения внеклассных занятий в 1–11-х классах.

Кесаревская Л. Комплексы оздоровительных упражнений для школьников : Методическое пособие / Людмила Николаевна Кесаревская. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 5 (11)).

Брошюра содержит оригинальные комплексы упражнений оздоровительной гимнастики, которые можно использовать на уроках физкультуры в школе.

Курбатов А. Культура дыхания : комплексы упражнений для школьников / Андрей Всеволодович Курбатов, Людмила Анатольевна Курбатова. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 6 (12)).

Брошюра содержит оригинальные комплексы упражнений для развития правильного дыхания на уроках музыки, физкультуры, занятиях хоровым пением и т.д.

Копылов Ю. Физкультурно-оздоровительное занятие в общеобразовательной школе : 5–11 классы / Юрий Анатольевич Копылов, Нина Васильевна Полянская. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 5).

Авторы брошюры обосновывают необходимость физкультурно-оздоровительного занятия в середине учебного дня, дают четкие рекомендации о планировании, содержании и методике проведения таких занятий для учащихся 5–11-х классов.

Лаптева Л. Красивая улыбка : Образовательная программа для младших школьников / Людмила Лаптева, Эдит Кузьмина. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 4 (10)).

Учебно-методическое пособие посвящено актуальной проблеме – гигиеническому воспитанию школьников, целью которого является сохранение стоматологического здоровья детей.

Образовательная программа для младших школьников содержит начальные знания о строении зубочелюстной системы человека, рассказывает о методах и средствах ухода за полостью рта.

Рассматриваются также вопросы рационального питания современного человека.

Пособие подготовлено для учителей младших классов.

Мирская Н. Нарушение осанки. Типичные ситуации / Наталия Борисовна Мирская. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 3).

Сборник содержит информацию по профилактике нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА) у детей и подростков в условиях общеобразовательной школы. Адресован учителям биологии, физического воспитания и ОБЖ.

Профилактика ВИЧ/СПИДа в школе. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 3 (9)).

Методическое пособие для проведения первичной профилактической работы по проблеме СПИДа среди школьников. Данное пособие предназначено для преподавателей школ, заинтересованных в сохранении здоровья подростков.

Профилактика наркомании в школе / [А. Егоров, И. Ким, В. Родионов, А. Сергеев и др.]. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 1).

В сборнике педагоги найдут необходимые сведения, темы и сценарии для проведения уроков и внеклассных мероприятий по профилактике вредных привычек.

Смирнов Н. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья / Никита Константинович Смирнов. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 6).

Текст брошюры представляет собой отредактированные фрагменты книги профессора Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы». – М. : АРКТИ, 2003.

Целебная сила движений : Физкультминутки и подвижные игры в школе / сост. Наталья Борисовна Мирская. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 1 (7)).

Брошюра содержит комплексы упражнений для проведения физкультминуток на уроках и подвижные игры, в которые можно играть во время перемен и после уроков. Адресована преподавателям общеобразовательных школ.

Спорт в школе

Арутюнян Т. Г. Школьник-призывник : Образовательная программа по физическому воспитанию / Тигран Гарриевич Арутюнян, Александр Николаевич Савчук ; общ. ред. серии О.М. Леонтьева. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 1 (7)).

Образовательная программа по физическому воспитанию «Школьник-призывник», описанная в данной брошюре, была разработана и апробирована авторами в школах г. Красноярска. Учебный материал предлагается использовать в общеобразовательных учебных заведениях в качестве программы по дополнительному образованию старших школьников.

Баула Н. П. Баскетбол: тактика игры : 5–6 классы / Николай Петрович Баула, Владимир Иванович Кучеренко ; общ. ред. серии Н.В. Школьникова. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 1).

Не совсем простое это дело – научить ребенка играть в баскетбол технично, как говорят спортсмены. Иными словами, прежде чем играть, он должен овладеть приемами игры, начальными игровыми тактическими действиями. Помочь в этом учителю и призвана брошюра, которую мы предлагаем вашему вниманию. Здесь вы найдете разнообразные подходящие упражнения и тактические схемы.

Верхлин В. Н. Введение в тему “Баскетбол” в начальной школе : Методические рекомендации / Виктор Николаевич Верхлин ; общ. ред. серии О.М. Леонтьева. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 5).

Каждый учебный год учителю физкультуры приходится словно заново начинать работу над темами, определенными школьной программой: легкая атлетика, спортивные игры, гимнастика... Вашему вниманию предлагаются подробные разработки первых уроков по теме «Баскетбол» в начальной школе. В них автор использует оригинальные рассказы, обсуждая которые, дети не только вспоминают то, чем занимались раньше, но и знакомятся с историей этого вида спорта.

Егоров А. В. Как научить играть в шашки? / Анатолий Вадимович Егоров ; общ. ред. серии О.М. Леонтьева. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 2).

Шашки – один из немногих видов спорта, который доступен каждому ребенку и любим детьми. Эта брошюра поможет научить играть в шашки тех, кто почти ничего о них не знает, – начинающих игроков. Ее автор, Анатолий Вадимович Егоров, – один из лучших детских тренеров по шашкам и шахматам в России. Его методика не рассчитана на одаренных детей. Напротив, он убежден: занимаясь шашками, каждый ребенок сможет стать одаренным.

Егоров А. В. Как научить играть в шашки? [: Продвинутый этап] / Анатолий Вадимович Егоров ; общ. ред. серии О.М. Леонтьева. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 3).

Брошюра поможет глубже проникнуть в таинства этой интереснейшей игры, развить полученные ранее навыки и выйти вместе со своими учениками на более высокий уровень мастерства. Задания, разобранные здесь, рекомендуется использовать для углубленного изучения мастерства игры в шашки. А рекомендации помогут лучше организовать не только сами занятия, но и школьные шашечные турниры.

Копылов Ю. А. Третий урок физической культуры в начальной школе : Методические рекомендации / Юрий Александрович Копылов, Виктор Николаевич Верхлин ; общ. ред. серии О.М. Леонтьева. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 4).

Методические разработки, сделанные сотрудником Института возрастной физиологии и преподавателем физической культуры и апробированные в московских школах можно использовать при планировании и проведении третьего (оздоровительного) урока физической культуры в начальной школе, а также при проведении внеклассных мероприятий для детей разного возраста. Представленные рекомендации и конкретные методики проведения подвижных игр помогут учителю физической культуры так организовать работу с детьми, чтобы каждый урок стал увлекательным, интересным, не похожим на все другие.

Кошанов А. И. Начальное обучение плаванию / Александр Иванович Кошанов ; общ. ред. серии О.М. Леонтьева. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 3 (9)).

Данная брошюра написана Александром Кошановым, тренером-преподавателем по плаванию с многолетним стажем специально для начинающих тренеров, а точнее – для того, чтобы помочь сыну, студенту факультета физической культуры МШУ, сдать теоретический и практический курсы по плаванию. Материал изложен в доступной форме, может быть использован при обучении плаванию в общеобразовательных школах.

Лепешкин В. А. Лапта : Обучение тактике игры / Виктор Александрович Лепешкин ; общ. ред. серии О.М. Леонтьева. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 5 (11)).

Лапта – старый, но почти забытый вид спорта, который в современных условиях начал развиваться в общеобразовательных школах: инвентарь для игры необходим самый простой, его можно изготовить и самим, а игра увлекательная, интересная, ребятам нравится. Однако для того, чтобы команда выигрывала, мало научить детей бить битой по мячу, – уверен автор этой брошюры. На тренировках он обучает своих воспитанников тактике игры и делится опытом с коллегами.

Муратова Л. В. Суставная гимнастика / Лариса Валентиновна Муратова ; общ. ред. серии О. М. Леонтьева. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 6 (12)).

Дополнительный выбор спортивно-оздоровительных дисциплин для изучения на уроках физической культуры в школе во многом зависит от позиции учителя. Освоение упражнений суставной гимнастики учащимися всех возрастных групп – это путь к осознанным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями, к поддержанию высокой активности, сохранению и укреплению здоровья.

Титова Т. М. Волейбол : Развитие физических качеств и двигательных навыков в игре / Татьяна Михайловна Титова, Татьяна Валентиновна Степанова ; общ. ред. серии О.М. Леонтьева. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 2 (8)).

Старшеклассники – наименее заинтересованное в занятиях физкультурой и спортом школьное звено. Изменить ситуацию, по мнению авторов, можно, предоставив учащимся самостоятельно выбирать вид спорта, на основе которого в школе будут решаться задачи развития физической активности, укрепления здоровья, повышения интереса к спортивной жизни в целом. Одна из самых доступных для всех учащихся в этом плане дисциплин – волейбол.

Титова Т. М. Оздоровительная аэробика для девушек старших классов : Методические рекомендации / Татьяна Михайловна Титова ; общ. ред. серии О.М. Леонтьева. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 6).

Методические разработки, предложенные учителем физического воспитания, в течение ряда лет успешно реализуются в работе со старшеклассницами. Это, главным образом, обусловливается тем, что аэробика как форма двигательной активности наиболее привлекательна для девушек, так как отвечает их стремлению быть стройными, красивыми и спортивными, способствует повышению их интереса к занятиям физкультурой и спортом. Данная программа, предложенная как вариативная часть, может использоваться и для секционных занятий во внеурочное время.

Титова Т. М. Физическая культура в специальной медицинской группе : Организация занятий со старшеклассниками / Татьяна Михайловна Титова, Татьяна Валентиновна Степанова, Владимир Львович Чудов; общ. ред. серии О.М. Леонтьева. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 4 (10)).

Методические разработки по проведению занятий со старшеклассниками в СМГ – это попытка не только обобщить и систематизировать свой опыт работы в данном направлении, но и показать, насколько возможным и результативным может быть использование и сочетание хорошо известных и одновременно разных по своей направленности систем упражнений.

Младший возраст

Дошкольное образование

Общая редакция серии “Дошкольное образование” М.С.Аромштам.

Алямовская В. Физкультура в детском саду : Теория и методика организации физкультурных мероприятий / Вера Алямовская. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование». Вып. 3).

Данная брошюра посвящена вопросам теории и методики физического воспитания дошкольников. Материал изложен системно и методически четко. Педагоги найдут здесь полезные рекомендации по проведению различных физкультурных мероприятий.

Аромштам М. Дети смотрят мультфильмы : Психолого-педагогические заметки. Практика «производства» мультфильмов в детском саду / Марина Аромштам. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование». Вып. 2 (8)).

В брошюре рассматривается психологический феномен пристрастия детей к мультфильмам и очерчиваются возможные линии педагогической стратегии по отношению к этому явлению. Практики найдут для себя советы по созданию мультфильмов вместе с детьми в “домашних” условиях.

Материал будет интересен педагогам и психологам, работающим с дошкольниками, домашним воспитателям и родителям.

Букатов В. Социоигровая педагогика в детском саду : Из опыта работы воспитателей / Вячеслав Букатов. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование». Вып. 4 (10)).

Вячеслав Михайлович Букатов, доктор педагогических наук, известен педагогической общественности как разработчик и пропагандист методов “режиссуры урока”. В его педагогической копилке есть методы и приемы, которые с успехом применяют педагоги дошкольных классов. Каждый, имеющий отношение к детскому саду, с интересом познакомится с живым опытом своих коллег, описанным Букатовым, и сможет позаимствовать для своей работы новые методы и приемы, стимулирующие активность детей на занятиях и на праздниках.

Глозман А. Учите мальчишек мастерить : Уроки мастера / Александр Глозман. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование». Вып. 1 (7)).

Как учить мальчиков настоящим мужским делам, даже если они еще дошкольники?

В брошюре представлена система занятий по знакомству детей 5–7 лет со столярным делом. Занятия могут быть организованы в детском саду и в учреждениях дополнительного образования. Многие советы пригодятся и родителям маленьких мужчин.

Земскова-Названова Л. Люби и знай родной свой край : Занятия по краеведению с малышами / Людмила Ивановна Земскова-Названова. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование». Вып. 6 (12)).

В брошюре рассказывается о том, как учить дошколят составлять планы и читать карты. Эти занятия, по мнению автора, талантливого и яркого педагога Людмилы Названовой, очень полезны как для развития пространственных представлений и пространственного восприятия ребенка, так и для его интеллектуального развития в целом.

Брошюра будет полезна всем, кто занимается со старшими дошкольниками в детском саду, при школах и домах творчества, а также – дома.

Звонкин А. Домашняя школа для дошкольников / Александр Звонкин [; коммент. Вадима Левина]. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование». Вып. 1).

Книга доктора физико-математических наук, профессора университета г. Бордо Александра Звонкина, посвящена проблемам обучения дошкольников математике. Подходы автора оригинальны и основаны на психологических представлениях о развитии ребенка, в частности, опираются на теорию Ж.Пиаже (развитие познавательных способностей детей). Книга будет интересна педагогам, психологам и родителям – всем, кто интересуется воспитанием детей дошкольного возраста.

Копцев В. Волшебная бумага / Виктор Копцев. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование». Вып. 2).

В брошюре представлены варианты работы с бумагой и образцы оригинальных поделок из этого материала. В основе бумажного моделирования – концепция кандидата педагогических наук Виктора Копцева о художественном преобразовании пространства.

Материал будет полезен в работе воспитателей детских садов со старшими дошкольниками, на занятиях кружка по конструированию из бумаги, для организации семейного досуга.

Кошута Л. Про кошек, мышей и собак : Сценарий музыкально-поэтического представления для детей от 5 лет / Людмила Кошута. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование». Вып. 6).

Предлагаем вашему вниманию сценарий музыкально-поэтического спектакля Людмилы Кошуты «Про кошек, мышей и собак» с оригинальными песнями автора. Этот спектакль можно разыгрывать и на Масленицу, и первого апреля, в День смеха, и на празднике, посвященном домашним питомцам, а также на любом другом, когда вы хотите пошутить и вволю посмеяться. Спектакль адресован детям от 5 лет. Роли могут исполнять как дети, так и взрослые актеры.

Кузьменкова Е. Воспитание будущего читателя : Литературно-художественное развитие детей 3–5 лет / Елена Кузьменкова, Галина Рысина. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование». Вып. 4).

Книга Елены Кузьменковой и Галины Рысиной представляет собой оригинальную методику приобщения малышей дошкольного возраста к миру Книги. Методика предполагает не только знакомство детей с литературными произведениями, но и активное “проживание” детьми своих впечатлений через рисование, лепку, аппликацию и драматизацию. Методика будет интересна всем, кто работает с дошкольниками и ставит перед собой задачи их культурного развития.

Растимешин Д. Детский сад как автономная некоммерческая организация: нормативно-правовые аспекты : К вопросу о реорганизации ДОУ в МАНО / Дмитрий Растимешин. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование». Вып. 3 (9)).

Брошюра посвящена нормативно-правовым аспектам возможного изменения организационной формы детских садов. С этими изменениями педагогические коллективы могут столкнуться уже в ближайшее время: дошкольные образовательные учреждения должны будут превратиться в автономные некоммерческие организации. Материалы брошюры помогут педагогам и руководителям встретиться с директивной волей учредителя во всеоружии, а возможно – и проявить инициативу в вопросах перехода из формы ДОУ в форму АНО.

Рыжова Н. Альпийская горка в детском саду / Наталья Рыжова. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование». Вып. 5 (11)).

Участок детского сада – важнейшая часть образовательной среды детского сада. Альпийская горка – замечательный способ разнообразить ландшафт территории и обогатить его новыми видами растений. Горка служит и украшением, и местом для экспериментов и наблюдений за растениями.

О том, как создать альпийскую горку на участке детского сада, рассказывает доктор педагогических наук, автор известной программы «Наш дом – природа» Наталья Рыжова.

Ярославцева И. Кукловедение для малышей : Основы кукловедения в детском саду / Инна Ярославцева. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование». Вып. 5).

В брошюре представлены материалы по организации занятий кукольного театра в детском саду, отличающиеся нетрадиционными подходами к этому виду деятельности. В основе разработок – программа Юрия Бабина «Практическая работа с куклой в детском коллективе». Программа переработана для детей дошкольного возраста, предполагает знакомство с театральными куклами и обучение начальному кукловедению.

Начальная школа

Общая редакция серии “Начальная школа” М.В.Соловейчик.

Жадобко Е. Б. Культурные растения. Домашние животные : Познавательные задачи и вопросы / Елена Борисовна Жадобко. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». Вып. 3).

Основная цель брошюры – оказать помощь педагогу в том, чтобы заинтересовать учащихся на уроках по ознакомлению с окружающим миром материалом о культурных растениях и домашних животных, активизировать мышление младших школьников, развивать их познавательный интерес.

Зайцева С. А. Моделирование простых текстовых задач / Светлана Анатольевна Зайцева, Ирина Ивановна Целищева. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». Вып. 4).

Пособие помогает педагогу научить детей грамотно решать простые текстовые задачи, используя прием моделирования – замену действий с реальными предметами действиями с их графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами и т.д.

Зайцева С. А. Решение составных задач на уроках математики / Светлана Анатольевна Зайцева, Ирина Ивановна Целищева. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». Вып. 1 (7)).

Пособие помогает педагогу научить детей решать составные текстовые задачи, используя прием моделирования – замену действий с реальными предметами действиями с их графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами и т.д.

Костылева О. Г. Учись быть вежливым : 1 класс / О. Г. Костылева, И. Г. Лукина. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». Вып. 6 (12)).

В брошюре представлен цикл внеклассных занятий воспитательной направленности для учеников 1-го класса. В занимательной форме педагог может помогать детям усваивать основные нравственно-этические нормы поведения.

Кудейко М. В. Игры в летнем оздоровительном лагере / Михаил Викентьевич Кудейко. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». Вып. 2).

В брошюре представлены разработки игр, которые помогут педагогу организовать отдых детей в летнем лагере.

Материал будет полезен не только учителям, но и воспитателям ГПД для развития детей.

Николаенкова Е. И. Тесты по русскому языку : 2 класс / Елена Ивановна Николаенкова. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». Вып. 5).

Цель тестов – дать учителю начальных классов систематизированный проверочный материал по всем основным темам программы русского языка для 2-го класса. Задания в сборнике расположены в такой же последовательности, что и материал учебника Т.Г.Рамзаевой.

Пасынок Ю. Ю. Словарная работа во 2 классе / Юлия Юрьевна Пасынок. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». Вып. 1).

Пособие поможет учителю с минимальными затратами времени организовать проведение словарной работы, создаст основу для последующей языковой практики учащихся, поможет разнообразить работу на уроке, повысить внимание к слову. А первоначальное ознакомление младших школьников с элементами лексикологии (синонимия, антонимия, фразеология) поможет учителю среднего звена проводить углубленную и систематическую работу над словом как лексической единицей, обеспечит систему преемственности двух ступеней обучения.

Прощание с начальной школой : Сценарии праздников [/ Наталья Толстогузова, Лариса Балдова, Ирина Валеева]. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». Вып. 6).

В сборник вошли три сценария праздника прощания с начальной школой.

Окончание начальной школы – важная веха в жизни детей, а организация любого праздника в младших классах – дело непростое. Если в этот день вы хотите не просто вручить детям памятные грамоты и подарки, а устроить целое представление, то этот материал – для вас.

Саломатина Л. С. Имя существительное : Творческие задания / Лариса Сергеевна Саломатина. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». Вып. 2 (8)).

В брошюре подобраны творческие задания по теме «Имя существительное». Задания распределены по трем уровням: словарный, морфолого-синтаксический, уровень текста.

Учитель, в зависимости от подготовки детей и программы, по которой работает класс, может использовать те или иные задания, необходимые ему на уроке.

Синцова А. А. Занятия по развитию речи : 3 класс / Александра Андреевна Синцова. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». Вып. 5 (11)).

Материал брошюры предназначен для занятий по развитию речи с учениками 3-го класса и направлен на расширение словарного запаса, развитие орфографической зоркости и воспитание самостоятельности при выборе работы.

Тихомирова Е. М. Животноводство родного края / Елена Михайловна Тихомирова. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». Вып. 3 (9)).

Материал, изложенный в данной брошюре, невозможно преподнести детям на одном уроке. Но учебный курс “Мир вокруг нас” построен таким образом, что дети знакомятся с темой с 1-го по 4-й класс. Равномерно распределив предложенный материал на четыре года обучения, к окончанию начальной школы педагог может сформировать у детей достаточно широкое представление о животноводстве родного края.

Языканова Е. В. Учись учиться : Развивающие занятия для младших школьников / Елена Вячеславовна Языканова. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». Вып. 4 (10)).

Вашему вниманию предлагается курс развивающих занятий для младших школьников, который включает игры и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления.

Работать с предложенными заданиями можно на факультативах, в группах продленного дня. Отдельные задания педагог может использовать на уроках русского языка и математики.

Данное пособие можно рекомендовать родителям, которые уделяют внимание интеллектуально-логическому развитию детей.

Продолжение читайте, пожалуйста, в следующих номерах.

__________________

*Продолжение. Начало читайте, пожалуйста, в № 04–2007.