Библиография
Тамара Кардановская
Ваш методический фонд
Список брошюр – приложений к нашим газетам за
2005–2006 годы*
Общее направление (продолжение)
Здоровье детей
Общая редакция серии “Здоровье
детей” Н.В.Семина.
Вайнер Э. Как сохранить здоровье
учеников : Методические разработки для учителей /
Эдуард Наумович Вайнер, Ирина Анатольевна
Растворцева. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: табл.]
– (Библиотечка «Первого сентября», серия
«Здоровье детей». Вып. 2 (8)).
Образовательный процесс может
ухудшить здоровье учащихся, однако
профессионализм учителя позволяет снизить риск
этого ухудшения. Анализ литературных источников,
отечественной и зарубежной практики, а также
собственный опыт позволяют авторам очертить
основные проблемы, которые возникают перед
педагогом, когда он хочет учить детей так, чтобы
не ухудшить их здоровье.
Дети специальной медицинской группы
: Примерная программа уроков физкультуры / И. С.
Ганзен, Н. В. Кузнецова, Л. В. Жоглева и др. – М. :
Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка
«Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып.
2).
В брошюре даны необходимые сведения
о специальной и общей физической подготовке, а
также комплексы упражнений для детей школьного
возраста, отнесенных по состоянию здоровья к
специальной медицинской группе.
Жуйков Е. Давай посмотрим на мир :
Образовательная программа по охране зрения /
Евгений Викторович Жуйков. – М. : Чистые пруды, 2005.
– 32 с. [: табл.] – (Библиотечка «Первого сентября»,
серия «Здоровье детей». Вып. 4).
В брошюре собраны интересные данные
об эволюции зрения, строении человеческого глаза
и мерах по предупреждению и лечению различных
заболеваний. Руководство для социальных
педагогов, педагогов-психологов, классных
руководителей, воспитателей образовательных
учреждений для проведения внеклассных занятий в
1–11-х классах.
Кесаревская Л. Комплексы
оздоровительных упражнений для школьников :
Методическое пособие / Людмила Николаевна
Кесаревская. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. –
(Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье
детей». Вып. 5 (11)).
Брошюра содержит оригинальные
комплексы упражнений оздоровительной
гимнастики, которые можно использовать на уроках
физкультуры в школе.
Курбатов А. Культура дыхания :
комплексы упражнений для школьников / Андрей
Всеволодович Курбатов, Людмила Анатольевна
Курбатова. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. –
(Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье
детей». Вып. 6 (12)).
Брошюра содержит оригинальные
комплексы упражнений для развития правильного
дыхания на уроках музыки, физкультуры, занятиях
хоровым пением и т.д.
Копылов Ю.
Физкультурно-оздоровительное занятие в
общеобразовательной школе : 5–11 классы / Юрий
Анатольевич Копылов, Нина Васильевна Полянская.
– М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: табл.] –
(Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье
детей». Вып. 5).
Авторы брошюры обосновывают
необходимость физкультурно-оздоровительного
занятия в середине учебного дня, дают четкие
рекомендации о планировании, содержании и
методике проведения таких занятий для учащихся
5–11-х классов.
Лаптева Л. Красивая улыбка :
Образовательная программа для младших
школьников / Людмила Лаптева, Эдит Кузьмина. – М. :
Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка
«Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 4
(10)).
Учебно-методическое пособие
посвящено актуальной проблеме – гигиеническому
воспитанию школьников, целью которого является
сохранение стоматологического здоровья детей.
Образовательная программа для
младших школьников содержит начальные знания о
строении зубочелюстной системы человека,
рассказывает о методах и средствах ухода за
полостью рта.
Рассматриваются также вопросы
рационального питания современного человека.
Пособие подготовлено для учителей
младших классов.
Мирская Н. Нарушение осанки.
Типичные ситуации / Наталия Борисовна Мирская. –
М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотечка
«Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып.
3).
Сборник содержит информацию по
профилактике нарушений и заболеваний
опорно-двигательного аппарата (ОДА) у детей и
подростков в условиях общеобразовательной
школы. Адресован учителям биологии, физического
воспитания и ОБЖ.
Профилактика ВИЧ/СПИДа в школе. – М. :
Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка
«Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 3
(9)).
Методическое пособие для проведения
первичной профилактической работы по проблеме
СПИДа среди школьников. Данное пособие
предназначено для преподавателей школ,
заинтересованных в сохранении здоровья
подростков.
Профилактика наркомании в школе / [А.
Егоров, И. Ким, В. Родионов, А. Сергеев и др.]. – М. :
Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка
«Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып.
1).
В сборнике педагоги найдут
необходимые сведения, темы и сценарии для
проведения уроков и внеклассных мероприятий по
профилактике вредных привычек.
Смирнов Н. Как обучать школьников
без ущерба для их здоровья / Никита
Константинович Смирнов. – М. : Чистые пруды, 2005. –
32 с. [: табл.] – (Библиотечка «Первого сентября»,
серия «Здоровье детей». Вып. 6).
Текст брошюры представляет собой
отредактированные фрагменты книги профессора
Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие
образовательные технологии в работе учителя и
школы». – М. : АРКТИ, 2003.
Целебная сила движений :
Физкультминутки и подвижные игры в школе / сост.
Наталья Борисовна Мирская. – М. : Чистые пруды, 2006.
– 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября»,
серия «Здоровье детей». Вып. 1 (7)).
Брошюра содержит комплексы
упражнений для проведения физкультминуток на
уроках и подвижные игры, в которые можно играть
во время перемен и после уроков. Адресована
преподавателям общеобразовательных школ.
Спорт в школе
Арутюнян Т. Г. Школьник-призывник :
Образовательная программа по физическому
воспитанию / Тигран Гарриевич Арутюнян,
Александр Николаевич Савчук ; общ. ред. серии О.М.
Леонтьева. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] –
(Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в
школе». Вып. 1 (7)).
Образовательная программа по
физическому воспитанию «Школьник-призывник»,
описанная в данной брошюре, была разработана и
апробирована авторами в школах г. Красноярска.
Учебный материал предлагается использовать в
общеобразовательных учебных заведениях в
качестве программы по дополнительному
образованию старших школьников.
Баула Н. П. Баскетбол: тактика игры :
5–6 классы / Николай Петрович Баула, Владимир
Иванович Кучеренко ; общ. ред. серии Н.В.
Школьникова. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. –
(Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в
школе». Вып. 1).
Не совсем простое это дело – научить
ребенка играть в баскетбол технично, как говорят
спортсмены. Иными словами, прежде чем играть, он
должен овладеть приемами игры, начальными
игровыми тактическими действиями. Помочь в этом
учителю и призвана брошюра, которую мы
предлагаем вашему вниманию. Здесь вы найдете
разнообразные подходящие упражнения и
тактические схемы.
Верхлин В. Н. Введение в тему
“Баскетбол” в начальной школе : Методические
рекомендации / Виктор Николаевич Верхлин ; общ.
ред. серии О.М. Леонтьева. – М. : Чистые пруды, 2005. –
32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия
«Спорт в школе». Вып. 5).
Каждый учебный год учителю
физкультуры приходится словно заново начинать
работу над темами, определенными школьной
программой: легкая атлетика, спортивные игры,
гимнастика... Вашему вниманию предлагаются
подробные разработки первых уроков по теме
«Баскетбол» в начальной школе. В них автор
использует оригинальные рассказы, обсуждая
которые, дети не только вспоминают то, чем
занимались раньше, но и знакомятся с историей
этого вида спорта.
Егоров А. В. Как научить играть в
шашки? / Анатолий Вадимович Егоров ; общ. ред.
серии О.М. Леонтьева. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с.
: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия
«Спорт в школе». Вып. 2).
Шашки – один из немногих видов
спорта, который доступен каждому ребенку и любим
детьми. Эта брошюра поможет научить играть в
шашки тех, кто почти ничего о них не знает, –
начинающих игроков. Ее автор, Анатолий Вадимович
Егоров, – один из лучших детских тренеров по
шашкам и шахматам в России. Его методика не
рассчитана на одаренных детей. Напротив, он
убежден: занимаясь шашками, каждый ребенок
сможет стать одаренным.
Егоров А. В. Как научить играть в
шашки? [: Продвинутый этап] / Анатолий Вадимович
Егоров ; общ. ред. серии О.М. Леонтьева. – М. :
Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка
«Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 3).
Брошюра поможет глубже проникнуть в
таинства этой интереснейшей игры, развить
полученные ранее навыки и выйти вместе со своими
учениками на более высокий уровень мастерства.
Задания, разобранные здесь, рекомендуется
использовать для углубленного изучения
мастерства игры в шашки. А рекомендации помогут
лучше организовать не только сами занятия, но и
школьные шашечные турниры.
Копылов Ю. А. Третий урок физической
культуры в начальной школе : Методические
рекомендации / Юрий Александрович Копылов,
Виктор Николаевич Верхлин ; общ. ред. серии О.М.
Леонтьева. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: ил.] –
(Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в
школе». Вып. 4).
Методические разработки, сделанные
сотрудником Института возрастной физиологии и
преподавателем физической культуры и
апробированные в московских школах можно
использовать при планировании и проведении
третьего (оздоровительного) урока физической
культуры в начальной школе, а также при
проведении внеклассных мероприятий для детей
разного возраста. Представленные рекомендации и
конкретные методики проведения подвижных игр
помогут учителю физической культуры так
организовать работу с детьми, чтобы каждый урок
стал увлекательным, интересным, не похожим на все
другие.
Кошанов А. И. Начальное обучение
плаванию / Александр Иванович Кошанов ; общ. ред.
серии О.М. Леонтьева. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с.
[: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия
«Спорт в школе». Вып. 3 (9)).
Данная брошюра написана Александром
Кошановым, тренером-преподавателем по плаванию с
многолетним стажем специально для начинающих
тренеров, а точнее – для того, чтобы помочь сыну,
студенту факультета физической культуры МШУ,
сдать теоретический и практический курсы по
плаванию. Материал изложен в доступной форме,
может быть использован при обучении плаванию в
общеобразовательных школах.
Лепешкин В. А. Лапта : Обучение
тактике игры / Виктор Александрович Лепешкин ;
общ. ред. серии О.М. Леонтьева. – М. : Чистые пруды,
2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого
сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 5 (11)).
Лапта – старый, но почти забытый вид
спорта, который в современных условиях начал
развиваться в общеобразовательных школах:
инвентарь для игры необходим самый простой, его
можно изготовить и самим, а игра увлекательная,
интересная, ребятам нравится. Однако для того,
чтобы команда выигрывала, мало научить детей
бить битой по мячу, – уверен автор этой брошюры.
На тренировках он обучает своих воспитанников
тактике игры и делится опытом с коллегами.
Муратова Л. В. Суставная гимнастика /
Лариса Валентиновна Муратова ; общ. ред. серии О.
М. Леонтьева. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [:
ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия
«Спорт в школе». Вып. 6 (12)).
Дополнительный выбор
спортивно-оздоровительных дисциплин для
изучения на уроках физической культуры в школе
во многом зависит от позиции учителя. Освоение
упражнений суставной гимнастики учащимися всех
возрастных групп – это путь к осознанным и
самостоятельным занятиям физическими
упражнениями, к поддержанию высокой активности,
сохранению и укреплению здоровья.
Титова Т. М. Волейбол : Развитие
физических качеств и двигательных навыков в игре
/ Татьяна Михайловна Титова, Татьяна
Валентиновна Степанова ; общ. ред. серии О.М.
Леонтьева. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. –
(Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в
школе». Вып. 2 (8)).
Старшеклассники – наименее
заинтересованное в занятиях физкультурой и
спортом школьное звено. Изменить ситуацию, по
мнению авторов, можно, предоставив учащимся
самостоятельно выбирать вид спорта, на основе
которого в школе будут решаться задачи развития
физической активности, укрепления здоровья,
повышения интереса к спортивной жизни в целом.
Одна из самых доступных для всех учащихся в этом
плане дисциплин – волейбол.
Титова Т. М. Оздоровительная
аэробика для девушек старших классов :
Методические рекомендации / Татьяна Михайловна
Титова ; общ. ред. серии О.М. Леонтьева. – М. :
Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка
«Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 6).
Методические разработки,
предложенные учителем физического воспитания, в
течение ряда лет успешно реализуются в работе со
старшеклассницами. Это, главным образом,
обусловливается тем, что аэробика как форма
двигательной активности наиболее
привлекательна для девушек, так как отвечает их
стремлению быть стройными, красивыми и
спортивными, способствует повышению их интереса
к занятиям физкультурой и спортом. Данная
программа, предложенная как вариативная часть,
может использоваться и для секционных занятий во
внеурочное время.
Титова Т. М. Физическая культура в
специальной медицинской группе : Организация
занятий со старшеклассниками / Татьяна
Михайловна Титова, Татьяна Валентиновна
Степанова, Владимир Львович Чудов; общ. ред. серии
О.М. Леонтьева. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [:
табл.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия
«Спорт в школе». Вып. 4 (10)).
Методические разработки по
проведению занятий со старшеклассниками в СМГ –
это попытка не только обобщить и
систематизировать свой опыт работы в данном
направлении, но и показать, насколько возможным и
результативным может быть использование и
сочетание хорошо известных и одновременно
разных по своей направленности систем
упражнений.
Младший возраст
Дошкольное образование
Общая редакция серии “Дошкольное
образование” М.С.Аромштам.
Алямовская В. Физкультура в
детском саду : Теория и методика организации
физкультурных мероприятий / Вера Алямовская. – М.
: Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка
«Первого сентября», серия «Дошкольное
образование». Вып. 3).
Данная брошюра посвящена вопросам
теории и методики физического воспитания
дошкольников. Материал изложен системно и
методически четко. Педагоги найдут здесь
полезные рекомендации по проведению различных
физкультурных мероприятий.
Аромштам М. Дети смотрят мультфильмы
: Психолого-педагогические заметки. Практика
«производства» мультфильмов в детском саду /
Марина Аромштам. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. : ил.
– (Библиотечка «Первого сентября», серия
«Дошкольное образование». Вып. 2 (8)).
В брошюре рассматривается
психологический феномен пристрастия детей к
мультфильмам и очерчиваются возможные линии
педагогической стратегии по отношению к этому
явлению. Практики найдут для себя советы по
созданию мультфильмов вместе с детьми в
“домашних” условиях.
Материал будет интересен педагогам и
психологам, работающим с дошкольниками, домашним
воспитателям и родителям.
Букатов В. Социоигровая педагогика в
детском саду : Из опыта работы воспитателей /
Вячеслав Букатов. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. –
(Библиотечка «Первого сентября», серия
«Дошкольное образование». Вып. 4 (10)).
Вячеслав Михайлович Букатов, доктор
педагогических наук, известен педагогической
общественности как разработчик и пропагандист
методов “режиссуры урока”. В его педагогической
копилке есть методы и приемы, которые с успехом
применяют педагоги дошкольных классов. Каждый,
имеющий отношение к детскому саду, с интересом
познакомится с живым опытом своих коллег,
описанным Букатовым, и сможет позаимствовать для
своей работы новые методы и приемы,
стимулирующие активность детей на занятиях и на
праздниках.
Глозман А. Учите мальчишек мастерить
: Уроки мастера / Александр Глозман. – М. : Чистые
пруды, 2006. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого
сентября», серия «Дошкольное образование». Вып.
1 (7)).
Как учить мальчиков настоящим
мужским делам, даже если они еще дошкольники?
В брошюре представлена система
занятий по знакомству детей 5–7 лет со столярным
делом. Занятия могут быть организованы в детском
саду и в учреждениях дополнительного
образования. Многие советы пригодятся и
родителям маленьких мужчин.
Земскова-Названова Л. Люби и знай
родной свой край : Занятия по краеведению с
малышами / Людмила Ивановна Земскова-Названова.
– М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка
«Первого сентября», серия «Дошкольное
образование». Вып. 6 (12)).
В брошюре рассказывается о том, как
учить дошколят составлять планы и читать карты.
Эти занятия, по мнению автора, талантливого и
яркого педагога Людмилы Названовой, очень
полезны как для развития пространственных
представлений и пространственного восприятия
ребенка, так и для его интеллектуального
развития в целом.
Брошюра будет полезна всем, кто
занимается со старшими дошкольниками в детском
саду, при школах и домах творчества, а также –
дома.
Звонкин А. Домашняя школа для
дошкольников / Александр Звонкин [; коммент.
Вадима Левина]. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил.
– (Библиотечка «Первого сентября», серия
«Дошкольное образование». Вып. 1).
Книга доктора физико-математических
наук, профессора университета г. Бордо
Александра Звонкина, посвящена проблемам
обучения дошкольников математике. Подходы
автора оригинальны и основаны на
психологических представлениях о развитии
ребенка, в частности, опираются на теорию Ж.Пиаже
(развитие познавательных способностей детей).
Книга будет интересна педагогам, психологам и
родителям – всем, кто интересуется воспитанием
детей дошкольного возраста.
Копцев В. Волшебная бумага / Виктор
Копцев. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. –
(Библиотечка «Первого сентября», серия
«Дошкольное образование». Вып. 2).
В брошюре представлены варианты
работы с бумагой и образцы оригинальных поделок
из этого материала. В основе бумажного
моделирования – концепция кандидата
педагогических наук Виктора Копцева о
художественном преобразовании пространства.
Материал будет полезен в работе
воспитателей детских садов со старшими
дошкольниками, на занятиях кружка по
конструированию из бумаги, для организации
семейного досуга.
Кошута Л. Про кошек, мышей и собак :
Сценарий музыкально-поэтического представления
для детей от 5 лет / Людмила Кошута. – М. : Чистые
пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого
сентября», серия «Дошкольное образование». Вып.
6).
Предлагаем вашему вниманию сценарий
музыкально-поэтического спектакля Людмилы
Кошуты «Про кошек, мышей и собак» с оригинальными
песнями автора. Этот спектакль можно разыгрывать
и на Масленицу, и первого апреля, в День смеха, и
на празднике, посвященном домашним питомцам, а
также на любом другом, когда вы хотите пошутить и
вволю посмеяться. Спектакль адресован детям от 5
лет. Роли могут исполнять как дети, так и взрослые
актеры.
Кузьменкова Е. Воспитание будущего
читателя : Литературно-художественное развитие
детей 3–5 лет / Елена Кузьменкова, Галина Рысина.
– М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотечка
«Первого сентября», серия «Дошкольное
образование». Вып. 4).
Книга Елены Кузьменковой и Галины
Рысиной представляет собой оригинальную
методику приобщения малышей дошкольного
возраста к миру Книги. Методика предполагает не
только знакомство детей с литературными
произведениями, но и активное “проживание”
детьми своих впечатлений через рисование, лепку,
аппликацию и драматизацию. Методика будет
интересна всем, кто работает с дошкольниками и
ставит перед собой задачи их культурного
развития.
Растимешин Д. Детский сад как
автономная некоммерческая организация:
нормативно-правовые аспекты : К вопросу о
реорганизации ДОУ в МАНО / Дмитрий Растимешин. –
М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка
«Первого сентября», серия «Дошкольное
образование». Вып. 3 (9)).
Брошюра посвящена
нормативно-правовым аспектам возможного
изменения организационной формы детских садов. С
этими изменениями педагогические коллективы
могут столкнуться уже в ближайшее время:
дошкольные образовательные учреждения должны
будут превратиться в автономные некоммерческие
организации. Материалы брошюры помогут
педагогам и руководителям встретиться с
директивной волей учредителя во всеоружии, а
возможно – и проявить инициативу в вопросах
перехода из формы ДОУ в форму АНО.
Рыжова Н. Альпийская горка в
детском саду / Наталья Рыжова. – М. : Чистые пруды,
2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого
сентября», серия «Дошкольное образование». Вып. 5
(11)).
Участок детского сада – важнейшая
часть образовательной среды детского сада.
Альпийская горка – замечательный способ
разнообразить ландшафт территории и обогатить
его новыми видами растений. Горка служит и
украшением, и местом для экспериментов и
наблюдений за растениями.
О том, как создать альпийскую
горку на участке детского сада, рассказывает
доктор педагогических наук, автор известной
программы «Наш дом – природа» Наталья Рыжова.
Ярославцева И. Кукловедение для
малышей : Основы кукловедения в детском саду /
Инна Ярославцева. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. :
ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия
«Дошкольное образование». Вып. 5).
В брошюре представлены материалы по
организации занятий кукольного театра в детском
саду, отличающиеся нетрадиционными подходами к
этому виду деятельности. В основе
разработок – программа Юрия Бабина
«Практическая работа с куклой в детском
коллективе». Программа переработана для детей
дошкольного возраста, предполагает знакомство с
театральными куклами и обучение начальному
кукловедению.
Начальная школа
Общая редакция серии “Начальная
школа” М.В.Соловейчик.
Жадобко Е. Б. Культурные растения.
Домашние животные : Познавательные задачи и
вопросы / Елена Борисовна Жадобко. – М. : Чистые
пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого
сентября», серия «Начальная школа». Вып. 3).
Основная цель брошюры – оказать
помощь педагогу в том, чтобы заинтересовать
учащихся на уроках по ознакомлению с окружающим
миром материалом о культурных растениях и
домашних животных, активизировать мышление
младших школьников, развивать их познавательный
интерес.
Зайцева С. А. Моделирование простых
текстовых задач / Светлана Анатольевна Зайцева,
Ирина Ивановна Целищева. – М. : Чистые пруды, 2005. –
32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября»,
серия «Начальная школа». Вып. 4).
Пособие помогает педагогу научить
детей грамотно решать простые текстовые задачи,
используя прием моделирования – замену действий
с реальными предметами действиями с их
графическими заменителями: рисунками, чертежами,
схемами и т.д.
Зайцева С. А. Решение составных задач
на уроках математики / Светлана Анатольевна
Зайцева, Ирина Ивановна Целищева. – М. : Чистые
пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого
сентября», серия «Начальная школа». Вып. 1 (7)).
Пособие помогает педагогу научить
детей решать составные текстовые задачи,
используя прием моделирования – замену действий
с реальными предметами действиями с их
графическими заменителями: рисунками, чертежами,
схемами и т.д.
Костылева О. Г. Учись быть вежливым : 1
класс / О. Г. Костылева, И. Г. Лукина. – М. : Чистые
пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого
сентября», серия «Начальная школа». Вып. 6 (12)).
В брошюре представлен цикл
внеклассных занятий воспитательной
направленности для учеников 1-го класса. В
занимательной форме педагог может помогать
детям усваивать основные нравственно-этические
нормы поведения.
Кудейко М. В. Игры в летнем
оздоровительном лагере / Михаил Викентьевич
Кудейко. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. –
(Библиотечка «Первого сентября», серия
«Начальная школа». Вып. 2).
В брошюре представлены разработки
игр, которые помогут педагогу организовать отдых
детей в летнем лагере.
Материал будет полезен не только
учителям, но и воспитателям ГПД для развития
детей.
Николаенкова Е. И. Тесты по русскому
языку : 2 класс / Елена Ивановна Николаенкова. – М.
: Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первого
сентября», серия «Начальная школа». Вып. 5).
Цель тестов – дать учителю начальных
классов систематизированный проверочный
материал по всем основным темам программы
русского языка для 2-го класса. Задания в сборнике
расположены в такой же последовательности, что и
материал учебника Т.Г.Рамзаевой.
Пасынок Ю. Ю. Словарная работа во 2
классе / Юлия Юрьевна Пасынок. – М. : Чистые пруды,
2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября»,
серия «Начальная школа». Вып. 1).
Пособие поможет учителю с
минимальными затратами времени организовать
проведение словарной работы, создаст основу для
последующей языковой практики учащихся, поможет
разнообразить работу на уроке, повысить внимание
к слову. А первоначальное ознакомление младших
школьников с элементами лексикологии (синонимия,
антонимия, фразеология) поможет учителю среднего
звена проводить углубленную и систематическую
работу над словом как лексической единицей,
обеспечит систему преемственности двух ступеней
обучения.
Прощание с начальной школой :
Сценарии праздников [/ Наталья Толстогузова,
Лариса Балдова, Ирина Валеева]. – М. : Чистые
пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первого
сентября», серия «Начальная школа». Вып. 6).
В сборник вошли три сценария
праздника прощания с начальной школой.
Окончание начальной школы –
важная веха в жизни детей, а организация любого
праздника в младших классах – дело непростое.
Если в этот день вы хотите не просто вручить
детям памятные грамоты и подарки, а устроить
целое представление, то этот материал – для вас.
Саломатина Л. С. Имя существительное
: Творческие задания / Лариса Сергеевна
Саломатина. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. : ил. –
(Библиотечка «Первого сентября», серия
«Начальная школа». Вып. 2 (8)).
В брошюре подобраны творческие
задания по теме «Имя существительное». Задания
распределены по трем уровням: словарный,
морфолого-синтаксический, уровень текста.
Учитель, в зависимости от
подготовки детей и программы, по которой
работает класс, может использовать те или иные
задания, необходимые ему на уроке.
Синцова А. А. Занятия по развитию
речи : 3 класс / Александра Андреевна Синцова. – М.
: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого
сентября», серия «Начальная школа». Вып. 5 (11)).
Материал брошюры предназначен для
занятий по развитию речи с учениками 3-го класса и
направлен на расширение словарного запаса,
развитие орфографической зоркости и воспитание
самостоятельности при выборе работы.
Тихомирова Е. М. Животноводство
родного края / Елена Михайловна Тихомирова. – М. :
Чистые пруды, 2006. – 32 с. : ил. – (Библиотечка
«Первого сентября», серия «Начальная школа». Вып.
3 (9)).
Материал, изложенный в данной
брошюре, невозможно преподнести детям на одном
уроке. Но учебный курс “Мир вокруг нас” построен
таким образом, что дети знакомятся с темой с 1-го
по 4-й класс. Равномерно распределив предложенный
материал на четыре года обучения, к окончанию
начальной школы педагог может сформировать у
детей достаточно широкое представление о
животноводстве родного края.
Языканова Е. В. Учись учиться :
Развивающие занятия для младших школьников /
Елена Вячеславовна Языканова. – М. : Чистые пруды,
2006. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября»,
серия «Начальная школа». Вып. 4 (10)).
Вашему вниманию предлагается курс
развивающих занятий для младших школьников,
который включает игры и упражнения, направленные
на развитие памяти, внимания, наблюдательности,
логического мышления.
Работать с предложенными заданиями
можно на факультативах, в группах продленного
дня. Отдельные задания педагог может
использовать на уроках русского языка и
математики.
Данное пособие можно рекомендовать
родителям, которые уделяют внимание
интеллектуально-логическому развитию детей.
Продолжение читайте, пожалуйста,
в следующих номерах.
__________________
*Продолжение. Начало
читайте, пожалуйста, в № 04–2007. |