Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2007


КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Книга подана

Юлия Фролова

Первобытные люди у Большого театра

Горькие сожаления по поводу блестящего проекта

КОГДА моему внуку, ученику начальной школы, подарили игру-путешествие и книгу под общим названием «Я живу в России!», он был очень доволен. Он вообще любит игры, где фишки игроков вслед за катышком-кубиком движутся по клеткам или извилистым дорожкам игрового поля; по мере движения игроки попадают в неожиданные ситуации, и нельзя предсказать, кто же первым доберется до финиша. Именно из-за непредсказуемости результата эти игры не надоедают. В нашем доме таких несколько – от самодельного «Путешественника», которому уже скоро 30 лет (и он до сих пор любим), до красочных печатных изданий. Однако внук не раз просил придумать еще какую-нибудь игру, а мне хотелось найти такой вариант, в котором занимательность сочеталась бы с познавательностью. Так что новая игра, несомненно, попала по адресу.

Неожиданных ситуаций в этой игре-путешествии по дорогам страны не возникает (в самом деле, не устраивать же катастрофы, которых и в жизни предостаточно), но интересно выбирать и менять маршруты следования, соревноваться – кто быстрее достигнет намеченного города или успеет обежать больше городов. Пока вопросы викторины были внове, с интересом отвечали и на них (хотя некоторые неточности сразу обратили на себя внимание). Иногда внук играет один, просто двигая фишки поочередно и заодно рассматривая игровое поле, сплошь покрытое забавными рисунками. Книгу мы с ним тоже рассмотрели, еще не читая; она нам очень понравилась, в ней множество хороших иллюстраций. А как к месту пришлись в ней детские рисунки! Недаром петербургское издательство-партнер благодарит деятелей культуры и воспитанников изостудий Санкт-Петербурга за помощь в подготовке книги.

Книга Т.А. Кудрявцевой рекомендована для семейного чтения. Как и другие книги, изданные в рамках этого проекта, она рассчитана на учеников начальной школы, которые еще не изучали географию. Хорошая цель – дать ребятам общее представление о родной стране, приохотить их к более подробному знакомству с ней в игровой, занимательной форме, ненавязчиво дать основы географических закономерностей. «Учиться должно быть интересно» – наверное, не ошибусь, если скажу, что это и есть девиз всего проекта.

Я живу в России! : настольная игра-путешествие [игра на 2 листах : ил., брош. с правилами, фишки]. – СПб : ООО «Учебная игра», 2001. [переизд.]

Книгу мы восприняли как нечто целое с игрой, ожидая, что возникающие по ходу игры вопросы прояснит книга, и наоборот, на вопросы, задаваемые в книге, помогут ответить игровые викторины и само игровое поле – карта России. Неспроста же игра и книга носят одно название.

Редакция газеты «Библиотека в школе» предложила мне дать отзыв об игре и об этой первой книге проекта. Нужно было внимательнее рассмотреть все детали игры, вникнуть в текст.

Скажу сразу: разочарование было очень сильным. Внук, увлеченный самим процессом игры, еще не задает вопросов по поводу всех несуразностей, обнаруженных мною и в правилах, и на игровом поле, и в самой книге – он их пока не видит. А когда увидит – что ему ответить? Что авторы предпочли занимательность смыслу? Или сказать: подожди, вот будешь проходить географию в школе, тебе объяснят, что правильно, а что нет?

И как вообще быть с книгой? Леня свободно читает; дать ему самому все прочесть? Какая путаница будет у него в голове! Или читать ему вслух и попутно объяснять, что в книге не так? Помилуйте! Разве не сейчас закладывается у него уважение к книге, доверие к печатному слову?

Популяризировать науку вообще непросто, и тем труднее это делать, чем проще – в расчете на неподготовленного читателя – хочется изложить материал. Читатель повзрослее даже в небрежной фразе поймет, что именно хотел сказать автор; читатель помладше увидит то, что автор сказал. (В брошюре с правилами, сопровождающей игру, например, есть такой шедевр: …Раскопки, проведенные во время реконструкции знаменитого сквера перед Большим театром показали, что уже 10 тысяч лет назад в центре Москвы жили люди. Завершался ледниковый период, то есть немного потеплело, и наши пращуры облюбовали под постоянное место жительства сквер у Большого театра. И это не шутка!)

Как бы ни старались мы попроще рассказать о природе и истории, у природы – свои законы, у истории – факты, излагая их, нельзя уклоняться от истины. Коль скоро перед нами книга о родной стране, ребенок вправе точно знать, где, например, в России нашли нефть, как ее добывают, какие есть острова на Дальнем Востоке, зачем бобр строит плотину, когда в Москве построен университет и т.п. А вот ответы на эти вопросы в книге Т.А. Кудрявцевой (В тексте выделено жирным шрифтом мною. – Ю.Ф.).

Кудрявцева Т. А. Я живу в России! : Кн. для семейного чтения : 6-е изд. – М. : Просвещение ; СПб. : СпецЛит, 2005. – 143 с. : ил.

Геологи обнаружили под бескрайними болотами Сибири огромные запасы нефти и газа. Причем нефть в этих болотах отличается высоким качеством. (Стр. 81.)

Авторы викторины – составной части игры – тоже отличились:

А знаешь ли ты, что со дна Каспия достают нефть очень высокого качества?

Увидев по телевизору, как расплывается нефть по поверхности воды при аварии танкера, не удивится ли юный читатель – почему ж это нефть не тонет? Легла бы себе на дно, ведь есть же она и «в болотах», и «на дне Каспия». Как на самом деле добывают нефть — об этом из книги и игры узнать нельзя. Хоть бы слово о глубоком бурении, хоть бы одна нефтяная вышка на картинке (есть, правда, на игровом поле какие-то вышки, но не там, где добывают нефть).

Здесь [на Дальнем Востоке] «спрятались» в океане цепочки островов, которые на самом деле не острова, а вершины подводных гор. (Стр. 91.)

Те, что спрятались – они, стало быть, под водой, то есть уже не острова? А те, что «на самом деле» острова, – разве не выступы дна, не те же горы? Или они плавают?

Бобры – умелые строители, даже плотины возводят. Вода поднимается и затопляет внутри леса большие площадки и увлажняет его. В лесу вырастет больше деревьев, трав, цветов. (Стр. 107.)

На самом деле бобры заботятся не о лесе и его цветах. Главная забота бобра – о жилище и пропитании. Жилище бобра – чаще хатка из сучьев, веток, речного ила, иногда нора в крутом берегу – всегда устроено так, чтобы жилое помещение было выше воды, а выход всегда под воду. Именно поэтому бобры прежде всего подпруживают водоток, на котором селятся, а потом уже строят жилье. Плотина не позволяет ручью, речке летом обмелеть, а зимой достаточно глубокий пруд не промерзает до дна. Там, под водой, бобры хранят свой зимний корм – заготовленные ветки ивы, осины, тополя и их кору; летний корм бобров – в основном водные растения, их луковицы, корневища. Вся подобная растительность обильна у бобровых прудов.

Правый берег Москвы-реки в столице – высокий. Это Воробьевы горы. Здесь по указу российского царя Петра Первого был построен первый в России университет. (Стр. 130.)

Ну, послушайте, нельзя же так! Вспоминается известный одесский анекдот: «Вы таки все перепутали». И не по указу Петра, а 30 лет спустя после его смерти, в 1755 году, в царствование Елизаветы Петровны; и не здесь вовсе, а в центре Москвы... Новый комплекс зданий МГУ со знаменитой «высоткой» действительно стоит на Воробьевых горах, только построен он был, скажем так, несколько позже (в 50-е годы ХХ века).

В настольной игре многое тоже дезориентирует юного игрока и читателя.

«Правила» начинаются обращенным к ребятам восторженным предисловием о «сказочном крае» – России. Обращение предполагает, что ребята его прочтут.

Второй такой страны, расположенной сразу в нескольких частях света, омываемой многими океанами, вы не найдете на глобусе!

...В России много сказочных уголков, с необыкновенными красотами природы. Представьте себе, как ребенок глядит на это. Едет ли он в машине, поезде, на теплоходе – он видит однообразие, а не сказочность. И восторженные восклицания не произведут на него впечатления. Его надо научить видеть российскую неброскую, не сказочную красоту, ту красоту, о которой и говорят такими же простыми, как и она, словами:

Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям.

Сказка – она не на каждом шагу, и тем сильнее ее воздействие, когда состоится с ней встреча.

Найти же на глобусе даже одну (не говоря уже о второй) страну, расположенную сразу в нескольких частях света, действительно нельзя. Даже наша бескрайняя Россия расположена только в двух частях света, и при этом на одном материке. И омывает ее берега множество морей, относящихся только к трем океанам (а их всего на свете четыре).

Откройте коробку – и перед вами распахнется огромная карта, на которой поместились реки, горы, моря города и жители.

Карта перед нами. Она, конечно, «не претендует на картографическую точность», о чем и предупреждают ее составители, да это играющим и не нужно. А «жителей» на карте множество. Кого там только нет – человечки, инопланетяне, доисторические ящеры. Все чем-то заняты – кто трудится, кто веселится; забавные сценки. Внуку очень нравится.

Но если присмотреться к карте повнимательнее, начинаются недоуменные вопросы.

  • Как узнать, что за парочки в национальных костюмах стоят за границей России? Наши соседи? Кто они? Откроем книгу «Я живу в России!» – там о них тоже ни слова.

  • Почему граница России, обозначенная широкой красной полосой, так странно проведена? Этой полосой обведена часть российских побережий – что бы это могло значить? Что водных границ у нас нет?

  • Из книги мы узнаем, что люди могут менять характер рек, строить, например, на них плотины, чтобы использовать энергию падающей с высоты воды. Почему при этом на карте нет плотин на Волге, Енисее, Ангаре? Зато найдете одну – далеко-далеко от всех крупных городов, которым так нужна энергия электростанций, – на Индигирке! Вдобавок плотина стоит там задом наперед.

  • Какие только животные не водятся в России! Есть даже тигры. Немногие дикие животные попали на карту, но тигры есть. Они резвятся между реками Леной и Алданом. Думаете, они именно здесь водятся? Ошибаетесь (в книге вы найдете ответ на этот вопрос).

  • Одна из карточек викторины спрашивает: где в России живет Дед Мороз? Смотрим на карту: он на Чукотке приземляется на самолете, летит с востока. Может быть, это Санта-Клаус летит из Америки? А где же наш, российский? Того города, где он живет, Великого Устюга, на карте нет вообще.

Вопросы можно продолжать, только как отвечать на них любознательному игроку? Может быть, это сделано нарочно? Знаете, как на некоторых картинках в детских журналах – найди десять ошибок. Мой внук их очень любит. Наверное, и в эту игру мы будем играть с ним по такому же принципу, как только он станет изучать географию.

Многие вопросы двух входящих в игру викторин тоже хочется исправить. Попробуйте, например, ответить на такой:

Какая московская монета дала название новым русским деньгам?

По-моему, вопрос абсолютно непонятен, и ответ «копейка» ничего не проясняет.

Ах, господа из издательства «Просвещение»! Какой же подарок приготовили вы любознательным ребятам! Книга и игра уже не раз переизданы, значит, все эти ошибки продолжают распространяться. Нелегко придется ребятам в школе, когда придется переучиваться.

Список всех недочетов, обнаруженных в игре и книге «Я живу в России!», передаю на усмотрение редакции газеты. Он составил не одну страницу.