Татьяна Рудишина
Перекидной календарь
Волгин И. Сага о Достоевских : [Главы
из новой книги] / Игорь Волгин // Октябрь. – 2006. – №
11. – С. 56–108.
Прошедший 2006 год – был годом 500-летия
рода Достоевских и 185-летия со дня рождения
писателя. Игорь Волгин – исследователь
творчества Ф.М.Достоевского, автор книг о нем:
«Последний год Достоевского», «Родиться в
России», «Колеблясь над бездной», «Пропавший
заговор», «Возвращение билета».
От автора: Наряду с Пушкиным и
Толстым Достоевский относится к числу тех
русских писателей, чьи биографии стали частью
национальной истории. Но и все 500-летнее
существование рода, к которому принадлежит автор
«Братьев Карамазовых», являет некое
метафизическое единство, заключающее в себе еще
не разгаданный смысл. Разумеется, Достоевский –
главное скрепляющее звено в этой
генеалогической цепи. Его предки, обитавшие на
территории Беларуси, России и Украины, – часть
той культурной и этнической общности, которая
легла в основу общерусской ментальности. Его
потомки разделили судьбу страны. Они могли бы
сказать о себе словами поэта:
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
Затрагиваются лишь несколько
эпизодов, связанных с историей семьи
Достоевского. […] Речь, в основном, идет об отце и
о первой жене писателя, Марии Дмитриевне. Также
прослеживается судьба нескольких поколений
Достоевских, связанных с четырьмя из шести его
братьев и сестер.
Полностью новая работа Игоря Волгина
будет опубликована в готовящейся под его
редакцией «Хронике рода Достоевских», которая
представляет собой кардинально дополненное и
уточненное переиздание уникальной книги М.В.
Волоцкого (1933).
Стиль повествования ясный, лишен
«наукообразия» и прочей «туманности». Судите
сами: «Я происходил из семейства русского и
благочестивого», – говорил Достоевский. Семья,
впрочем, складывалась не сразу. Его отец,
рожденный на территории Польши в семье
священника-униата, оказался в Москве за
двенадцать лет до появления на свет своего
знаменитого сына. Что знал сын о прошлом отца?
Порекомендовать словесникам, а
главное, старшеклассникам-гуманитариям,
серьезно изучающим творчество Достоевского.
Лосев Л. Иосиф Бродский: опыт
литературной биографии / Лев Лосев // Звезда. –
2006.– № 8. – С. 172–208; № 9. – С. 168–212. – (Эссеистика и
критика)
Есть особый смысл, и стиль, и подход в
биографиях поэтов, написанных другими поэтами. И
естественно, что в подобных произведениях на
первое место выносятся стихи. При этом все
происходит в жанре биографии, правда,
литературной, без излишних смакований житейских
перипетий, интимных подробностей, чем славится
мемуарная литература. Как тут не вспомнить
Маяковского: Я – поэт. Этим и интересен. Об
этом и пишу. Об остальном – только если это
отстоялось словом.
Бродский – культовая фигура. За 10 лет
после его смерти было опубликовано столько уже
почти мифов о нем (суд над поэтом-тунеядцем,
ссылка, любовная драма, эмиграция, присуждение
нобелевской премии, брак и рождение дочери,
обстоятельства смерти и похорон). А за кадром
осталось главное – творчество. На этом фоне
повествование Лосева, хорошо знавшего Бродского,
выглядит очень сдержанным, корректным, даже чуть
суховатым. К тексту прилагается подробная
библиография и хронология.
Небольшой фрагмент, передающий стиль
повествования: Чуждый суеверного страха,
Бродский мог в 1989 году начать стихотворение
словами: «Век скоро кончится, но раньше кончусь
я» («Fin de siecle»). И в солнечных «Римских элегиях» он
не забывает о скором конце, но эта мысль крепко
связана с мотивом благодарности за радость
жизни. «Римские элегии» заканчиваются
единственным во всех шести книгах Бродского
прямым обращением к Богу:
Наклонись, я шепну Тебе на ухо
что-то: я
благодарен за все; за куриный хрящик
и за стрекот ножниц, уже кроящих
мне темноту, раз она – Твоя.
Ничего, что черна. Ничего, что в ней
ни руки, ни лица, ни его овала.
Чем незримей вещь, тем оно верней,
что она когда-то существовала
на земле, и тем больше она – везде.
Ты был первым, с кем это случилось, правда?
Только то и держится на гвозде,
что не делится без остатка на два.
Я был в Риме. Был залит светом. Так,
как только может мечтать обломок!
На сетчатке моей – золотой пятак.
Хватит на всю длину потёмок.
Полностью книга Льва Лосева вышла в
издательстве «Молодая гвардия» в серии «ЖЗЛ».
Голованов В. В окрестностях Бакунина
/ Василий Голованов // Новый мир. 2006. – № 12. – С.
95–128.
Полуразрушенное имение Бакуниных –
Прямухино – в Тверской области. Современные
адепты учения анархизма, приезжающие к Бакунину
прикоснуться к первоисточнику. Попытка
воспроизвести один день из жизни имения.
Философия созидания или философия разрушения?
Сажать сады или насаждать свободу? Сергей
Гаврилович – хранитель Прямухина. И все это
написано талантливым писателем, исследователем
русского анархизма, В. Головановым.
«В окрестностях Бакунина» –
художественное произведение. Это литература!
Несколько фрагментов:
Со стороны жизнь хранителя кажется
обыкновенной, заурядной даже, путающейся в
каких-то мелочах. Но смысл ее в том, чтобы
каждодневно противодействовать неистощимому
духу разрушения, который воцаряется, когда дух
землеустройства перестает соединять людей.
Ничего нельзя изменить, не став своим среди этих
людей, изверившихся, потерявших чувство
справедливости и добра, не любя их, не вросши с
корнями, с огородом и картошкой в эту неплодную
землю, не простаивая длинных очередей в
промозглом деревенском магазине за хлебом или за
селедкой, пересоленной так, что не лезет в горло
без лука, не слившись с ландшафтом и с течением
местного времени, чтобы внутри все же остаться
самим собой и вечером под навесом у костра
поднимать тост за Бакуниных…
Я пришел к выводу, что анархизм –
не политическое учение, а скорее биологическое
или психологическое понятие. Что это значит? Что
на тысячу человек рождается, скажем, три или пять
с таким подбором внутренних характеристик,
специфических поведенческих реакций, или, короче
говоря, с таким архетипом личности, что, что ты с
ними ни делай, они объявятся анархистами.
Советская власть дважды изводила анархистов «до
третьего колена» – а они все равно объявлялись,
хотя и традиция была прервана, и книги лежали в
спецхранах. И с этим ничего не поделаешь.
Биология. Три на тысячу. Даже смешно рассказы
ребят о том, как они поняли. Ну, что они –
анархисты. «Прочел я “Записки революционера”
Кропоткина и понял, что я анархист». Попал в
традицию. Узнал своих. И ведь буквально со всеми
так было: даже с В.В. Налимовым в 1926 году. Но если
все с неизбежностью рождаются матерью-природой,
то, значит, все ей дороги и нужны? Тогда как их
примирить?
Звезда. – 2006. – № 11.
Тема номера – «Дмитрий Лихачев и его
эпоха. К 100-летию со дня рождения». Номер построен
по принципу временного контраста, двух полюсов
эпохи Лихачева – беседы и выступления Дмитрия
Сергеевича последнего десятилетия его жизни и
разного рода свидетельства того периода, когда
формировались его личность и его мировоззрение.
Все материалы номера органично связаны с судьбой
Лихачева. Так, в разделе прозы опубликованы главы
неоконченного романа М.Семенова «Жажда» – о
Первой мировой войне. Автор, сам участник войны,
писал роман в двадцатые годы. Мировая война, по
неоднократным свидетельствам Дмитрия
Сергеевича, была чрезвычайно важным событием его
детства и отрочества.
Среди публикаций:
Феномен Лихачева : [Выступление Д.А.
Гранина на заседании ПЕН-клуба]. – С. 4.
Лихачев Д. С. Об особенностях русского
православия. – С. 7–15. – (Словами Лихачева).
Лихачев Д. С. [О блокаде] . – С. 16–17. –
(Словами Лихачева).
Лихачев Д. С. О книгах Л. Н. Гумилева. –
С. 18–21. – (Словами Лихачева).
Лихачев Д. С. Письма к А.А. Ахматовой. –
С. 58–61. – (В эпистолярном жанре).
Фоняков И. Было бы доброе дело, а слово
найдется. – С. 62–64. – (Взгляд современников).
Крутикова-Абрамова Л. В. «Смерти нет».
– С. 65–68. – (Взгляд современников).
Запесоцкий А. Культура как смысл жизни.
– С. 69–78. – (Взгляд современников).
Интерес представляют рубрики
«Философский фон» и «Свидетели и судьбы»:
Смирнов И. П. О людях 1930-х годов. – С.
120–127.
Бонецкая Н. Полюса нового религиозного
сознания. П.А.Флоренский в зеркале современных
исследований. – С. 128–130.
Хагемейстер М. «Новое Средневековье»
Павла Флоренского / Пер. с нем. – С. 131–144.
«Дело А.А.Мейера» / Публикация,
подготовка текста, вступительная заметка и
примечания Ирины Флиге и Александра Даниэля. – С.
157–207.
Гордин Я. Судьба современника [Георгий
Соломонович Габаев]. – С. 208–212.
Габаев Г. С. Мои испытания 1921 г. И с 1926-го
по настоящее время. – С. 213–215. |