Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2007


КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Татьяна Рудишина

Перекидной календарь

Волгин И. Сага о Достоевских : [Главы из новой книги] / Игорь Волгин // Октябрь. – 2006. – № 11. – С. 56–108.

Прошедший 2006 год – был годом 500-летия рода Достоевских и 185-летия со дня рождения писателя. Игорь Волгин – исследователь творчества Ф.М.Достоевского, автор книг о нем: «Последний год Достоевского», «Родиться в России», «Колеблясь над бездной», «Пропавший заговор», «Возвращение билета».

От автора: Наряду с Пушкиным и Толстым Достоевский относится к числу тех русских писателей, чьи биографии стали частью национальной истории. Но и все 500-летнее существование рода, к которому принадлежит автор «Братьев Карамазовых», являет некое метафизическое единство, заключающее в себе еще не разгаданный смысл. Разумеется, Достоевский – главное скрепляющее звено в этой генеалогической цепи. Его предки, обитавшие на территории Беларуси, России и Украины, – часть той культурной и этнической общности, которая легла в основу общерусской ментальности. Его потомки разделили судьбу страны. Они могли бы сказать о себе словами поэта:

Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

Затрагиваются лишь несколько эпизодов, связанных с историей семьи Достоевского. […] Речь, в основном, идет об отце и о первой жене писателя, Марии Дмитриевне. Также прослеживается судьба нескольких поколений Достоевских, связанных с четырьмя из шести его братьев и сестер.

Полностью новая работа Игоря Волгина будет опубликована в готовящейся под его редакцией «Хронике рода Достоевских», которая представляет собой кардинально дополненное и уточненное переиздание уникальной книги М.В. Волоцкого (1933).

Стиль повествования ясный, лишен «наукообразия» и прочей «туманности». Судите сами: «Я происходил из семейства русского и благочестивого», – говорил Достоевский. Семья, впрочем, складывалась не сразу. Его отец, рожденный на территории Польши в семье священника-униата, оказался в Москве за двенадцать лет до появления на свет своего знаменитого сына. Что знал сын о прошлом отца?

Порекомендовать словесникам, а главное, старшеклассникам-гуманитариям, серьезно изучающим творчество Достоевского.

Лосев Л. Иосиф Бродский: опыт литературной биографии / Лев Лосев // Звезда. – 2006.– № 8. – С. 172–208; № 9. – С. 168–212. – (Эссеистика и критика)

Есть особый смысл, и стиль, и подход в биографиях поэтов, написанных другими поэтами. И естественно, что в подобных произведениях на первое место выносятся стихи. При этом все происходит в жанре биографии, правда, литературной, без излишних смакований житейских перипетий, интимных подробностей, чем славится мемуарная литература. Как тут не вспомнить Маяков­ского: Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном – только если это отстоялось словом.

Бродский – культовая фигура. За 10 лет после его смерти было опубликовано столько уже почти мифов о нем (суд над поэтом-тунеядцем, ссылка, любовная драма, эмиграция, присуждение нобелевской премии, брак и рождение дочери, обстоятельства смерти и похорон). А за кадром осталось главное – творчество. На этом фоне повествование Лосева, хорошо знавшего Бродского, выглядит очень сдержанным, корректным, даже чуть суховатым. К тексту прилагается подробная библиография и хронология.

Небольшой фрагмент, передающий стиль повествования: Чуждый суеверного страха, Бродский мог в 1989 году начать стихотворение словами: «Век скоро кончится, но раньше кончусь я» («Fin de siecle»). И в солнечных «Римских элегиях» он не забывает о скором конце, но эта мысль крепко связана с мотивом благодарности за радость жизни. «Римские элегии» заканчиваются единственным во всех шести книгах Бродского прямым обращением к Богу:

Наклонись, я шепну Тебе на ухо что-то: я
благодарен за все; за куриный хрящик
и за стрекот ножниц, уже кроящих
мне темноту, раз она – Твоя.
Ничего, что черна. Ничего, что в ней
ни руки, ни лица, ни его овала.
Чем незримей вещь, тем оно верней,
что она когда-то существовала
на земле, и тем больше она – везде.
Ты был первым, с кем это случилось, правда?
Только то и держится на гвозде,
что не делится без остатка на два.
Я был в Риме. Был залит светом. Так,
как только может мечтать обломок!
На сетчатке моей – золотой пятак.
Хватит на всю длину потёмок.

Полностью книга Льва Лосева вышла в издательстве «Молодая гвардия» в серии «ЖЗЛ».

Голованов В. В окрестностях Бакунина / Василий Голованов // Новый мир. 2006. – № 12. – С. 95–128.

Полуразрушенное имение Бакуниных – Прямухино – в Тверской области. Современные адепты учения анархизма, приезжающие к Бакунину прикоснуться к первоисточнику. Попытка воспроизвести один день из жизни имения. Философия созидания или философия разрушения? Сажать сады или насаждать свободу? Сергей Гаврилович – хранитель Прямухина. И все это написано талантливым писателем, исследователем русского анархизма, В. Головановым.

«В окрестностях Бакунина» – художественное произведение. Это литература! Несколько фрагментов:

Со стороны жизнь хранителя кажется обыкновенной, заурядной даже, путающейся в каких-то мелочах. Но смысл ее в том, чтобы каждодневно противодействовать неистощимому духу разрушения, который воцаряется, когда дух земле­устройства перестает соединять людей. Ничего нельзя изменить, не став своим среди этих людей, изверившихся, потерявших чувство справедливости и добра, не любя их, не вросши с корнями, с огородом и картошкой в эту неплодную землю, не простаивая длинных очередей в промозглом деревенском магазине за хлебом или за селедкой, пересоленной так, что не лезет в горло без лука, не слившись с ландшафтом и с течением местного времени, чтобы внутри все же остаться самим собой и вечером под навесом у костра поднимать тост за Бакуниных…

Я пришел к выводу, что анархизм – не политическое учение, а скорее биологическое или психологическое понятие. Что это значит? Что на тысячу человек рождается, скажем, три или пять с таким подбором внутренних характеристик, специфических поведенческих реакций, или, короче говоря, с таким архетипом личности, что, что ты с ними ни делай, они объявятся анархистами. Советская власть дважды изводила анархистов «до третьего колена» – а они все равно объявлялись, хотя и традиция была прервана, и книги лежали в спецхранах. И с этим ничего не поделаешь. Биология. Три на тысячу. Даже смешно рассказы ребят о том, как они поняли. Ну, что они – анархисты. «Прочел я “Записки революционера” Кропоткина и понял, что я анархист». Попал в традицию. Узнал своих. И ведь буквально со всеми так было: даже с В.В. Налимовым в 1926 году. Но если все с неизбежностью рождаются матерью-природой, то, значит, все ей дороги и нужны? Тогда как их примирить?

Звезда. – 2006. – № 11.

Тема номера – «Дмитрий Лихачев и его эпоха. К 100-летию со дня рождения». Номер построен по принципу временного контраста, двух полюсов эпохи Лихачева – беседы и выступления Дмитрия Сергеевича последнего десятилетия его жизни и разного рода свидетельства того периода, когда формировались его личность и его мировоззрение. Все материалы номера органично связаны с судьбой Лихачева. Так, в разделе прозы опубликованы главы неоконченного романа М.Семенова «Жажда» – о Первой мировой войне. Автор, сам участник войны, писал роман в двадцатые годы. Мировая война, по неоднократным свидетельствам Дмитрия Сергеевича, была чрезвычайно важным событием его детства и отрочества.

Среди публикаций:

Феномен Лихачева : [Выступление Д.А. Гранина на заседании ПЕН-клуба]. – С. 4.

Лихачев Д. С. Об особенностях русского православия. – С. 7–15. – (Словами Лихачева).

Лихачев Д. С. [О блокаде] . – С. 16–17. – (Словами Лихачева).

Лихачев Д. С. О книгах Л. Н. Гумилева. – С. 18–21. – (Словами Лихачева).

Лихачев Д. С. Письма к А.А. Ахматовой. – С. 58–61. – (В эпистолярном жанре).

Фоняков И. Было бы доброе дело, а слово найдется. – С. 62–64. – (Взгляд современников).

Крутикова-Абрамова Л. В. «Смерти нет». – С. 65–68. – (Взгляд современников).

Запесоцкий А. Культура как смысл жизни. – С. 69–78. – (Взгляд современников).

Интерес представляют рубрики «Философский фон» и «Свидетели и судьбы»:

Смирнов И. П. О людях 1930-х годов. – С. 120–127.

Бонецкая Н. Полюса нового религиозного сознания. П.А.Флоренский в зеркале современных исследований. – С. 128–130.

Хагемейстер М. «Новое Средневековье» Павла Флоренского / Пер. с нем. – С. 131–144.

«Дело А.А.Мейера» / Публикация, подготовка текста, вступительная заметка и примечания Ирины Флиге и Александра Даниэля. – С. 157–207.

Гордин Я. Судьба современника [Георгий Соломонович Габаев]. – С. 208–212.

Габаев Г. С. Мои испытания 1921 г. И с 1926-го по настоящее время. – С. 213–215.