Издательский дом
Тамара Кардановская
Ваш методический фонд
Список брошюр – приложений к нашим газетам за 2005–2006 годы *
Физико-математический блок
Математика
Аверьянов Д. С чего начать углубленное изучение геометрии в 8 классе / Дмитрий Иванович Аверьянов ; общ. ред. серии: Л. О. Рослова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 4(10)).
В брошюре представлен авторский взгляд на преподавание геометрии в 8–9-х классах средней школы. Материалы предназначены учителям математики, работающим в классах физико-математического уровня.
Голубев В. Эффективные методы решения задач по теме «Абсолютная величина» / Виктор Иванович Голубев ; общ. ред. серии: Л. О. Рослова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 3(9)).
Брошюра предназначена для учителей математики, учащихся старших классов, а также абитуриентов и представляет собой пособие по одной из самых трудных тем школьной математики – «Абсолютная величина». Идеи и методы, изложенные в брошюре, практически не представлены в «абитуриентской» литературе.
Дудницын Ю. Алгебра: Карточки с заданиями для 7 класса / Юрий Дудницын, Валерий Кронгауз ; общ. ред. серии: В. Т. Лисичкин. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 2).
В брошюре приведены карточки с заданиями различных уровней сложности, что поможет учителю дифференцированно подходить к школьникам на уроках. Карточки составлены по основным темам курса 7-го класса в соответствии с действующей программой.
Ивашев-Мусатов О. Математический анализ? Это очень просто! / Олег Сергеевич Ивашев-Мусатов ; общ. ред. серии: В. Т. Лисичкин. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 1(7)).
Брошюра предназначена для учителей математики. Идея автора – изложить основные понятия математического анализа в доступной форме с опорой на наглядность.
Изместьева Р. Рубежный контроль по математике: 5–9 классы / Раиса Жаматдиновна Изместьева ; общ. ред. серии: Л. О. Рослова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 2(8)).
Материалы брошюры подготовлены учителем высшей категории на основе многолетнего педагогического опыта. Пособие соответствует действующей программе по математике для основной школы.
Канин Е. Начала в изучении функций / Евгений Канин ; общ. ред. серии: В. Т. Лисичкин. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 5).
Брошюра содержит начальные сведения о функциях. Она поможет освоить методы построения и чтения графиков функций, окажет помощь начинающему учителю, учащимся основной школы и старшеклассникам при подготовке к экзаменам.
Лисичкин В. Исследование функций с помощью производной / Виктор Лисичкин ; общ. ред. серии: В. Т. Лисичкин. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 3).
Данная брошюра написана в соответствии с действующей школьной программой.Пособие может быть использовано для самостоятельного изучения, а также при подготовке к выпускному экзамену в традиционной форме, ЕГЭ и вступительным экзаменам в вузы. Краткие теоретические сведения сопровождаются подробными решениями задач. Упражнения для самостоятельного решения снабжены ответами или указаниями к решению.
Смирнов В. Комбинаторные задачи по геометрии / Владимир Алексеевич Смирнов, Ирина Михайловна Смирнова ; общ. ред. серии: Л. О. Рослова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 5(11)).
В брошюре собраны комбинаторные задачи по геометрии, предназначенные для учащихся с 7-го по 11-й класс, направленные на формирование комбинаторных представлений и развитие комбинаторного мышления школьников.
Фарков А. В. Как готовить учащихся к математическим олимпиадам / Александр Викторович Фарков ; общ. ред. серии: Л. О. Рослова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 6(12)).
Наиболее массовой формой работы с учащимися, проявляющими интерес к математике, является математическая олимпиада. Можно и нужно ли учителю готовить учащихся к олимпиаде на уроке? Чем интересны и полезны олимпиадные задачи в плане интеллектуального развития? Ответ на эти и другие вопросы вы найдете в данной брошюре.
Феоктистов И. Геометрия до Евклида в очерках и задачах / Илья Феоктистов ; общ. ред. серии: В. Т. Лисичкин. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 6).
Брошюра адресована учителю математики и предназначена для подготовки к урокам и проведения внеклассных мероприятий.
Чулков П. Тринадцать турниров Архимеда / Павел Чулков ; общ. ред. серии: В. Т. Лисичкин. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 4).
Турнир Архимеда – математическая олимпиада, которая проводится с 1992 года группой учителей и преподавателей вузов Москвы. В брошюре приведены 72 задачи, которые предлагались на Турнирах Архимеда. Все задачи приводятся с решениями или с указаниями к решению.
Шабунин М. Уравнения. Лекции для старшеклассников и абитуриентов / Михаил Шабунин ; общ. ред. серии: В. Т. Лисичкин. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 1).
В данном пособии представлены наиболее важные темы для абитуриентов: решение иррациональных, показательных и логарифмических уравнений, взятых из практики вступительных экзаменов в высшие учебные заведения.
Физика
Общая редакция серии «Физика»: Н.Д.Козлова
А ну-ка, физики!..: Два спектакля (и хор) к Неделе физики [/ В. С. Чикин, творческий коллектив секции «Дуэт» Московского дома ученых, студенты и аспиранты физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова]. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып. 4).
Неделя физики – это не только демонстрация глубоких знаний и находчивости, не только игра ума, но и блеск воображения. Это возможность показать игру всех граней твоего таланта, а у настоящих физиков, как известно, их немало. Два представленных сценария и хор из почти теперь уже народной оперы «Дубинушка» могут украсить любую Неделю физики, если в школе любят не только предмет, но и театр, и музыку. Грамотный с точки зрения физики текст легко запоминается, в нем много шуток и остроумных замечаний на злобу дня.
Благодарный В. В. Физические термины: Краткий этимологический словарь / Виталий Владимирович Благодарный, Вадим Иванович Мелешко. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып. 2(8)).
Работа с терминами должна начинаться в школе с первых дней изучения физики. Почему термин пишется так, а не иначе, кто его ввел, почему он употребляется именно в таком смысле – все эти вопросы следует разъяснять, пробуждая тем самым интерес к физике, технике, окружающему нас миру, показывая взаимосвязь наук. Необходимое условие для этого – знание языка науки, физических и технических терминов. Его основу составляют греческий и латинский языки, не изучаемые ныне в государственных школах. В брошюру в основном отобраны иноязычные термины, которые являются особо «загадочными» и с трудом воспринимаются и усваиваются.
Богданов К. Ю. Ты, волна моя, волна…: О волнах вокруг и внутри нас. 10–11 классы / Константин Юрьевич Богданов. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып. 6).
В пяти научно-популярных статьях рассказывается о различных волновых явлениях, касающихся разделов школьного курса физики старшей школы: «Механика», «Колебания и волны», «Оптика». Представленный материал поможет учителю провести интересные нестандартные уроки, насыщенные современным содержанием.
Варламов С. Д. Лед и пламень: Молекулярная физика. 10 класс / Сергей Дмитриевич Варламов. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып. 5).
В брошюре собраны статьи, опубликованные в разных номерах газеты «Физика», темы которых имеют отношение к молекулярной физике и термодинамике. Эти разделы физики являются, пожалуй, чуть ли не самыми важными, ведь то, что в них изучается, оказывает огромное влияние на нашу жизнь. Физические явления, которые описывает молекулярная физика, настолько многообразны, диапазон температур настолько широк, что объектами изучения являются и твердые тела, охлажденные почти до абсолютного нуля, и продукты взрывов, имеющие очень высокую температуру, отсюда и название – «Лед и пламень».
Кириллов С. Н. Физические сказки / Сергей Николаевич Кириллов. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып. 1).
Семь сказок, посвященных временным и пространственным отношениям, законам движения, тепловым и световым явлениям, представляют собой яркое дополнение к традиционным урокам по физике. Они будят мысль, заставляют взглянуть и на сказки, и на законы физики с новой, неожиданной для школьников стороны.
Колдобский А. Б. Ионизирующее излучение: Биологическое воздействие / Александр Борисович Колдобский. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып. 2).
Даны основные понятия, термины, единицы, с помощью которых описываются ионизирующие излучения, показан вклад естественной и искусственной компоненты в общий радиационный фон, а также вклад предприятий атомной энергетики в сравнении с другими вкладами. Кратко представлены: биологическое действие ионизирующих излучений на организм, существующие предельные нормы, согласно документу НРБ-99, и меры по защите от их превышения.
Остерман Л. А. Будет ли гореть свеча?: Нетривиальные задачи на развитие логического мышления. 8–11 классы / Лев Абрамович Остерман. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып. 1(7)).
Большинство предложенных задач требует построения определенной цепи рассуждений, которую учитель может по своему усмотрению разбить на простые звенья и подготовить наводящие вопросы. В подавляющем большинстве случаев знание физических законов не требуется – достаточно простой логики. Поэтому задачи можно решать начиная с 8-го класса. Там, где знание определенного закона (к примеру, закона Бернулли) все-таки необходимо, учитель может сообщить качественные следствия этого закона. Ответы и решения (по разделам), вернее, подсказки к ним помещены сразу за вопросами в каждом разделе. Многие задачи (естественно, и ответы) оригинальны. Автор был бы благодарен коллегам за замечания.
Сколько нужно дров?..: Подходы к обучению решению задач на тепловые явления. 8 класс [/М. М. Рочев, Л. А. Остерман, С. Я. Ковалева и др.]. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып. 3).
В сборнике представлены оригинальные методические разработки по теме «Тепловые явления». Предложенные разноуровневые задания расчетного, качественного и игрового характера можно использовать, работая по любым учебным программам, на уроках и внеклассных мероприятиях. Подробные конспекты нескольких уроков помогут начинающим и опытным педагогам повысить уровень усвоения материала учащимися по данной теме.
Показанные способы решения задач полезны для самообразования в основной школе или при повторении данной темы в старшей школе.
Суханькова Е. П. Производная в физике, технике, природе: Межпредметный открытый урок. 11 класс / Елена Петровна Суханькова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып. 5(11)).
Разработка интегрированного урока в классах физико-математического, информационно-технологического, естественнонаучного и индустриально-технологического профилей (углубленный курс). Содержит методические рекомендации, межпредметные задачи с решениями, подробное описание демонстрационных физических экспериментов. Книга будет полезна учителям физики, математики, учащимся выпускных классов и абитуриентам. Цель издания – помочь учителю провести урок так, чтобы заинтересовать физикой, пробудить любознательность, развить исследовательские способности.
Учение с увлечением на уроках физики: 7–9 классы [/ Е. А. Виролайнен-Рузу, В. С. Чикин, В. М. Акимов и др.]. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып. 3(9)).
Чтобы урок проходил хотя бы иногда не так, как обычно, радовал и учеников, и самого учителя, заражал веселым настроением, просто необходимо иметь в своем рабочем столе разнообразные «повторялки», «запоминалки», яркие условия задач, ребусы и кроссворды. Школьники намного легче включаются в нудную работу по анализу задач и в обсуждение уроков под влиянием ритмов стихотворений, веселых образов дружеских шаржей. Именно такую подборку материалов мы предлагаем вам в этом сборнике. Учите не уставая! Учите с улыбкой!
Фрадкин В. Е. Имена и даты на уроках физики: 7–11 классы /В. Е. Фрадкин, Г. М. Иконников. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып. 6(12)).
Приведены таблицы, в которых хронологически, причем в соответствии с темами школьного курса физики, перечислены основные физические открытия (т.е. законы и явления), которые так или иначе изучаются или хотя бы могут быть упомянуты в ходе изучения физики в школе. Материал может быть полезен при планировании и проведении уроков, особенно обобщающих уроков, а также уроков-конференций, физических вечеров и т.д. Более подробные материалы можно посмотреть на сайте www.edu.delfa.net в разделе «Проект по истории физики».
Шилов В. Ф. Экспериментальные задания: Ученические мини-проекты. 7 класс / Валентин Федорович Шилов. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып. 4(10)).
Систематическое выполнение предлагаемых проектов обогатит представления учащихся об изучаемых явлениях, поможет увидеть действие физических законов не только в кабинете физики, но и в повседневной жизни, применить знания по физике для благоустройства быта – дома, на даче, в походе и т.д., тем более что для большинства проектов требуются элементарные бытовые предметы. Пособие полезно и родителям, ведь все мы заинтересованы в том, чтобы дети росли умными, предприимчивыми, с «золотыми» руками. Жизненный и хозяйственный опыт взрослых, принимающих участие в выполнении проекта, несомненно, сократит сроки его выполнения, утвердит ребенка в своих силах.
Информатика
Общая редакция серии «Информатика»: С.Л.Островский
Андреева Е. В. Комбинаторные задачи: Материалы для подготовки школьников к олимпиадам по информатике / Елена Владимировна Андреева. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 2).
Олимпиады по информатике – увлекательнейшие интеллектуальные состязания! И если кто-то скажет вам, что олимпиадная информатика – удел избранных, не верьте! Не боги горшки обжигают! Но, конечно, для того, чтобы успешно выступать на олимпиадах, необходимо серьезно готовиться. В предлагаемой брошюре сжато, но полно изложен материал, который позволит вам подготовить учеников к решению комбинаторных задач на олимпиадах различного уровня.
Гутман Г. Н. Учебные мини-проекты на DELPHI / Геннадий Натанович Гутман. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 3).
Сборник учебных мини-проектов предназначен для первоначального знакомства со средой Delphi. Может быть использован учителем при подготовке к урокам по разделу «Алгоритмизация» в основной школе и в рамках профильных курсов, а также для дополнительных занятий со школьниками.
Дуванов А. А. Кухня web-мастера Сидорова: Основы практического web-дизайна / Александр Александрович Дуванов. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 4).
Недалек тот день, когда web-страница будет восприниматься таким же необходимым атрибутом для школы, как телефон или обычный почтовый адрес. Уже сейчас в Рунете имеется более 10000 страниц образовательных учреждений.
И каждый день их количество увеличивается. Известно, что делать правильно с самого начала много проще, чем переделывать впоследствии. Это касается и web-дизайна. Изначально плохо спроектированные сайты со временем становятся настоящим кошмаром для разработчиков. В предлагаемой брошюре опытный web-мастер Иван Сидоров делится с начинающими коллегами секретами мастерства. Причем делает это не теоретически, а практически – на примере собственной «образцовой» работы.
Еремин Е. А. Трудные вопросы экзаменационных билетов по информатике / Евгений Александрович Еремин, Александр Петрович Шестаков. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 3(9)).
В брошюре рассмотрены сложные (преимущественно теоретические) вопросы экзаменационных билетов по информатике для 9-го и 11-го классов. Материал также может быть использован учителем для подготовки к урокам по соответствующим темам.
Зайдельман Я. Н. Эффективность алгоритмов: Простые задачи и наглядные примеры / Яков Наумович Зайдельман. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 5(11)).
Как сравнить эффективность алгоритмов? Всегда ли существует эффективный алгоритм? Стоит ли вообще задумываться над вопросами эффективности, когда вычислительные мощности современных компьютеров позволяют даже весьма громоздкие задачи решать за приемлемое время «в лоб»? В брошюре на примерах трех задач с простыми условиями показано, как выбор алгоритма решения влияет на время счета даже на самом быстром компьютере. Некоторые решения сопровождаются подробным анализом и математическими выкладками. Материал может быть использован даже при изучении алгоритмизации на базовом уровне и совершенно незаменим для профильного курса информатики.
Златопольский Д. М. Сборник заданий для внеклассной работы по информатике / Дмитрий Михайлович Златопольский. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 1(7)).
В сборнике приведены задания, которые могут быть использованы в викторинах, конкурсах и других внеклассных мероприятиях по информатике. Некоторые задания можно предложить учащимся и на уроках или в качестве домашних заданий. Ко всем заданиям даны ответы.
Златопольский Д. М. Сборник заданий на разработку запросов: Дидактический материал по теме «Базы данных» / Дмитрий Михайлович Златопольский. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 5).
Тема «Базы данных» является традиционной в школьном курсе информатики. Одна из основных задач, стоящих перед учителем при преподавании этой темы, – научить учащихся поиску информации, представленной в базе данных, с помощью запросов. Материалы настоящей брошюры помогут вам в решении этой задачи. В ней приведено большое количество заданий на разработку запросов различных типов, которые вы можете использовать при объяснении нового материала, на контрольных и в качестве домашних заданий.
Информатика в лицах: Исторические зарисовки к урокам информатики. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 6).
Зачем изучать историю информатики? Конечно, «взрослый» ответ на этот вопрос очевиден: понимание основ любой науки невозможно без знания истории возникновения ее законов и методов. К тому же история науки – часть общечеловеческого культурного багажа... Но для большинства школьников история информатики – это просто вопрос о происхождении компьютера, а предлагаемая вашему вниманию брошюра поможет на него ответить: достаточно посвятить историческим зарисовкам 2–3 минуты урока.
Попов В. А. Macromedia Flash: Материалы к урокам / Виктор Александрович Попов. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 1).
Предлагается короткое, но содержательно полное введение в волшебный мир мультипликации в среде Macromedia Flash. Изобразительные и анимационные возможности Macromedia Flash ошеломляют, но и педагогические возможности этой среды огромны. Macromedia Flash с удовольствием осваивают дети любого возраста – от первоклашек до старшеклассников. В этой среде можно изучать не только компьютерную графику, анимацию и мультимедийные возможности современных компьютеров, но и очень серьезные темы – алгоритмизацию и объектно-ориентированное программирование. И не просто изучать, а наслаждаться удивительной красотой и дружественной функциональностью этой замечательной программы.
Попов В. А. Учебные проекты на MACROMEDIA FLASH / Виктор Александрович Попов, Александр Иванович Сенокосов. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 2(8)).
Вашему вниманию предлагается цикл лекций, который продолжает серию «Уроки по Macromedia Flash». Показано, как с помощью этого программного обеспечения можно создать наглядные электронные пособия к некоторым темам, входящим в школьные учебники. Рассмотрены примеры учебных проектов, которые можно разрабатывать с учениками в помощь коллегам – учителям-предметникам.
Сергеев Л. О. Методика изучения темы «Базы данных» на основе СУБД MySQL / Лев Олегович Сергеев. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 4(10)).
В брошюре рассмотрены ключевые вопросы темы «Базы данных» на примере популярной, свободно распространяемой СУБД MySQL.Основные понятия излагаются без привязки к указанной конкретной СУБД. Материал может быть использован учителем при подготовке к урокам.
Продолжение читайте, пожалуйста, в следующих номерах