Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2007


Разговоры после уроков
Истории без обложки

Татьяна Рудишина

Любите живопись, поэты!

«Великолепный храм Христа»

В сентябре этого года – 10 лет, как был построен заново храм Христа Спасителя в Москве. Остались в прошлом жаркие споры о целесообразности воссоздания утраченного памятника. Кажется, он стоял всегда. На смену всплеску интереса общественности к истории создания, гибели и возрождения Храма как олицетворения нескольких эпох пришло будничное равнодушие.

Есть стихотворение, которое к образцам высокой поэзии отнести невозможно по причине его художественного несовершенства, однако – это своего рода акт гражданского неповиновения, когда предпринимается попытка зарифмовать имена создателей символа старой России. Идет 1931 год. Храм Христа Спасителя взорван, расчищается площадка под строительство символа новой эры – Дворца Советов, который тоже оказался не построенным. Но начало этого грандиозного строительства запечатлено на картине художника В.В.Рождественского «Московский пейзаж. Стройка» 1936 года. В поэтическом сборнике «С Земли до звезд встает Москва…: Москва в советской поэзии» (М., Московский рабочий, 1989) репродукция этого полотна иллюстрирует стихотворение Арнольда. О том, что на картине в жанре индустриального пейзажа (очень популярном жанре соцреализма) идет речь именно о строительстве Дворца Советов, становится ясно, когда на заднем плане различаешь характерный силуэт Пашкова дома.

26

В.В. Рождественский. Московский пейзаж. Стройка (1936)


Храм Христа Спасителя в Москве

В шапке золота литого
Старый русский великан…

Лермонтов

Прощай, хранитель русской славы –
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал.
По гениальной мысли Тона
Ты был в величии простой.
Твоя гигантская корона
Горела солнцем над Москвой.
С тобой умолкли отголоски
Великого Бородина,
Исчезли мраморные доски
И с ними храбрых имена:
Кутузов и Барклай-де-Толли,
Граф Витгенштейн, Багратион.
Не мог сломить на бранном поле
Их даже сам Наполеон.
Давыдов, Фигнер и Сеславин,
Тучков, Раевский, Багговут,
Кто вам по храбрости был равен?
Пускай подобных назовут.
Венчанных славою героев
Россия отдала векам.
Христу Спасителю построен
В сердцах нерукотворный храм.
Мне жаль художников и зодчих
Большой сорокалетний труд,
И помириться мозг не хочет,
Что храм Спасителя снесут.
Над этой гордостью московской
Трудилось много мастеров:
Нефф, Верещагин, Логановский,
Толстой, Бруни и Васнецов,
Клодт, Семирадский, Рамазанов,
Маковский, Марков – это те,
Кто разукрасил образами
Храм в несказанной красоте.
Нет ничего для нас святого.
И разве это не позор,
Что шапка золота литого
Легла на плаху под топор.
Прощай, хранитель русской славы –
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал.

1931

                                       Н.В.Арнольд

В стихотворении зарифмованы фамилии художников, чье творчество в годы советской власти не то чтобы было под запретом, но о нем как-то не особенно говорили. Те самые представители академической школы, против «засилия» которых в искусстве поднял «бунт четырнадцати» Крамской, – Нефф, Логановский, Рамазанов, Семирадский. Что до Васнецова, то и с его наследием происходила метаморфоза: всюду тиражировались «Богатыри» и «Аленушки», но замалчивалось творчество религиозного художника Виктора Васнецова.

Но помимо имен создателей Храма – в стихотворении легендарные имена героев Отечественной войны 1812 года. И это, пожалуй, напоминание нам, слегка подзабывшим, что храм Христа Спасителя был воздвигнут в честь победы над Наполеоном, а решение о его строительстве было принято в 1813-м (!) указом императора Александра I. Что тоже как-то стирается в сознании, может быть, оттого, что строительство растянулось на три последующих царствования – Николая I, Александра I и Александра II. Храм был освящен при императоре Александре III.

27

А.И.Кравченко. Станция метро “Дворец Советов” (1936 г.)

Переворачиваю страничку поэтического сборника, а там Демьян Бедный с поэмой «Москва новая». Иллюстрация – гравюра Кравченко «Станция метро “Дворец Советов”» (1936 год). «Дворец Советов» – так долгие годы называлась нынешняя «Кропоткинская». (Между прочим, по сей день есть любопытные «разночтения» между современными названиями некоторых московских объектов и названиями станций метро: станция метро «ВДНХ» и ВВЦ – всероссийский выставочный центр; метро «Библиотека имени Ленина» и РГБ в реальности). Вот как откликнулся на разрушение храма Христа Спасителя певец нового строя Демьян Бедный:

От колокольного трезвона
Уже не пухнет голова,
И у церковного амвона
Уж не карячится Москва.
Дела совсем уже не бойки
У колокольной каланчи,
Идут на чудо-новостройки
Святых развалин кирпичи…

И чуть подальше непосредственно про храм Христа Спасителя:

По всей Москве: ду-ду! ду-ду!
Пророчат бабушки беду.
Теперь мы сносим – горя мало,
Какой собор на череду.
Скольких в Москве – без дальних споров –
Не досчитаешься соборов!
Дошло: дерзнул безбожный бич –
Христа-спасителя в кирпич!
Земля шатнулася от гула!
Москва и глазом не моргнула.
– «Дворец Советов» строят, вишь! –
Москву ничем не удивишь.
Как птица, взмывшая из клетки,
Ее фантазия парит
И облик сказочный творит
Второй – великой – пятилетки.
Колонны цифр и чертежи
Поют ей сладостную песню.
Несокрушимой нет межи.
Москва – ей пользу докажи –
Перекроит Арбат, всю Пресню,
Охотный ряд снесет в момент
И для бульварных дивных лент
К «Дворцу Советов» вкруговую
Перелицуют Моховую.

28

К. Соколов. Тверской бульвар (1936 г.)

А вот примерно в это же время еще одно поэтическое свидетельство о разрушении московской старины, прямо-таки физиологический очерк. Автор – архитектор Юрий Ефремов:

Никола – Большой крест
Вчера была церковь. Горда, пятиглава.
Лазурные купы цвели на углах.
Не сдавшие золота для переплава,
Жглись россыпи звездные на куполах.
А нынче – Ходынка… На зрелища скупы
Недели и месяцы будничных дел,
А кто-то на царственный звездчатый купол
Петлю четверного аркана надел.
Арканный канат доконает, каналья.
И купол уступит, округл, полногруд…
Натянуты лица. Теснили и гнали,
Нет, снова толпимся у каменных груд…
Ломают. Калечат. Без нужды. Без прока.
Безжалостно лучшее руша сплеча.
Сурово меняя «пороки барокко»
На кремово-розовый прах кирпича.
Корежа. Ломая. Кроша. Подрубая –
Бьют кирки и ломы. Грязнят и казнят.
О, как застонала глава голубая!
Как больно ей стало! Натянут канат,
Еще раз! – Глава подалась, пошатнулась,
Качнулся сияющий золотом крест,
И треск, словно вопль, прокатился вдоль улиц,
И эхо ответ прорыдало окрест.
И выдрана с корнем, оторвана с мясом,
Обрушилась навзничь немая глава,
И – ах! – пронеслось по напрягшимся массам,
Услышавшим боль и забывшим слова.
И звезды, блиставшие золотом звезды
С размаха упали на крышу ничком
И в выступ кирпичный уткнулись, как гвозди,
И купол застрял на уступе торчком.
Так рушилась церковь…

1933

Любопытно: все три стихотворения рядом, под одной обложкой. Год – 1987 – тот очень короткий промежуток нашей истории, когда такое было возможно. Пятью годами раньше или пятью годами позже, согласно отечественной традиции писать и переписывать историю родной страны, подобное было бы невозможно.

А что до живописи – в 70–80-е годы ХХ века среди московских художников процветал такой бизнес: рисовать старые уголки Москвы (по сохранившимся фотографиям) с как бы не разрушенными особнячками, церквами, одним словом – ароматом московской старины.