Капитанский мостик
Ольга Бухина
Коррекция души
О повести Екатерины Мурашовой
Каждый человек – священная история.
Жан Ванье
Екатерина Мурашова
писатель, биолог, психолог,
Санкт-Петербург
Только открываешь эту книгу и думаешь – что за странную тему выбрал автор. Кому охота читать про всяких уродов, отсталых детей и прочих инвалидов, куда приятнее про красивеньких и чистеньких мальчиков и девочек. Да только с первой страницы уже понятно – будешь читать повесть, не отрываясь, заполняя душу горечью и отрадой, а главное – тем самым милосердием, с которого и начинается эта самая первая страница.
Странное место – класс коррекции. Туда свалены, как в чулан за ненужностью, дети, которые не подходят ни для платных (и сильно платных) гимназических классов, ни даже для простецких негимназических. Нет им места там, где родители волнуются о благополучии своих детишек и не хотят, чтобы их хорошим мальчикам и старательным девочкам приходилось делить парту с какими-то калеками.
Как говорит старая, видавшая виды учительница молодому, горячему педагогу-идеалисту, «школа – всего лишь слепок с общества в целом. Неужели вы не видите разделения “на классы” всего нашего мира? Бедные и богатые. Удачливые и неудачники. Умные и глупые».
Но все ли так просто? Что таят в себе эти девятнадцать душ, собранных, сваленных, загнанных в класс коррекции? Каждая страница как будто молит – разгляди, разгляди. Разгляди заколдованную принцессу во всегда молчащей, словно ничего не понимающей девочке. Разгляди рыцаря и героя в развитом не по годам мальчишке, страдающем странными припадками. Разгляди истинного влюбленного в полуслепом, полуглухом пацане. Разгляди мальчугана, нуждающегося в маме, в буйном подростке, который просто не может удержаться от того, чтобы не напиться. Разгляди заботливую мать в девочке, прошедшей такие огонь и воду, что не снились и взрослой женщине.
Только в том, другом мире, куда не так-то легко попасть и куда их приводит новенький, въехавший в класс на инвалидной коляске, они преображаются. Только там, как на переводной картинке, проступают их истинные черты. В этой таинственной стране к ним приходят не только красота и здоровье, которых у них никогда и не было, но и чувство собственного достоинства, без которого – пожалуйста, не забывайте об этом, дорогие учителя и родители – маленькому человеку совершенно невозможно существовать.
Все мы – даже более или менее благополучные дети – мечтали в детстве о той стране, где мы выглядим «красивыми и серьезными». Что уж говорить о детях, которые от рождения страдают различными, порой неизлечимыми заболеваниями, чьи родители, если и существуют, никак не могут обеспечить им нормальной жизни. Как же им хочется превратиться из безобразной гусеницы или неподвижной куколки в прекрасную бабочку.
«Класс коррекции» – не первая книга на эту тему. Мне вспоминается роман (существующий также в версии короткого рассказа) американского писателя Дэниела Киза «Цветы для Элжернона». Слабоумный подросток, с трудом справляющийся со шваброй, после операции – конечно, возможной только в фантастическом романе – превращается в гения. Правда, конец у этой истории печальный: все возвращается на круги своя, интеллектуальный взлет не вечен. Как и в «Классе коррекции», остаться навеки в прекрасной стране равносильно смерти. На первый взгляд у книги грустный конец. Однако он не безнадежен, скорее наоборот, пробуждает надежду. Принцесса спасена, и кое-что все же удается захватить с собой из мира спелой земляники и красивых замков в наш, холодный, заснеженный мир, где милиционеры готовы арестовывать детей в угоду богатым и сильным мира сего.
Очень трудно не полюбить главного персонажа книги, от лица которого ведется рассказ. Как говорит о нем один из учителей, «Антон – герой, который почему-то отказывается быть героем». Он – наблюдатель, потому что, в отличие от большинства его одноклассников, ему сполна дана возможность наблюдать, но он способен и на действие. Антон полон сострадания к тем, с кем его свела судьба в этом странном классе; каким-то чудом способен он не пасть духом, хотя жизнь его в определенном смысле тяжелее, чем у других, ибо он знает, чего лишен.
Екатерина Мурашова получила за свою повесть национальную детскую литературную премию «Заветная мечта», а мне было особенно интересно читать эту книгу еще и потому, что я тоже, как и автор «Класса коррекции», много лет проработала психологом. Понимание того, что происходит в душе у ребенка, дается непросто. Психологическое знание оказывается тут серьезным подспорьем. Из этой повести, подчас лучше, чем из учебника, и педагоги, и родители смогут узнать о психологии ребенка, а особенно того ребенка, которого в школе привычно называют «трудным».
Но знание психологии и правильные методики – не самое важное, главное – милость, милосердие, что стучится в наши сердца, призывая нас к действию. Нас – читателей, родителей, учителей и, конечно же, детей, которым в жизни не раз придется столкнуться с ситуациями, вопиющими к доброте сердечной. |