Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №8/2007


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Наши документы

Евгений Кузьмин

Национальная программа поддержки и развития чтения намного сложнее и шире, чем пропаганда художественной литературы

Предисловие к печатному изданию Программы

murashova

Евгений Иванович Кузьмин
президент
Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, вице-президент РБА, председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация
для всех»
Москва

24 ноября 2006 года на Санкт-Петербургском книжном салоне руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М.В.Сеславинский и президент Российского книжного союза С.В.Степашин подписали публикуемый ниже текст Национальной программы поддержки и развития чтения.

Разработка Национальной программы поддержки и развития чтения велась на протяжении всего 2006 года, и в этот процесс были вовлечены многие ведущие российские эксперты из сферы культуры, образования, науки, экономики, книгоиздания и книжной торговли. Сначала Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям) и ООО «Стратегика» – одно из ведущих в стране консалтинговых агентств (по заказу Российского книжного союза) – вели независимые разработки и шли «параллельными» курсами, однако на заключительном этапе было принято решение об объединении усилий обеих рабочих групп.

В ноябре и декабре 2006 года по заказу Роспечати Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества в партнерстве с различными органами власти и организациями был проведен цикл из восьми межрегиональных семинаров, целью которых являлись продвижение Национальной программы, разъяснение и обсуждение ее основных положений, а также популяризация и продвижение идеи необходимости формирования скоординированной национальной политики в области поддержки и развития чтения в нашей стране.

Эти семинары прошли в Иваново, Челябинске и Улан-Удэ, в Москве и в Подмосковье – в рамках ежегодных научно-практических конференций Национального информационно-библиотечного центра «ЛИБНЕТ» и «ЛИБКОМ», Международной книжной выставки-ярмарки интеллектуальной литературы «Non fiction», в Библиотеке-Фонде «Русское зарубежье». Обсуждению программы были посвящены также специальные секции на Всероссийском форуме чтения (Москва), на международных конференциях «Через библиотеки – к будущему» (Анапа), «Международная система информационного взаимодействия в книжной сфере. Инновационные решения для комплектования библиотек» (Кипр), «Культура и будущее России» (Санкт-Петербург), «EVA-2006» (Москва). Участие в этих дискуссиях принимали представители научной и культурной общественности, работники библиотек и образовательных учреждений, книжного бизнеса, институтов гражданского общества, СМИ, федеральных, региональных и муниципальных органов управления культуры, образования, печати и массовых коммуникаций.

Принятие и реализация Национальной программы поддержки и развития чтения диктуются острой жизненной необходимостью, поскольку современная ситуация с чтением в России представляет собой системный кризис читательской культуры. Доля систематически читающей молодежи у нас снизилась с 48 % в 1991 году до 28 % в 2005-м. Если в 1991 году 79 % жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005-м эта цифра составила 63 %. В 1991 году 61 % россиян ежедневно читали газеты, в 2005-м – только 24 %. Для журналов аналогичные цифры составляют 16 % и 7 % соответственно. В 1970-е годы регулярно читали детям в 80 % семей, сегодня – только в 7 %. Выбор и профессиональной, и художественной литературы для чтения говорит о падении вкуса даже в интеллектуальной среде.

Снижение интереса к чтению – это общемировая тенденция, и многие страны, реализуя собственные стратегии и программы, ищут эффективные способы противодействия ей, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны. Однако характер целей, объем и содержание задач, набор вовлекаемых в решение этих задач институтов и используемых ими средств в разных странах отнюдь не одинаковы, потому что различны как острота самих проблем и порождающие их факторы, так и целевые группы населения, на которые эти программы направлены и которые по тем или иным причинам должны быть приобщены к регулярному чтению.

В российской Программе поддержки и развития чтения феномен чтения рассматривается на широком фоне социокультурных процессов и проблем, с которыми именно Россия, находящаяся в переходном состоянии, сталкивается в контексте проводимых политических и экономических реформ, глобализации, бурного формирования информационного общества во всемирном масштабе.

Именно в ходе разработки Программы стало окончательно ясно, сколь сложна и масштабна, многогранна и многоуровнева проблема поддержки и развития чтения в нашей стране. Потребность в чтении, проблемы доступности и понимания текстов, распространения книг и периодики, состояния издательского дела, библиотек, образовательных учреждений, СМИ, всей нашей информационной среды, содержание и приоритеты политики в сфере культуры, образования – все здесь тесно переплетено и взаимообусловлено, все важное, все – главное.

Один только пример. Поначалу многие (особенно работники детских библиотек и школьные учителя) считали, что главная проблема – дети, и прежде всего важно детей не упустить, потому что дети – наше будущее. Но оказалось, что это типичное российское заблуждение. Не дети определяют наше будущее, а мы, нынешнее взрослое работающее поколение. Именно мы сегодняшними своими действиями творим будущее и наших детей, и наше собственное. И если сегодняшних родителей и учителей не вовлекать в чтение, то нечитающие взрослые читать детей не приучат. Если родители твердят детям, что важно читать, но сами при этом не читают, результат оказывается нулевым – дети этому не верят.

В России сейчас колоссальное разнообразие издаваемых книг и другой печатной продукции, но потенциально огромный эффект от этого во многом сходит на нет и от неразвитости инфраструктуры книжной торговли, и от бедности наших людей и наших библиотек, которые не в состоянии эти книги приобретать, и от недооценки роли библиотек, и от потери интереса к чтению у большинства населения, и от многого другого.

Поэтому в России должны быть созданы такой общественный климат и такие условия, которые бы одновременно и побуждали всех людей читать, и обеспечивали им доступность любых современных изданий – и в книжных магазинах, и в библиотеках, и в Интернете. Должны быть институты и учреждения, в обязанности которых официально вменены функции поддержки чтения, а работающие в них специалисты обучены соответствующим методам и технологиям. Пока же у нас никто ответственности за поддержку чтения не несет, а соответствующих специалистов недостаточно. Огромная роль в Программе отводится не только библиотекам и школам, но и СМИ, особенно телевидению и радио. Именно на них надежда в том, чтобы образ человека книжного, человека читающего в общественном мнении ассоциировался бы с успехом в жизни, чтобы все понимали: читать необходимо, а не читать – стыдно. Не читать – значит обкрадывать себя.

Надо хорошо представлять, в какое время и в какой именно стране эта программа будет осуществляться. Мы ведь – не богатая Америка. В отличие от нас в Америке нет вытесненной на обочину интеллигенции, нет проблем с комплектованием библиотек, с книжными магазинами, с доступностью новых изданий, с Интернетом; хотя там есть 10–15 процентов населения (эмигрантского и негритянского), вообще не умеющего ни читать, ни писать. Россия, в отличие, например, от Финляндии или Сингапура, – невероятно разнородная и расслоенная страна. Российская цивилизация – это симбиоз цивилизаций XXI века, XX, XIX и даже XVIII, что проявляется и в образе жизни, и в уровне внешних форм культуры, и в уровне сознания. И в отличие от всего мира у нас теперь слишком много совсем не читающих людей с высшим образованием.

У нас же есть регионы промышленно развитые, где проживает вполне обеспеченное население и выделяются сравнительно большие деньги на культуру, и есть регионы депрессивные, где у людей, особенно – образованных, как правило, нет денег покупать книги и нет поблизости хороших книжных магазинов, а у властей нет ресурсов поддерживать в мало-мальски приличном виде даже имеющиеся библиотеки. Поэтому и проблемы с чтением в разных регионах – разные, и решаться они должны по-разному. В нашем чрезвычайно сложно организованном обществе существуют островки постиндустриализма и обширные поля почти патриархальной культуры. Каждая социальная группа в каждом населенном пункте – Москве, Твери, маленьком городе Торжке в Тверской области, селе в Торжокском районе – существует в своей собственной информационной и социокультурной среде. При том, что везде все разное – люди, сознание, проблемы, желания, возможности, везде есть знатоки чтения, есть активно читающие люди, есть читающие от случая к случаю и не читающие совсем – различны лишь их количе­ственные соотношения.

Не читающий классику молодой богатый экономист-москвич – это одна проблема. Не имеющий доступа к современной популярной литературе по экономике бедный учитель географии в селе – совсем другая проблема. В первом случае надо объяснять, что не читать – стыдно, глупо, немодно, непрестижно. Во втором – надо сделать так, чтобы для этого учителя книги покупала районная библиотека и чтобы районные власти ей для этого начали давать деньги. Для этого и с ними, и с региональными администрациями надо проводить соответствующую работу. Чем беднее населенный пункт, тем богаче должна быть в нем публичная библиотека.

Вот почему в Национальной программе под­держки и развития чтения делается особый акцент на то, что все мероприятия программы должны иметь четко выраженный адресный характер. Важно, чтобы в процессе реализации Программы все в ней продумывалось не для абстрактного среднестати­стического россиянина, поскольку его в природе не существует, а для конкретных групп населения и конкретных групп читателей с их непохожими запросами, предпочтениями и различающимися доходами.

Необходимо уяснить, что проблемы чтения в России – это не проблема чтения исключительно книг и не проблема чтения только художественной литературы. Не только книги и не только художественная литература, но еще и периодические издания по науке и технике, экономике, социологии, политологии, социальной психологии, культурологии, истории и философии расширяют представления о мире и происходящих в нем процессах, позволяют человеку верно понимать окружающую действительность и легко ориентироваться в ней, открывают ему новые пути для успешной самореализации. Через чтение всего этого, в том числе чтение электронных книг и чтение в Интернете, люди должны осваивать все социально необходимые знания, а не только приобщаться к художественному слову, к возвышенному и прекрасному, хотя это всегда было и останется чрезвычайно важным.

Мы живем в мире, где много новых опасностей и угроз – и каждому человеку в отдельности, и народу в целом, и всему человечеству. Но есть и много новых возможностей. России предстоит развиваться, сохраняя себя в высококонкурентной среде в условиях глобализации. Для этого надо, чтобы все население страны имело сравнительно высокий уровень не только формального специального образования, но и общекультурной компетентности – достаточный для успешной адаптации в постоянно усложняющейся реальности. Наша страна впервые в своей истории живет без тотальной цензуры, открытая всем вли­яниям и с Запада, и с Востока. Собственная история больше не является «тайной за семью печатями». В этом новом информационном пространстве, до предела насыщенном многочисленными разнообразными теориями и идеями, которые наше общественное сознание не перерабатывало и не осваивало шаг за шагом на протяжении двух веков, каждому из нас ориентироваться невероятно трудно. На нас ведь все свалилось сразу. Если не читать много и постоянно, освоить всю эту сложнейшую материю невозможно.

Человечество вошло в фазу построения глобального информационного общества, прогресс теперь едва ли не в первую очередь определяется скоростью и качеством каналов обмена информацией, качеством самой информации и степенью ее освоенности всем обществом. Вот, например, финансовый сектор. Раньше он не имел для нас почти никакого значения. Отнесли деньги в сберкассу – и все. А сейчас и руководителю организации, и бизнесмену, и частному лицу надо сто раз подумать, как сберечь результаты своего тяжелого труда, а тем более – приумножить, куда вкладывать деньги, как их хранить, какой банк надежный, какой нет, какой надо при этом заключать договор и т. д. Надо знать, что такое ипотека, акции, облигации, дивиденды, инвестиционные фонды, пенсионные фонды, рынок ценных бумаг, понимать, от чего все это зависит. Хорошо разбираться в этом, как того требует сегодняшняя жизнь, можно только в одном случае – если обо всем этом постоянно читать, а не доверять чьим-то рассказам и слухам.

Чтение – это освоение письменной информации, именно такое базовое определение чтения принято в Национальной программе, а письменная информация – это наиболее надежная, выверенная информация, к ней можно многократно возвращаться. Именно в книгах, журналах и газетах адресно, основательно и подробно описывается реальность, не знакомая человеку из его повседневной жизни, сохраняется, накапливается и осмысляется опыт поколений, исторический опыт России и других стран. Там описаны и ошибки, и успехи преобразований жизни к лучшему. Постоянное чтение необходимо не только для получения образования и развлечения, но и для принятия компетентных решений на всех уровнях – и на уровне отдельного человека, и на уровне организации, и на уровне страны.

Концепция реализации Национальной программы поддержки и развития чтения подразумевает разработку на ее основе соответствующих региональных программ, учитывающих местную специфику, так же как и программ заинтересованных общественных организаций (таких, как Российский книжный союз, Российская библиотечная ассоциация, союзы писателей, журналистов, ассоциации вузов и других), которые должны и могут внести свой неповторимый вклад в решение крупной общенациональной задачи исходя из собственных возможностей и собственного видения.

Мы убеждены в том, что реализация Программы изменит и в обществе, и в государственных структурах отношение к книжной, читательской культуре как к чему-то второстепенному и приведет к повышению интеллектуального потенциала нации, поможет в решении жизненно важных проблем.

В 2007 году – на начальном этапе реализации Программы – усилиями всех заинтересованных сторон в стране должна быть создана такая атмо­сфера, чтобы все поняли необходимость ежедневной, кропотливой и увлекательной работы в этом направлении. Причем – на долгие годы!

Библиотеки должны использовать этот уникальный шанс снова громко заявить о себе и, будучи одним из самых продвинутых институтов инфраструктуры поддержки и развития чтения, в партнерстве с педагогами, издателями, книготорговцами, журналистами, учеными предложить интересные проекты реализации Программы на федеральном, региональном и местном уровнях!

B заключение от имени объединенного коллектива разработчиков Национальной программы поддержки и развития чтения хочу выразить искреннюю благодарность за доверие и постоянную заинтересованную поддержку Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям, Российскому книжному союзу, лично М.В.Сеславинскому и С.В.Степашину, всем тем, кто своим трудом и энтузиазмом шаг за шагом вносил огромный интеллектуальный вклад в решение этой в высшей степени ответственной и сложной задачи. Особые слова признательности советнику руководителя Роспечати В.В.Григорьеву, побуждавшему нас всех к созданию комплексной программы чтения еще в свою бытность заместителем министра Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, инициировавшему создание конкретно этой Программы и вдохновлявшему нас на глубокое осмысление и тщательную проработку проблем чтения в России во всей их сложности и полноте.

Публикация произведена при поддержке интернет проекта посвященному отдыху на Кипре — BeenTo.ru. Посетив проект BeenTo.ru, Вы найдете обзоры про самые популярные отели Айа-Напы, Протараса, Пафоса, Ларнаки, и других городов Кипра. А так же к Вашему вниманию большое количество полезных материалов, которые расскажут про кухню и праздники Кипра, как быстрее получить визу и пройти таможенный контроль, какие пляжи стоит посетить, у кого можно арендовать автомобиль, и многое другое.