Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №8/2007


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ

Библиография

Тамара Кардановская

Ваш методический фонд

Список брошюр – приложений к нашим газетам за 2005–2006 годы*

Естественно-научный блок

Химия

Общая редакция серии «Химия»: О.Г. Блохина

Александрова М. А. Очистка воды от загрязнителей / Маргарита Алексеевна Александрова. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 4).

Очистка воды – сложный и дорогой с точки зрения экономических затрат процесс. Но он, безусловно, необходим, поскольку в последнее время во всем мире ощущается все возрастающий дефицит чистой воды в связи с расходами ее на нужды бытовые, промышленности, сельского хозяйства. Сведения, приводимые автором на трех уроках, которые можно провести в 8, 9, 10-м классах, дают возможность учащимся ознакомиться с основными источниками загрязнения воды и способами ее очистки от неорганических (тяжелые металлы, удобрения) и органических (нефть, пестициды, ПАВ) загрязнителей, а также понять, что вода – веще­ство № 1 на планете Земля. Эти же уроки можно использовать в курсе экологии или сделать интегрированный урок химии и экологии.

Аликберова Л. Ю. Протонная теория кислот и оснований : Разработки уроков / Людмила Юрьевна Аликберова. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 3(9)).

В большинстве школьных учебников по химии представления о протолитах и протолизе, а также о водородном показателе кислотности (рН) не рассматриваются. Хотя последнее понятие имеет непосредственное отношение к повседневной жизни. Данная работа восполняет существующий пробел. В ней приведены примерные сценарии четырех уроков по теме «Протонная теория кислот и оснований» (9-й класс), образцы домашних заданий и темы творческих работ учащихся, примеры вариантов контрольной работы и дополнительный теоретический материал, предназначенный для повторения общей химии в 11-м классе и углубленного изучения в рамках элективного курса «Равновесия в растворах».

Боровский Е. Э. Кислотные осадки. Парниковый эффект : 10–11 классы / Евгений Эдуардович Боровский. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 5).

В сборнике рассмотрены некоторые глобальные экологические проблемы – актуальные для современного состояния окружающей человека среды и обусловленные особенностями взаимоотношения человеческого общества и природы конца XX – начала XXI в. Материал, изложенный в форме лекций с использованием рисунков, схем и диаграмм, поможет учителю в подготовке и проведении уроков в классах с углубленным изучением экологии или конференции учащихся.

Ваддель (Водделл) Т. Химические приключения Шерлока Холмса / Томас Ваддель (Водделл), Томас Риболт (Райболт) [; пер. с англ. Э. Г. Ракова]. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 3).

В брошюре приведены переводы трех рассказов с некоторыми изменениями и дополнениями американских ученых, опубликованные в журналах «Journal of Chemical Education». Каждый рассказ состоит из двух частей: в первой содержится завязка сюжета, а во второй – Холмс объясняет, как знание химии помогло ему найти разгадку преступления.

Валединская О. Р. Экологическая химия азота / Ольга Роальдовна Валединская. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 2(8)).

Брошюра содержит материал, необходимый для изучения темы «Азот и его соединения» в 9-м классе, некоторые дополнительные данные для повторения этой темы в 11-м классе, а также информацию о том, как животные и растения реагируют на изучаемые соединения азота, – экологическая химия. Предлагаемый материал можно также использовать для химических кружков, факультативных занятий и самостоятельного изучения. В первую очередь он адресован учителям общеобразовательных школ.

Давыдова М. Н. Кислород : Сценарии уроков. 8 класс / Маргарита Николаевна Давыдова, Елена Владимировна Савинкина. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 6(12)).

Брошюра содержит материал, необходимый для изучения темы «Кислород». Приведены примерные сценарии трех уроков: «Получение кислорода», «Свойства кислорода», «Применение кислорода». Четвертый урок по теме «Кислород» посвящен самостоятельной работе учащихся. Предлагаемый материал адресован учителям общеобразовательных школ. Его можно использовать на занятиях химических кружков, факультативных занятиях, но прежде всего – для проведения уроков по химии с использованием проблемного подхода в обучении.

Дерябина Н. Е. Термохимия : Деятельностный подход к методике преподавания / Наталья Евгеньевна Дерябина. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 4(10)).

Брошюра содержит учебный материал по курсу «Термохимия», построенный на идеях деятельно­стной теории обучения. Выполняя совместно с учителем предлагаемые в пособии задания, учащиеся смогут «открыть» новые для себя знания, а выполняя затем систему упражнений (самостоятельная работа) – сформировать соответствующие этим знаниям умения. Предлагаемый материал (или его фрагменты) может быть использован при обучении термохимии учащихся разных профилей, а также в работе химических кружков, на факультативах и т.д. Предназначен для учителей и учащихся общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей.

Классификация неорганических соединений : 8 класс / Галина Филипповна Здешнева, Маргарита Айрапетовна Мирзабекова, Николай Николаевич Прус. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 1(7)).

Брошюра содержит три методические разработки по теме «Классификация неорганических соединений»: урок изучения нового материала, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля знаний. Материал будет полезен учителю в школьной практике на разных стадиях работы по этой теме и при повторении курса химии.

Микитюк А. Д. Классификация реакций в неорганической химии / Александр Дмитриевич Микитюк. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 5(11))

Рассмотрена классификация химических реакций. Классификационные признаки – число исходных веществ и продуктов реакции, изменение степени окисления элементов, тепловой эффект и др. Первый урок – лекция по новой теме, второй урок – отработка умений и навыков в трех группах в форме вопросов и ответов (для отдельных учащихся – индивидуальные задания на карточках), третий урок – контрольная работа. Материал брошюры хорошо структурирован, он будет полезен учителю при объяснении темы «Типы химических реакций», закреплении и контроле знаний.

Первоначальные сведения о жирах: теория и практика : 10 класс / Е. В. Грузинов, Н. Б. Левичева, Г. В. Пичугина. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 6).

Жиры – знакомое всем понятие в обиходном смысле. Содержание жиров в пищевых продуктах приводят на этикетках. Кто-то стремится похудеть, «сбросить лишний жир». Наша кожа бывает жирная или сухая. А что же такое жиры с химической точки зрения? В сборнике приведено описание трех разноплановых уроков по теме «Жиры». Это – урок-лекция, интегрированный урок и занятие, посвященное ответам на проблемные вопросы по использованию пищевых жиров. Сборник будет полезен учителям при подготовке к уроку, а учащимся поможет в усвоении темы.

Первоначальные химические понятия : 8 класс / [Л. П. Гасюк, Л. П. Иванова, Н. В. Коршунова, Г. Е. Лычков и др.]. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 1).

В брошюре приведены конспекты уроков по темам: «Химические элементы и вещества», «Физические и химические явления», «Номенклатура и строение бинарных соединений», «Химические формулы», «Начала общей химии», «Простые и сложные вещества», а также контрольные тесты по теме «Первоначальные химические понятия».

Типовые конкурсные вопросы в медицинские вузы : Решения и ответы / [Решение заданий подготовил А. Д. Микитюк]. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 2).

Вопросы экзаменационных билетов представляют ноу-хау вузов. Такие билеты либо издаются малым тиражом, либо не публикуются вообще, даже после очередного приема в вуз.

В брошюре приводятся вопросы и решения билетов конкурсных экзаменов по химии, предлагавшихся в 1999–2002 гг. в Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова и Московском государственном медико-стоматологическом университете.

Биология

Общая редакция серии «Биология»: Н.Г. Иванова

Анализаторы: орган обоняния : Пособие для учителя / [Н. Ю. Феоктистова, И. В. Щипляева]. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Биология». Вып. 5).

В пособии представлены современные материалы о строении, функционировании и особенностях системы обоняния и вомероназальном органе у животных и человека. Для лучшего усвоения материала по теме «Обоняние» предлагается нетрадиционное практическое занятие, посвященное ароматерапии и духам.

Пособие можно использовать в качестве дополнительного материала при подготовке к уроку как в общеобразовательной школе, так и в классах с углубленным изучением биологии.

Буслаева Т. Н. Поурочное тестирование по ботанике : Для учащихся 6 классов / Т. Н. Буслаева. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Биология». Вып. 5(11)).

Предлагаемые тесты предназначены для быстрой проверки знаний, усвоенных учащимися на уроке и в процессе выполнения домашнего задания. Тесты сгруппированы по темам в соответствии с параграфами учебника «Биология: Растения. Грибы. Лишайники» под ред. И.Н.Пономаревой. Могут быть использованы при изучении школьного курса ботаники по любым другим учебным программам.

Гусарева Н. Б. Теоретические основы биологии : 10–11 классы / Н. Б. Гусарева. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Биология». Вып. 1).

Пособие предназначено для организации учебной деятельности учащихся 10–11-х классов. Теоретиче­ский материал изложен в виде конкретных примеров, классификаций, вопросов, схем, диаграмм, таблиц. Вопросы можно использовать в качестве домашних заданий или для самостоятельной работы.

Картофель – наш второй хлеб : Социально-педагогический проект / Г. В. Пичугина, М. А. Михайленко, С. И. Тупикин. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Биология». Вып. 6).

Пособие предназначено для организации проектной работы, в которой может быть задействован весь коллектив учащихся как сельской, так и городской школы.

Отдельные этапы проекта могут быть использованы для проведения школьных праздников, дней биологии в рамках «Недели естественных наук», игровых моментов на уроках, внеклассных мероприятий.

Кто как слышит : Слуховой анализатор: от насекомых до человека / Г. Н. Тихонова, Н. Ю. Феоктистова, Н. Н. Баранникова, В. А. Хамитов. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Биология». Вып. 2(8)).

В пособии представлены современные данные о строении, функционировании и особенностях слухового анализатора у животных разных систематических групп – от насекомых до человека. Эти сведения помогут учащимся лучше усвоить программу соответствующих разделов школьного курса биологии.

Пособие может быть использовано в качестве дополнительного материала для чтения, а также для составления вопросов для школьных олимпиад, викторин, при разработке сценариев внеклассных мероприятий и недель естественных наук.

Новикова Т. А. Способы деления клеток : Рабочий конспект. 10–11 классы / Т. А. Новикова. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Биология». Вып. 4).

В пособии в краткой и доступной форме (с использованием схем и таблиц) изложены современные представления о процессах деления про– и эукариотических клеток.

Пособие может быть использовано в качестве рабочего конспекта учителями и учениками школ и классов с углубленным изучением биологии; будет полезно абитуриентам и слушателям подготовительных отделений вузов.

Павлова М. Е. Школьный гербарий : Изготовление и хранение / М. Е. Павлова, И. В. Ягодовская. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Биология». Вып. 1(7)).

В пособии последовательно, шаг за шагом, продемонстрированы этапы изготовления гербария, который при выполнении всех указанных рекомендаций сможет не только стать экспонатом кабинета биологии, но и будет иметь определенную научную ценность.

Принять участие в изготовлении гербария под руководством учителя могут ученики как старших, так и младших классов.

Петунин О. В. Познавательные процессы у человека : Разработки уроков. 8–9 классы / О. В. Пе­тунин. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Биология». Вып. 3).

В пособии предлагаются разработки уроков по одному из разделов темы «Физиология высшей нервной деятельности», изучаемой в 8–9-х классах средней школы после курса «Анатомия и физиология ЦНС и сенсорных систем». С другими разделами данной темы можно познакомиться на страницах газеты «Биология» (№ 34–38/2004 и № 5–7/2005).

Смелова В. Г. Игры на обобщающих уроках ботаники : Методическое пособие / В.Г. Смелова. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Биология». Вып. 2).

Пособие предназначено для организации учебной деятельности учащихся 5–6-х классов. Предлагаются разработки уроков в игровой форме и сценарии уроков-спектаклей, которые можно проводить при обобщении отдельных тем в курсе ботаники, а также использовать при проведении тематических недель по естественным наукам.

Сценарии внеклассных мероприятий для учителя биологии : Осенние праздники / Н. В. Монастырева, С. В. Зуева, В. А. Бударина. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Биология». Вып. 4(10)).

Предлагаемые сценарии театрализованных представлений предназначены для учащихся младшего и среднего школьного возраста и адресованы учителям биологии, руководителям детских кружков и клубов, педагогам дополнительного образования.

Тихонова Г. Н. Кто как видит : Зрительный анализатор: от одноклеточных до человека / Галина Николаевна Тихонова, Наталья Юрьевна Феоктистова. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Биология». Вып. 6(12)).

В пособии представлены современные данные о строении, функционировании и особенностях зрительного анализатора у животных разных систематических групп – от насекомых до человека. Эти сведения помогут учащимся лучше усвоить программу соответствующих разделов школьного курса биологии.

Пособие может быть использовано в каче­стве дополнительного материала для чтения, а также для составления вопросов для школьных олимпиад, викторин, при разработке сценариев внеклассных мероприятий и недель естественных наук.

Феоктистова Н. Ю. Ядовитые животные России : Справочное пособие / Н. Ю. Феоктистова, И. Г. Мещерский. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Биология». Вып. 3(9)).

В пособии приведены сведения о наиболее распространенных ядовитых представителях фауны России. Рассмотрены вопросы экологии животных, химическая структура и механизмы поражающего действия токсинов, способы избежания нежелательных контактов с ядовитыми животными, меры оказания первой помощи пострадавшим.

Справочное пособие предназначено для использования во время выходов на экскурсии, организации летних зоологических и экологических школ, а также при изучении школьных курсов биологии и ОБЖ.

География

Общая редакция серии «География»: О.Н.Коротова

Аксенова Л. А. Мировое сельское хозяйство : Масличные культуры. 9–10 классы / Л. А. Аксенова. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: табл., карты.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «География». Вып. 1(7)).

В брошюре даны сведения о происхождении, производстве и применении масличных культур: подсолнечника, сои, рапса, арахиса, клещевины, маслины, тунга. Все материалы дополняются картодиаграммами. Учащимся можно предложить построить картодиаграммы, используя новые данные по культурам, приведенные в приложении.

Брошюра адресована учителям и учащимся средней школы.

Гладкевич Г. И. Современный облик России : Материалы для 8–9 классов / Г. И. Гладкевич. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: табл., диаграммы] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «География». Вып. 2(8)).

В пособии собраны основные сведения о России (государственное устройство, природные условия и ресурсы, население, экономика и ее структура, промышленность, агропромышленный комплекс, внешнеэкономические связи). Материалы дополнены круговыми диаграммами и таблицами. Книга будет полезна учителям и преподавателям вузов при подготовке к занятиям, а учащимся – к экзаменам.

Голубчиков Ю. Н. Природные зоны в жизни людей : 7–8 классы / Ю. Н. Голубчиков. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «География». Вып. 5).

Психические особенности людей и характер образуемых ими народов в немалой степени предопределены окружающей природной обстановкой. Через природные климатические пояса и зоны рассматривается жизнь человека, его быт и уклад. Физическая карта мира предопределяет этногеографическую карту. Такой подход возрождает традиции русской антропогеографической школы. Адресована брошюра учителям и учащимся средней школы.

Заяц Д. В. Европейский Союз : 9–11 классы / Дмитрий Викторович Заяц, Евгений Александрович Шестопалов. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «География». Вып. 6(12).)

В брошюре систематизирована информация о Европейском Союзе — крупнейшем интеграционном объединении Зарубежной Европы. Проанализирована география развития ЕС от времен подписания Римского договора в 1957 г. до последней волны расширения в январе 2007 г., даются сведения об органах управления, охарактеризованы основные проблемы, стоящие перед Евросоюзом. Богатый фактический материал иллюстрирован тематической картой, таблицами и графиками.

Брошюра адресована учителям и учащимся средней школы, а также преподавателям и студентам высших учебных заведений.

Заяц Д. В. Практические работы по теме «Население России» : 8–9 классы / Д. В. Заяц. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: табл., карты] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «География». Вып. 5(11)).

Брошюра содержит вопросы и задания для выполнения практических работ в курсе «Географии России» 8–9-х классов. Основа каждой практической работы – проработка конкретной тематической карты. Задания развивают умения и навыки работы с картографическим и статистическим материалом, направлены на самостоятельную деятельность.

Заяц Д. В. Черная металлургия России : 9 класс / Д. В. Заяц. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: табл., карты] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «География». Вып. 4).

В пособии собраны основные сведения (технологические характеристики, статистика, перечень предприятий) по черной металлургии России – одной из базовых отраслей отечественной экономики. Впервые представлен подробный картографический материал, показывающий реальные объемы производства на каждом предприятии отрасли. Книга будет полезна учителям и преподавателям вузов при подготовке к занятиям по металлургическому комплексу страны.

Заяц Д. В. Энергетика России : 9 класс / Д. В. Заяц. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: табл., карты] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «География». Вып. 3(9)).

География отраслей топливно-энергетического комплекса – одна из самых сложных тем в курсе 9-го класса. В брошюре содержатся материалы, позволяющие сделать уроки по этой теме интересными и познавательными. Издание богато иллюстрировано новейшими картосхемами, показывающими реальное распределение по территории России энергетических ресурсов и генерирующих мощностей, представленных тепловыми, гидравлическими и атомными электростанциями. Брошюра рассчитана на учителей общеобразовательной школы, преподавателей и студентов высших учебных заведений.

Клюев Н. Н. Экологический облик России : 8–9 классы / Н. Н. Клюев. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. [:диаграммы, карты.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «География». Вып. 6).

В сборнике дан экологический портрет России на глобальном фоне, определена реальная роль российской территории в биосфере, выявлены новейшие тенденции в отечественном природопользовании и его территориальной организации.

Материалы помогут учителю в проведении комплексных уроков географии.

Константинова Т. В. Первые уроки по физической географии : 6 класс / Т. В. Константинова. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «География». Вып. 3).

В брошюре приведены разработки ключевых уроков по начальному курсу географии для 6-го класса (первое полугодие). В сжатом виде скомпонованы знания, которые учитель должен «освежить» накануне урока; даны методики оригинальных самостоятельных работ и домашних заданий для учащихся. В разработке первых трех уроков принимала участие Е.А.Кузнецова.

Лазаревич К. С. География России : Обучающие вопросы : 8–9 классы / К. С. Лазаревич. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «География». Вып. 1).

Сборник включает вопросы по географии России и ближнего зарубежья, относящиеся к курсам 8-го и 9-го классов. Основная цель вопросов – проверить умение школьника анализировать материал, объяснять факты, работать с картой. Данные материалы помогут учителю в подготовке и проведении современных, нестандартных уроков.

Лазаревич К. С. Физико-географические объекты в цифрах / К. С. Лазаревич. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: табл., карты] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «География». Вып. 2).

В сборнике помещены данные о размерах (площадях, высотах, глубинах и т.д.) различных физико-географических объектов – материков, океанов, морей, рек, озер и др. Объяснено, почему численные характеристики в физической географии бывают нередко сложными и неоднозначными. Материалы помогут преподавателю научить школьников работе с цифрами, привить им критический подход к используемым числовым данным.

Рогачев С. В. Развивающие задачи на уроках географии : 8–10 классы / С. В. Рогачев. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «География». Вып. 4(10)).

Подборка развивающих задач, построенных по принципу распознавания внутренних противоречий. К определяемому географическому объекту или термину даются четыре варианта определения. Одно из них верное, а три остальные – не просто неверные, но внутренне противоречивые или идущие вразрез с элементарными географическими знаниями. Деятельность учащихся заключается не столько в отыскании верного определения, сколько в обосновании и объяснении противоречий.

Продолжение читайте, пожалуйста, в следующих номерах


*> Продолжение. Начало читайте, пожалуйста, в № 04, 05, 06–2007.