Наши документы
Урок чтения
Методические рекомендации по проведению
«Открытого урока ЧТЕНИЯ» в образовательных учреждениях России
Министерство образования и науки Российской Федерации
Центр развития русского языка
Москва – 2007 г.
ВВЕДЕНИЕ
«Открытый урок ЧТЕНИЯ» (далее Урок) – это комплекс мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Центром развития русского языка при поддержке региональных администраций в рамках международного фестиваля «БиблиОбраз», который состоится в Москве 9–11 октября 2007 г.
Целью Урока является привлечение внимания учащейся молодежи к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений, взаимопонимания граждан и их успешности в обществе.
Основные задачи Урока
- развитие у школьников всех возрастных групп мотивации к чтению, воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся.
- создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге.
- позиционирование школьной библиотеки как интеллектуального и информационно-досугового центра школы.
- консолидация усилий школьных коллективов, родителей, специалистов книжного дела, СМИ, творческих союзов, представителей местной администрации для поддержки школьных библиотек и популяризации чтения.
Сроки проведения
Урок проводится 9 октября 2007 г. с 10.00 по местному времени. Его продолжительность определяется каждым школьным коллективом самостоятельно с учетом характера и реальных условий организации.
Участники
Участниками Урока являются школьники всех возрастных групп, школьные библиотекари, учителя и администрация образовательного учреждения. При этом, если позволяют условия, организационным центром подготовки мероприятий становится школьная библиотека, координирующая деятельность педагогического коллектива и учащихся.
Проведение Урока диктует необходимость взаимодействия школы с максимально широким кругом заинтересованных структур и частных лиц, а именно: родителями, выпускниками школы, представителями творческих союзов, издательств, СМИ, местной администрацией, авторами книг, сотрудниками литературных музеев, детских и юношеских библиотек, театров и т.д.
Содержание Урока
Каждая школа планирует мероприятия самостоятельно, по-своему комбинирует и творчески интерпретирует их содержательные компоненты в рамках общей концепции.
Оптимальный план проведения Урока представляет собой ряд взаимосвязанных мини-проектов (см. ниже), имеющих неформальный и мотивирующий к чтению характер, способных активно вовлечь в деятельность школьников, учителей, родителей, приглашенных гостей и стать для всех настоящим «Праздником чтения».
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
1. «Приглашение к чтению»
Цель – развитие у учащихся интереса к чтению на основе мотивирующего примера.
Содержание: встречи с уважаемыми в селе/городе/районе людьми (например, с представителем местной администрации, актером, спортсменом, спонсором школы и др.), с тем, кто может рассказать школьникам о позитивной роли чтения в своей успешной жизни, о своих любимых книгах и жизненных приоритетах.
«Приглашение к чтению» может быть мероприятием открытия, на которое в актовом зале соберется вся школа. В этом случае выступление гостя имеет статус «вдохновляющего» начала. Однако оно может проводиться и в более узкой аудитории, например, в классе или нескольких классах одной ступени обучения, но обязательно должно соответствовать возрастным особенностям целевой аудитории. Так, темой встречи со старшеклассниками может быть роль чтения при выборе профессии, в достижении поставленных благородных целей, в познании и понимании мира. Школьникам средней ступени скорее будет интересен увлекательный рассказ о самой важной книге в жизни гостя, а ученикам начальной школы, вероятно, подойдет чтение его любимых детских книжек.
Важно, чтобы встреча носила характер неформального диалога, в котором школьники, родители, учителя могли бы свободно задавать вопросы и высказывать свои мнения.
Основные шаги по подготовке:
1. Выбор гостя по следующим критериям:
- начитанность, широкий кругозор,
- высокий культурный уровень,
- известность,
- хорошее владение языком,
- умение выступать и общаться с молодежной аудиторией.
2. Согласование с гостем времени и содержания встречи.
3. Подготовка участников к встрече:
- информирование о госте и сбор вопросов, которые хотелось бы ему задать во время встречи;
- оформление коллажа или стенгазеты по теме выступления гостя.
4. Разработка плана и сценария встречи.
5. Оформление места проведения мероприятия, преображение библиотеки или класса в литературную гостиную, литературное кафе (если этого требуют формат и стилистика встречи).
6. Подготовка необходимых технических средств.
7. Выбор и подготовка ведущих.
2. «Открытие книги»
Цель – развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия ими художественного текста в исполнении автора или мастера художественного слова.
Содержание: литературные чтения, проводимые в следующих возможных формах:
- встреча с автором книги (писателем, поэтом), авторское чтение произведений или их фрагментов, раздача автографов;
- художественное чтение литературных произведений артистами местного театра, театральной студии и т.д.
Основные шаги по подготовке:
1. Установление контакта с местным творческим союзом, театром, театральной студией и др.
2. Согласование с гостями времени и программы выступления.
3. Подготовка участников к встрече:
- предварительное прочтение произведений, входящих в программу;
- знакомство с биографией и творчеством автора(ов) произведений;
- подготовка книжно-иллюстративной выставки в библиотеке.
4. Разработка плана и сценария мероприятия.
5. Оформление места проведения мероприятия, преображение библиотеки или класса в литературную гостиную, литературное кафе (если этого требуют формат и стилистика встречи).
6. Подготовка необходимых технических средств.
7. Выбор и подготовка ведущих.
3. «Со страниц на сцену»
Цель – развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественного текста.
Содержание: литературный или литературно-музыкальный концерт, спектакль.
Взрослые и дети выступают как участники действия и как зрители. Так, старшеклассники могут подготовить концерт или спектакль для учащихся, родителей и учителей начальной школы. Подготовка осуществляется в режиме проектной работы, в процессе которой определяются целевые группы школьников и учителей. Каждая из этих групп («Костюмеры», «Художники», «Сценаристы» и т.д.) получает свое задание.
Основные шаги по подготовке:
1. Выбор темы концерта или художественного произведения для инсценировки.
2. Приглашение художественного руководителя (режиссера).
3. Составление программы концерта или работа над текстом пьесы.
4. Распределение ролей, обязанностей и поручений.
5. Репетиционный процесс.
6. Изготовление костюмов, реквизита, декораций, афиш, выпуск и распространение пригласительных билетов.
7. Подготовка музыкального сопровождения.
8. Подготовка технических средств.
4. «Послушайте!»
Цель – развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия художественного текста в исполнении сверстников, старших товарищей и родителей.
Содержание: конкурс на лучшего чтеца.
Основные шаги по подготовке:
1. Определение темы конкурса и его девиза.
2. Выбор потенциальными участниками произведений для чтения на конкурсе.
3. Подготовка каждым участником краткой информации о выбранном произведении и его авторе.
4. Подготовка иллюстративной выставки на тему конкурса.
5. Формирование жюри, в состав которого входят как взрослые, так и школьники.
6. Разработка критериев оценки конкурсантов и определение регламента работы жюри.
7. Подготовка грамот и призов для награждения победителей.
8. Оформление библиотеки, класса, актового зала, где будет проходить конкурс.
9. Выбор и подготовка ведущих.
5. «Почитай мне!»
Цель – развитие у учащихся интереса к художественной книге на основе создания атмосферы «семейного чтения», воспитание у старших школьников ответственности и заботливого отношения к их младшим товарищам.
Содержание: акция, литературные чтения, в ходе которых библиотекарь, родители, учителя-предметники, старшеклассники читают книги ученикам начальной школы.
Мероприятие может проводиться для нескольких классов, маленьких групп или даже индивидуально и завершиться творческими формами совместной работы старшеклассников и младших школьников, например, рисованием на тему прочитанного, составлением альбома иллюстраций, что может стать основой для организации выставки «Мы читаем и рисуем».
Основные шаги по подготовке:
1. Определение формата мероприятия и его целевой аудитории.
2. Выбор книг для чтения.
3. Распределение чтецов и слушателей в зависимости от формата мероприятия (маленькая группа или индивидуально).
4. Создание в школе уютных «уголков» для реализации данного мероприятия.
5. Психологическая подготовка старшеклассников к общению с малышами.
6. Подготовка бумаги, красок, карандашей для последующего «часа рисования» в начальной школе.
7. Организация выставки рисунков в школе.
6. «Книга в кругу читателей»
Цель – формирование у детей и взрослых способности к сотрудничеству и сотворчеству на основе общего интереса к книге.
Содержание: читательская конференция или разговор о прочитанных книгах.
Основные шаги по подготовке:
1. Выбор темы конференции, книг или книги для обсуждения.
2. Работа с участниками:
- прочтение книги;
- подготовка к выступлению, докладу, дискуссии;
- выбор отрывка, который выступающему хотелось бы прочитать публично, и т.д.
3. Оформление школьной библиотеки и других школьных помещений в соответствии с темой конференции.
4. Работа в творческих группах:
- группа «Исследователи» собирает и готовит дополнительную информацию о книге и ее авторе;
- группа «КВН» разрабатывает сценарий викторины по книге или иные содержательно связанные с ней конкурсы, готовит призы для награждения;
- группа «Связи с общественностью» обеспечивает информационную поддержку конференции, готовит афишу, приглашения участникам и гостям, осуществляет фото- и видеосъемку;
- группа «Театр» готовит инсценировку фрагмента литературного произведения;
- группа «Сценаристы» разрабатывает общий сценарий конференции и готовит ведущих.
7. «Литературная игра»
Цель – развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умения сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях.
Содержание: игра, основанная на одном или нескольких литературных источниках и состоящая из ряда заданий, выполняемых в определенной последовательности (например, нахождение «золотого ключика», «клада на острове сокровищ» или спасение попавших в беду героев книги и т.д.).
Перед началом игры желательно предложить участникам, если они объединены в команды, придумать их названия и девизы.
Игра может занять всё школьное пространство. В этом случае задание (или серия заданий) выполняется в разных помещениях, а команда узнает о месте проведения следующего задания лишь после правильного решения предыдущего.
Основные шаги по подготовке:
1. Выбор литературной основы для игры, придумывание ее названия.
2. Разработка конкурсных заданий:
- чтение зашифрованного текста из книги;
- соотнесение фрагментов текста с рисунками, изображающими персонажей книги;
- соотнесение предметов с задачами, которые персонажи решают или могли бы решить с их помощью;
- расположение иллюстраций в правильном порядке, отражающем сюжет книги;
- нанесение на географическую карту маршрутов перемещения персонажей;
- восстановление поврежденного или искаженного фрагмента текста;
- составление ребусов, кроссвордов, шарад;
- озвучение немого фрагмента из существующей экранизации книги;
- придумывание продолжения книги и др.
Написание сценария игры, определение ее ведущих, подготовка соответствующего реквизита.
Оформление помещений, в которых пройдут разные этапы игры.
МЕРОПРИЯТИЯ-«СПУТНИКИ»
Предлагаемые выше основные мероприятия желательно сопроводить мероприятиями-спутниками. К их числу следует отнести, например, подготовленную накануне Урока экспозицию новых книжных поступлений в школьную библиотеку под названием «Книга ищет читателя!», а также:
1. Выставки, организованные в том числе и в результате проведенных конкурсов:
- выставка иллюстраций к любимым произведениям художественной литературы («Смотрите, что мы читали!»);
- выставка плакатов («Читайте хорошие книги!»);
- фотовыставка («Мои друзья читают», «Мой класс/Моя семья/Наша школа/Наш город читает»);
- выставка значков, книжных закладок, экслибрисов («Я читатель!»).
2. Выпуск стенгазеты, оформление стенда или сайта («Что и как мы читаем?»).
3. Викторина по произведениям детской и подростковой литературы.
4. Акция «Я рекомендую!», в ходе которой школьники вкладывают в понравившиеся им прочитанные книги школьной библиотеки закладку со своей личной рекомендацией (акция стартует во время Урока и проходит в течение четверти, триместра или всего учебного года).
5. Акция «Золотая полка книг», во время которой школьники выставляют в библиотеке, в классах свои любимые книги или пишут их названия и имена авторов на нарисованных книжных корешках.
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
1. Информирование школьного коллектива об Уроке. Обсуждение возможных форм его проведения, сбор в каждом классе предложений, разработка программы Урока – не позднее мая 2007 г.
2. Создание школьного оргкомитета, в состав которого включаются школьный библиотекарь, представители школьной администрации, учителя, учащиеся, родители, – не позднее мая 2007 г.
3. Первичная подготовительная работа по установлению контактов с партнерами и СМИ – не позднее мая 2007 г.
4. Уточнение и утверждение оргкомитетом программы Урока – не позднее 10 сентября 2007 г.
5. Распределение обязанностей, создание рабочих групп на уровне школы и в каждом классе, выделение ответственных учителей, родителей и школьников за следующие направления:
- оформление школы, библиотеки и классов (афиши, выставки, декор);
- подготовка каждого мероприятия (см. выше «Основные шаги по подготовке»);
- сотрудничество с партнерами;
- приглашение гостей;
- подготовка технических средств – 8 сентября – 8 октября 2007 г.
6. Проведение Урока – 9 октября 2007 г.
7. Подведение итогов Урока (выпуск фотоколлажей, стенгазет, видеофильмов и др.) – октябрь–ноябрь 2007 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА УРОКА
Серьезное содействие в реализации задач Урока могут оказать средства массовой информации. Они способны не только целенаправленно сопровождать процесс подготовки и проведения общественно значимых мероприятий в новостных выпусках местных газет, телевидения и радио, но и ориентировать свои передачи и публикации на содержательную поддержку Урока. Например:
- проведение интервью с авторами, пропагандистами чтения, спонсорами школьных библиотек;
- показ на телеэкране и организация на радио литературных чтений, дискуссий, бесед по проблемам чтения;
- демонстрация лучших экранизаций и радиоинсценировок художественных произведений.
Для проведения Урока рекомендуется использовать также материалы сайта Центра развития русского языка www.ruscenter.ru и другие интернет-ресурсы. |