Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №9/2007


КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Под лупой

Марина Порядина

Вопреки рекордам?

Цифры и имена в таблицах и комментариях

Порядина
Мария Евгеньевна
Порядина

старший научный сотрудник
Российской
книжной палаты,
Москва

Отдел статистики печати Российской книжной палаты подвел итоги ушедшего года и известил нас о том, что отечественное книгоиздание установило рекорд. Наша страна впервые преодолела планку в 100 тысяч названий (даже в лучшие советские годы рекордный показатель огромной страны – не Российской республики, а СССР – составлял 84 тысячи названий книг и брошюр).

В завершившемся 2006 году в России зарегистрировано 102268 названий книг и брошюр. Теперь мы занимаем условное третье место в мире – нас опережают Китай и США, причем их показатели вдвое выше, чем у нас; условность же этого «пьедестала почета» объясняется тем, что в европейских книжных державах статистика ведется по иным принципам.

Среднетиражные показатели, однако, продолжают снижаться. Общий тираж российских книг и брошюр в истекшем году составил 633,5 млн экземпляров (в 2005 году – 669,4 млн). Среднестатистиче­ский тираж одной книги – 6192 экз. (для сравнения: в 2005 году – 7009 экз., в 2004-м – 7709 экз., в 2003-м – 8674 экз.). «Эта тенденция к уменьшению тиражей – общемировая, поскольку диверсификация знаний и читательских вкусов ведет к уменьшению объема реального и потенциального спроса на конкретные издания, исключая лишь бестселлеры, количество которых также постоянно снижается», – отмечает К.М.Сухоруков.

Помимо снижения среднетиражных показателей, наблюдаются следующие тенденции: увеличилось количество изданий в обложке (она дешевле переплета); выросло количество малотиражных (до 500 экземпляров) изданий и уменьшилось количество «бестселлеров» (тиражом более 100 тыс. экз.). Все больше становится серийных изданий (серия дешевле и удобнее в «раскрутке», чем отдельная книга). Отмечено увеличение количества переводов с английского и немецкого языков на русский, уменьшение количества переводов русскоязычных изданий на различные языки. Книгоиздательским центром по-прежнему остается Москва, выдающая 56 % всех названий и 85 % совокупных тиражей.

Рассмотрим таблицу, представляющую десять самых «крутых» издателей, которые в сумме дают 1/6 названий и 2/5 тиражей. Половина их производит учебную литературу, другая половина работает на массовый рынок, причем значительная часть ассортимента предназначена детям. «Эксмо» в истекшем году обошло своего основного конкурента и по количеству названий, и по тиражам. «АСТ» снижает обороты: по количеству названий это издательство отстало от лидера на 1326 позиций, а по тиражам – почти вдвое.

Таблица 1

10 издательств, выпустивших наибольшее количество книг и брошюр в 2006 г.

Название издательства

Кол-во названий книг и брошюр

Общий тираж, тыс. экз.
ЭКСМО
6207
67942,7
АСТ
4881
35412,0
Дрофа
1103
22529,0
Просвещение
1041
40482,9

Экзамен ХХI

1017
12926,7
Олма-пресс
872
10744,0
Росмэн
811
10608,2
ИЦ Академия
775
2751,6
Азбука-классика
759
7330,6
Питер
694
4044,6

Отметим, что детская литература в целом сохранила прежние показатели и по количеству названий, и по тиражам. Детский сектор дал нам 6741 название и 104,5 млн экземпляров книг и брошюр, иными словами – 6,6 % всех названий и 16,5 % всех тиражей. Соотношение научно-познавательной и художественной литературы для детей остается стабильным – примерно 1:2.

Таблица 2

Выпуск книг и брошюр по тематическим разделам (дет. лит.) в 2006 г.

Вид литературы Кол-во названий книг и брошюр Общий тираж, тыс. экз.
Всего
102268
633524,1
Детская
6741
104527,1
Детская научно-познавательная
2474
43863,3
Детская художественная
4267
60663,8

Таблица 3

Выпуск книг и брошюр по целевому назначению (дет. лит.) в 2006 г.

Виды изданий Кол-во названий книг и брошюр Общий тираж, тыс. экз.
Всего
102268
633524,1
 
 
 
Для детей и юношества
6741
104527,1
      из них
 
 
 
 
 
Литературно-художественные для детей и юношества
4306
61636,3
         в том числе
 
 
   для дошк. возраста
1998
29010,8
   для мл. шк. возраста
1166
19986,1
   для ср. и ст. шк. возраста
1132
12564,3
   для юношества
10
75,1
 
 
 
Научно-познавательные для детей и юношества
2435
42890,8
         в том числе
 
 
   для дошк. возраста
1588
33097,6
   для мл. шк. возраста
283
3038,1
   для ср. и ст. шк. возраста
318
3064,9
   для юношества
8
34,3
   Энциклопедии для детей и юношества
238
3655,9

Как в «литературно-художественном», так и в «познавательном» секторе по-прежнему наблюдается «перекос» в сторону дошкольного возраста.

К сожалению, статистика не отражает уровень художественности и степень научности изданий в данных разделах. Школьный возраст охвачен книгоизданием в достаточной степени: у младших чуть побольше «литературного», у старших – «познавательного».

А «юношество» как категория потребителей почти не учитывается издателями.

Довольно стабильны и писательские позиции. Таблицу наиболее издаваемых «детских» авторов по-прежнему возглавляет многотиражный Владимир Степанов, однако по количеству названий (114) он наконец уступил Корнею Чуковскому (119). Это забавно. По тиражам, однако, Степанов не имеет конкурентов (пять с лишним миллионов экземпляров); Чуковский (около двух миллионов) стоит на третьем месте. На втором месте по совокупным тиражам (более двух миллионов экземпляров) оказалась Джоан Ролинг, причем изданий у нее всего семь!

Таблица 4

Список наиболее издаваемых авторов по детской литературе в 2006 г.

Авторы Кол-во названий книг и брошюр Общий тираж, тыс. экз.

Степанов В.

114
5238,0
Ролинг Дж.
7
2188,0
Чуковский К.
119
1971,0
Успенский Э.
32
1560,0
Барто А.
80
1382,1
Гурина И.
28
733,0
Стайн Р.
84
717,0
Михалков С.
61
706,0
Андерсен Х.К.
54
665,7
Пушкин А.
51
497,1
Хесин В.
9
460,0
Носов Н.
47
454,8
Емец Д.
23
437,8
Толстой А.Н.
35
436,1
Сутеев В.
25
431,2
Воробей В. и М.
38
358,0
Гримм, братья
31
356,9
Перро Ш.
28
353,0
Корнилова М.
15
350,0
Шалаева Г.
13
318,1

Как обычно, в «детской двадцатке» представлены классики – отечественные (от Пушкина до Михалкова, Носова, А.Толстого) и зарубежные (Андерсен, Перро, братья Гримм). Большая часть ныне действующих авторов, включенных в таблицу, пишет для малышей; исключение представляет все та же Ролинг, а также Дм.Емец и таинственные родственницы Воробей с их не слишком выдающимися произведениями для среднего школьного возраста («хулиганское фэнтези» и девчачьи романы соответственно).

Вопреки традиции приведем и «взрослую двадцатку», поскольку в нее входят авторы, усердно читаемые подростками и юношеством.

Таблица 5

Список наиболее издаваемых авторов по художественной литературе в 2006 г.

Авторы

Кол-во названий книг и брошюр

Общий тираж, тыс. экз.

Донцова Д.

96
9931,6
Устинова Т.
46
3530,4
Шилова Ю.
45
2729,5
Акунин Б.
68
2695,5
Маринина А.
75
2647,8
Полякова Т.
65
2177,3
Семенова М.
41
1569,1
Перумов Н.
42
1060,9
Вильмонт Е.
43
976,0
Бушков А.
99
956,5
Коэльо П.
32
914,0
Литвиновы А. и С.
43
751,2
Серова М.
70
713,3
Куликова Г.
34
706,9
Лукьяненко С.
36
693,1
Стил Д.
64
672,8
Сухов Е.
31
585,3
Калинина Д.
47
576,1
Тамоников А.
61
574,6
Зюскинд П.
17
561,0

Разумеется, во «взрослой» таблице доминируют авторы детективов, боевиков и «любовных» романов – от неутомимой Дарьи Донцовой до рязанского самородка Тамоникова и гламурненькой Даниэлы Стил. Присутствуют, однако, и писатели, которых – с некоторой натяжкой – можно провести по «интеллектуальному» ведомству. Это модные зарубежные «звезды» – Паоло Коэльо и Патрик Зюскинд, а также отечественный Б.Акунин. Не впервые в рейтинге встречаются фантасты Ник Перумов и Сергей Лукьяненко, популярные в молодежной среде, а вот теперь к ним присоединилась Мария Семенова, которой (как и некоторым другим) добавило славы важнейшее из искусств.

В истекшем году книгоиздание поставило количественный рекорд, но серьезных качественных изменений на книжном рынке не произошло. В секторе детской и юношеской литературы рынок однозначно «тормозит», проявляет инертность. Значительная часть «детских» издателей ориентируется не столько на запросы потребителя (ребенка), сколько на вкусы покупателя (то есть взрослого человека). Большинство же покупателей-родителей обращает внимание либо на имена из прошлого («золотая классика», «традиционные ценности»), либо на яркую обложку. «Подростковые» издатели тратят бешеные деньги на «раскрутку» очередного развлекательного «супермегапроекта», не желая понимать, что спрос на «развлекалово» для школьников удовлетворен уже на двести процентов. Многим издателям, занятым в этом сегменте, проще и выгоднее было бы пересмотреть свою репертуарную политику: на рынке явно не хватает литературы, специально адресованной старшим «-надцати­летним», в литературе для среднего школьного возраста наблюдается некий жанровый застой... Качество редакционно-издательской подготовки среднестатистической книги (особенно переводной) оставляет желать лучшего. Отважных издателей, готовых делать ставку на новые имена и нестандартные направления, у нас очень мало. Так что истинный читатель по-прежнему выбирает свою книгу не благодаря, а вопреки рыночным рекордам.