Школьные библиотеки Озёрска в вопросах и ответах
Минуло 30 лет со дня начала необычного эксперимента по объединению детских и школьных библиотек и 25 лет с момента официального образования межведомственной централизованной системы, но профессиональный интерес к необыкновенному объединению не ослабевает.
Из всего многообразия вопросов коллег о жизни и деятельности централизованной системы вообще и школьных библиотек в частности я выбрала наиболее характерные. Они и легли в основу своеобразного «интервью», которое я предлагаю вашему вниманию.
Ордина
директор ЦСДШБ
Комплектование фондов школьных библиотек: источники комплектования, объем фонда, количество поступающих изданий
Безусловно, вопросы финансирования самые сложные и болезненные в деятельности библиотек. И понятно желание каждого руководителя иметь его в полном объеме. Мы не исключение, но тем не менее наше финансовое обеспечение в определенных размерах достаточно стабильно.
Для приобретения изданий мы обращаемся к следующим источникам комплектования:
– некоммерческий Фонд «Пушкинская библиотека» (наше сотрудничество длится около 10 лет с самого начала реализации мегапроекта «Пушкинская библиотека: книги для российских библиотек»). Благодаря этой беспрецедентной по масштабам акции фонды школьных библиотек пополнились справочными и энциклопедическими изданиями.
– подписка по каталогам агентства «Роспечать»;
– профессиональные издательства («Профессия» (Санкт-Петербург), «Либерея – Бибинформ» и др.);
– книжные магазины, спонсорская поддержка, книжные дары жителей города и др.
К нам поступают книги и в рамках благотворительных акций (так, например, по программе «Книги – школьным библиотекам» от «Центра гражданской инициативы» под патронатом депутата Государственной думы М.И. Гришанкова).
В фондах школьных библиотек от 13 до 20 тыс. экземпляров изданий, не считая учебников.
В среднем в год школьная библиотека получает:
– около 200 экземпляров книжных изданий;
– от 12 до 20 наименований периодических изданий (в число наиболее востребованных как учителями, так и учащимися изданий вошли газеты ИД «Первое сентября»).
Комплектование, обработка изданий и их доставка в филиалы происходят централизованно силами центральной городской детской библиотеки.
Структура централизованной системы. Структура школьной библиотеки. Штаты школьной библиотеки
МУК «ЦСДШБ» – это центральная городская детская библиотека и 21 филиал: 19 школьных и 2 библиотеки учреждений дополнительного образования (детская музыкальная школа и Дворец творчества детей и молодежи). Все школьные библиотеки объединены в отдел учебных библиотек.
В основном школьные библиотеки, по выражению библиотековедов, имеют «одноклеточную структуру», т.е. абонемент с выделенной «зоной читального зала». Отсутствие полноценного читального зала – сдерживающий фактор в создании развивающей библиотечной среды. К сожалению, эта проблема у нас остается еще нерешенной.
Фонд учебников размещен в отдельном помещении. В штате школьной библиотеки насчитывается от одного (как правило) и до трех человек.
Документационное обеспечение деятельности школьных библиотек
Обязательный для всех школьных библиотек пакет документов (регламентирующего и нормативного характера) содержит следующие материалы:
– положение о библиотеке общеобразовательного учреждения;
– должностную инструкцию на сотрудника;
– правила внутреннего распорядка МУК «ЦСДШБ»;
– правила пользования школьной библиотекой;
– копию «Договора о некоммерческом взаимодействии…»;
– паспорт школьной библиотеки (мы взяли за основу схему, предложенную Еленой Баханской).
В «пакет…» мы включили также рабочие инструкции по учету массовых мероприятий (в электронном виде), по учету читателей в автоматизированной регистрационной картотеке и другие.
К перечисленному выше можно добавить план и отчет (в электронной форме), все обязательные учетные документы.
Характеристики СБА школьной библиотеки
Все школьные библиотеки оснащены автоматизированным рабочим местом библиотекаря, а в ряде школ имеются и АРМ пользователя. Практически все библиотеки подключены к интернету. Справочный аппарат школьной библиотеки ведется как в традиционном, карточном, так и в электронном виде.
В работе используется система «ИРБИС», разработанная ГПНТБ России.
Карточный аппарат ШБ – систематический каталог и ряд тематических картотек.
Электронный аппарат ШБ – электронный каталог, база данных «Статьи», база данных «Краеведение», корпоративные библиографические базы данных («Пионер», «МАРК»). Базы данных «Статьи» и «Краеведение» подкреплены полнотекстовыми материалами.
Формирование и пополнение СБА ЦСДШБ – централизованное. Этим занимаются ведущие специалисты Центральной городской детской библиотеки.
Школьный библиотекарь. Небольшой «портрет»: стаж, образование, социальные льготы и т.д.
В школьных библиотеках работают 30 человек. Средний возраст – 43 года.
Специалист школьной библиотеки – опытный сотрудник (стаж работы в библиотеке у 6 человек – свыше 10 лет, у 10 – свыше 15 лет, у 10 – свыше 20 лет, 3 человека с 30-летним стажем работы); с хорошей (прочной) профессиональной подготовкой (высшее образование имеют 90%, из них 65% – библиотечное и 25% – педагогическое); активный участник профессиональных конкурсов городского и регионального уровней.
Специалист школьной библиотеки – библиотекарь-педагог, библиотекарь-воспитатель, библиотекарь – руководитель по чтению детей и юношества. Инициативный, творческий, заинтересованный в качественном результате своего труда сотрудник.
Пять школьных библиотекарей имеют звание «Ветеран атомной промышленности и энергетики».
Оплата труда – руководитель школьной библиотеки имеет 13-й разряд по ЕТС, библиотекарь – 11-й разряд. Доплата за работу с учебниками составляет от 5 до 30% (в зависимости от количества учебников).
Материальное стимулирование – денежная премия при достижении 50, 60, 70 лет с учетом стажа работы в ЦСДШБ.
Меры социальной поддержки:
– ежегодная выплата лечебного пособия в размере одного должностного оклада,
– ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет при стаже работы от 1 года до 10 лет – 20%. От 10 лет и выше – 30%.
– дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 5 календарных дней при наличии 10 лет непрерывного стажа работы и 10 календарных дней – при наличии 20 лет непрерывного стажа работы в библиотеках Челябинской области.
Взаимодействие школьной библиотеки с центральной городской детской библиотекой
Взаимодействие – суть и основа централизации, а формы его проявления разнообразны: от совместной работы в творческих группах по проведению общегородских мероприятий до теплых встреч за чайным столом.
Отношения с администрацией школ города
Отношения и с управлением образования, и с администрацией школ были и остаются деловыми, корректными и доброжелательными. Безусловно, в процессе становления системы и у нас, и у администрации школ возникали разного характера вопросы, сомнения, опасения, но мы счастливо избежали неприятных конфликтных ситуаций. И очень бы хотелось высказать слова благодарности руководителям управления образования, директорам школ, педагогам за замечательное сотрудничество, поддержку, внимательное отношение к библиотеке и библиотекарям.
Завершая свой краткий рассказ о школьной библиотеке централизованной системы, я думаю, что наше с вами общение, уважаемые коллеги, будет иметь продолжение. Если у вас возникли вопросы – пишите, звоните, мы охотно вам ответим.