Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2007

МЛАДШИЕ БИБЛИОТЕКАРИ

Шелухина
Лариса Юрьевна
Шелухина

гл. специалист
по образовательным
услугам отдела
АБИС ЦСДШБ

Детская библиотека, как учреждение, занимающее активную позицию в городе в решении социальных, культурных, образовательных и других проблем своих читателей, находит и определяет новые механизмы взаимодействия с различными организациями. Наши постоянные партнеры – НКО «Наши дети» – общество родителей и детей инвалидов города, фонд «Защита и безопасность», Управление Федеральной почтовой связи, СМИ и другие организации.

Один из самых успешных опытов взаимодействия – партнерство с Озёрским городским центром занятости населения по организации временных рабочих мест для подростков в период летних каникул в библиотеках города (каждое лето мы принимаем к себе на работу до 350 подростков).

Библиотека – не единственный партнер Центра занятости. Рабочие места для подростков организуют и Управление образования, и Детский эколого-биологический центр, и служба озеленения, и другие муниципальные организации. И далеко не всякое учреждение-работодатель берет на себя такую ответ­ственность – ведь это дополнительные нагрузки для администрации и сотрудников-наставников. Но мы понимаем, насколько важно это для школьников, для их социальной адаптации. При этом ребята реально получают зарплату, знакомятся с профессией библио­текаря. А как сказывается такая работа на создании положительного образа детской библиотеки в городе!

Для организации каждого «трудового лета» от библиотеки требуется большая подготовительная работа, которая заключается в следующем:

– участие в заседании городского клуба «Партнер» (проводится службой занятости в апреле текущего года), где определяются задачи по летнему трудоустройству подростков, подготавливается документная база;

– регистрация заявок по количеству рабочих мест от библиотек школ города (а также других учреждений культуры, таких как, например, Центральной городской библиотеки, Озёрского колледжа искусств, библиотеки Озёрского технологического института ОТИ МИФИ, Детской художественной школы и т.п.);

– заключение договора о совместной деятельности ЦСДШБ, администрации города и Центра занятости населения;

– прием документов от школьников, заполнение сведений в электронной базе «Трудовое лето»;

– разработка формы срочного трудового договора со школьниками;

– разработка должностной инструкции подсобного рабочего;

– разработка инструкций по технике безопасности для подсобных рабочих;

– организация анкетирования подростков (анкетирование позволяет выявить социально-незащищенные семьи, а также получить сведения для выдачи пенсионных страховых свидетельств);

– разработка бланков табельного учета работы школьников;

– разработка планов производственной деятельности и объемов работ в каждом подразделении и учреждении культуры;

– обеспечение материалами и инструментами и прочими принадлежностями (как правило, для организации труда подростков в договоре учитываются дополнительные суммы расходов на эти цели).

Труд1
Трудовое лето-2003. Интернет-класс. Чистка компьютеров

После оформления всех документов школьники приступают к работе. Из общего числа сотрудников выделяются библиотекари-наставники, отвечающие за организацию работы детей в библиотеках. Именно на их плечи ложится дополнительная нагрузка. Ведь каждому ребенку нужно уделить внимание – поручить посильную работу, обеспечить материалами, проверить качество выполненной работы, вести табельный учет.

Желающих работать в библиотеке всегда больше, чем требуется. Это связано и с социальным положением многих семей в Озёрске – (почти треть работающих в библиотеке подростков – из неполных семей), и с состоянием здоровья подрастающего поколения – многим противопоказана работа на улице, тяжелая физическая работа. С особым удовольствием мы принимаем на работу тех ребят, которые в течение учебного года активно участвовали в библиотечных конкурсах, олимпиадах, кто в библиотеке частый гость. И конечно, тех, которые положительно зарекомендовали себя в предыдущие летние трудовые каникулы.

Многие школьники хотят работать в интернет-классе в Центральной библиотеке. В июне 2006 года было принято решение об организации рабочих мест для школьников, работающих на компьютерах, на базе отделов автоматизации и абонемента 5–9-х классов (20 школьников и 5 руководителей-библиотекарей). В рамках проекта проводились работы с применением новых информационных технологий по программе информатизации библиотеки. Ребята вели штрих-кодирование фонда абонемента 5–9-х классов, корректировку и дополнение записей авторитетного файла «индивидуальные авторы», корректировку записей в единой электронной реги­страционной картотеке читателей ЦСДШБ, подготовку материалов для представления на сайтах библиотек, подготовку полных текстов статей и многое другое.

Труд2
Трудовое лето-2003. Марина Зак и Женя Алексеева шьют подарки для праздника чтения

А в школьных библиотеках особенно нужна помощь, когда идет прием и выдача учебников. Много времени уделяется ремонту и восстановлению утраченных страниц из книг и учебников. Кроме этого, школьники работают с задолжниками библиотеки, помогают в генеральной уборке помещений, оформлении выставок, фонда и т.п.

Большую помощь оказывают наши юные сотрудники при подготовке и проведении городских фестивалей детского чтения, которые ежегодно организует библиотека в детском парке. В прошлом году фестиваль состоялся 8 июня и был посвящен творчеству детских писателей А.Волкова и Ф.Баума. Школьники участвовали в оформлении фестиваля, в театрализованном представлении, помогали в оборудовании конкурсных площадок, брали интервью у детей и родителей – участников фестиваля.

Конечно, наивно было бы предположить, что, получив представление о работе в библиотеках, школьники бросятся поступать на библиотечные факультеты вузов. Тем не менее в нашей библиотечной системе работает три молодых специалиста, которые пришли к нам, получив опыт «Трудового лета»! Это тоже результат. Но главным мы считаем все-таки помощь подросткам в их социализации в обществе – не только в возможности заработать в летние каникулы, но и в получении первого опыта трудовой деятельности, а в также адаптации в информационной среде библиотеки через приобретаемые знания, овладение техникой взаимодействия с информацией, с новыми технологиями, межличностную коммуникацию.

Трудовое лето в библиотеке было бы невозможно без сотрудничества с Озёрским городским центром занятости населения. Специалисты центра занятости по договору оказывают консультационную помощь работодателям и подросткам, контролируют соблюдение норм трудового законодательства и расходование средств местного бюджета. По согласованию с Центром занятости ЦСДШБ набирает школьников по собственному усмотрению, а не по направлению «Ярмарки вакансий», которая проводится в городе в мае. Мы знаем своих читателей, их возможности, мы поощряем таким образом детей за их активность в течение учебного года.

ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ

Другой пример партнерства – это работа с Детским эколого-биологическим центром им. А.Н.Белкина (ДЭБЦ) по проекту «Твои первые открытия». Финансирует проект Министерство радиационной и экологической безопасности согласно постановлению Законодательного собрания Челябинской области «Об утверждении областной целевой программы природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки Челябинской области на 2006–2010 годы».

К участию в конкурсе привлекаются учащиеся 4–7-х классов всех типов образовательных учреждений из городов северного региона Челябинской области и других городов региона: Челябинска, Озёрска, Снежинска, Кыштыма, Миасса, Чебаркуля, Новоуральска.

Ребята защищают свои индивидуальные и коллективные (до двух соавторов) учебно-исследовательские, экспериментальные или опытные работы по тематике эколого-биологической направленности на секциях экологии, зоологии, ботаники, растениеводства и т.п.). Возглавляют работы этих секций преподаватели Южно-Уральского государственного университета (ЮурГУ), специалисты городского комитета охраны окружающей среды, опытные педагоги школ. Предусмотрено также проведение семинаров для педагогов, что обеспечивает расширению кругозора, формирует и совершенствует навыки исследовательской деятельности.

Отдел комплектования ЦСДШБ совместно со специалистами ДЭБЦ определяет круг литературы эколого-краеведческой направленности, дополняет фонд центральной детской библиотеки, организует выставки и обзоры имеющейся и вновь поступившей литературы и некнижных материалов по этой теме.

Благодаря этому проекту ЦСДШБ получила в 2005 году 8 тысяч рублей, а в 2006 году – 15 тысяч на комплектование фондов литературой экологической и краеведческой направленности. У нас самый богатый в городе фонд для детей по этой теме. Школьники города имеют возможность заниматься научно-исследовательской работой, используя фонды читального зала центральной библиотеки.

В этом году мы также подали заявку на проведение конкурса «Твои первые открытия». Библиотека планирует за счет выделяемых на конкурс средств комплектовать школьные библиотеки медиаматериалами по экологии.

Мы считаем, что деятельность по партнерскому проекту «Твои первые открытия» представляется особенно актуальной в Северо-Уральском регионе Челябинской области, где глобальные экологические проблемы связаны с последствиями деятельности ПО «Маяк», работающего в атомной промышленности.

Приведенные примеры говорят сами за себя: наша библиотечная система «выходит из своих стен», активно сотрудничает с другими организациями, участвует в различных партнерских проектах, показывает свою нужность, полезность и эффективность на разных уровнях. Этим мы, несомненно, способствуем решению социально-значимых проблем воспитания и образования подрастающего поколения, а значит и становлению гражданского общества.