Обслуживание руководителей детского чтения в условиях межведомственной централизации
Обслуживание руководителей детского чтения – одна из функций любой детской библиотеки.
Школьные библиотеки, как правило, обслуживают педагогов своей школы, реже – родителей. А в детских обычно создаются специальные отделы РДЧ.
В нашей библиотеке такого отдела нет. Со взрослыми в нашей системе работают все.
Педагоги, родители и другие
Курьянова
зам. директора
ЦСДШБ по основной
деятельности
В нашей библиотеке обслуживание руководителей детского чтения (РДЧ) как отдельной группы читателей совпало с началом межведомственной централизации библиотек, обслуживающих детское население города. В 1975 году ее проводил, как единственный в своем роде эксперимент, коллектив библиотеки и отдел образования.
Предусматривалось объединение городской детской библиотеки Министерства культуры и школьных библиотек Министерства образования в одну сеть – с единым библиотечным фондом, штатами, единым справочно-библиографическим аппаратом. Эксперименту была дана положительная оценка, и в 1980 году мы получили статус Централизованной системы детских и школьных библиотек (ЦСДШБ). В нее вошли центральная городская детская библиотека (ЦГДБ) и школьные библиотеки. Позже присоединились такие филиалы, как библиотека городского отдела образования (1985), библиотека Дворца детей и молодежи (1996).
Естественно, что в связи с изменением организационной структуры библиотеки контингент читателей значительно расширился: вместе с детьми нашими читателями стали и взрослые – педагоги школ, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, а также родители. Их обслуживанием в нашей библиотеке в той или иной мере занимается каждый отдел – абонемент дошкольников и школьников 1–4-х классов, абонемент 5–9-х классов, читальный зал, медиацентр, информационно-библиографический отдел, организационно-методический отдел, отдел педагогической информации, о котором мы расскажем подробнее, и все филиалы ЦСДШБ.
Мы считаем очень важным сотрудничество с руководителями детского чтения. За долгие годы сложилась четкая система взаимодействия: на основе совместного планирования готовятся выступления на педсоветах, методических объединениях, родительских собраниях. Регулярно организуются информационно-аналитические совещания сотрудников ЦСДШБ и администрации школ города (Дни директора, совещания зам. директоров школ).
В таких мероприятиях участвуют все подразделения библиотеки. Их цель – освещение вопросов организации библиотечного обслуживания детского населения города и тех, кто работает с детьми, вопросов развития информационной культуры пользователей, привлечения детей к чтению, информационной поддержки образования.
Для педагогов информационно-библиографический отдел организует информационные педагогические советы. Это довольно новая форма работы. Началась она с 2002 года. С тех пор ежегодно представители школ обращаются в библиотеку с заявками на проведение информационных педагогических советов. Цель этих встреч можно определить как объединение позиций педагогов и библиотекарей в решении проблем создания единого образовательного пространства. Детская библиотека – необходимая точка пересечения интересов взрослых и детей. Как говорить с современными детьми о книге и чтении? Что и как читают наши дети или почему они не читают? Что такое информационная культура современного человека? Каким информационным и культурным потенциалом обладает детская библиотека для удовлетворения читательских потребностей школьников, педагогов и родителей? Эти и другие вопросы удается осветить в ходе таких педагогических советов.
Для родителей с 2003 года проводятся родительские собрания в библиотеке. Библиотекари приглашают родителей к размышлению о проблемах чтения. Как пробудить и поддержать интерес ребенка к чтению? Чтение вслух – родительская повинность, необходимость или... О какой книге для своего ребенка вы мечтаете? Что нужно знать родителям о детской библиотеке? В ходе собрания для родителей организуются экскурсии в каждый отдел библиотеки, оформляются специальные книжные выставки.
Абонемент дошкольников и школьников 1–4-х классов уделяет большое внимание работе с родителями, ведь чем раньше ребенок познакомится с библиотекой, тем раньше он приобщится к книге, к чтению.
Поэтому младший абонемент приглашает родителей, бабушек и дедушек посещать библиотеку вместе с детьми. Здесь они смогут выбрать книги и для совместного чтения, и для самостоятельного чтения детей. Кроме того, возрождая традиции семейного чтения, младший абонемент совместно с медиацентром проводит субботние занятия с семьями. Это творческая литературная мастерская для всей семьи под названием «Радостные чтения», которая вошла в цикл библиотечных программ семейного чтения.
На этих занятиях используются такие формы работы, как громкие чтения с элементами обсуждения. После прочтения и обсуждения с детьми художественного произведения дети с родителями изготавливают из различных материалов поделки по теме занятия. Все с удовольствием посещают эти занятия, ведь они нацелены на общение ребенка с родителями и на совместное творчество. Кроме того, любая детская книга пишется для воспитания. Читая книги с ребенком, присутствуя на занятиях, родители знакомятся с детской литературой и методами работы с книгой.
Медиацентр также занимается обслуживанием не только детей, но и их родителей, и педагогов. Фонд этого отдела содержит некнижные материалы: аудиокассеты, музыкальные компакт-диски, грампластинки, видеокассеты, диафильмы, диапозитивы, электронные программы (CD-ROM), наборы открыток и репродукций.
Нужно отметить, что с РДЧ медиацентр работает на условиях абонемента, то есть у читателей есть возможность взять некнижные материалы на некоторое время домой. Для того чтобы сориентировать читателей во всем многообразии документов, в отделе ведется справочно-библиографический аппарат, включающий в себя:
- алфавитный каталог аудиозаписей,
- систематический каталог аудиозаписей,
- картотеку названий аудиозаписей,
- алфавитный каталог видеоматериалов,
- систематический каталог видеоматериалов,
- алфавитный каталог электронных носителей,
- тематическую картотеку электронных носителей,
- электронную базу данных некнижных материалов в системе Ирбис.
Кроме того, в работе отдела активно используются разнообразные выставки, которые помогают взрослым читателям – педагогам и родителям – подобрать для детей обучающие или развивающие компьютерные программы, игры.
Комплектованию обучающих и развивающих программ в медиацентре уделяется особое внимание. С учетом возраста ребенка составляются индивидуальные планы чтения с подбором ряда сопровождающих материалов на электронных носителях. И в этом направлении углубленно ведется индивидуальная работа с теми семьями, которые занимаются подготовкой ребенка к школе, и с теми, где родители активно помогают ему уже в учебе. Ежегодно ведется формуляр «Читающие семьи». Это семьи, которые регулярно посещают отдел и сотрудничают с библиотекарем в целях развития своих детей.
Интересна новая форма работы с РДЧ вне стен библиотеки в форме коллективного абонемента: комплектная выдача. Читателям во временное пользование предоставляются тематические комплекты, которые включают в себя книги, аудио-, видеоматериалы, иллюстративные материалы по определенным темам. Хочется отметить, что такая форма работы очень эффективна и удобна как для читателей, так и для сотрудников отдела.
На абонементе учащихся 5–9-х классов и в читальном зале обслуживанию руководителей детского чтения тоже уделяется должное внимание. Помимо участия в мероприятиях для РДЧ, проводимых всей библиотекой, эти отделы занимаются и индивидуальным информированием педагогов о литературе по предметам школьной программы, выполняют тематические запросы взрослых читателей.
Особый отдел
В 1993 году в ЦГДБ «переехал» фонд библиотеки городского отдела образования. К тому времени этот фонд требовал оценки его состава, редактирования и рациональной организации. В библиотеке был создан сектор, а затем и отдел педагогической информации, который стал осуществлять информационную поддержку руководителей детского чтения по специальным вопросам. Основная форма обслуживания в отделе – читальный зал.
Отдел педагогической информации обслуживает только взрослых читателей.
Основная задача отдела – формирование системы информационного обслуживания руководителей детского чтения, то есть:
- Создание условий для квалифицированного и оперативного обслуживания руководителей детского чтения.
- Максимально полное предоставление информации об учебных и научно-методических материалах на всех видах носителей информации.
- Информационная и документальная поддержка учебных программ основного и дополнительного образования, реализуемых различными образовательными учреждениями.
Отдел педагогической информации предоставляет своим читателям для работы:
- фонд научно-методических материалов,
- фонд периодических изданий по педагогике и детской психологии (около 140 наименований),
- книги по теории и практике образования, обучения, воспитания, детской психологии,
- фонд отраслевой литературы в помощь преподаванию учебных дисциплин,
- некнижные носители информации (аудиоматериалы, электронные документы),
- доступ к сети Интернет.
Отдел, в соответствии с возложенными на него задачами, выполняет следующие функции:
• Организует библиотечное, информационно-библиографическое и справочное обслуживание следующих групп читателей:
– администрация школ, работники отдела образования;
– учителя-предметники;
– воспитатели школ, социальные педагоги, психологи, классные руководители;
– сотрудники детских дошкольных учреждений;
– сотрудники учреждений дополнительного образования детей (станции юных техников, учебно-экологического центра, детской музыкальной школы, детской художественной школы, дворца детей и молодежи, работников детских клубов и объединений);
– педагоги других учреждений образования (лицеев, колледжей, технических училищ и т.п.),
– другие специалисты, связанные с обучением, воспитанием, организацией досуга детей;
– студенты;
– родители;
– библиотекари.
• Осуществляет отбор, накопление и распространение информации по педагогике и психологии.
• Организует и пропагандирует в целях активного использования справочно-библиографический аппарат отдела:
– ведет систематическую картотеку статей по педагогике и психологии в карточном и электронном вариантах,
– ведет каталог книг по педагогике,
– создает фонд выполненных справок.
• Организует справочно-библиографическое обслуживание читателей:
– ведет групповое и индивидуальное информирование абонентов о новой литературе,
– составляет и пропагандирует информационно-библиографические списки литературы по педагогике и психологии,
– выполняют устные и письменные справки по запросам читателей,
– занимается подготовкой и проведением устных обзоров литературы,
– принимает участие в августовских и январских совещаниях учителей, в педагогических советах.
• Оказывает консультативную помощь библиотекарям системы по вопросам информационно-библиографического обслуживания руководителей детского чтения.
Для осуществления качественного информационно-библиографического обслуживания пользователей в отделе постоянно ведется аналитическая работа.
Обслуживание специалистов-педагогов
Обслуживание педагогов в отделе осуществляется на различных этапах их профессиональной деятельности: учебном (при получении специальности), практическом, повышения квалификации, научном и самообразовательном. Специалистов условно можно разделить на следующие группы.
1. Работники административно-управленческого аппарата: директора, завучи школ, работники отдела образования. Их запросы в большинстве случаев связаны с системой управления общеобразовательными учреждениями, с документной поддержкой образовательного процесса.
2. Педагоги-практики. Информационные потребности пользователей этой группы связаны с профессиональной деятельностью и сводятся к следующему:
во-первых, это информационно-библиографическое обеспечение учебных программ, курсов, предметов, новых направлений в педагогике и психологии;
во-вторых, получение полной и оперативной информации:
– о новых учебных и методических пособиях, литературе по предмету, видеокурсах, компьютерных образовательных программах, а также об источниках их получения,
– о текстах учебных программ, их авторах и опыте работы по этим программам,
– о новых периодических изданиях и публикуемых в них материалах.
3. Cтуденты педагогических вузов. Их информационные потребности связаны с учебной деятельностью.
Обслуживание читателей, не связанных с педагогикой профессионально
К категории руководителей детского чтения относятся и родители. Важность их педагогической грамотности трудно переоценить. В отделе есть все необходимые условия для оказания помощи родителям, которые заинтересованы в повышении своей педагогической культуры. Фонд отдела содержит издания по семейной педагогике, по детской и семейной психологии. Отдел выписывает ряд периодических изданий, которые публикуют материалы и для родителей. Это газеты «Первое сентября», «Детский сад со всех сторон», «Здоровье детей», журналы «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Воспитание школьников», «Школа здоровья», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» и др. Вся поступившая информация внимательно просматривается библиографом отдела, аннотируется и заносится в электронный каталог и карточную систематическую картотеку статей по педагогике и психологии в раздел «74.9 – Семейное воспитание и образование». Данный раздел картотеки особенно тщательно сопровождается библиографом отдела и содержит очень много тематических подразделов, что облегчает родителям поиск информации.
Дополнительными бесплатными услугами для всех категорий взрослых читателей являются: прием заявок по телефону, создание тематических подборок, сохранение их в течение всего срока работы пользователя над темой. Таким образом, реализуется и принцип комфортности работы с информацией. Его реализация, к сожалению, ограничена возможностями помещения. Несмотря на это, стремление к созданию комфортной информационной среды воплощается в организации текущего информирования о новых поступлениях через постоянно действующие книжные выставки, через доступ к сети Интернет, где на сайте библиотеки регулярно представляется:
- информация о новинках,
- перечень периодических изданий, которые выписывает библиотека.
Что ищут взрослые?
Хочется отметить, что в последнее время, педагоги очень активно пользуются услугами отдела педагогической информации, запросы их стали сложнее и разнообразнее.
В целом запросы педагогов отражают инновационные поиски в области образования и воспитания детей, динамику профессиональных ценностей учителей, процессы, происходящие в детско-юношеской среде. Большинство запросов возникает на стыке разных дисциплин, что усложняет процесс поиска информации. В этой ситуации запросы, связанные со школьными дисциплинами, такие, например, как тематическое планирование по предмету, сценарий урока по конкретной теме и т.п., оказываются наиболее простыми. Значительный комплекс запросов отражает поиски личностно-ориентированной педагогики. Например, «Эмоционально-личностная значимость обучения», «Тестирование детей по личностным качествам», «Личностно-ориентированная дидактика», «Формирование самопознания и самореализации как необходимое условие развития личности», «Личностная готовность ребенка к школе».
Сегодня приоритетным направлением информационно-просветительской деятельности является сохранение истории родного края, отечественной истории вообще, воспитания чувства патриотизма. Это создало предпосылки для введения в общеобразовательных учреждениях таких курсов, как регионоведение, краеведение. Запросов по этим темам возникает множество: «Региональный компонент в преподавании предметов», «Национально-региональный компонент в дошкольном образовании», «Патриотическое воспитание младших школьников», «Воспитание любви к малой родине», «Государственные символы России»... Все не перечислить. Литература по данным темам стала появляться, в особенности та, что касается теории вопроса. Но чувствуется недостаточность в материалах именно о нашем крае. Поэтому одно из важнейших направлений в работе библиотеки – усиление внимания к комплектованию фонда отдела литературой по краеведению.
Анализируя запросы педагогов, можно отметить огромный интерес к проблеме здоровья детей: «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе», «Культура здоровья школьников», «Индивидуальный подход к учащимся на уроках физкультуры», «Как избежать перегрузок при выполнении домашних заданий?»
Большой интерес вызывает и проблема здоровья самих педагогов, поэтому часты такие запросы, как «Синдром эмоционального выгорания педагога», «Психологическое здоровье учителя» и т.п.
В связи с введением в учебные планы школы профильных курсов отмечается частое обращение педагогов к теме профориентации вообще и профильного обучения в частности. Надо сказать, что литературы по данной проблеме достаточно много, освещена она очень подробно в профессиональной периодике. Но есть большая потребность в изданиях обобщающего характера, содержащих теоретико-методологические основы профессионального и личностного самоопределения старшеклассников. Это книги таких авторов, как Н.С.Пряжников, Е.А.Климов, Э.Ф.Зеер и др.
По запросам педагогов можно составить представление и о психологической подготовке учителя. Сегодня типичными запросами являются такие, как «Воображение как фактор поведения школьников», «Дети с ослабленной нервной системой», «Рефлексия школьников», «Гиперактивные дети», «Психология конфликтов».
По-прежнему актуальными являются вопросы новаторских методов обучения и воспитания, истории образования в России, педагогических движений за рубежом.
Столь обширный круг запросов предъявляет высокие требования к квалификации библиотекаря-библиографа. В связи с этим сотрудники отдела осваивают понятийный аппарат педагогики и психологии и смежных с ними наук, межпредметные связи, вопросы правового обеспечения образовательной деятельности.
Опыт нашей работы показал, что наиболее действенными формами работы с педагогами стало периодическое распространение информационных списков литературы (по ведущим темам школ, к педагогическим советам и совещаниям методических объединений учителей-предметников), проведение информационных обзоров, индивидуальное информирование.
При необходимости работники отдела оказывают консультативную помощь читателям. Конечно, такого рода помощь мы оказываем в индивидуальном порядке, что требует больших затрат времени: обслуживание каждого индивидуального пользователя – весьма трудоемкий процесс, несмотря на все удобства поиска информации, обеспеченные у нас в библиотеке. Одним из основных принципов обслуживания является приоритет интересов читателей и полнота предоставления информации, что иногда требует не только подбора, но и предварительной оценки источников. Библиотекари стремятся предоставить прежде всего базовые документы по теме, дополняя их источниками более частного характера.
Опыт работы сотрудников отдела с родителями показал, что они в основном обращаются в библиотеку за педагогической информацией при возникновении каких-то конкретных вопросов. Обычно это связано с воспитанием детей, помощью им в учебе, разрешением психологических проблем и конфликтов.
Наиболее популярны среди родителей следующие темы:
- Воспитание детей: «Близнецы: как их воспитывать?», «Воспитание подростка», «Ребенок и деньги», «Авторитет взрослого в семье», «Воспитание в неполной семье», «Как правильно организовать детский праздник?» и т.п..
- Помощь в обучении детей: «Как подготовить ребенка к школе?», «Как помочь ребенку в приготовлении уроков?», «Что делать, если ребенок не желает учиться?», «Как помочь слабоуспевающему школьнику» и т.п.
- Возникновение конфликтных ситуаций в семье и школе: «Конфликты между детьми», «Надо ли наказывать детей?», «В семье – отчим», «Конфликты с учителем», «Конфликты со сверстниками».
- Психология ребенка: «Одаренный ребенок», «Гиперактивный ребенок», «Как справиться с детскими страхами», «У ребенка стресс» и другие.
Работа по привлечению родителей в детскую библиотеку последнее время стала интенсивнее, ведь как бы ни была неоспорима роль детских библиотек, учителей, воспитателей детского сада в начальном приобщении детей к чтению, первым и основным руководителем детского чтения является семья. Именно родители читают ребенку его первые книжки, рассматривают вместе с ним картинки, переживают вместе с ребенком его радость узнавания и удивления, его счастье и горе, связанные с приключениями и судьбами первых любимых литературных героев. Именно родители выбирают и покупают детские книжки, формируя домашнюю библиотеку, позже – советуют ребенку, какую книгу прочитать, взять в детской библиотеке. Таким образом, именно родители оказывают наибольшее влияние на формирование круга чтения, читательских вкусов и предпочтений детей на ранних этапах читательского развития.
Если мама познакомится с детской библиотекой до рождения ребенка, то можно быть уверенными в том, что ее сын или дочь обязательно станут нашими читателями. Для того чтобы привлечь в детскую библиотеку и эту категорию наших читателей, в библиотеке, наряду с комплектованием фонда книгами по раннему развитию детей, предполагается приобретать книги для будущих мам.
Проводим мы и экскурсии для родителей, чтобы они поближе познакомились с отделом и его услугами, фондом, справочным аппаратом и тематическими книжными выставками. Например, такими, как «Воспитание без огорчений», «В семье младший школьник», «Ваш беспокойный подросток», «Этот серьезный дошкольник». Примерно по таким же темам мы создаем и рекомендательные списки литературы для родителей, которые раздаем во время экскурсий. Кроме того, библиографы отдела подготовили рекомендательный указатель литературы для родителей «Воспитание без огорчений». Нужно отметить, что такие формы работы оказались достаточно действенными и удобными при общении с родителями. В этих библиографических изданиях они находят литературу, на страницах которой нашлись бы ответы на их вопросы, и обращаются к нам для ознакомления с этой литературой.
Для дальнейшего развития отдела педагогической информации и для информационной поддержки всех категорий читателей мы предполагаем делать следующее:
- обеспечивать больше возможностей для самостоятельной работы пользователя с различными источниками информации, с карточными и электронными каталогами и картотеками, сетью Интернет;
- отслеживать и применять в своей работе новые услуги и возможности в сфере библиотечно-библиографического и информационного обслуживания,
- продолжить создание полнотекстовых баз данных по наиболее актуальным темам.
Благодаря тому что школьные библиотеки наиболее приближены к педагогическим коллективам и библиотекари принимают активное участие в организации связей между педагогами школ и ЦГДБ, у нас наблюдается практически стопроцентное привлечение учителей в ЦСДШБ. Активными читателями библиотеки являются и педагоги дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей. Всего услугами ЦСДШБ пользуется 1682 руководителя детского чтения (в прошлом году – 1396 человек), что составляет 13,6 % от общего числа читателей.