Информационные педагогические советы
Ордина
директор ЦСДШБ
ДЕЛОВОЕ, творческое сотрудничество педагогов и библиотекарей сложилось в ЦСДШБ с самого начало ее образования.
За 25 лет успешного существования системы формы взаимодействия школы и библиотеки развивались и совершенствовались.
Изначально они были традиционны: педсоветы и методобъединения (или, как они ранее назывались, секции учителей-предметников), на которых давалась информация о литературе в помощь воспитанию и обучению учащихся.
Точкой отсчета в приобретении серьезного и конструктивного опыта общения с учительской средой стало информационно-аналитическое совещание сотрудников ЦСДШБ и администрации школ города (неофициально – День директора), состоявшееся в 1982 году.
Цель нашей первой встречи – познакомить администрацию школ с итогами работы ЦСДШБ за 2 года, обсудить основные направления дальнейшей совместной работы, найти выход из некоторых затруднительных ситуаций.
Готовясь к совещанию, мы руководствовались следующими соображениями.
Во-первых, директор как руководитель учебного процесса в школе и главное лицо в создании базы и обстановки для осуществления учебного плана, должен хорошо понимать значение позитивно и грамотно работающей библиотеки, тесно сотрудничать с ней в разработке планов развития школы, а также в сфере развития информационной грамотности учащихся и программ пропаганды чтения.
Во-вторых, нам хотелось попробовать понять директора, посмотреть на себя и свою работу глазами не специалиста библиотечного дела, а человека, который видит все по-другому, которому библиотечная работа кажется порой несложной, незначительной, ему просто некогда видеть все самому. Надо умело показать себя и свою работу, ведь директор – педагог, а настоящий педагог обязательно оценит профессионально и тактично предложенную информацию.
И когда устанавливается доверие, взаимопонимание, возникает и обратная связь, столь желательная и необходимая в дальнейшей совместной работе.
Первая встреча, прошедшая в ЦГДБ, была весьма представительной. В ней приняли участие заместитель главы города, заведующий гороно, работники городского финансового отдела. В своих выступлениях они признали опыт централизации положительным. Сотрудники библиотеки подготовили обзор совместной работы школ и ЦГДБ в рамках объединенной системы, представили систему информационно-библиографической и методической помощи руководителям детским чтением, провели подробный анализ комплектования программной литературой, а также литературой по внеклассному чтению, педагогическими материалами.
Директорам была предложена экскурсия по библиотеке, выдан пакет документов регламентирующего и информационного характера. Значимость и эффективность этой встречи были очевидны всем.
На последующих встречах коллектив ЦСДШБ представлял авторские программы дополнительного образования, выносил на обсуждение по-прежнему актуальные вопросы организации библиотечного обслуживания детского населения города, привлечения к чтению, комплектования и сохранности книжного фонда, информационных потребностей и информационной культуры пользователей библиотеки.
Участников совещаний интересовал опыт совместной работы педколлектива с ЦГДБ и школьной библиотекой (теперь филиал городской детской), которым делились директора ряда школ. Проявляли они и внимание к правовым, регламентирующим документам.
Последнее (пятое) информационно-аналитическое совещание «Детская библиотека и школа: практика и проблемы сотрудничества» состоялось в апреле 2002 года. Особенность этого совещания – внедрение инновационных моделей работы: разработка и реализация новых программ дополнительного образования, информационные технологии в поддержку образования и самообразования и организация работы медиатеки как новой реальности информационного сервиса.
Мы еще раз напомнили административному аппарату школы, что поставленные задачи, как краткосрочные, так и долгосрочные, рациональны и достижимы.
Замечу, что первые встречи психологически оказались для нас нелегкими, напряженными. От нас требовались четкая организация совещаний, убедительность и обоснованность своих позиций, деликатность и внимание к аргументам и предложениям гостей.
Нам, в свою очередь, нужны были поддержка, понимание, одобрение, желание сотрудничать.
И сегодня, когда наши взаимоотношения регулируются договорами о некоммерческом взаимодействии между двумя юридическими лицами, ЦСДШБ и МОУ средняя общеобразовательная школа, мы это очень тонко чувствуем и дорожим уважительными, доверительными, искренними отношениями.
Следующим шагом в построении системы взаимодействия со школами – по аналогии с Днем директора – стало совещание заместителей директоров по воспитательной работе, сотрудничество с которыми – обязательная составляющая в решении главной задачи детской библиотеки. Именно они отвечают в школе за создание для детей благоприятной среды развития, за формирование потребности в чтении, информационных потребностей (запросов), организацию осмысленного, духовно наполненного досуга.
Основной задачей совместной деятельности библиотекаря и зам. директора является совместное планирование мероприятий по работе с информационными ресурсами библиотеки в помощь учебному и воспитательному процессу.
Деятельность библиотекаря и зам. директора соответствует целям воспитания и образования в школе, определяет степень ответственности и обязательности каждого участника в реализации программы чтения учащихся школы.
А что такое или кто такой «читающий ребенок»? Читающий ребенок – это счастливый человек. Читая, он сумеет прожить не одну, а тысячу жизней.
Читающий ребенок владеет богатствами родного языка, у него образная, грамотная речь.
Читающий ребенок – личность, способная удивить даже близкого человека.
Читающий ребенок будет здоров. Не зря над дверью библиотеки в Фивах было написано «Место, где лечат душу».
Читающий ребенок сумеет избежать худшего типа образования XXI века – возрастающий интеллект при обнищании духа. Именно это случается, когда нарушается органичная связь между образованием и воспитанием. А лучшим инструментом воспитания души всегда являлось чтение художественной литературы.
Школа и библиотека имеют общие цели – дать стандартное образование и развить индивидуальность каждого человека.
И здесь библиотекари и педагоги – союзники, которые должны объединить свои усилия для достижения этих целей.
Мы понимаем, что являемся свидетелями происходящих изменений в процессах образования: идет интенсивный поиск в области его содержания. Школы ищут новые идеи, пути, подходы к улучшению качества обучения. Модернизация учебного процесса требует необходимых ресурсов, среди которых значимое место занимают библиотека и ее сотрудники. Все это вызвало к жизни новую организационную форму взаимодействия библиотеки с педагогами – информационный педсовет.
И в этой связи очень важно, еще раз подчеркну, объединение позиций библиотекарей и педагогов в создании эффективного образовательного пространства.
Разрабатывая новую форму сотрудничества, мы определили ряд задач.
Акцентировать внимание педагогов на вопросах чтения учащихся, привлечения в библиотеки, развития их информационной культуры; помочь в поиске форм, способствующих повышению тяги детей к чтению. Здесь мы исходили из того, что педагоги принимают участие в развитии и оценке информационных навыков, информационных знаний учащихся, поощряют чтение учащихся.
- С возрастанием объема самостоятельной работы школьников библиотека становится одним из основных помощников и партнеров учителя и работает на обеспечение учебного процесса школы, но не все педагоги имеют полное представление о возможности использования библиотеки как информационной базы учебного процесса. Поэтому необходимо представить педагогам информационные ресурсы, не только расширяющие их предметные знания, улучшающие методики обучения, но и предназначенные учащимся.
- Готовы мы были и к тому, чтобы раскрыть перед учителями то новое, чем располагает библиотека, и напомнить о хорошем старом, чтобы потенциал библиотеки был ими максимально и эффективно использован.
- И конечно, нам было необходимо научиться профессионально, продуманно выстраивать партнерские отношения.
Как мы готовим педсовет?
Информационные педсоветы готовились (и продолжают готовиться сейчас примерно также) индивидуально для каждой школы. Предварительно мы сделали следующее:
– составили картину чтения учащихся школы;
– определили информационные запросы учащихся и педагогов;
– сделали анализ использования и активности участия в программах дополнительного образования, комплексах мероприятий, предложенных ЦГДБ;
– подобрали пакет документов – информационный буклет и статистические таблицы, характеризующие объем и направления работы ЦСДШБ со школами города.
Предприняли мы и попытку создать, образно говоря, «портрет» школы: каковы особенности учебного и воспитательного процесса, школьные традиции, как складываются взаимоотношения с библиотекой, как откликается она на наши предложения о сотрудничестве и т.д.
На информационных педсоветах мы представляли центральную детскую библиотеку и работу всей системы во всем многообразии информационных возможностей для их эффективного использования в педагогической деятельности. Таким образом, мы предлагали помощь в освоении информационного пространства библиотеки, при этом уточняли, какая из видов информации в данном случае лучше соответствует потребностям читателей. Библиотекари, подчеркивали мы, как верные партнеры во всех педагогических начинаниях, инновациях, никогда не останутся равнодушными к работе педагога, при этом их влияние должно быть положительным и конструктивным.
Как мы выстроили свое общение с педагогическим коллективом школы?
В своих выступлениях сотрудники библиотеки обозначили основные направления в нашей работе, представили программы дополнительного образования «Основы информационной культуры», «Школа юного краеведа», «Школа социального успеха», «Твои права» с комментариями об участии в них данной школы, дали информацию о книжных материалах и медиаресурсах. При этом принималось во внимание то, что цели использования учителями полученной информации могут быть разнообразными:
– для подготовки к уроку, внеклассному часу, педсовету, внешкольному мероприятию;
– для самообразования, удовлетворения собственных интересов;
– для удовлетворения интересов учащихся;
– для подготовки к родительскому собранию (очень важно донести до родителей значение чтения и библиотеки) и так далее.
По просьбам некоторых школ на информационных педсоветах было уделено внимание вопросам комплектования фондов школьных библиотек, новым информационным технологиям. Педагоги побывали в интернет-классе, медиацентре, отделе педагогической информации, познакомились с материалами, представленными на выставках.
Временные рамки педсовета составляли два-три часа. Сообщения длились от 10 до 15 минут. Вся информация уложилась в один час, остальное время было посвящено знакомству с отделами библиотеки и работе в них.
Безусловный оптимизм вызывала у нас реакция педагогов на предложенную им форму сотрудничества. Разумеется, степень заинтересованности была различной, но воодушевляло то, что равнодушия мы не ощутили. Более того, у некоторых школ возник такой неподдельный интерес к предстоящей встрече, что они приняли участие в ее подготовке. Так, например, директор одной из школ предварительно встретился с организаторами информационного педсовета, внимательно ознакомился с его программой, обошел всю библиотеку и дал дельные советы по организации встречи. С программой информационного педсовета знакомились все школы, но такой обстоятельный подход нас очень порадовал и обнадежил.
На информационных педсоветах мы готовы выслушать все пожелания педагогов относительно политики развития библиотеки, стратегии дальнейшего нашего взаимодействия, так как понимаем, что гармонично складывающиеся партнерские отношения – гарантия общего успеха.
Форму «информационный педсовет» мы успешно используем не только с отдельными школами, но и с различными группами руководителей детским чтением. Такой педсовет прошел у нас для классных руководителей, воспитателей групп продленного дня, педагогов дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования. Ежегодно у нас бывает от трех до пяти таких встреч.
Содружество педагога и библиотекаря в развитии детского чтения проверено временем. Мы стремимся к тому, чтобы наше сотрудничество было еще плодотворнее, чтобы к замечательным словам Симона Соловейчика: «Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики», – можно было добавить: «Вы удивительный библиотекарь, у Вас талантливые читатели!»