Родительские собрания в детской библиотеке
Владимировна
Лысая
зав. ИБО
Лисакова
зав. сектором
«Пирамидка»
Я хочу познакомить вас с одной из форм работы по развитию семейного чтения в нашей ЦСДШБ. Это родительские собрания в библиотеке. Они проводятся у нас уже три года.
Дело в том, что в процессе общения с нашими читателями мы пришли к выводу: многие родители считают, что детская библиотека – только для детей, а они, родители, там «лишние люди».
С целью изменить такое мнение и дать информацию о возможностях и ресурсах библиотеки, которые взрослые могут использовать в воспитании и обучении ребенка, мы стали проводить родительские собрания в самой библиотеке.
Кроме того, такие мероприятия – это и повод познакомить родителей с детской библиотекой, и возможность рассказать, как и что читают их дети, и помочь советами по привлечению детей к чтению.
Прежде всего мы разослали в школы предложения о проведении родительских собраний, но не в классе, как обычно, а в библиотеке. Честно говоря, переживали, откликнутся ли родители на наше предложение: ведь все они очень заняты, а идти в библиотеку нужно было после работы.
Однако, вопреки нашим опасениям, явка на каждое такое собрание была практически 100 %. Здесь надо отдать должное предприимчивости классных руководителей, которые помогли донести до родителей необходимость посетить родительское собрание в библиотеке. Особый интерес к работе детской библиотеки проявили родители учащихся начальной школы.
В тематику родительских собраний входили:
- анкетирование;
- экскурсия по библиотеке, где родители познакомились с содержанием работы отделов библиотеки;
- информация о литературе, которую читают дети данного возраста, кроме того, для родителей каждого класса была подготовлена информационно-аналитическая справка о чтении детей в библиотеке;
- советы, как привлечь детей к чтению, в дополнение родителям была предложена памятка «Научите ребенка любить книгу», разработанная сотрудниками абонемента дошкольников и учащихся 1–4-х классов;
- обзор периодических изданий, из которого родители узнали, какие газеты, журналы есть в библиотеке и какие издания можно использовать в качестве дополнительного материала для изучения школьных предметов;
- а также советы по созданию и организации домашней библиотеки.
Нам очень хотелось, чтобы родители увидели в нас друзей и помощников.
Многие из них оказались в библиотеке первый раз, и было видно некоторое недоверие или непонимание – зачем им, родителям, все это нужно. Но уже при заполнении анкет они прониклись, заинтересовались и достаточно добросовестно ответили на вопросы анкеты «Чтение – праздник души», разработанной кандидатом педагогических наук, преподавателем кафедры детской литературы Челябинской государственной академии культуры и искусств Натальей Константиновной Сафоновой.
Так, изучив первые 113 анкет, мы получили представление об организации чтения ребенка в семье; об отношении к чтению родителей, об участии родителей в этом увлекательном и сложном процессе.
Если позволите, я поделюсь с вами некоторыми выводами.
Из анкет мы увидели, что наиболее активные участники процесса приобщения детей к чтению – это мамы и бабушки. Чаще, конечно, мамы.
В 13 из 113 семей книга входит в семью почти с рождением ребенка; в 27 семьях ребёнку начали читать в один год; в 32 – с двух до трех лет. Самостоятельно дети начинают читать с пяти до шести лет.
В каждой семье, что очень приятно, есть домашняя библиотека, объем которой колеблется от нескольких книг до одной тысячи. Анкеты показали, что в домашней библиотеке преобладают сказки, далее идет познавательная литература. Но чаще был ответ: «всего понемногу».
Лишь 10-я часть опрошенных родителей выписывает журналы. Заметим, что в библиотеке 40 наименований периодических изданий для младших школьников и 60 – для подростков.
На вопрос об отношении ребенка к совместному чтению большинство родителей ответили, что ребенку этот процесс нравится.
При совместном чтении родители не просто читают книги, но и помогают понять прочитанное.
Чего же, на взгляд родителей, им не хватает, чтобы помочь своему ребенку в трудном, но увлекательном процессе – чтении?
Из 113 человек – 64 ответили, что им не хватает времени. 12 – знаний в области детской литературы, 11 – знаний в области детской психологии. 29 человек ответили, что им не хватает знания форм и приемов привлечения к чтению.
Многие родители отдали предпочтение рекомендательным спискам и планам чтения. 13 человек захотели получить индивидуальную консультацию.
Последние ответы указывают на то, что родители нуждаются в помощи библиотекаря, в поддержке профессионала. Ориентируясь на итоги анкетирования, мы стараемся планировать дальнейшую работу, учитывая пожелания и предложения родителей.
Первичные родительские собрания носят ознакомительный характер. Они называются «Библиотека и книга в жизни вашего ребенка». Далее планируются собрания на тему «Чтение в семье», «Экология», «Краеведение» и др.
Самое главное, что результаты нововведения оправдали ожидания. Родители, увидевшие в первый раз библиотеку, где читает их ребенок, ознакомившись с богатым фондом литературы, как для детей, так и для родителей, уже стали приходить в библиотеку вместе с ребенком.
Родительские собрания, проведенные в предыдущие годы, вызвали интерес у родителей и классных руководителей. В первый год было проведено 5 собраний, во второй 10... В этом году только в сентябре их было 3.
Классные руководители приходят вместе с родителями детей своего класса. Мы прекрасно понимаем, что организовать такие мероприятия без поддержки классного руководителя было бы гораздо сложнее.
Таким образом, удалось наладить тесное сотрудничество, как с родителями, так и с классными руководителями. И мы очень надеемся, что сотрудничество поможет не только вырастить из маленького человека большого читателя, но и будет способствовать возрождению традиций семейного чтения.