Григорьевна
Кузнеченкова
зав. сектором
школы № 202
ПРЕЖДЕ чем начну описывать собственно идеи, небольшая преамбула: я работаю в специальной школе открытого типа для детей с девиантным поведением.
Что же отличает этих детей от других, кроме асоциального поведения? Как читатели, они обладают очень слабой техникой чтения, зачастую на уровне начальной школы, интересы их не сформированы или утеряны под давлением бытовых или социальных обстоятельств.
Что же делать? Как привлечь в библиотеку таких особых подростков? Чисто библиотечные формы – уроки, беседы, обзоры, даже громкие чтения – практически не работают. Приходится искать формы, где книга выступает опосредованно.
Уже четвертый год на базе школьной библиотеки работает клуб «Твой выбор». Это «творческая лаборатория» для детей и взрослых. Задача клуба – через сотрудничество и совместную деятельность детей, воспитателей, учителей (при необходимости и возможности – родителей) создать атмосферу доверия и творчества, дать возможность ученикам реализовать себя, стать активными читателями и помощниками библиотеки.
Так какие же формы вызывают интерес и заставляют этих ребят обращаться к книге? Прежде всего – активные! Так, готовясь к юбилею родного города, мы, участники клуба, оформили стенд «Старые фотографии молодого города». Вместо подписей фотографии обозначили цифрами. За эти годы город очень изменился, и, чтобы узнать на фотографиях знакомые места и ответить на вопросы, надо было потрудиться: поработать с различными изданиями и буклетами, выбрать дополнительную информацию (год постройки, архитектор, значение того или иного памятника). Эта фотовикторина проходила в каждом классе, и ребята проявили активность и истинную заинтересованность в результатах. Нам же был важен сам процесс.
Настоящее удовольствие от общения с ребятами (нашими, девиантными!) получили мы и в другой игре – «Прощай и здравствуй, старое кино!». На видеопленку записали отрывки из кинофильмов прошлых лет, причем непременным критерием отбора фильмов был литературный первоисточник. Вопросы викторины были составлены так, чтобы создалась необходимость обратиться именно к книгам: Ж.Верна, Р.Стивенсона, Х.К.Андерсена…
Клуб существует четвертый год, и у нас появились свои традиции. Одна из них – новогодний спектакль, где актеры – дети и взрослые. Может быть, спектакль – это чересчур громко сказано, скорее – театрализованное представление. Все – от сценария до костюмов – делаем своими руками. Обязательно берем в помощники книгу, но стараемся не забыть и современные веяния, о чем говорят названия этих праздников: «Новогодний кастинг», «Собачья тусовка под Новый год» и т. д. Что делать, приходится учитывать специфику подросткового возраста и склонности наших несколько необычных детей…
Очень результативной оказалась выставка «Лики современности» по проектам Е.Рождественской «Ассоциации и фантазии». Рассматривая картины художников прошлого и фото, сделанные Екатериной Рождественской, ребята пытались угадать черты известных современников: телеведущих, спортсменов, актеров театра и кино, изображенных фотографом в такой же «картине». Радость узнавания была очень искренней, а вот словарного запаса явно не хватало…
Были у нас попытки провести и серьезное мероприятие. Особенно удалась, на наш взгляд, литературно-музыкальная композиция «Письма с фронта». В костюмах «военного времени», взяв в руки солдатские треугольнички писем, ребята зачитывали живые строки подлинных писем. Пели песни военного времени вместе с приглашенными ветеранами и солдатами военной заставы. И может быть, вообще впервые в жизни задумались наши подростки о войне и Родине.
Планов и идей много. Будем рады, если хоть некоторые из представленных кому-то понравятся, придутся как говорится, ко двору.