Сорокина
зав. читальным
залом ЦГДБ
Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста.
Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
Работники читального зала разработали для детей старшего дошкольного возраста цикл занятий «Наша Родина – Россия». Цель его – развитие интереса к своей стране, краю, воспитание любви к Родине, к родной земле.
Любовь маленького человека к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Поэтому цикл «Наша Родина – Россия», включает следующие темы:
- Семья и родной дом
- Слово о нашей Родине. «Большая» и «малая» Родина
- Гордые символы России. Герб, флаг, гимн
- Мы живем на Урале
- Мой родной город Озёрск
- Твой Кремль
- Избушкины секреты
- В каждой избушке – свои игрушки
- Поэзия народного костюма
- Сундук сказок. Русские народные сказки
- Сказки народов России
- Богатырская наша сила. Былины
- Наша армия родная
- Дорога в космос. Ю.А.Гагарин
- «Многих наук зачинатель» М.В.Ломоносов
- Великая Победа
Формирование чувств гражданственности и патриотизма у детей-дошкольников – это процесс длительный, целенаправленный и систематический, поэтому свою работу мы проводим в тесном контакте с детским садом и семьей. Занятия в библиотеке проводятся два раза в месяц. Знания, полученные детьми, закрепляются на занятиях в детском саду. А домашние задания дети выполняют вместе с родителями.
В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? Какие средства и методы должен использовать библиотекарь в своей деятельности, чтобы детям дошкольного возраста была доступно, понятно, интересно…
Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, краю, к родной стране у него проявляются в восхищении и любви к своему городу, краю, своей стране. Именно эти чувства мы стремимся вызвать в процессе работы с детьми.
Учитывая психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений), мы стараемся использовать такие методы и приемы, которые воздействуют на его наглядно-образную сферу. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют его закреплению разнообразные игры.
Занятие «Слово о нашей Родине. «Большая» и «малая» Родина» – одно из самых трудных. Здесь ребята знакомятся с физической картой России, учатся ее «читать», самостоятельно находить и показывать нашу страну, край и город (приблизительно) на карте. Трудно? Выручают необычные приемы.
Демонстрируются любимые детские игрушки – матрешки. Самая большая – это наша большая Родина – Россия; поменьше – малая родина – наш край Урал; следующая матрешка – город, потом – улица, дом; самая крошечная – квартира.
Библиотекарь выстраивает матрешки, берет их в руки поочередно, начиная с самой маленькой, и говорит: «Я живу в квартире номер…»
«В доме номер…»
«Мой дом стоит на улице…»
«В городе …»
«В крае…»
«В стране Россия»
А дальше можно много раз упражняться: называть в обратном порядке и наоборот….
При помощи этой игры мы закрепляем с детьми понятия «большая» и «малая» Родина, название страны, края, города и домашний адрес. Обращаем внимание детей на соотношение: страна большая, край – поменьше, город – совсем маленький.
Одним из наглядно-образных приемов может быть «воображаемая ситуация»: путешествие, встреча с воображаемыми героями или создание воображаемой географической карты. Так, библиотекарь предлагает: «Давайте мысленно представим, что мы прилетели в другую страну. Что вы можете рассказать людям другой страны о нашей стране – России? Или на занятии о родном городе библиотекарь предлагает: «К нам в гости приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем, куда поведем?»
Эти ситуации можно разнообразить игрой: на занятии «Урал – пояс каменный» дети создают воображаемую географическую карту России (предварительно познакомившись с настоящей географической картой). Один ребенок из группы получает флажок красного цвета. Библиотекарь говорит: «Это будет наш воображаемый город Озёрск». Несколько детей получают флажки голубого цвета – это наш край Урал. У остальных ребят – флажки разных цветов – это наша страна Россия. Библиотекарь говорит: «Озёрск» – и ребенок поднимает красный флажок, «Урал» – и дети должны поднять флажки голубого цвета, «Россия» – все флажки. Библиотекарь объясняет детям, что наш город Озёрск и наш край Урал – это наша малая родина, часть России, из таких маленьких уголков и состоит наша большая Родина – Россия.
Государственная символика также непросто дается малышам. Но попробуйте показать им флаг России, помочь внимательно разглядеть его, а потом предложите найти среди прочих других – вы увидите, как скоро будет найден именно российский! То же самое можно проделать с гербом.
На занятиях мы часто используем «сюрпризные» моменты: они эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку и просто порадоваться, удивиться. Очень важно, чтобы начало занятия было эмоциональным. Тогда у детей сразу появляется желание узнавать.
В качестве сюрприза могут выступать новая игрушка, показ слайдов, видеофильмов, чтение стихотворения, прослушивание аудиозаписей и многое другое.
Когда мы знакомим детей с родным городом, краем, родной страной, то стремимся вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к творческой деятельности. Творческие задания направлены на закрепление полученных знаний. Они могут выполняться здесь же, на занятии, когда очень быстро из заготовленных полосок цветной бумаги получается флажок России, а могут стать домашним заданием: рисунком Уральских гор, разукрашенным русским костюмом… Впоследствии детские работы используются для выставок.
Патриотическое воспитание неотделимо от вопросов гражданственности, нравственности. Попытаться сформулировать лучшие качества русского характера, настоящего гражданина, а заодно и расширить словарный запас ребятам поможет игра «Какой он – герой?». Проводится она в рамках темы Великой Отечественной войны. Детям предлагается встать в круг и, передавая звезду по кругу, называть качества героя (смелый, добрый, внимательный, умный, любит свою Родину, защищает слабых и т.п.). Так, играя, дети «примеряют» эти качества на себя. Пусть играют! Время проявить себя во взрослой жизни обязательно настанет!