Социальные и образовательные проекты в школьных и детских библиотеках
Достигнув конца того, что следует знать,
ты окажешься в начале того, что следует чувствовать.
Д.Х.Джебран
На перекрестке опыта и культуры
Пантюхова
руководитель
справочно-
информационного центра
медико-экологического
лицея № 28,
г. Нижний Новгород
В современных условиях в общеобразовательном учреждении как социокультурном институте образование рассматривается не только как традиционное обучение и воспитание, но и как коммуникативный процесс сопричастности опыта и культур. Этот процесс многомерный, представленный в совокупности знаний, умений, установок, ценностей в таких деятельностных направлениях, как:
– обучение – процесс передачи обществом и освоения личностью операциональной культуры социума, системы умений;
– воспитание – процесс передачи обществом и освоения личностью мотивационной культуры социума, системы ценностных ориентаций;
– социализация – это процесс усвоения индивидом социального опыта путем вхождения в систему социальных связей и активное воспроизводство этой системы индивидом в его деятельности;
– инкультурация – это процесс освоения индивидом поведения и миропонимания, присущих его культуре, «в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с представителями данной культуры и отличие от представителей других культур»1.
Школьное образование – это не только основной процесс в общеобразовательном учреждении, но и конечный результат деятельности общеобразовательного учреждения, который воплощается в выпускниках и является начальным уровнем в формировании стратегических образовательных ресурсов страны (см. схему).
Одним из важных системообразующих элементов общеобразовательного учреждения является школьная библиотека. Последняя, используя библиотечные методы и формы работы, занимает оригинальную образовательную нишу и благодаря ресурсному разнообразию имеет возможность предоставлять образовательные услуги путем вовлечения школьного сообщества в проектную деятельность.
Для чего мне надо все, что я познаю
Метод проектов, проектная технология, проекты, руководители проектов – это ключевые слова современного российского образования. Почему они сегодня так востребованы, точнее, те смыслы, которые они несут? Рассмотрим по порядку.
Проект – рациональное сочетание теоретических знаний и их практическое применение для решения конкретных проблем.
Проектная деятельность – это процесс, направленный на создание нового продукта,
Проектная технология – это последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией результатов.
Метод проектов, известный также как метод проблем, возник еще в 1920-е годы в США. Обычно его связывают с идеями гуманистического направления в философии и образовании американского философа и педагога Дж. Дьюи, а также его ученика В.Х.Килпатрика. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании.
В России идеи проектного обучения возникли практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Наиболее полно идеи проектной деятельности были реализованы в педагогической практике А.С.Макаренко.
Таким образом, работа в проектном режиме – это организация деятельности обучающегося в социальной среде с целью расширения и обогащения его жизненного опыта.
Установка на размышление
Мы живем в эпоху, когда каждый из нас в любой момент может связаться с любым человеком из любой страны мира.
Мы живем в эпоху, когда порой дети знают о самой новой технологии больше, чем взрослые.
Мы живем в эпоху, когда компьютеры и Сеть изменили целое поколение, причем даже сильнее, чем появление печатной книги, телефона, телевидения, автомобиля изменило предыдущее поколение.
Мы живем, в эпоху, когда подрастает поколение цифровой среды2.
Вызовы времени диктуют необходимость перемен, которые должны произойти в деятельности библиотек, обслуживающих детей и подростков.
Каждый из нас не раз задумывался над вопросом: как превратить рутинную работу в библиотеке в яркую и творческую профессиональную жизнь.
Попробуем взглянуть на библиотечную работу с позиции деятельностного подхода и проектного метода.
Деятельностный подход предполагает решение пользователем конкретных задач в ходе своей учебной, профессиональной, досуговой деятельности в режиме сотворчества, содружества с библиотекарем и педагогом.
Метод образовательного проекта направлен на решение проблемы, получение конкретного результата и презентацию созданного продукта, в нашем случае – выставки.
По нашему мнению, работая в проектной технологии, библиотекарь выполняет следующие задачи:
– организует выставку;
– проектирует библиотечную среду;
– формирует у учащихся информационные и коммуникативные компетенции;
– включается в режим непрерывного образования;
– приобретает опыт;
– собирает педагогические дивиденды (по итогам рефлексии).
Читатель/пользователь, участвуя в проекте, прежде всего обучается культуротворчеству, развивает личностные качества, приобретает компетенции в области коммуникативной культуры.
Проекты бывают разные. Типология проектов очень разнообразна. Основой для классификации проектов могут быть, например:
– область знаний (монопредметные, межпредметные, надпредметные);
– приоритетный вид деятельности (информационные, исследовательские, игровые, ролевые, прикладные);
– время осуществления (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные).
Надо отметить, что школьная библиотека (подразумевается, конечно, библиотекарь) может стать инициатором проекта не только в гуманитарном направлении, но и в любой области знаний. Например, проект «Страсть. Наваждение. Мечта. Дело», «От профессии к профессии» (см. «БШ» № 02–2007).
Далее мы покажем, как традиционную выставочную работу можно «завернуть» в образовательный проект. Библиотека, осуществляя деятельность только по одному направлению – выставочному – может решить большой спектр задач:
1. Интегрировать функциональные обязанности.
2. Расширить пространство культуры, образования, информации.
3. Предоставлять образовательные услуги.
4. Раскрывать фонд.
5. Рекламировать книгу и попутно свою информационную продукцию.
6. Создавать имидж библиотеки среди педагогического и библиотечного сообщества и, следовательно, формировать бренд.
Выставочный проект принадлежит производящей культуре и способствует росту «культурных клеток» библиотеки.
Сегодня, на наш взгляд, важно прийти к пониманию, что выставку не оформляют, а проектируют, организуют, создают. Такое понимание, по словам С.Г.Матлиной, означает, что «выставка из разряда рядовых форм массовой работы при соблюдении определенных условий может перейти в иную модальность, стать культурным событием в жизни школы, города, района».
Как можно организовать выставку-проект и выставку-инсталляцию?
Погружение в результат?
Мы всегда стремимся к результату. Так вот, прежде чем начать работу, надо всегда попробовать представить себе результат.
Итак, погружаемся. Вот – инсталляция, которая имеет название: «Помогите найти Я». Возле окна библиотеки на ковре разместились стол с лампой, тумбочки, стеллаж, кресла – все это предметы выставки, своеобразная книжная территория. Сегодня на этой территории живет один рассказ – «Терновник».
На ковре лежат игрушки, но выделяется большой грузовик, в кузове которого едет смеющаяся огромная буква «Я». Она возвышается как башня. На голове у буквы кепка, на ней размещен заголовок выставки «Помогите найти…».
Стол завален бумагами – это «левая работа» мамы. Если мы возьмем бумагу в руки, то познакомимся с биографией Д.Рубиной. А вот и конфеты – ими можно угоститься. Необычные фантики, на каждом из них – маленький флажок с призывом: «Конфеты вы любите! Попробуйте полюбить читать!»
На стеллаже среди игрушек и детского «мусора» – фантиков, болтиков, бантиков, резиночек – стоит книга Д.Рубиной «Астральный полет на уроке физики». В книге – большая длинная закладка, на ее свисающей части – надпись «Начни читать с “Терновника”!». Две полки стеллажа занимают читательские рисунки и цитаты из книг. Также к стеллажам прикреплены картонные крючки, напоминающие знак вопроса, только без точки. На каждом крючке написаны вопросы. Таким образом, читатель вовлекается в игру, в ходе которой надо собрать точки. Но чтобы их собрать, необходимо ответить на вопросы, следовательно – прочитать книгу. Затем получить приз. Прочитать книгу можно прямо в библиотеке, ведь рассказ небольшой. Да и другие экземпляры книг разложены на диване, кресле, столе.
На окне стоит дерево, к дереву привязана шариковая ручка, рядом лежат заготовки вырезанной буквы «Я». Каждый читатель может прикрепить свою мечту к дереву, и вот когда оно зацветет, то наверняка мечта исполнится.
Мы специально не предлагаем фотографии выставки, потому что хотим дать волю вашей собственной фантазии, воображению.
На проектной волне к новому формату
В контексте вышеизложенного мы предлагаем организовать выставку в нетрадиционном формате, как по форме, так и по содержанию.
Название проекта: «Как дойти до горизонта выставки?»
Концепция выставки состоит в том, что читатели подготавливают материал, разрабатывают оформление, инсталлируют и презентуют выставку самостоятельно, путем включения в образовательный проект.
Цели:
образовательная – формирование через проектную деятельность пользовательской компетентности;
воспитательная – развитие у читателей личностных качеств, определение ценностей, норм, установок, убеждений, ограничений;
социализирующая – приобретение опыта и выработка поведенческих моделей через ситуации, описанные в книге, а также самоопределение читателя в культуре (индентификация) через литературных героев.
Задача
Создание предметно-книжной экспозции посредством одной книги (Рубина Д. «Астральный полет души на уроке физики», рассказ «Терновник»).
Возраст – читатели среднего возраста (5–7-е классы).
Время работы – 11 часов (резерв 2 часа) – предполагает чтение рассказа, обсуждение, выполнение творческих заданий – 5 часов; организация выставки – 2 часа; выполнение инсталляции – 2 часа; презентация – 2 часа.
Режим работы – групповой, индивидуальный.
Ресурсы
– интеллектуальные – библиотекарь; педагог; консультанты по дизайну; художники-оформители.
– информационные – необходимое количество экземпляров книг Д.Рубиной, интернет-ресурсы, биографические материалы, материалы по дизайну.
– технические – компьютеры с доступом в Интернет, принтер, множительная техника, цифровые фото- и видеокамеры, мультимедийный проектор, маркерная (пробковая) доска.
– материальные – расходные материалы (канцелярские товары, диски, дискеты, мел и т.п.); помещения для проведения занятий, размещения выставки.
– экономические – денежные средства для приобретения расходных материалов, призов для читателей и организационной команды проекта.
Ожидаемый результат – организация выставки и литературный праздник-презентация.
Социальное партнерство
1. Объединение интеллектуальных ресурсов библиотеки и образовательного учреждения.
2. Родители как консультанты по проблеме дизайна и оформления.
3. Родители как читатели (опрос мнений, обмен впечатлениями).
4. Коммерческие и некоммерческие организации как спонсоры проекта.
5. Педагоги, учащиеся как зрители и потенциальные читатели.
Прежде чем приступить к организации выставки, необходимо определить этапы:
– подготовительный (погружение в проект; составление паспорта проекта);
– организационный (подготовка раздаточного материала; подбор текстов; установление связей с общественностью и партнерами; составление плана);
– образовательный (работа согласно проектному плану);
– презентационный (проведение презентации и литературного праздника);
– рефлексивный (анализ результатов; оценка эффектов; обмен опытом; организация портфолио).
Каждому участнику проектной работы на разных этапах определено ведущее действие3.
Библиотекарь |
Читатели-учащиеся |
---|---|
1-й этап – подготовительный |
|
Формулирует тему; |
|
2-й этап – организационный |
|
Организует деятельность читателей |
Осмысляют тему |
3-й этап – образовательный |
|
Объясняет творческие задания; |
Работают над творческими заданиями самостоятельно |
4-й этап – презентационный |
|
Принимает творческие отчеты, наблюдает за поведением и контролирует бесконфликтное общение |
Демонстрируют творческие отчеты |
5-й этап – рефлексивный |
|
Анализирует ход работы, обобщает опыт, выступает с результатами |
Пишут отзыв, помогают в создании портфолио. |
Основные виды деятельности мы отразили в таблице не случайно. На наш взгляд, общие действия помогают понять сущность проектной деятельности, то есть ответить на вопрос: «Смогу ли я это сделать?»
Отсюда возникает необходимость обеспечить заинтересованность учащихся, библиотекарей и педагогов в работе над проектом. Одним словом, обеспечить мотивацию, которая станет энергетическим ресурсом творческой деятельности.
Советы и пожелания
1. Учитывайте возрастные возможности учащихся и уровень их образовательной подготовки.
2. Оформляйте доску: вывешивайте на нее цитаты, девизы и непонятные слова.
3. Привлекайте к сотрудничеству педагогов, психологов, библиотекарей, старшеклассников, волонтеров в лице родителей, бабушек, дедушек и просто знакомых.
4. Настраивайте ребят и взрослых только на позитивные эмоции.
5. Не отчаивайтесь, если что-то не получается у вас или у детей, ведь это всего лишь ошибка, которую можно исправить. Когда Эдисон изобретал лампочку, он сделал несколько тысяч неправильных схем и шутя сказал, что это всего лишь тысячи путей, как не надо делать.
6. Фиксируйте ответы ребят на видеокамеру либо письменно.
7. Создавайте фото- и видеоколлекцию творческой деятельности ребят.
Не останавливайтесь на достигнутом
В заключение уместно отметить, что в реализации проекта перед всеми участниками открываются новые горизонты деятельности, рождаются новые идеи, которые хочется воплотить, выявляются новые темы, которые хочется развивать дальше. И это убеждает нас в том, что выставка-проект, выставка-инсталляция помогает нам видеть будущее, понять прошлое и жить в настоящем времени.
Несомненно, что, овладевая методикой проектной работы, мы, взрослые, совместно с детьми наполняем наше личностное пространство культурой, информацией, образованием.
Библиография
1. Балашова Е.В. Библиотечный дизайн / Е.В. Балашова, М.Н. Тищенко, А.Н. Ванеев – М. : Гардарики, 2004.
2. Дискуссионные формы работы в библиотеке : Методические рекомендации и разработки занятий / М. Вдовина, Е. Макарова, Е. Малинина, О. Степанькова, О. Громова ; под общ. ред. О. Громовой. – М. : Чистые пруды, 2005.
3. Загашев И.О. Критическое мышление технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек – СПб. : Альянс «Дельта», 2003.
4. Загашев И.О. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – СПб. : Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003.
5. Маркова Е. От замысла до творческого самовыражения / Е. Маркова // Библиотечная газета. – 2006. – № 14. – С. 4.
6. Матлина С. Г. Привлекательная библиотека, или Что может реклама? : практическое пособие / С. Г. Матлина. – М. : Либерея, 2000.
7. Матлина С. Г. Социально-психологические и технологические основы организации фондов в школьной библиотеке / С. Г. Матлина // Школьная библиотека. – 2005. – № 20–22.
8. Мужикова Е. Ф. «Видимая» библиотека и наглядность (консультация специалиста) / Е.Ф. Мужикова // Школьная библиотека. – 2003. – № 3. – С. 30–36.
9. Пантюхова Т. Визитная карточка библиотеки / Т. Пантюхова // Библиотека. – 2000. – № 4. – С. 43–45.
10. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении : пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. – М. : АРКТИ, 2003.
11. Рожков М. И. Воспитание толерантности у школьников : учебно-методическое пособие / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук. – Ярославль : Академия развития ; Академия Холдинг, 2003.
12. Садохин А. П. Межкультурная коммуникация / А.П. Садохин – М. : Альфа-м ; ИНФРА-М, 2004.
13. Социальное проектирование. – Н. Новгород: Педагогические технологии, 2004.
14. Суслова И.М. Проектная деятельность библиотек / И.М. Суслова, З.И. Золотникова. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2005.
15. Чижиков В. В. Дизайн культурной среды / В.В. Чижиков. – М. : МГУКИ, 2001.
Мысль в подарок
Один из способов научиться что-то делать правильно – сначала сделать это неправильно.
Джим Рон, видный американский философ в сфере бизнеса
1 Садохин А. П. Межкультурная коммуникация. – М. : Альфа-м; ИНФРА-М, 2004.
2 Там же.
3 Драйден Г. Революция в обучении / Гордон Драйден, Джанетт Вос ; пер. с англ. – М. : ПАРВИНЭ, 2003.
Спонсор публикации статьи новостной интернет портал http://clickz.ru/. Посетив http://clickz.ru/ вы сможете ознакомиться с последними новостями и аналитикой из мира IT. Удобная навигация поможет быстро найти материалы нужной тематики.